Главная Международное сотрудничество в БЕАР: смена курса?!
Международное сотрудничество в БЕАР: смена курса?! Печать E-mail

Современная международная обстановка неоднозначно свидетельствует о том, что украинский кризис серьезно осложнил отношения России со странами Евросоюза, Норвегией, США и другими государствами, присоединившимися к экономическим санкциям против РФ.

Прогнозировавшиеся иностранными экспертами экономические проблемы у России, после введения санкций Запада, возвращение международных отношений к уровню периода «холодной войны», в той или иной мере затронули интересы большей части мирового сообщества.

Последовавшая за этим переоценка геополитических факторов, экономических связей, уже устоявшихся контактов и каналов сотрудничества России с иностранными государствами, выявили множество двусторонних уязвимостей, но в то же время обратили взгляд российского руководства «во внутрь страны», поиск альтернативы зарубежным технологиям, возможностей диверсификации экономики и стимулирования собственного производства.

В свою очередь, политическая линия иностранных государств также претерпела ряд существенных изменений, что проявилось, с одной стороны в антироссийской риторике, осуществляемой на фоне предпринимаемых РФ многоплановых усилий по нормализации международного сотрудничества и урегулированию «украинского вопроса», с другой, в поисках новых источников энергоресурсов «не российского происхождения» и др.

При этом в числе прочих негативных аспектов внешнеполитического курса Запада выделяются попытки принизить стремление и готовность РФ содействовать гуманитарными усилиями разрешению кризиса на Украине и помощи беженцам. В этих целях российское правительство стремится использовать как двусторонние каналы, так и соответствующие международные механизмы, хорошо зарекомендовавшие себя в мирном урегулировании других локальных конфликтов в регионах мира. Дискредитировали свою деятельность и международные правозащитные организации, не обратившие должного внимания на расследование фактов массовых захоронений мирных жителей на ранее подконтрольных Киеву территориях Восточной Украины, использование украинскими военными вооружений, грубо нарушающих международные правовые нормы и т.п.

На фоне официально заявляемой позиции руководства большинства иностранных государств о необходимости сохранения политического диалога с Россией, что, по мнению зарубежных и российских экспертов может быть в значительной мере обусловлено прогнозируемыми проблемами западных стран в сфере энергетической безопасности, нелогично выглядит сокращение международного сотрудничества, прежде всего в промышленно-экономической сфере, приграничных с РФ государств Баренцева\Евроарктического региона (БЕАР).

Еще более надуманными и сложно объяснимыми видятся тенденции по наращиванию арктическими странами военной структуры и группировок войск в Арктике, якобы обоснованные преимущественно перспективами угроз национальной безопасности со стороны РФ.

Возможно поэтому у общественно-политических кругов Мурманской области, непосредственно ощутивших на себе рост недоговоренностей в отношениях с северными соседями, а также влияние взаимных санкций России с Норвегией и Финляндией, все этой вызывает удивление, перерастающее негодование.

В исторически длительном периоде сотрудничества Мурманской области с приграничными губерниями Финляндии и Норвегии важное место традиционно занимали вопросы взаимодействия в политической, экономической, образовательной и культурно-гуманитарной областях. Динамично продолжают развиваться студенческие обмены, контакты между учеными и экспертами. Данные элементы межгосударственного взаимодействия должны неуклонно способствовать повышению уровня понимания между народами наших стран, укреплению взаимной симпатии и добрососедства.

И если в контексте структуры европейского союзнического сотрудничества можно понять позицию Финляндии, которая как страна ЕС, в рамках многосторонних международных договоренностей Евросоюза, была обязана поддержать продвигаемые большинством стран санкции против РФ, то добровольное присоединение к ним Норвегии в эту схему не укладывается.

Наиболее вероятным является стремление политических и экономических кругов Норвегии, следующих в фарватере внешнеполитического курса США - своего партнера по Североатлантическому альянсу, использовать сложившуюся ситуацию для реализации своих интересов в Арктике.

