Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Нелегкая ноша руководителя
Нелегкая ноша руководителя Печать E-mail

Читать предыдущую статью

Я хорошо знаю в Мурманске и за его пределами многих моряков рыбной промышленности. Они знают меня. Со многими поддерживаю связь.

Очень хорошо отношусь к людям, которые за период моей работы выросли в знающих руководителей. Они немало хорошего сделали для своих земляков. Не меньше сделали и для обеспечения своих родных, об этом тоже не надо забывать, потому что все они являются главами семей, основателями нашего особенного мурманского сообщества, отличающегося духом патриотизма и уважения к трудящемуся человеку.

Мои учителя, многие товарищи ушли из жизни. Но люди, которым они служили, помнят их и с благодарностью о них отзываются. И я хочу с благодарностью и уважением еще раз вспомнить тех, с кем свела меня моя морская судьба. Мне повезло, что пришлось общаться с капитанами А. А. Запеваловым, Ф. Г. Гурнаком, знаменитым начальником экспедиции А. В. Жуковым, секретарем партийного комитета И. И. Скороходом, Я. А. Гуниным, начальником нашего управления И. И. Дугладзе и другими руководителями флота.

И мне, конечно, в жизни повезло, что я долгое время работал с очень авторитетным руководителем Георгием Михайловичем Бородулиным.

Он проработал у нас в "Мурмансельди" в качестве главного инженера и в качестве начальника флота 15 лет.

Я уже упоминал, что, с одной стороны, Бородулин ставил требования и контролировал их исполнение, а с другой стороны, оказывал помощь.

Г. М. Бородулин вступил в должность начальника флота после И. И. Дугладзе, Я. А. Гунина. После назначения его начальником управления "Севрыбхолодфлот" - начальниками нашего флота назначались судоводители Н. X. Шаповалов, К. Н. Шаповалов, В. В. Ревнивцев, Г. Ф. Головнин, Э. К. Наумов, В. Д. Демяненко, Л. С. Брейхман, Ю. В. Задворный, А. И. Сухинин и А. И. Колесов, который закончил историю существования "Мурманрыбпрома" как промысловой организации на Северном бассейне.

У нас на флотах руководителя оценивают по тому, как отражается его деятельность на людях. И еще раз вернусь к неоднозначной личности И. И. Дугладзе.

Илья Иванович был человеком заслуженным, долго работал в траловом флоте, и даже воевал на судах РТ. Но начальником он был своеобразным.

Вспоминаю нашу встречу уже не как с начальником флота, а как с пенсионером.

Встретились в Одессе, где он довольно-таки благополучно устроился на отдыхе. Стали говорить.

- Скажи, Александр Викторович, хорошим я у вас был начальником или плохим? - задал он мне вопрос.

- Вы, Илья Иванович, были и не особенно хорошим, и не особенно плохим начальником, - ответил я ему. - Одна черта очень не нравилась мне и другим: вы много обещали, но мало делали для людей, а люди все время ждали выполнения обещаний.

Он мне ответил:

- У вас, русских, есть национальная черта: вы любите сказки, обещания, и долго-долго, упорно ждете выполнения этих обещаний...

Это был его метод! Глядя на начальника, некоторые его заместители, которые по понедельникам вели прием, в основном по жилью, тоже давали много обещаний.

Будучи уже в руководстве на берегу, я намотал на ус, что мне сказал Илья Иванович, и его методике не следовал. Этого делать нельзя. И когда мне приходилось вести прием, я смотрел, что за человек пришел, просматривал его личное дело. А многих и сам хорошо знал.

Мне было известно истинное положение дел со строительством жилья. И я говорил правду: "Вы получите жилье через три года, а другие - через пять лет". Люди обижались: "Нам обещали! Мы будем жаловаться!". - "Идите, кому хотите жалуйтесь, но раньше не получите!". Через указанное время эти работники получали благоустроенное жилье. В тот период твердое финансовое положение флота дало сильный толчок строительству жилья. Но все равно моряки получали квартиры через 10-15 лет работы.

Трудности с жильем отражались на кадрах. Понятно: рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. И на то есть пример.

Прибалтийцы вели иную кадровую политику: они не воспитывали кадры, а брали готовых специалистов. Однажды пришли ко мне посланцы эстонского колхоза имени Кирова и сказали, что хотят взять у нас таких-то капитанов, механиков, акустиков, мастеров лова, то есть ведущих специалистов. Спросили, не буду ли возражать. Я поинтересовался, что они им предложат. Ответили, что дадут квартиру, коттедж, бесплатное обеспечение того и этого... Что я мог сказать? Ответить, что буду препятствовать, я не мог. То, что они предлагали, мы не в состоянии были дать. Конечно, я сказал: "Эти люди пойдут". И они ушли.

