Строительство и развитие социальной инфраструктуры-1 |
Строительство и развитие социальной инфраструктуры Остро стоял вопрос обеспечения флота кадрами, как командными, так и рядовыми. Наши учебные заведения не успевали готовить специалистов. Приходилось привлекать их из других бассейнов, из других ведомств. Возникала проблема их переподготовки. Рядовым составом суда комплектовались за счет большого притока молодёжи, привлекались к работе на флотах демобилизовавшиеся из армии и флота. Из этих «новобранцев» на кратковременных курсах учебных заведений за 6 - 12 месяцев готовили мотористов, мастеров лова, рыбообработчиков, салогреев, поваров, радистов и других. Нарастала до отчаяния жилищная проблема! Нужно было как-то решать вопрос наращивания сил и возможностей цеха здоровья - медсанчасти главка «Севрыба». Нужен был, дополнительно к действующему, ещё один Дом междурейсового отдыха моряков, так как плавсостав, пришедший с промысла, в основном холостые люди, нуждались в крове над головой. Кроме того, нужно было где-то остановиться на период курсовой переподготовки, на период ожидания судна после отпуска, или на время прохождения лечения и прочее. Кроме того, работники предприятий, профсоюз, партийное руководство всё настойчивее выдвигало вопрос об организованном отдыхе как внутри области, так и на юге страны. Не меньше внимания требовали и дети работающих на флотах и предприятиях бассейна: нужны были детские ясли, сады, пионерлагеря... И на этом перечень проблем не исчерпывался, его можно было продолжать и продолжать. От них нельзя было отмахнуться, и нужно было искать пути к решению этих вопросов. С помощью партийных и советских органов нам, безусловно, удавалось их постепенно решать. В определённой, даже большой мере, решению наболевших социальных вопросов помогло принятое в феврале 1968 года постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию городов Архангельск и Мурманск». Это был отправной, программный документ. Однако, предусмотренные в нём контрольные цифры не обеспечивались Минрыбхозом годовыми планами капитальных вложений на строительство социальных объектов (старались всё сдвинуть на последующие годы), или часто не принимались в годовые планы подрядными организациями. Это грозило большими потерями. Кроме того, намеченные годовыми планами объёмы работ нас просто не удовлетворяли. Руководством Главка Обкомом КПСС велись настоящие баталии за каждый рубль капиталовложений, за каждый рубль строимонтажа Оспаривались, выпрашивались и отстаивались деньги во всех инстанциях: Минрыбхозе, ЦК профсоюза, Госплане, Правительстве. Искали и находили поддержку даже в ЦК КПСС. Никто «на тарелочке» деньги на строительство не преподносил, слишком много было желающих их получить. Нужен был большой, тяжёлый, нервозный, не всегда благодарный труд, ведь кое-кому не по душе были наши очень наступательные действия. И всё же, без преувеличения и бахвальства могу сказать: было сделано очень много. Контрольными цифрами в 8-ой, 9-ой, 10-ой пятилетках Минрыбхозом для Главка «Севрыба» предусматривались капиталовложения на жилищное строительство в объёмах, обеспечивающих ввод в эксплуатацию 330 - 350 тысяч м2 общей жилой площади в пятилетку. А по фактическим отчётным данным было следующее (в тыс м2): 8-я пятилетка 9-я пятилетка 10-я пятилетка ВСЕГО за 1965-1980 гг. Жилищное строительство Всего по Главку «Севрыба» ** 2,33 26,89 91,20 520,42 В т.ч. по Мурманской области 49,32 63,96 56,65 369,93 Детские дошкольные учреждения (количество мест) Всего по Главку «Севрыба» ** 60 070 40 770 В т.ч. Мурманская область** включая Архангельскую обл., Карелию 60 40 60 260 Всё вновь построенное жильё соответствовало всем действующим нормам обитаемости, и было полностью обеспечено коммунальными услугам, т.е. горячим и холодным водоснабжением, канализацией, центральным отоплением, газо - или электроплитами, мусоропроводами и пр. Мы можем гордиться тем, что в Минрыбхозе добились лучших показателей по вводу жилья, что своими средствами и прямым участием содействовали в возведении и обустройстве городов и посёлков Севера, в особенности города Мурманска. Строительство жилья в таких объёмах позволило решить очень сложную, тяжелейшую задачу и снести сотни бараков (зачастую просто навязанных рыбакам при передаче жилья) и ветхих домов и переселить тысячи семей в благоустроенное жильё. И почти всё это на государственные капиталовложения! Только за 1966 -1973 годы лишь в одном Мурманске было снесено 1280 ветхих домов и бараков. В подтверждение того, что мы, рыбаки Севера, лучше других рыбопромышленных бассейнов решали жилищные проблемы , привожу некоторые цифры, взятые мною из справки Управления капитального строительства Минрыбхоза (сентябрь 1979 г.) Капиталовложения (млн руб) Среднее колич. работающих (тыс. человек) Введено жил. площади (тыс. квадр. метров) На одного работающего (квадр. метр.) К сожалению, жильё, которое строилось за счёт рыбаков, полностью им не доставалось. По разным постановлениям Правительства построенное жильё облагалось очень и очень ощутимой «данью». Так, при вводе жилья полагалось «отчислять» (сейчас это называют по-другому) 10% вводимой площади, ещё 2% - на жильё работникам ЖЭУ, обслуживающих дома. Строители тоже «прикидывались» бедными - и им полагалось отдать 10%, и за «Снос под застройку» до 5%, хотя по закону полагалось 2%, а потом оказалось, что мы ещё 7% от ввода должны отдавать военным и т.д. Иногда удержания доходили до 37%! Приходилось «воевать» и очень больно и нелицеприятно. Но от жилья, построенного за счет собственных средств предприятий (отчисления от прибылей) и за счёт средств ЖСК, удалось «отучить» желающих получать жильё просто так. Конечно возмутительно, но... Иногда на снос бараков удавалось вытащить (буквально) от Горисполкома в отдельные годы от 3-х до 5-ти тысяч м2 жилья. Несколько успокаивало то, что это касалось не только нас, рыбаков, а всех застройщиков жилья. И ещё, по словам руководителей капитального строительства других рыбопромышленных бассейнов, у них удерживали ещё больше. И хотя строительство жилья досталось нам не очень легко, сам факт сноса бараков и ветхих домов и переселение в благоустроенные дома большого числа людей, дети которых при современных условиях и сегодня могли бы жить в этих бараках, может только радовать. Быстрый рост флота требовал все большего пополнения людьми. Мурманск не располагал такими людскими ресурсами. Пришлось После долгого и трудного плавания, приходя с моря на берег, моряку некуда было деваться. Холостым морякам, вернувшимся из отпуска или вышедшим после лечения из больницы, или временно находящимся в резерве плавсостава при оформлении на работу, или проходящим обучение или переподготовку в учебных заведениях, некуда было устроиться для проживания. Гостиницы Мурманска, будучи ограниченными по вместимости, не могли или не хотели принимать моряков (рыбаков) на временное проживание. Да и проживание в гостиницах было для моряка-рыбака не дешёвым, неадекватным заработку. Как я говорил ранее, для целей временного проживания у нас имелся Дом междурейсового отдыха рыбаков. Красавец дом-дворец (ДМО), был построен ещё до войны по личному указанию А.И. Микояна. Но мест в нем катастрофически не хватало. Молодые моряки, вернувшись с моря после 6-тимесячного плавания, добравшись, наконец, до берега, до друзей, были лишены возможности оторваться от каюты корабля, сменить изрядно надоевшую обстановку бытия. Чего греха таить, были случаи, что ночевали в подъездах, на вокзалах, на чердаках. Проблема была очень остра! Поэтому профсоюзные и партийные комитеты флотов не переставали об этом настойчиво напоминать, пользовались любой трибуной и возможностью напомнить о бедственном положении моряков-рыбаков. И областные, и городские партийные органы не оставались в стороне и настойчиво требовали от всех инстанций решить острейшую проблему для проживания холостых людей флотов и береговых служб. Мы добивались решения этого вопроса в верхах долго и трудно. Пока решалась эта проблема капитально, пока прошли все обоснования и согласования, решили облегчить положение так сказать «на местном уровне», за счёт внутренних резервов. Был выбран для расселения один из 5-тиэтажных домов, так называемого «гостиничного типа», где в далеко не лучших условиях проживали с семьями бывшие молодые специалисты, моряки, проработавшие на предприятиях более 10-12 лет. Все они, наконец, получили благоустроенное жильё. Освободившийся на ул. Папанина дом силами строителей СМУ «Севрыба» за короткое время был переоборудован под филиал ДМО. В 2-х, 3-х местных номерах могли разместиться 320 человек, и это было большим подспорьем в решении наболевшей проблемы. Но задача стояла другая. Нужно было построить такой Дом междурейсового отдыха для рыбаков, который в комплексе со стары ДМО создавал бы максимум комфорта для проживания и имел бы не худшие, а лучшие условия, чем условия проживания на судах. Наконец вопрос строительства ДМО был всеми «заинтересованными лицами» согласован. Запрашиваемый нами участок земли под строительство находился в самом-самом центре города, и городскими властями был выделен! Рыбаков в Мурманске уважали, и передача нам такого участка земли на центральной площади («Площадь Конституции», ныне площадь «Пять Углов») города было тому подтверждением. Ввиду того, что здание ДМО являлось одним из ответственных элементов проекта застройки центральной площади города, разработка проекта по нему была поручена одному из ведущих проектных институтов Москвы -ЦНИИЭПЖилище (Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования жилища). Данный институт являлся Генеральным проектировщиком проекта детальной планировки города, в том числе его центральной площади. Комплекс ДМО, впоследствии названный «Меридиан», был нами задуман широко. В нём по нашим расчётам должно было быть 2000 спальных мест, санаторий-профилакторий, спортивный комплекс, включая плавательный бассейн, службы бытового обслуживания, сберкасса, почта, ресторан, магазин-кулинария и др. Проведённая предпроектная проработка показала, что наш замысел, при его привлекательности и основательности, очень дорогой. Оценка всех «ЗА» и «ПРОТИВ» показала, что при утверждении проекта и решении вопросов финансирования, при существующих в те времена правилах и законах, можно попасть в сложную непробиваемую бюрократическую круговерть, к затяжке в разработке проекта, его утверждении и вообще возможности не построить ДМО в ближайшие годы. Поэтому было принято решение, одобренное местными органами и согласованное с Минрыбхозом СССР, о выделении в предпроектной проработке так называемую «1-ую очередь строительства ДМО». Было разработано и в установленном порядке утверждено задание на проектирование, в которое кроме традиционных параграфов и приложений, был тщательно разработан раздел «Особых условий», в котором мы указали, какие службы, и помещения должны быть обязательно предусмотрены в здании: ресторан, зрительный зал, бильярдная, почта, сберкасса, парикмахерская, ёмкая камера хранения для личных вещей, службы бытового обслуживания и т.д. От всех городских служб и организаций, которые должны были в будущем предоставить свои услуги будущему ДМО: связь, водоканал, ТЭЦ, и др. - их было предостаточно, были получены технические условия и требования. Согласование с ними шло не без проблем и серьёзных трений. Все городские службы хотели воспользоваться подходящим случаем и попробовать решить свои проблемы. Например, Управление городской архитектуры пожелало произвести опережающий снос жилых деревянных домов, портящих вид центра города, типография газеты «Полярная правда» вместо сносимого деревянного временного склада (сарая!) газетной бумаги потребовала построить кирпичный, отвечающий всем требованиям хранения бумаги, склад (чуть ли не с системой регулирования влажности!). Подобные требования для решения своих проблем выдвигались ТЭЦ, Энергосбытом, связистами, водоканалом и др. И так все, кто с нашей точки зрения должен был помочь, что-то дать для этого объекта большой социальной городской значимости, старались «получить», решить свои проблемы. Выполнить все требования значило довести стоимость строительства объекта до немыслимых размеров и потерять возможность строить ДМО. После напряженных переговоров многие спорные вопросы, заведомо завышенные требования и просто нахальные условия, удалось отрегулировать. В пределах разумного мы даже приняли условия перспективного характера. Дело двинулось. Задание на проектирование было согласовано и утверждено. Институт ЦНИИЭПЖилище в Москве, который тоже пришлось «уламывать» из-за большой перегрузки правительственными заданиями, после включения в производственный план проектных работ принялся за работу. Наши отношения с институтом, его руководством, исполнителями оказались очень плодотворными и доброжелательными. Назначенный Главный архитектор проекта - Уралова Майя Сергеевна, искренне сохраняла деловые и дружеские отношения. В короткий срок её группа, куда входили архитекторы, конструкторы, строители, в т.ч. такие ведущие специалисты как Лев Станишевскии, Юрий Панков, Александр Ермилов и другие, а также сменившая Уралову М.С. Главный архитектор проекта Малышева Антонина Алексеевна, разработала и представила нам на рассмотрение несколько вариантов планировки помещений и фасадов здания. Не без волнений преодолели споры, разные мнения, и общими усилиями вариант был выбран, согласован во всех инстанциях (их было около 18!) и утвержден. Началось проектирование. Но забот не убавилось, ибо нужно было постоянно следить за тем, чтобы в планах института сохранялись объёмы проектных работ, ведь неоднократно делались попытки к исключению их из плана текущего года и перенос на последующие года. В 1977 году строительство Дома междурейсового отдыха началось. Для ускорения строительства и ввода в эксплуатацию очень нужного объекта, решили разбить объём работ по строительству здания на две очереди: первая - корпус, выходящий фасадом на ул. Ленинградская, вторая - корпус, выходящий