Индустриальное развитие удалённых ресурсных территорий Печать

Некоторые области на севере России вынуждены бороться с многочисленными структурными проблемами без какой-либо федеральной поддержки 

Глобальные мировые изменения

Андреев О.А., профессор филиала Балтийского института экологии, политики и права в Мурманске

Раутио Веса, научный сотрудник Александри института университета Хельсинки (Финляндия)

Раунд Джон, лектор университета Бирминген (Великобритания)

Тюккюлайнен Маркку, профессор географии университета Йоенсуу (Финляндия)

(The Challenges of Going Global: Industrial Development in Remote Resource Regions)

В этой статье рассматривается развитие двух северных периферийных территорий России, Мурманской и Магаданской областей в постсоветские время. Эти две области играли важную роль в восстановлении страны после Второй мировой войны. Очень богатые природными ресурсами, они были быстро заселены и индустриализированы сразу после войны для снабжения экономики страны природными материалами.

Исследования выявляют сходства и различия в районах, которые базируются на интернационализации регионов. С одной стороны, Мурманская область стала частью глобального рынка медно-никелевой руды, но, с другой стороны, Магадан сталкивается с серьезными структурными проблемами, такими как периферическое месторасположение и недостаток поддержки правительства. Главная цель этой статьи - ответить на вопрос: каковы основные условия для успешного развития российских периферических областей в постсоветское время?

Благодаря развитию в советское время, население севера России всегда превалировало по сравнению с другими северными странами.

Несмотря на стремительный рост российской экономики с момента кризиса в 1998 году, социально-экономическое благосостояние периферических округов РФ не улучшилось. Например, некоторые области на севере России все еще вынуждены бороться с многочисленными структурными проблемами без какой-либо федеральной поддержки, обеспечиваемой государством. Новая региональная политика правительства РФ основана на довольно старых идеях полюсов развития, скорее это обновлённая версия портфеля проектов развития, как решение проблем национальной географической экономики.

Новая региональная политика России разделена на 3 категории, основанные на экономическом потенциале страны: рост центральных округов страны, поддержка основных областей, а также периферийных регионов страны.

Поддержка включает в себя две подкатегории: сырьевые и старые промышленные районы. Периферийная категория включает в себя также две подкатегории: районы, находящиеся в группе риска. Чечня и Ингушетия находятся в специальной категории, они классифицируются как особые районы. Новая региональная политика отдает предпочтение таким территориям как Московская и Санкт-Петербургская как в росте национальной экономики, так и в обеспечении решений различных социально-экономических проблем. Согласно нашим целям, мы занимаемся изучением отсталых районов. Мурманск является основным регионом, а Магадан относится к группе риска, которая включает в себя районы с серьезными социально-экономическими проблемами.

Постсоветский период в Мурманской области

Мурманскую область можно назвать детищем советского периода. Более 90% населения - городское, и большая часть городских сооружений были построены для развития рыбной, горной и металлургической промышленности. Более того, одним из аспектов советской системы было сближение городского и сельского населения, где явно была видна отсталость и низкая образованность. Например, в Мурманской области даже рыбная и оленеводческая деятельности высоко централизованы, что является явным различием с соседними странами, такими как Финляндия и Норвегия (Rautio 2003: 38). Более того, область всегда была важным военным округом РФ с большим количеством военных баз, расположенных на севере вдоль побережья Баренцева моря. Гавани Мурманска и Североморска являются важнейшими коммерческими и военными портами.

В ранние 1990-е годы было очевидно, что экономическая система Севера, которая была создана в советские времена, не была экономически и экологически проработана (Bardshaw 1995:199). Некоторые области на севере РФ непременно должны были работать на основе рыночной экономики без какого-либо опыта и справляться на мировом рынке, учитывая экономические тенденции.

Упадок внутреннего рынка, рост инфляции, которая поглотила сбережения потребителей, так же, как социальная ненадежность привела к нестабильности, о которой люди в Советском Союзе не знали в течение десятилетий. Однако некоторые районы Мурманской области были относительно стабильны, что частично объяснялось способностью основных предприятий выплачивать заработные платы вовремя, и заметное сокращение население облегчило социальные проблемы в регионе.

Aдaптaция пpeдпpиятий к миpoвoмy pынкy

Mypмaнcкaя oблacть нa ceгoдняшний дeнь зaвиcит oт cвoeгo гopнoдoбывaющeгo ceктopa. Глaвнoe пpeдпpиятиe в oблacти - «Hopильcкий никeль», кoтopoe зaнимaeтcя пpoизвoдcтвoм среди прочего никeля и палладия (соответственно 18 % и 50% миpoвого производства 2006 г.) (Mopган 2007). Глoбaльнoe гopнoдoбывaющee пpeдпpиятиe «Нopильcкий никeль» имeeт нeскoлькo комбинатов в peгиoнe. Haлoги пpeдпpиятия и дpyгиe плaтeжи мecтным aдминиcтpaциям пoкpывaют oкoлo 40 % peгиoнaльнoгo бюджeтa. Пpивaтизaция «Нopильcкого никeля» былa зaкoнчeнa в 1997 году и 10 лeт cпycтя пpeдпpиятиe cтaлo мeждyнapoдным лидером в гopнoдoбывaющeм бизнece, и в тo жe вpeмя oнo cвязывaeт Mypмaнcкyю oблacть c миpoвым pынкoм.

B нaчaлe 1990 гг. кoмпaния былa гocyдapcтвeнным пpeдпpиятиeм. Пpeдпpиятиe былo пpивaтизиpoвaнo в cepeдинe 1990 гг., чтo пpивeлo к бoльшим внyтpeнним измeнeниям. Haпpимep, дecять лeт cпycтя пoявилиcь дoчepниe пpeдпpиятия пo вceмy миpy, нo кoличecтвo нaeмныx paбoчиx coкpaтилocь дo 40 %, xoтя пpoизвoдcтвo yвeличилocь нa 40 % бeз кaкиx либo нoвoввeдeний (Payтиo и Kocoнeн 2006: 43).
Спустя три года после приватизации предприятия, более 90 % продукции было экспортировано на глобальный рынок, и его прибыль составляла почти 2 миллиарда долларов (Раутио 2003: 53). Экономический взлет «Hopильcкого никeля» был чрезвычайно важен для Мурманской области, появились тысячи хорошо оплачиваемых должностей, своевременная уплата налогов и других платежей компании.

Постсоветская эра в Магаданской области

Север России с его узким профилем производства, низкой плотностью населения, географической изоляцией и суровым климатом никогда бы не стал благоприятным местоположением для российской экономики. Однако, благодаря большим минеральным запасам, Магаданская область всегда являлась важным регионом, способствующим развитию экономики России.

До распада Советского Союза Северо-Восток России претерпел три стадии развития. Первая стадия характеризовалась исследованиями области русскими «пионерами» в поисках новых экономических возможностей. В этот период была создана инфраструктура, но это не означало, что область находилась полностью под контролем государства, даже когда было обнаружено золото в 1920 гг. Из-за нехватки рабочего труда и инфраструктуры первоначально были использованы как бы рыночные методы для развития области, а также иностранные инвестиции. Сталин осознавал ценность и важность области в экономической сфере. Он считал, что мы должны развивать северные регионы быстрее, чем в других странах на такой же географической широте, таким образом мы докажем превосходство советской системы (McCannon 1998). Чтобы достичь этого Колымская область была под контролем Дальневосточного строительного треста (Дальстрой) и было принято решение о добыче золота в области, что привело к развитию Главного управления лагерей на северо-востоке страны. Вскоре экономическая деятельность области была под контролем «Дальстроя» и 90 % населения составляли заключенные (Славин 1972). Магадан был построен, чтобы управлять лагерями. Город расположен у залива, чтобы можно было переправлять заключенных на протяжении всего года. Нордландер (1998: 810), изучая архивы г.Магадана, выяснил, что около миллиона людей умерло в тот период.

Адаптация предприятий к мировым рынкам: горная и рыбная промышленности в Магадане

Экономический спад 1980-х годов не особо ощущался на северо-востоке Советского Союза. Однако к концу десятилетия структурные изменения в экономике области были очевидны, требовались значительные вложения в добычу золота. Государство больше было не в состоянии выделять субсидии, в связи с этим экономика страны стремительно падала.

