Актуальность утилизации отходов в Мурманской области |
Проблема утилизации отходов сейчас актуальна, как никогда.Причем как для крупных городов, так и для небольших городков. И разрешением данной проблемы необходимо заняться - чем раньше, тем лучше. Каждый год Мурманская область производит более 400 тысяч тонн мусора. Из них около 340 тысяч тонн - бытовые отходы. При этом в регионе до сих пор нет ни одного полигона для утилизации отходов, оборудованного в соответствии с современными требованиями. Около 90 тысяч тонн утилизируется на мусоросжигательном заводе, а остальные отходы закапываются.Помимо 19 официальных полигонов для сбора отходов, на Кольском полуострове насчитывается около 50 обширных нелегальных свалок. Экологически небезопасные груды мусора покрывают площадь примерно в 150 гектаров... В числе других вопросов на заседании областного правительства в конце октября рассматривалась долгосрочная целевая программа «Отходы» на 2009-2013 годы, о которой рассказал министр природных ресурсов и экологии Мурманской области Алексей Смирнов. Алексей Альбертович ответил на вопросы относительно целевой программы «Отходы», а также положения в области, связанного с утилизацией мусора. Цель программы «Отходы» - снизить негативное влияние на окружающую среду отходов производства и потребления.В числе задач, помимо прочих, значатся: совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения в области обращения с отходами; создание единой комплексной системы управления отходами на территории Мурманской области; осуществление комплекса научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ с целью создания перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов на территории области; разработка и реализация экономических механизмов стимулирования деятельности в области обогащения с отходами, предусмотренными законодательством РФ и Мурманской области; осуществление мероприятий по воспитанию экологической культуры у населения; строительство полигонов для размещения отходов, оборудованных с учетом соответствующих правил; рекультивация отслуживших свой срок полигонов и ликвидация несанкционированных свалок (что позволит уменьшить занимаемые ими площади и снизить негативное воздействие на окружающую среду); создание и обеспечение функционирования системы обращения с отходами на территории Мурманской области, формирование производственной базы для сбора, транспортировки, использования, обезвреживания отходов, увеличение доли отходов, используемых в качестве вторичного сырья, разработка инвестиционных проектов в данной сфере; реализация пилотных проектов по внедрению современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов на территории Мурманской области.— Алексей Альбертович, каковы сроки реализации программы? — Программа будет реализоваться в два этапа. Причем по окончании первого этапа производится экономическая, социальная и экологическая оценка его реализации с плановым продолжением мероприятий, включенных в Программу и корректировкой мероприятий второго этапа. При необходимости выполняются работы по совершенствованию законодательной и нормативной базы с целью обеспечения функционирования отрасли управления отходами производства и потребления на территории Мурманской области. Первый этап намечен на 2009-2010 годы, второй, соответственно, на 2011-2013. — Как Вы считаете, нам стоит перенимать чей-то опыт по утилизации отходов, или сами справимся? — Конечно, хотелось бы равняться, например, на Хельсинки. Но — только один их полигон стоит 20 миллиардов евро. Хельсинский городской бюджет выдерживает такие затраты. А мы подобного позволить себе не можем. Другой пример — город Киркенес. Он гораздо меньше Мурманска, но можно сравнить его с нашими небольшими районными городами. В Киркенесе строят мусоросжигательный завод и ищут топливо для него, чтобы сжигать как можно больше отходов. Таким образом, мы видим два примера: дорогостоящий и недорогой. Однако мы не станем использовать в чистом виде чей бы то ни было опыт, а будем создавать что-то свое, подходящее именно для нас. Мы довольно давно рассматриваем технологические решения, применяемые в разных городах, выходим на фирмы, поставляющие оборудование. В нашей области уже размещаются две установки по сортировке отходов — за счет средств инвесторов.
По утверждению министра, в течение всего срока реализации программы будет проводиться анализ: что, где и как работает. Ведь существует опасность, что инвестор вложит деньги, что-то построит, а проект окажется неокупаемым. Инвестор может оставить производство, а то и предварительно передать его на баланс муниципалитета. В результате муниципалитет останется с суперсовременным, но дорогим в обслуживании производством. И оно станет очередным ярмом, надетым на муниципальный бюджет. — Все ли нюансы, по Вашему мнению, Алексей Альбертович, учтены в целевой программе «Отходы», или есть простор для ее совершенствования? — Разумеется, все сразу охватить невозможно. Поэтому у нас намечено создание информационного центра. Пока мы видим его как небольшое государственное учреждение. Там будет, во-первых, накапливаться информация об отходах: где, когда образуются, в каком объеме, в каком виде, каков их состав. Во-вторых, будет решаться задача обработки — центр станет находить научные или проектные организации, которые сумеют просчитать, проанализировать, дать рекомендации, подготовить проекты утилизации различных видов отходов – от бытовых до промышленных и строительных. — Как Вы оцениваете состояние Мурманска и области относительно утилизации отходов в настоящий момент? — Положительно. В России существует общественная организация «Зеленый патруль», в состав которой входят люди, неравнодушные к экологическому состоянию страны. На сайте данной организации есть раздел «Экологический рейтинг субъекта», где учитывается состояние экологии по трем направлениям: природоохранному, социально-экологическому и промышленно-экологическому. И Мурманская область регулярно находится в первой двадцатке (притом что общее количество регионов — девяносто.) Я считаю, что это очень высокий рейтинг, особенно для нашего региона, перегруженного, во-первых, старыми проблемами горно-обогатительных комбинатов, а во-вторых, атомными объектами. Какое-то время, я помню, мы были даже на пятом месте. Надо сказать, что этот рейтинг не являет собой, например, просто статистику объема несанкционированных свалок (хотя и это учитывается) — это объективная оценка состояния в целом. — А если немного сузить тему — что можно сказать, к примеру, о том, как обращаются с отходами в нашей области? — Тут мы видим, я бы сказал, ситуацию «правового нигилизма». Крупные предприятия с серьезным подходом к бизнесу, как правило, поступают с образующимися отходами в рамках действующего законодательства. А субъекты мелкого и среднего бизнеса как раз и являются основными загрязнителями территории вокруг населенных пунктов. Небольшие строительные конторы, например. Строительный мусор - основное содержимое несанкционированных свалок. А такие свалки — это прямое нарушение закона. — Есть ли пути решения данной проблемы? — Одна из функций нашего министерства заключается в следующем — рассказал министр природных ресурсов и экологии. — Если есть несанкционированная свалка, так она ведь не сама там появилась… Существует муниципалитет, на территории которого свалка располагается. Его мы и обязываем убирать отходы. То есть, контролируем выполнение муниципалитетом его функций. У нас отношение полного взаимопонимания с областной и районными прокуратурами: мы координируем с ними плановые проверки, и часто проверки эти проходят как раз в присутствии представителей прокуратуры. Это дает возможность избежать нарушений при проверках. 90% штрафов, которые мы назначаем, взыскиваются в течение года. Оставшиеся 10% — это находящиеся в процессе. — Необходимо создать такую систему приема, которая устраивала бы всех. Иначе те же строительные конторы после окончания работы мусор, в лучшем случае, выбрасывают возле подъездов, в контейнеры или рядом, а ведь это не бытовой мусор, его утилизировать надо по-иному. Следующие загрязнители — гаражные кооперативы. Они должны заключать договоры с предприятиями, собирающими и вывозящими отходы, устанавливать специальные площадки для размещения контейнеров. Однако вместо этого мы видим горы сваленных как попало, отходов, или — еще хуже — костры из мусора.В Калининграде штраф за брошенный окурок составляет 1200 рублей. Наше законодательство позволяет ужесточать систему штрафов и, по словам Алексея Смирнова, по этому пути мы и пойдем. — Вообще же скажу, что проблема — в головах. Это когда человек садится за руль своего автомобиля, едет, озираясь, как тать в ночи, и высыпает мусор в не предназначенном для этого месте… Значит, надо искать рычаги воздействия, рычаги экономические и нравственные, чтобы соблюдался закон, тогда у нас будет чисто Министр отметил, что большую роль играет экологическое образование, экологическое воспитание населения. Такая работа проводится в школах и институтах, но еще не дала должного эффекта. Поколение, имеющее правильное представление об экологии, еще не вступило на рынок труда, а тем паче на руководящие должности, не приняло на себя официальную правовую ответственность за сохранение окружающей среды. Нам нужно работать активнее над правовым обеспечением проблемы и готовить кадры для ее решения. Беседовала Наталья ЕРМАКОВА
Еще статьи на тему "отходов":Свой прибыльный бизнес: сбор и переработка отходов Безотходная переработка нерассортированных твердых бытовых и промышленных отходов Технология брикетирования мелкодисперсных отходов
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 10698 |