главным фасадом ДМО на площадь «Пять Углов». Через два года, летом 1979 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию его 1-ую очередь. В семиэтажном корпусе было 624 спальных места в одно-, двух-, трёхместных номерах и «люкс номерах». В номерах - душ, туалет, горячая вода. На этажах по три холла с мягкой мебелью, телевизором, столиками для игр. На втором Был небольшой митинг. Проводили его районные партийные и советские работники и члены парткома Тралфлота, говорили речи, благодарили строителей, за что-то руководство Тралфлота. И их не смущало, что ни они, ни руководство Тралфлота не выполняли функции Заказчика, их усилия в строительстве этого объекта были минимальными. При этом, почему-то почти не отметили работников ОКСа Рыбного порта и его руководителя Старовойтова Ивана Михайловича, которые выполнили роль Заказчиков и нас: ОКС и УМТС ГУ «Севрыба», которые вынесли тяжёлый груз проектирования, организации строительства, комплектования, финансирования объекта. В общем, «мы пахали...». Моряки, получившие в своих профкомах путевки для поселения, выслушали речи, похлопали в ладоши и... пошли устраиваться на отдых. Признаться, ещё при строительстве первой очереди, нас не очень устраивал подрядчик - трест «Мурманскжилстрой». Постоянные капризы, нарушения технологии строительных работ, попытки скрыть плохое качество, отступления от требований проекта, споры между исполнителями и представителями технического и авторского надзора приводило к тому, что нам бесконечно приходилось вмешиваться в решение спорных вопросов. Вели себя руководители треста, особенно главный инженер, закреплённый за объектом, мягко говоря, не корректно. Вплоть до личных оскорблений руководителей и сотрудников службы Заказчика. И не без прикрытия всего этого некоторыми влиятельными лицами. Мы ещё в ходе строительства 1-ой очереди стали намекать руководству «Главмурманстроя», чтобы строительство второй очереди Дома междурейсового отдыха поручить тресту «Мурманскпромстрой», с которым у нас были многолетние установившиеся деловые связи. Этот трест многие годы занимался возведением для предприятий «Севрыбы» многих объектов производственного и бытового назначения. Нам пошли навстречу и возведение второй очереди здания ДМО - корпуса, выходящего главным фасадом на площадь «Пять Углов», было поручено СМУ-1 треста «Мурманскпромстрой». С первых дней была организована комплексная строительная бригада общестроительных работ, которую возглавил известный среди строителей бригадир Александр Пешко. Строительная площадка преобразилась: чистота и порядок, грамотное и бережное хранение стройматериалов и конструкций, отличные бытовки для рабочих-строителей и пр. На площадке стройки не стало груд застывшего бетона, смешанного с землёй и грязью битума, переломанных лесоматериалов или покорёженных металлоконструкций, чего раньше, при строительстве первой очереди, было предостаточно. Нам часто приходилось бывать на объекте. Встречи с бригадиром А. Пешко, прорабами и мастерами были всегда деловыми и продуктивными. Как правило, по ходу строительства возникало много вопросов и просьб. Чаще всего нам приходилось оказывать помощь Очень часто стройку посещал первый секретарь Обкома КПСС Птицын В.Н. и секретарь Обкома Пашин В.Н. Их забота и внимание к стройке передавалась всем нам, причастным к возведению этого объекта, и безусловно помогало в решении многих вопросов. В 1984 году была сдана в эксплуатацию вторая, парадная часть Дома междурейсового отдыха. Появилось ещё 536 мест для проживания, введён в эксплуатацию зрительный зал на 350 мест с киноустановкой, а в 1985 году введены в эксплуатацию ресторан на 400 посадочных мест (с банкетным залом), столовая для обслуживающего персонала на 100 посадочных мест, буфеты на этажах, бар и магазин по продаже кулинарных изделий. Этим и завершилось строительство самого крупного в Минрыбхозе СССР Дома междурейсового отдыха для рыбаков Северного бассейна в Мурманске, получивший название «МЕРИДИАН». 1160 моряков, прибывающие в Мурманск из изнурительных полугодовых промысловых и транспортных рейсов, получили возможность отдыхать, развлекаться, получать полное бытовое обслуживание в отличном, отвечающем всем требованиям Дома междурейсового отдыха. В 60-70-х были также построены дома междурейсового отдыха для моряков рыболовного флота в портах Беломорск и Архангельск. Но по комфортности и предоставляемым услугам они были не такими, как ДМО в Мурманске, которым они пользовались наравне с мурманскими рыбаками во время зимнего базирования на Мурманский рыбный порт и редких заходах в короткое летнее время.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1783 |