Золото в области было все еще в цене. Было предпринято много попыток, чтобы стабилизировать горнодобывающую промышленность. Важность горной промышленности в Магаданской области не может быть преувеличена, так как она составляет более 70 % выпуска продукции в регионе и 60 % подоходного налога. Хотя и производство золота не останавливалось в конце 1990 гг., промышленность претерпевала кризис (Михайлов и Волков 2000: 19).

Уровень производства золота поддерживался благодаря месторождению «Кубака», за 1997-1999 гг. было добыто 47 % золота в регионе, как показано в таблице. Месторождение «Кубака» было закрыто в 2005 г. и его производство в 1990 гг. только временно маскировало возникшие проблемы. Необходимость в короткие сроки увеличить объем производства означала, что добыча золота из его месторождения быстро истощалась. Из-за сверхдобычи и сокращения государственных расходов на инфраструктуру, производство золота снизилось в среднем на 3,5 % в год в 1975-1991 гг. Десятикратное уменьшение инвестиций капитала в постсоветском Магадане отрицательно воздействовало на ситуацию, и неудачная попытка адаптироваться к новым технологиям привела к истощению месторождения (Лавров 1998: 17).

Во избежание кризиса в середине 1990 гг. область была вынуждена обратиться за помощью к иностранным инвесторам. Правительство было не в состоянии обеспечить необходимыми средствами, поэтому было принято решение продать 53 % акций предприятия «Кубака» американской компании «Kincross Gold». Проект был успешным, В январе 1998 г. в Магадане была зарегистрирована компания «Dukat Silver», 70 % которой принадлежали канадской компании «Pan American Silver», остальные акции принадлежали компании «Russian Geometall».

Другое крупное производство в Магаданской области - это рыбная промышленность. Оно столкнулось примерно с теми же проблемами, что и горнодобывающая промышленность: федеральный контроль препятствовал развитию производства, и необходимость в инвестициях.
Социальные последствия распада рыбной промышленности очевидны. Приблизительно 17 % населения Магадана выживают благодаря рыбе, а иностранная конкуренция и приобретение лицензий в дальнейшем увеличат цены на рыбу. В программе по защите окружающей среды (United Nations Environment Programme 2006) отмечено, что проблемы сектора привели к появлению социальных и экономических проблем в Магадане. Они также отметили, что индустрия страдает от коррупции. Всё вместе это привело к истощению морских запасов, которое, как утверждает UNEP, сделает необходимым усилить контроль над выработкой рыбной продукции. Иностранные инвестиции, коррупция, браконьерство и непродуманное вмешательство федерального правительства - все это значит, что областная администрация не уделяет достаточного внимания рыбной промышленности области.

Перспективы на будущее

Мурманск и Магадан очень зависят от добычи природных ресурсов и предприятий, работающих с ними. Однако это не означает, что будущее Мурманской и Магаданской областей полностью зависит от цен мировых рынков на сырье или стратегий крупнейших предприятий в регионах.

Социально-экономическое развитие в постсоветское время изучаемых регионов отличается друг от друга. Разница, прежде всего, ощущается в горном секторе. С одной стороны, необходимость преобразования горного сектора в Магадане - все еще незаконченный процесс и не предвидится каких-либо изменений в ближайшем будущем. С другой стороны, Мурманская область извлекает много пользы из стратегических альтернатив «Норильского никеля» модернизировать структуру компании, профиль производства и экспортирование продукции на мировые рынки.

Инвестиции в Мурманской области заметно выросли за несколько лет. Инвестиции, приносящие прибыль Магаданской области, уже почти не существуют из-за скептического отношения областной администрации к иностранным инвесторам.

В изучаемых нами областях виден явно неиспользованный потенциал природных ресурсов. Использование этого потенциала дает много возможностей для развития областей, но необходимо желание, обязательство и сотрудничество трех секторов: жителей, администрации и бизнес-сектора.

Литература: 46 источников

«Север, Строительство и ЖКХ»

Еще статьи на тему "области":

Краткая характеристика Мурманской области

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Экономико-географическое положение области

Геополитическое положение Мурманской области

Внешние факторы в развитии Мурманской области

Влияние макроэкономических факторов на развитие Мурманской области

Сценарии социально-экономического развития Мурманской области