Но еще я в то время думал, что, может быть, это и лучше для взаимосвязи. Оно так и оказалось. Связь нашей организации с колхозом имени Кирова дала возможность решить одну из острых проблем промысла. Наши специалисты, работая в другой организации, хорошо освоили кошельковый промысел. А мы, когда пришли в Африку, не имели такого опыта. Они помогли нам в освоении нового района. Так что в каждом деле есть две стороны.

После ухода Г. М. Бородулина в "Севрыбхолодфлот" в 1965 году начальником "Мурмансельди" стал Н. X. Шаповалов, который проработал у нас в общей сложности, как и Бородулин, около 15 лет. Николай Харитонович прежде был капитаном, долгое время руководил службой мореплавания. Этого специалиста назначили, чтобы действовала система, чтобы он поддерживал и укреплял традиции Г. М. Бородулина. С этой задачей Николай Харитонович справился. И до сих пор люди, которые с ним работали, оценивают его очень положительно.

После ухода Николая Харитоновича Шаповалова на пенсию начальником "Мурмансельди" назначили Константина Николаевича Шаповалова.

Он работал в "Севрыбхолодфлоте" на плавбазе "Печенга" капитаном, некоторое время был начальником отдела кадров этой организации.

Но общее мнение было такое: зачем нам назначать руководителем человека из другого флота? Что у нас, своих кадров нет?!
Начиная с К. Н. Шаповалова, больше полутора лет начальники флота не работали.

В 1978 году нашим руководителем стал Владимир Васильевич Ревнивцев. Он долгое время был капитаном в тралфлоте и долгое время начальником отдела кадров тралфлота. Это очень вдумчивый человек, умеющий слушать людей. Недаром он позже стал начальником главка "Азчеррыба".

На его место пришел Г. Ф. Головнин. Раньше он тоже плавал капитаном, вырос от капитана СРТ до капитан-директора БМРТ. Геннадий Федорович сделал много полезного. Еще до назначения начальником флота руководил кадрами. Кстати, надо сказать, до него командовал кадрами один из хороших капитанов Анатолий Иванович Вышемирский. Как капитаны они справились с этой ролью, и партийный комитет тоже это отмечал.

Когда у нас были только одни СРТ, наши расчеты показывали: чтобы корабль работал без простоя, нужно иметь на два корабля три экипажа. Тогда получалась сменяемость экипажа не менее 33 процентов в год. Когда мы стали осваивать новые суда, проблема сменяемости экипажей оставалась. Чтобы флот ритмично работал в дальних районах, эту проблему требовалось решить. Были предложения в адрес отдела кадров, что надо продолжать идти по этому пути. И это мнение поддержал Геннадий Федорович. Внедрили сменные экипажи - на два судна три экипажа. Это сразу дало экономический эффект. Экипажи менялись непосредственно в дальних районах, перелетая на самолетах в любую точку промысла. Параллельно с нами такой метод применили и в траловом флоте.

В 1976 году заместителем начальника флота по промыслу был назначен молодой капитан БМРТ Эдуард Константинович Наумов. Короткое время он выполнял обязанности руководителя нашей флотской организации, а после окончания промышленной академии его назначили начальником управления "Севрыбпромразведка", затем заместителем начальника главка "Севрыба". Эдуард Константинович был хорошо подготовлен к руководству флотом. Он "горел на работе". Он и "сгорел" на работе!.. Рано ушел из жизни. Жалко, талантливый был человек.

В 1990 году, накануне развала министерства и всей системы рыбной промышленности страны, приступил к руководству флотом капитан Виталий Демитрович Демяненко, пионер разноглубинного тралового лова на Лабрадоре в 70-х годах.

Затем на должность генерального директора объединения "Мурманрыбпром" пришлось назначить Л. С. Брейхмана.

Посоветоваться, кого назначить гендиректором объединения "Мурманрыбпром", ко мне зашел начальник главка "Севрыба" Владимир Федорович Корельский. Я в то время являлся председателем совета трудового коллектива. У нас была общая точка зрения: если назначить человека с другого предприятия, особенно в новых условиях хозяйствования, он ничего толкового не сделает. Надо было ставить того, кто знал флот.