Это включает в себя и интенсивное исследование возможностей по эксплуатации нефтегазовых ресурсов, расположенных на шельфе Баренцева моря (в норвежской части бывшей «серой зоны») для усиления позиций национального углеводородного кластера, и скорейшую модернизацию портов на севере страны (в городах Киркенес, Тромсе и Хаммерфест), и запрет на экспорт в Россию технологий «арктического назначения» из-за рубежа, и участие в информационных кампаниях о целесообразности интернационализации Севморпути, и последовательное ограничение доступа российской стороны к международным проектам арктической направленности.

Данные факторы, вероятно, по оценкам норвежских политиков и бизнесменов, смогут обеспечить импульс и увеличение инвестиций в развитие территорий Северной Норвегии, определенные конкурентные преимущества северным норвежским портам перед расположенными на российском Крайнем Севере (г.Мурманск, г.Архангельск) в области эксплуатации логистического маршрута Северный морской путь.

На этом фоне активно набирает обороты сотрудничество Мурманской области как со странами СНГ (Армения, Белоруссия), так и со странами АТР на основе уже имеющегося опыта межгосударственного политического и экономического партнерства Москвы с Ереваном, Минском, Сеулом, Токио и Пекином.

Так, во втором полугодии т.г. Минск стал побратимом Мурманска, намечены конкретные меры по расширению экономического сотрудничества с Арменией и Белоруссией, открытию диппредставительств и участия представителей деловых кругов этих стран в международных мероприятиях на территории региона, например, в 3-ей Мурманской международной деловой неделе.

Оптимизм вселяет количественный состав делегаций и частных визитов представителей политических, дипломатических и бизнес кругов из стран АТР, более 8 раз посетивших г.Мурманск начиная с декабря 2013 года по н.в. При этом в рамках обсуждения с представителями региональных органов власти и управления, бизнесменами и общественниками, главы делегаций обозначали вполне реальные и достижимые цели для межгосударственного сотрудничества в регионе - от открытия в Мурманской области филиалов фирм из Южной Кореи и Японии, до организации совместного производства, участия государств АТР в углеводородных, логистических, индустриальных и др. проектах на Крайнем Севере РФ.

Кроме того, пристальное внимание страны АТР уделяют богатым минеральным ресурсам Мурманского региона, их экспорту на национальные рынки, а также строящемуся транспортному узлу и мурманскому порту, их реальным возможностям круглогодичной эксплуатации с выходом на Севморпуть. Это позволяет в кратчайшие для бизнес сообщества АТР сроки экономически выгодно организовать доставку различных грузов на рынки Европы, Скандинавии и США.

Отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и странами АТР, особенно с Китаем, вышли на высокий уровень, что отвечает как интересам современного геополитического развития наших стран, так и сложной внешнеполитической обстановке. Можно с уверенностью прогнозировать перспективу дальнейшего взаимовыгодного углубления сотрудничества России со странами АТР и СНГ в российской части БЕАР и в Арктике, что отражается в регулярных результативных контактах на высшем и региональном уровнях.

Очевидно, что иностранным государствам - партнерам России на Севере, необходимо определиться насколько целесообразным в нынешней сложной международной обстановке является риск потерять сложившиеся устойчивые связи с РФ, наработанными десятилетиями взаимовыгодного сотрудничества. Легко и быстро можно утратить уже достигнутый высокий уровень взаимоотношений, поколебав взаимное доверие, что, в рамках мирового экономического кризиса, со всех точек зрения было бы не продуктивно.

Для выхода государств из текущего состояния международного противостояния, в основе которого лежат геополитические амбиции и интересы отдельных мировых держав, требуются совместные усилия.

Необходимо содействие всего мирового сообщества в интересах формирования более справедливого и демократичного мироустройства, основанного на верховенстве международного права в вопросах поддержания глобальной безопасности, противодействия усилиям силового диктата в международной сфере, а также попыткам навязывания суверенным государствам и народам неких «универсальных стандартов».

Дмитрий Борисов,  журнал «Север Промышленный»

Экономика


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.226.251.72

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .