О состоянии и перспективах развития добывающего флота для работы в Северо-Восточной Атлантике Печать

B.A. Романов, Э.О.Егоров
Гипрорыбфлот, Санкт-Петербург, Россия

Основные направления развития рыбопромыслового флота, определенные Морской доктриной и Концепцией развития рыбного хозяйства страны на период до 2020 г., предусматривают:

- усиление государственного контроля за выловом рыбы и рациональное использование рыбопромыслового флота;

- создание условий для преимущественного размещения заказов на строительство рыбопромысловых судов на российских верфях:

- сохранение и развитие государственного лицензирования строительства новых и продажи эксплуатируемых судов в целях сохранения оптимального соотношения между количеством судов и величиной допустимых уловов, а также систематическое рациональное обновление рыбопромыслового флота;

- обеспечение соответствия добывающих мощностей рыбопромыслового флота объемам запасов биологических ресурсов.

Анализ тенденции изменения количественного, типового и возрастного состава рыбопромыслового флота северного бассейна говорит о том, что в течение последних 15 лет происходит систематическое уменьшение численности судов, в особенности крупных и больших. Количество судов, эксплуатирующихся за пределами нормативного срока службы, неуклонно возрастает и составляет около 70 % от их общей численности.

В результате значительного сокращения деятельности рыбопромыслового флота России в удаленных районах Мирового океана произошла передислокация судов в близлежащие районы промысла, что повлекло за собой нарушение баланса производственных мощностей и флота и ОДУ, в особенности на добыче высоко рентабельных объектов промысла. В итоге общий производственный потенциал судов превысил их ОДУ.

Как следствие, возникло неполное использование промыслового потенциала флота, снизилась экономическая эффективность его работы.

Ситуация усугубляется еще и нерегулируемым, хаотичным пополнением флота в основном за счет приобретения и постановки на промысел бывших в употреблении судов.

Для обеспечения рационального и эффективного использования водных биологических ресурсов и сохранения среды их обитания необходимы только экологически безопасные и экономически эффективные рыбопромысловые суда. Пополнение флота должно происходить при обязательном соблюдении баланса между ОДУ и совокупными промысловыми мощностями добывающих судов.

При создании промыслового флота должна обеспечиваться финансовая поддержка государства судовладельцам при приобретении и эксплуатации ими новых судов, а также при обеспечении их сырьевыми ресурсами на период окупаемости. Оказание государственной поддержки должно основываться на результатах государственной экспертизы технико-экономической документации судна в целях определения его соответствия отраслевой стратегии развития флота. Необходимо также, чтобы технический уровень судов соответствовал мировому, а их экономические показатели - условиям кредитования.

В целях повышения эффективности использования финансовых средств, выделяемых государством на поддержку судовладельцев при заказе ими новых судов, целесообразно принять Программу развития (строительства) рыбопромыслового флота на период 2010-2020 гг., предусматривающую меры финансового, правового и организационного характера, реализация которых должна обеспечить развитие флота отрасли. Гипрорыбфлотом разработаны предложения по типовому и количественному составу перспективных судов рыбопромыслового флота России, в том числе и для работы в Северо-Восточной Атлантике.

Рыболовство в Северной Атлантике: реальность и перспективы

Еще статьи на тему "флота":

Траловый флот

1 июля - День работников морского и речного флота

Роль Северного морского пути и ледокольного флота

Адмирал прибрежного флота

1 июня - День Северного флота России