В тот момент у меня на подписании был документ, где предлагалось рассмотреть вопрос о направлении в промышленную академию одного работника из руководящего состава. Я спросил молодого по возрасту заместителя гендиректора по рыболовству Александра Ивановича Кухтина: "Что ты предпочитаешь: или назначение тебя генеральным директором, или учебу в академии?". Кухтин ответил, что будет учиться. Я считаю, что если бы был назначен Кухтин, то "Мурманрыбпром" пошел бы по пути Мурманского тралфлота.

В то время наиболее подготовленным у нас был и Л. С. Брейхман. Он прошел школу от малых до больших судов, показал себя грамотным руководителем, хорошим организатором, особенно в отделе внутренних водоемов. Этот участок был наиболее тяжелым, и Брейхман справился, навел порядок. Я сказал Корельскому, что как у председателя совета трудового коллектива у меня нет оснований не предложить его на пост генерального директора.

После развала нашего флота под руководством Брейхмана, который ушел в теневую экономику, начался период, когда из-за долгов объединение "Мурманрыбпром" ускоренно покатилось к банкротству. Новые "генералы", как стали называть генеральных директоров, не смогли восстановить экономику предприятия, а флот растаскивался по частным компаниям...

В управлении флота в свое время работали отличные специалисты. Был у нас умнейший человек - главный инженер Аркадий Львович Колтун. Он пошел по пути формирования ремонтно-подменных экипажей и внедрения на каждом судне ремонтной группы. Это дало положительный эффект при технической эксплуатации судов. И по нашему примеру по этому пути пошли в других флотах.

Были у нас хорошие начальники отдела добычи А. И. Климов, Т. Г. Зеляпукин, благодаря работе которых экипажи добивались успехов на промысле. Грамотные специалисты были в экономической службе, которой руководил заместитель гендиректора объединения по экономике С. А. Липницкий. Кто такой Сергей Александрович Липницкий, теперь все в Мурманске знают. О нем говорят как о крупном экономисте, умеющем организовывать производство.

В отделе труда и зарплаты долго работал очень опытный управленец Герцели Рубенович Шаташвили. Он разработал и внедрил много полезных проектов, всегда изыскивал выход из сложных ситуаций, находил пути повышения эффективности производства.

Хочется отметить Василия Федоровича Никитина. Он плавал механиком, затем был избран секретарем парткома "Мурманрыбпрома", вторым секретарем горкома партии.

И конечно, ударной силой флота был командный состав судов. Отмечу таких людей, которые внесли очень большой личный вклад в освоение новых кораблей в самый сложный период перехода от "Мурмансельди" к "Мурманрыбпрому". Хочу добрым словом вспомнить наших Героев Социалистического Труда Клавдия Валериановича Ардеева и Виктора Даниловича Петрова.

Надо отметить Виктора Николаевича Демьяненко, прошедшего путь от капитана СРТ до капитана БМРТ. Он прославился тем, что в тяжелых условиях Лабрадора впервые освоил добычу палтуса. Его называли "ледовым капитаном". Человек творчески подошел к работе в этом районе. Он имел свои карты и планшеты, выработал систему загрузки тралов при облове палтуса. Его опыт был передан другим капитанам, поэтому он пользовался среди рыбаков на Мурмане заслуженным авторитетом.

Хорошие отзывы всегда были о капитане Иване Ивановиче Скороходе, ставшем впоследствии секретарем партийного комитета объединения.

Нельзя не вспомнить капитана Анатолия Григорьевича Зенина. На РС-5254 "Звенигород" он добился максимального вылова на прибрежном промысле - более 50 тыс. ц сельди. Это был рекорд, ни одно судно такого типа никогда столько не вылавливало. Также он освоил доставку живой рыбы в Мурманск.

В освоении районов Антарктиды отличился капитан-директор БМРТ-440 Василий Александрович Долгих. Он также впервые на Северном бассейне выловил на БМРТ 100 тысяч центнеров рыбы.

Большая заслуга моряков Северного бассейна, командного состава судов, руководства объединения в освоении очень сложного района по добыче окуня - Исландско-Гренландского. После того как наши корабли ушли из этого района, после развала рыбной промышленности этот район ни одной страной Европы не осваивается, потому что он сложный с точки зрения погодных и грунтовых условий. Но запасы окуня там, как говорили раньше, "как на целине".

Мы освоили тяжелый район в Тихом океане. Все моряки знают бушующий, грозный район 40-х широт Южного полушария, где мы начали добывать скумбрию весом до 7 килограммов. Этот район тоже до сих пор никем не осваивается.

Среди лучших людей нашего флота назову старших механиков В. Н. Слуцкого, Д. Ф. Тартаковского, П. П. Ларионова, А. И. Бульенова, И. В. Привалова, И. В. Франкова; мастера лова И. А. Караваева; мастера по обработке рыбы И. И. Лапшина; капитанов Владимира Богатырева, Николая Почапского, Николая Васильченко, Евгения Геращенко, Александра Дементьева, Александра Полежаева, Владимира Ланового, Александра Батаева, Юрия Екимова; Героя Социалистического Труда боцмана Германа Михайловича Коптякова. Остался в памяти капитан СТР-212 Станислав Иосифович Геллер, который добился максимального вылова на судне типа "Союз".

Недавно в Москве на встрече людей, получивших высшие звания в СССР, мы были вместе с капитаном Л. Ф. Шутовым. Помню, буксир "Заря", которым он командовал, постоянно оказывал помощь экипажам промысловых судов, заходящих на Шпицберген, где я в свое время руководил рыболовной базой. Эта встреча в столице дала нам с Леонидом Филипповичем возможность вспомнить многое пережитое вместе.

Всех назвать невозможно, но я помню многих людей - капитанов, механиков, добытчиков, обработчиков, на плечи которых легла основная тяжесть освоения новых кораблей и новых районов промысла. Они своим героическим, самоотверженным трудом, своим талантом создавали славу нашего флота.

В 90-е годы появилось много частных компаний, которые имели по одному-два судна разных типов (СТМ, СРТМК, БМРТ типа "Пулковский меридиан", БМРТ проекга Б-408). В то же время были введены квоты на вылов рыбы как в Баренцевом море, так и в Норвежском. Компании малого и среднего бизнеса встретились с большими трудностями при решении с властными структурами производственных вопросов.

Чиновничество не считалось и до сих пор не считается с простоями судов и связанными с ними экономическими убытками компаний. (Раньше за простои судов чиновники очень строго наказывались, невзирая на ранги). Нужна была организация, которая защищала бы интересы частного рыболовного бизнеса.

В этот период нового времени нужно отметить огромный вклад в рыбную промышленность Севера руководителей частных компаний и специалистов, которые стали и руководителями Союза рыбопромышленников Севера.

Это авторитетный ученый и крупный специалист-практик Борис Дмитриевич Кудрин. Его главная заслуга в том, что он консолидировал частный бизнес будучи лидером Союза рыбопромышленников Севера.

Это и Николай Григорьевич Тропин, который обладал опытом работы в траловом флоте и других организациях рыбной промышленности, работал в "Севрыбе".

Надо отдать должное нынешнему председателю правления Союза рыбопромышленников Севера Виталию Петровичу Касаткину. Он сразу после окончания высшей мореходки быстро вырос в "Мурманрыбпроме" до капитан-директора БМРТ, затем был переведен в аппарат управления "Севрыбы", и потом свой опыт перенес в частный бизнес.

Нельзя не сказать добрые слова о Геннадии Васильевиче Степахно, который свой опыт ученого применил на посту генерального директора Союза рыбопромышленников Севера.

Его сменил на этом посту Василий Федорович Никитин, один из самых уважаемых рыбопромышленников.

Творчески, инициативно работают в этой организации первый заместитель генерального директора Валерий Федорович Тихончук, главный бухгалтер Нина Семеновна Дунаева, начальник отдела флота Дмитрий Иванович Зайко, главный специалист по производству Александр Васильевич Николаенко, главный специалист по промысловой статистике Людмила Алексеевна Козловская, юрисконсульт Олег Борисович Обухов.

Позже я еще раз остановлюсь на деятельности Союза рыбопромышленников Севера. Но говоря о тех людях, которых я особо ценю и уважаю, нельзя не упомянуть руководителей и сотрудников этой организации.

Из всех людей, работающих в частных компаниях, я хорошо знаю талант, возможности и человеческий потенциал Юрия Владимировича Величко, который недавно защитил диссертацию и стал доктором экономических наук.

Я испытываю гордость за то, что знаком и продолжаю общаться со многими-многими другими моими соратниками и специалистами флота Северного бассейна, которые, преодолевая все мыслимые и немыслимые преграды, держат курс на достижение былых высот рыбной промышленности российского Севера.

Читать следующую статью 

Проверено жизнью


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.144.21.195

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD