casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Создание Кольского академического университета
Создание Кольского академического университета Печать E-mail

ориентация на обучение местного населения является залогом устойчивого развития Мурманской области

9.4. Создание Кольского академического университета как фактор развития регионального комплекса «наука - образование - инновации»

Для осуществления стратегических целей развития Мурманской области, неразрывно связанных с укреплением геополитического положения России в приарктической зоне, требуются высококвалифицированные специалисты различных областей профессиональной компетенции, имеющие не только необходимую теоретическую и практическую подготовку, но и хорошие знания, касающиеся специфики использования этих знаний и практических навыков в условиях Крайнего Севера.

Единственным действенным путем решения задач кадрового обеспечения области является развитие и совершенствование собственной системы профессионального образования и создание исследовательского университета. Это обусловлено как минимум тремя факторами:

1) в «постсоветский» период практически прекратился приток на Север России кадров из других регионов;

2) большая часть молодежи, выезжающая из Мурманской области в целях получения образования в других регионах, не возвращается обратно;

3) только ориентация на обучение местного населения является залогом устойчивого развития Мурманской области. 

Третий фактор требует особого пояснения. Создание и функционирование исследовательского университета направлено на подготовку специалистов высокой и наивысшей квалификации для особого типа территорий - зоны Севера и его арктической составляющей.

Специфические особенности жизнедеятельности на Севере, и особенно его арктической части, масштабные кросскультурные коммуникации населения Мурманской области обусловливают целесообразность ориентации системы подготовки специалистов на местное население, знающее все особенности проживания в суровых климатических условиях, соответствующими социальными особенностями и навыками работы в межкультурной среде.

Учитывая, что исследовательский университет, являясь федерально значимым образовательным центром, выступает еще мощным фактором развития территории размещения, целесообразность ориентации на местное население подтверждается и другими аргументами. Во-первых, подготовленные специалисты связывают свое собственное благополучие с благополучием «своего края», «своей Мурманской области». Во-вторых, ориентация на местное население уменьшает проблему оттока подготовленных кадров из региона. В-третьих, проживание в регионе делает специалистов более «соориентированными» в решении актуальных социально-экономических региональных проблем современности и проблем, которые проявятся в будущем.

Кроме того, ориентация на местное население является фактором, способствующим решению базовой проблемы - доступности образования. Высокая стоимость проживания и обучения в других регионах, особенно городах федерального значения, при невысокой средней заработной плате в Мурманской области относительно повышенных «северных» расходов обусловливает несомненные преимущества получения образования для значительной части местного населения в самом регионе. Также отметим, что особенности проживания и работы на Севере являются существенным ограничивающим фактором выбора Севера как места работы и жительства выпускниками других регионов. Следовательно, на эти территории не будут приезжать лучшие выпускники из других регионов. Ориентация же на собственное население Мурманской области устраняет проблему обеспеченности социально-экономической жизнедеятельности в регионе и арктических территорий Европейского Севера высококлассными специалистами. Действие обозначенных факторов усилится в средне- и долгосрочной перспективе. Это обусловлено не только нарастанием кризисных процессов в экономике страны и Мурманской области, инициирующих проблему доступности образования для населения области на других территориях, но и внутренними особенностями образования - переходом на двухступенчатую модель высшего образования в стране.

При практической реализации такого перехода предполагается, что бакалавры вузов и их филиалов вузов будут продолжать свое образование для получения квалификации специалиста или магистра в относительно небольшом числе образовательных центров на базе существующих ведущих вузов страны и вновь создаваемых федеральных университетов. Такая концентрация подготовки специалистов высшей квалификации приведет к усилению дисбаланса между кадровым обеспечением инновационных процессов в центре и периферийных регионах, в частности Мурманской области.

Для сохранения и развития человеческого потенциала, без которого невозможно устойчивое развитие Мурманской области и всего Евро-Арктического региона России, жизненно необходимо наличие местного государственного учреждения, в котором подготовка высококвалифицированных кадров должна сочетаться с научными исследованиями и реализацией учебно-инновационных программ. Это позволит, с одной стороны, сохранить в регионе талантливую молодежь, предоставив ей возможности творческого развития и получения любого желаемого образовательного уровня в пределах региона, а с другой стороны, сформировать базис для научной, методологической и кадровой поддержки всех направлений социально-экономического развития. Наиболее адекватной формой такого учреждения является исследовательский университет.

Создавая и совершенствуя свою инновационную инфраструктуру, охватывая своей инновационной деятельностью предприятия региона, развивая информационные ресурсы, привлекая в регион отечественных и зарубежных специалистов и инвесторов, активизируя международные контакты, исследовательский университет  становится одним из важнейших факторов экономического и социально-культурного развития территории.

Цель создания и развития исследовательского университета - инновационная подготовка специалистов по прорывным направлениям развития науки, техники и технологий на основе формирования постиндустриального образовательного пространства исследовательского университета в партнерстве с академической наукой, бизнесом, органами власти для обеспечения устойчивого, инновационного развития Европейского Севера, Арктики и Мурманской области. Очевидно, что система научно-образовательного комплекса исследовательского университета должна являться исполнителем научных, научно-технических программ федерального уровня, органично трансформирующихся и в программы регионального уровня.

Международный опыт функционирования исследовательских университетов свидетельствует, что вокруг университетов образуются исследовательские парки, своеобразные кластеры, объединяющие институты и университеты высшей школы, научно-исследовательские институты, малые инновационные предприятия и подразделения по их обслуживанию и поддержке, технопарковые структуры.

В соответствии с уже созданной инновационной инфраструктурой Мурманской области центром такого кластера целесообразно считать инновационный бизнес-инкубатор и технопарк города Апатиты, способные обеспечить коммерциализацию научных разработок, трудоустройство для студентов, аспирантов, выпускников, научных работников и преподавателей вузов.

Указанные особенности предполагают необходимость достижения более частных целей исследовательского университета, а именно:

1) эффективную реализацию в Мурманской области федеральной научной и научно-технической политики в соответствии с региональной спецификой и реализационными целями стратегии инновационного развития территории посредством создания образовательной среды, способной генерировать инновации, участвовать в реализации федеральных и региональных научных, научно-технических программ;

2) обеспечение хозяйственной и социальной сферы высококвалифицированными кадрами, обладающими особой, «северной», компетенцией не только в производственной, но и в социальной областях жизнедеятельности;

3) формирование системы исследовательского университета как неотъемлемой составной части, интегрированной в инновационный кластер Мурманской области.

Исследовательский университет призван решать следующие три группы задач, ассоциированных с основными направлениями его деятельности:

1) подготовка и переподготовка кадров - профориентационная деятельность среди школьников и целевое обучение особо одаренных детей; массовая подготовка кадров всех ступеней ВПО на базе интегрированных образовательных ресурсов региона; подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура), в том числе специализирующихся в области организации научных исследований, инновационного и технологического менеджмента и т.д.; переподготовка и повышение квалификации специалистов, включая второе высшее образование; организация региональных и межрегиональных объединений, ассоциаций и открытых университетов в целях расширения образовательного пространства; подготовка кадров для других учебных заведений; развитие информационной инфраструктуры и программных средств для дистанционного обучения в региональном и межрегиональном масштабах;

2) организация научной деятельности - участие в реализации научных, научно-технических программ федерального, межрегионального, регионального масштабов; организация научных объединений, ассоциаций различного масштаба для реализации актуальных научных и научно-технических программ; активное вовлечение обучаемых в научно-исследовательскую деятельность и выявление талантливой молодежи; пропаганда и распространение научного знания;

3) инновационная деятельность - проведение проблемно-ориентированных НИОКР, инвентаризация инновационного потенциала результатов фундаментальных исследований и их коммерциализация; создание и развитие материально-технической базы прикладных исследований и опытных производств; периодическая инвентаризация и текущий анализ результатов фундаментальных и прикладных НИР как объектов интеллектуальной собственности на предмет их патентной защиты и коммерциализации; создание и поддержание банка данных об отечественных и зарубежных патентах, промышленных образцах и т.д.; инновационно-технологический аудит предприятий и сферы услуг региона, участие в разработке региональной инвестиционной политики; разработка научно-методических, учебно-методических материалов, нормативной базы инновационной деятельности; разработка и апробация моделей и схем реализации инновационных проектов и структур; организация и обеспечение деятельности учебно-инновационных центров для формирования у обучаемых практических навыков инновационной деятельности.

Решение этих задач является залогом создания, поддержания и развития целостной и эффективной системы «образование - наука - инновации», интеграции процессов передачи знаний с процессами их получения и практического использования в экономике, социальной сфере, управлении Мурманской области.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи на тему "области":

Краткая характеристика Мурманской области

Экономико-географическое положение Мурманской области

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области 

Заседание правительства Мурманской области

Геополитическое положение Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.149.214.144

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������