Создание Кольского академического университета |
ориентация на обучение местного населения является залогом устойчивого развития Мурманской области9.4. Создание Кольского академического университета как фактор развития регионального комплекса «наука - образование - инновации»Для осуществления стратегических целей развития Мурманской области, неразрывно связанных с укреплением геополитического положения России в приарктической зоне, требуются высококвалифицированные специалисты различных областей профессиональной компетенции, имеющие не только необходимую теоретическую и практическую подготовку, но и хорошие знания, касающиеся специфики использования этих знаний и практических навыков в условиях Крайнего Севера. Единственным действенным путем решения задач кадрового обеспечения области является развитие и совершенствование собственной системы профессионального образования и создание исследовательского университета. Это обусловлено как минимум тремя факторами: 1) в «постсоветский» период практически прекратился приток на Север России кадров из других регионов;2) большая часть молодежи, выезжающая из Мурманской области в целях получения образования в других регионах, не возвращается обратно;
3) только ориентация на обучение местного населения является залогом устойчивого развития Мурманской области.
Третий фактор требует особого пояснения. Создание и функционирование исследовательского университета направлено на подготовку специалистов высокой и наивысшей квалификации для особого типа территорий - зоны Севера и его арктической составляющей. Специфические особенности жизнедеятельности на Севере, и особенно его арктической части, масштабные кросскультурные коммуникации населения Мурманской области обусловливают целесообразность ориентации системы подготовки специалистов на местное население, знающее все особенности проживания в суровых климатических условиях, соответствующими социальными особенностями и навыками работы в межкультурной среде. Учитывая, что исследовательский университет, являясь федерально значимым образовательным центром, выступает еще мощным фактором развития территории размещения, целесообразность ориентации на местное население подтверждается и другими аргументами. Во-первых, подготовленные специалисты связывают свое собственное благополучие с благополучием «своего края», «своей Мурманской области». Во-вторых, ориентация на местное население уменьшает проблему оттока подготовленных кадров из региона. В-третьих, проживание в регионе делает специалистов более «соориентированными» в решении актуальных социально-экономических региональных проблем современности и проблем, которые проявятся в будущем. Кроме того, ориентация на местное население является фактором, способствующим решению базовой проблемы - доступности образования. Высокая стоимость проживания и обучения в других регионах, особенно городах федерального значения, при невысокой средней заработной плате в Мурманской области относительно повышенных «северных» расходов обусловливает несомненные преимущества получения образования для значительной части местного населения в самом регионе. Также отметим, что особенности проживания и работы на Севере являются существенным ограничивающим фактором выбора Севера как места работы и жительства выпускниками других регионов. Следовательно, на эти территории не будут приезжать лучшие выпускники из других регионов. Ориентация же на собственное население Мурманской области устраняет проблему обеспеченности социально-экономической жизнедеятельности в регионе и арктических территорий Европейского Севера высококлассными специалистами. Действие обозначенных факторов усилится в средне- и долгосрочной перспективе. Это обусловлено не только нарастанием кризисных процессов в экономике страны и Мурманской области, инициирующих проблему доступности образования для населения области на других территориях, но и внутренними особенностями образования - переходом на двухступенчатую модель высшего образования в стране. При практической реализации такого перехода предполагается, что бакалавры вузов и их филиалов вузов будут продолжать свое образование для получения квалификации специалиста или магистра в относительно небольшом числе образовательных центров на базе существующих ведущих вузов страны и вновь создаваемых федеральных университетов. Такая концентрация подготовки специалистов высшей квалификации приведет к усилению дисбаланса между кадровым обеспечением инновационных процессов в центре и периферийных регионах, в частности Мурманской области. Для сохранения и развития человеческого потенциала, без которого невозможно устойчивое развитие Мурманской области и всего Евро-Арктического региона России, жизненно необходимо наличие местного государственного учреждения, в котором подготовка высококвалифицированных кадров должна сочетаться с научными исследованиями и реализацией учебно-инновационных программ. Это позволит, с одной стороны, сохранить в регионе талантливую молодежь, предоставив ей возможности творческого развития и получения любого желаемого образовательного уровня в пределах региона, а с другой стороны, сформировать базис для научной, методологической и кадровой поддержки всех направлений социально-экономического развития. Наиболее адекватной формой такого учреждения является исследовательский университет. Создавая и совершенствуя свою инновационную инфраструктуру, охватывая своей инновационной деятельностью предприятия региона, развивая информационные ресурсы, привлекая в регион отечественных и зарубежных специалистов и инвесторов, активизируя международные контакты, исследовательский университет становится одним из важнейших факторов экономического и социально-культурного развития территории. Цель создания и развития исследовательского университета - инновационная подготовка специалистов по прорывным направлениям развития науки, техники и технологий на основе формирования постиндустриального образовательного пространства исследовательского университета в партнерстве с академической наукой, бизнесом, органами власти для обеспечения устойчивого, инновационного развития Европейского Севера, Арктики и Мурманской области. Очевидно, что система научно-образовательного комплекса исследовательского университета должна являться исполнителем научных, научно-технических программ федерального уровня, органично трансформирующихся и в программы регионального уровня. Международный опыт функционирования исследовательских университетов свидетельствует, что вокруг университетов образуются исследовательские парки, своеобразные кластеры, объединяющие институты и университеты высшей школы, научно-исследовательские институты, малые инновационные предприятия и подразделения по их обслуживанию и поддержке, технопарковые структуры. В соответствии с уже созданной инновационной инфраструктурой Мурманской области центром такого кластера целесообразно считать инновационный бизнес-инкубатор и технопарк города Апатиты, способные обеспечить коммерциализацию научных разработок, трудоустройство для студентов, аспирантов, выпускников, научных работников и преподавателей вузов. Указанные особенности предполагают необходимость достижения более частных целей исследовательского университета, а именно:1) эффективную реализацию в Мурманской области федеральной научной и научно-технической политики в соответствии с региональной спецификой и реализационными целями стратегии инновационного развития территории посредством создания образовательной среды, способной генерировать инновации, участвовать в реализации федеральных и региональных научных, научно-технических программ;2) обеспечение хозяйственной и социальной сферы высококвалифицированными кадрами, обладающими особой, «северной», компетенцией не только в производственной, но и в социальной областях жизнедеятельности;3) формирование системы исследовательского университета как неотъемлемой составной части, интегрированной в инновационный кластер Мурманской области.Исследовательский университет призван решать следующие три группы задач, ассоциированных с основными направлениями его деятельности: 1) подготовка и переподготовка кадров - профориентационная деятельность среди школьников и целевое обучение особо одаренных детей; массовая подготовка кадров всех ступеней ВПО на базе интегрированных образовательных ресурсов региона; подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура), в том числе специализирующихся в области организации научных исследований, инновационного и технологического менеджмента и т.д.; переподготовка и повышение квалификации специалистов, включая второе высшее образование; организация региональных и межрегиональных объединений, ассоциаций и открытых университетов в целях расширения образовательного пространства; подготовка кадров для других учебных заведений; развитие информационной инфраструктуры и программных средств для дистанционного обучения в региональном и межрегиональном масштабах; 2) организация научной деятельности - участие в реализации научных, научно-технических программ федерального, межрегионального, регионального масштабов; организация научных объединений, ассоциаций различного масштаба для реализации актуальных научных и научно-технических программ; активное вовлечение обучаемых в научно-исследовательскую деятельность и выявление талантливой молодежи; пропаганда и распространение научного знания; 3) инновационная деятельность - проведение проблемно-ориентированных НИОКР, инвентаризация инновационного потенциала результатов фундаментальных исследований и их коммерциализация; создание и развитие материально-технической базы прикладных исследований и опытных производств; периодическая инвентаризация и текущий анализ результатов фундаментальных и прикладных НИР как объектов интеллектуальной собственности на предмет их патентной защиты и коммерциализации; создание и поддержание банка данных об отечественных и зарубежных патентах, промышленных образцах и т.д.; инновационно-технологический аудит предприятий и сферы услуг региона, участие в разработке региональной инвестиционной политики; разработка научно-методических, учебно-методических материалов, нормативной базы инновационной деятельности; разработка и апробация моделей и схем реализации инновационных проектов и структур; организация и обеспечение деятельности учебно-инновационных центров для формирования у обучаемых практических навыков инновационной деятельности. Решение этих задач является залогом создания, поддержания и развития целостной и эффективной системы «образование - наука - инновации», интеграции процессов передачи знаний с процессами их получения и практического использования в экономике, социальной сфере, управлении Мурманской области. Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи на тему "области":Краткая характеристика Мурманской области Экономико-географическое положение Мурманской области Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Заседание правительства Мурманской области Геополитическое положение Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5458 |