return_announcements(); ?>
Главная Кошельковый промысел на новом этапе
Кошельковый промысел на новом этапе Печать E-mail

Читать предыдущую статью

Главной ударной силой "Мурмансельди" на кошельковом промысле мойвы и сельди стали сейнеры-траулеры типа "Союз" (СТР типа "Альпинист").

Эти суда прибыли к нам на смену СРТ и СРТР типа "Океан".

"Союзы" имели более мощные главные двигатели - 1300 л. с, подруливающие устройства, как на военных судах (корабли строились на наших военных верфях, поэтому напоминали сторожевые корабли военного образца). На этих судах уже были льдогенераторы, они могли работать и тралом, и кошельком.

Все рыбодобывающие организации отказались принимать СТРы, так как они имели большую парусность. Таким образом, "усилиями" других организаций "Мурмансельдь" эти суда приняла.

С чьей-то подачи Минрыбхоз СССР обратился к правительству о выделении средств из государственного золотого запаса для оснащения траулеров типа "Союз" гидроакустическими комплексами, которыми были оснащены норвежские корабли.

Считалось, что стоящие на новых судах поисковые приборы "Сарган" и "Палтус" безнадежно устарели. Было преподнесено так, что с переоборудованием гидроакустики добыча на этих судах увеличится в три раза. Предложение основывалось на норвежском опыте.

Норвежцы, в частности работая на мойве, имели успех, и не без оснований.

Выделили деньги, договорились с Норвегией о переоборудовании. И когда докладная записка пошла в Москву, отказаться от такой идеи никто не посмел. Суда по графику пошли в Осло на переоборудование.

В это время в Баренцевом море очень хорошо ловилась мойва. Но когда эти суда вышли с новой аппаратурой, они оказались в пролове. Из Москвы приезжали три комиссии, искали виновников. Понятно, деньги дали, оборудование поставили, а суда не ловят! Сделали вывод: на эти суда "Мурмансельдь" назначила не тех специалистов. А мы закрепили на судах типа "Союз" лучших специалистов и матросов, которые работали на судах типа "Океан". Это была жесткая позиция, и главный инженер Аркадий Львович Колтун эту позицию твердо поддерживал.

Помнится, я прибыл в Мурманск из командировки и обнаружил общую растерянность. Уже был заготовлен приказ министерства об отстранении от должности начальника флота К. Н. Шаповалова и выговорах многим другим специалистам.

Когда мне это сообщили, я, долго не думая, применил старый метод. Прежде чем делать вывод, пошел на судно, расспросил капитана, гидроакустика.

Оказалось, что по норвежскому прибору наши специалисты не могли определить размеры косяков. А это было для наших рыбаков очень важно. Наши суда искали большие косяки, чтобы на плавбазу сдать сразу 100 - 200 тонн рыбы.

По записи на эхоленте старого прибора "Палтус" акустик, капитан и штурман определяли, какой это был косяк: 30 тонн, 100 или 200 тонн.

Гидроакустик определял и по слуху. Капитан, когда делал замет, уже знал, сколько может поймать в кошельковом неводе, знал, как кольцевать - быстрее или медленнее, или выпустить часть улова, чтобы не потопить невод. То есть эхосигнал в зависимости от количества рыбы был разный.

А новые приборы давали одинаковый эхосигнал: что 5 тонн, что 20, что 100 тонн. Вот такие точные приборы, которые определяют, что любой косяк есть! Но, применяя "золотые" приборы, "Союз" делал замет - и в итоге имел в кошельке 5-10 тонн рыбы. На плавбазе отказывались принимать малый улов.

Тщательно проанализировав все это, я пришел к выводу, что наши специалисты, которые ратовали за внедрение норвежских поисковых приборов, хотели соединить методы капиталистической системы хозяйствования с методами социалистической. Однако эта идея провалилась.

Что же такое капиталистический способ для норвежских судов? У них схема такая: вечером вышел - к утру быть в порту. Норвежское судно 5 тонн возьмет - в трюм всасывает (все суда наливные). За ночь 5-7 заметов сделает, набьет полный трюм и идет в порт. То есть на норвежском судне не имеет значения, какой эхосигнал, а главное - рыба обнаруживается.

А наше-то судно сделает замет - и должно идти к плавбазе. Если оно выловит не 150 тонн, а 20 тонн, надо или самим солить мойву, или идти в порт ее сдавать. За время перехода мойва портится, потому что находится в сухом трюме.

Но в данном случае выводы были сделаны другие. Я сказал в управлении: "Независимо от вашего мнения пишу свою докладную записку".

Написал и отправил в министерство. В результате все было спущено на тормозах, всех оставили на работе, никто выговора не получил.

Потом наши рыбаки освоили эти приборы. Специалисты "Мурмансельди" подрегулировали их как нужно, и все встало на место. А то обвинили специалистов флота, руководство!.. Вот какой был инцидент в период освоения судов типа "Союз.

Читать следующую статью

Проверено жизнью


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

34.204.200.74

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .