return_announcements(); ?>
Главная Мужали в труде и в бою
Мужали в труде и в бою Печать E-mail

Структура и управление морским транспортом периодически менялись. Вспомним 1934 год. Правительством страны принято Постановление «О реорганизации водного транспорта». Создаётся единый в стране центр управления морским флотом «Цуморфлот», а на бассейнах образуются морские пароходства. На первых порах их было восемь, в том числе Северное морское пароходство. В структуру и управление пароходства переданы транспортный, технический, пассажирский флот, СРЗ «Красная Кузница», Архангельский морской порт, Архангельский морской техникум, Базовая электрорадионавигационная камера, отряд ВОХР, таможня, днобаза, механические мастерские, затем - Лайский СРЗ, порты Кемь, Сорока, Печора, Кандалакша, Онега, Мезень, а в дальнейшем прибавились Дворец культуры моряков, Интерклуб, профилакторий «Меридиан», служба материального снабжения, «Торгмортранс», база отдыха «Беломорец», поликлиника водников. Велось жилищное строительство, а также детских садов. Пароходство становилось большим комплексным предприятием морского транспорта.

Ещё не грянула война, мирно ходили суда по морям. В СГМП строили планы на 1941 год. Намечалось, что грузооборот возрастёт до 2172 тысяч тонн, это на 654 тысячи тонн больше, чем в 1940 году. Что же возили суда в том мирном году? Прежде всего лес и пиломатериалы - 402 тысячи тонн, стройматериалы - 114 тысяч тонн, уголь - 93 тысячи тонн, металл - 42 тысячи тонн и ещё цемент, руду, соль, рыбу и прочие грузы.

В предвоенном году передовые экипажи задавали тон в работе, стахановское движение охватило весь флот. Капитан судна «Крестьянин» С.И. Вергун объяснял позицию экипажа так: «Наш экипаж преследует одну цель с хозяйственниками, у нас один путь - борьба за выполнение плана. Мы вышли на второе место по бассейну, ставили задачу быть первыми, но не выполнили её. Готовы пойти на передовое судно "Енисей" и поучиться у них, как нужно работать. Приложим все силы к тому, чтобы завоевать Красное знамя в 1941 году, - это самая почётная награда».

Среди передовиков были пароходы «Енисей», «Аркос», «Революционер», «Диксон». Моряки определяли для себя сугубо мирные планы: сокращать простои судов, экономить топливо, искать внутренние резервы, проводить судовой ремонт своими силами, обучать молодых моряков.

Но на совещаниях хозяйственного актива пароходства всё чаще звучали тревожные слова: морской флот - резерв военно-морского флота, а сейчас сложная международная обстановка, и морякам нужно быть готовыми ко всему...

С началом войны многое изменилось, наступили трудные для всех времена. За полтора года из пароходства выбыли по различным причинам 3494 моряка, из них на фронт ушли 1659 человек, многие были направлены на суда других пароходств и на оборонные работы. В то же время шёл вольный наём на суда. Наркомат морского флота оказывал помощь, командируя моряков в СГМП, особенно комсостав. В итоге на 1 января 1943 года в пароходстве работали 3508 человек, из них 1104 женщины и 232 подростка. Хронически не хватало моряков. Но флот работал несмотря ни на что. Все понимали - война. Страна медленно, но уверенно шла к победе.

В трудном сорок втором среди передовых судов пароходства вновь пароход «Диксон». Тогда шло соревнование под девизом: перевезти для фронта как можно больше вооружения, боеприпасов, продовольствия. Сорок третий год стал роковым для «Диксона»: в Карском море его потопила немецкая подводная лодка. Экипаж во главе с капитаном О.З. Филатовым в полном составе успел высадиться на шлюпки и перебраться на сторожевой корабль.

Вскоре от англичан наше пароходство получило новый пароход, и назвали его «Диксон». По итогам работы за 1944 год он стал передовым, продолжив трудовые традиции своего предшественника. Часть экипажа была со старого «Диксона», опытные моряки задавали тон в работе.

Один из них - Николай Шарыпов, удостоенный звания Героя Советского Союза ещё в 1940 году за участие в дрейфе парохода «Г. Седов». В пароходство он прибыл из госпиталя, вылечившись после тяжёлого ранения под Сталинградом, где воевал в составе морской пехоты. Через неделю после прибытия был назначен на «Диксон». Вскоре его имя стояло в ряду лучших людей флота, таких как капитан Г.В. Беркуль, 0.3. Филатов, старшие механики Г.И. Фомин, В.К. Субботин.

Сегодня на мемориальной доске, помещённой на здании гимназии № 6, читаем: «Здесь учился Герой Советского Союза Н.С. Шарапов». У моряков пароходства есть основание для гордости: он был нашим.

В нашем пароходстве в 1943 году сложилась ситуация, когда остро стала ощущаться нехватка опытных моряков. На штатные места в экипажи судов направляли подростков, в том числе и девушек. Руководство пароходства обратилось с письмом к капитанам - принимать молодёжь, обучать специальностям прямо на месте. На берегу обучать некогда - война, хотя школы юнг уже были.

Комсостав и рядовые члены экипажей на судах восприняли эту акцию как необходимость, принимали ребят по-семейному. Да, дополнительные трудности, безвозмездная работа - но ведь это наши дети, им нужно жить, получать специальность, работать. Понимали это взрослые моряки сердцем и умом, не было случаев отказа или плохого отношения к ребятам.

На пароход «Марина Раскова» пришли сразу шестеро подростков. Пятеро были из партизанских отрядов, потеряли родителей. На судне их встретили очень хорошо, накормили, одели, разместили по каютам. Старший механик Б.В. Архангельский руководил их обучением - составил программу, закрепил за специалистами, осуществлял контроль и сам обучал ребят, готовил из них кочегаров и машинистов.

Обстановка доброжелательности со стороны взрослых, желание помочь как можно быстрее обжиться в судовых условиях положительно сказывались на настроении, прилежании, дисциплине ребят. Взрослели быстро, осваивали судовые специальности, стойко переносили трудности военного времени.

На пароходе «Рошаль» второй механик Калинин и боцман Никитин взяли на производственное обучение подростков и вывели их в передовики. Ученик Кожевников стал лучшим матросом, ученик Абакумов - лучшим машинистом, быстро обучались и качественно исполняли обязанности матросов ученики Стрекаловский, Смирнов.

Подобным же образом шло обучение на пароходах «Канин», «Диксон», «Енисей», «Аркос» - везде, куда приходило молодое пополнение.

Требования были жёсткие: они должны в короткий срок освоить специальность, влиться в экипаж и наравне со взрослыми моряками выполнять поставленные задачи, в том числе и на боевых постах. Эту нелёгкую работу комсостав и опытные специалисты судов выполняли добросовестно.

В мае 1943 года на суда пришло пополнение из школы юнг, из морского техникума, прибывали комсомольцы по мобилизации, приезжали по оргнабору. Экипажам, комсоставу ставились конкретные задачи: «Проявлять заботу о молодом пополнении, обучать их индивидуальным и бригадным методами. Капитанам и старшим механикам следить за ходом обучения, по мере подготовки переводить на штатные судовые должности и сообщать об этом в отдел кадров пароходства. Развивать социалистическое соревнование за качество обучения, достойным присваивать звания «Лучший матрос», «Лучший машинист», «Лучший кочегар».

В тяжёлое военное время не забывали о культурном досуге. В 1943 году на судах пароходства специалистами береговых структур было прочитано 98 лекций на различные темы. Для экипажей судов местными артистами дано 44 концерта. Моряки посмотрели в театре 18 спектаклей. Регулярно проводились вечера отдыха молодёжи в Интерклубе. Для детей моряков устраивали детские утренники. Работали кинотеатры, библиотеки.

На заботу и внимание старших молодёжь отвечала прилежанием в учёбе, настойчивостью в освоении специальности, чёткой дисциплиной.

Добивались не только признания, но и правительственных наград. Морякам Соболевскому, Крутченко были вручены знаки «Почётный работник морского флота», Петракову и Яковлеву - Почётные грамоты Наркомата, медалями «За боевые заслуги» награждены Антипов, Ярцев, Оводов, Латухин. Имена эти знакомы старшему поколению моряков.

Подобную школу на судах прошли известные на Севере капитаны П.Е. Капустин, В.П. Коротун, Е.В. Деревнин, А.А. Садовников, И.А. Пономарёв, старший механик Ю.А. Будиев и многие, многие другие моряки. 569 специалистов рядового состава подготовлено непосредственно на судах. Многие из них в послевоенное время стали командирами.

В 1944 году моряки пароходства работали успешно, плановые задания были выполнены на 127%, решены все поставленные задачи. Пароходству в течение семи месяцев присуждалось переходящее Красное знамя Наркомата морского флота. Среди лучших отмечались экипажи пароходов «Киров» (капитан П.О. Бурмакин), «Архангельск» (капитан 0.3. Филатов), «Вятка» (капитан П.М. Михов). В трудных условиях плавания под бомбами и торпедами мужали моряки в труде и боях. По судам удалось увеличить грузоподъёмность на 25%. Все успехи связывались с победами наших войск на фронтах, с общим подъёмом в стране. Близилась победа.

Великая Отечественная война жёстко и зримо разделила население страны: фронт забрал мужчин, в тылу трудились женщины и подростки. Трудно было всем, но жили без стонов и жалоб. Велик был нравственный, духовный, патриотический потенциал, и подтверждений тому множество.

Что осталось в СГМП к окончанию войны?

В июне 1941 года в пароходстве было: судов - 58, капитанов - 64, штурманов - 236, механиков - 222. В мае 1945 года осталось: судов - 29, капитанов - 29, штурманов - 78, механиков - 87. При таком количестве командных кадров увеличивать численность судов было трудно.

Меры принимались быстро. Морской техникум был преобразован в мореходное училище. Подготовка морских кадров улучшилась качественно и выросла количественно, что предопределило рост флота пароходства. Ровно через сорок лет насчитывалось уже 150 новых теплоходов (о пароходах забыли) и 7277 моряков в плавсоставе. Таких темпов роста морского флота не знала ни одна страна.

Послевоенный период ознаменовался бурным развитием пароходства. В 1946 году было получено 21 судно, а всего до 1970-го поступило 121 новое судно. Ни до, ни после этого пароходство не знало столь бурного роста флота. Большинство поступивших судов были теплоходами, а это своего рода техническая революция. Эти факты сводят на нет любые разговоры о застойном периоде и нашей технической отсталости. Ветераны могут подтвердить, они были участниками возрождения пароходства после войны.

Исполнители этой технической, кадровой, экономической революции сегодня на пенсии, а уровень пенсионного обеспечения, к сожалению, совершенно не соответствует заслугам поколения победителей.

Далеко не всё сказано и написано о ветеранах - участниках войны и тружениках тыла, мало сооружено памятников. Где вы, следопыты и краеведы, мастера пера и кисти? Отчего такое равнодушие и затишье? Молчание - это же признак разрушения, это удар прежде всего по патриотизму. От нового поколения писателей, журналистов, художников, скульпторов ветераны ждут правды о жестокой войне, о мужестве воинов и тружеников тыла.

Судьба военного поколения моряков сложилась так, что подростки, прошедшие войну, стали восстановителями разрушенного войной пароходства. Они учились, взрослели, становились капитанами, штурманами, механиками, матросами, боцманами, работниками Управления пароходства. Дела их и свершения замечательны! Они восстановили и многократно приумножили флот и портовое хозяйство, сделали морскую отрасль рентабельной. Достаточно сказать, что морской флот на свои заработанные средства строил суда, порты, развивал социальную сферу, при этом отдавал в государственный бюджет большие валютные суммы. Всё это делали сегодняшние ветераны.

В 1992 году была проведена приватизация пароходства, оно стало акционерным обществом (ОАО). В период реформ, к сожалению, флот таял на глазах. Если в 1980 году было 152 единицы, в том числе 4 пассажирских судна, то на 1 января 1996 года осталось 100 единиц, а к 2009 году - 30 судов. Пароходство как единое комплексное предприятие распалось.

Но история осталась.

Ветераны XX века


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

34.204.200.74

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .