Главная Стенограмма выступлений на конференции по качеству
Стенограмма выступлений на конференции по качеству Печать E-mail

Мурманск, 2006 
Выступление Дедкова Н.П.

Вопросами стандартизации сейчас надо заниматься очень серьезно. Мы имеем 73,5 по сравнению с другими. Сегодня работают стандарты ИСО и МЭК, это уже международные стандарты. Это тоже наш путь в этом направлении. Если мы будем эти стандарты активно внедрять, то наши предприятия будут работать в этих условиях нормально, потому что сейчас Международное сообщество говорит: есть ли у вас ИСО, есть ли у вас МЭК, есть ли у вас стандарты АТМ? Т.е. нефтепродукты и прочее. Например, вчера в Татарстане президент выступил и сказал: да, мы внедрили мировые стандарты АТМ на производство нефтепродуктов, бензина и прочее. Это говорит о том, что цена на международном рынке повысится и будет признана мировым сообществом, а не то сырье, которые мы сегодня реализуем в виде сырой нефти.

Что касается Мурманской области, у нас тоже надо думать о технологической переработке сырья в готовую продукцию. Тогда и налоги пойдут больше и прибыль будет больше у предприятия и социальные вопросы будут решаться.

Сегодня игнорирование мировых стандартов – это путь в никуда, т.е. нестабильная ситуация в самой компании, проблемы с сотрудниками, нерешение социальных вопросов для компании и естественно, нерешение вопросов перспективного развития. Сегодня у нас открыты двери в принятую программу качества, т.е. компании уже могут в этом направлении работать. Мы готовы содействовать и оказывать помощь. Я думаю, что все другие структуры, аккредитованные на внедрение стандартов, позволят повысить экономическую самостоятельность и повысить конкурентоспособность продукции и услуг, а также получить достаточно высокую прибыли с реализации этого вопроса.

Почему это сегодня актуально? Потому что, мы живем не в изолированном сообществе. Стенку, которая была раньше между Советским Союзом и остальным миром, мы разрушили и сейчас находимся в мировом сообществе, поэтому нам нужно готовиться и работать по международным стандартам с тем, чтобы если мы вступим в ВТО, то и товары и услуги пойдут к нам, финансовые услуги, услуги транспортные, и товар к нам пойдет, но надо готовиться к этому вопросу и действовать в рамках международных стандартов. Тогда реализация будет намного лучше.

По внедрению национальных стандартов. На диаграмме видно, как мы двигаемся в этом направлении: как внедрили закон о техническом регулировании – стандартизация вниз пошла, когда поняли, что закон не работает, то стали думать об усилении разработки национальных стандартов. В 2005 году начался подъем и я думаю, что будет подъем и дальше, но для этого нужны финансы. Я приведу несколько цифр, которые будут откровением, сколько в Советском Союзе на разработку стандартизации выделялось средств – 1,5 млрд. в год. Сегодня сумма просто смешная.

А крупный бизнес и малый бизнес, недопонимая значение стандартов, не объединяются по отраслевому признаку, а наоборот. Но если сделать соответствующие свои стандарты на производство в нынешних условиях то это позволило бы решить сейчас многие проблемы. Особенно надзору. Стандарт предприятия – он дает право работать в этих рамках. Законы наши сейчас позволяют активно работать в этом направлении и выходить на разработку этих стандартов. Чем больше мы будем в этом направлении работать, тем лучше будет работать с точки зрения своего бизнеса.

Далее, это международные стандарты, внедрение системы добровольной сертификации. Здесь нужно использовать международный опыт. Есть обязательная сертификация и Международное сообщество нас критикует за внедрение этой системы. К этому можно подойти по-разному. Если говорить с точки зрения качества на рынке и то, что органы по сертификации сегодня становятся коммерческими структурами, у нас не очень много органов, но в стране обстановка страшная. 80% сертификатов сегодня подложных. Т.е. работаем в таком виде: 60% алкоголя забраковывается, а сертификация действует.

Добровольная сертификация это тоже требование стандарта. На международной арене есть добровольная сертификация, они сообщают народу о том, что продукция соответствует стандарту, через добровольную сертификацию, через средства массовой информации, т.е. население в этом активно участвует и активно смотрит какая продукция есть на рынке. Но у нас, к сожалению, пока работают только органы надзора, которые признаны и население не задействовано, это наш резерв.

И если мы население как следует задействуем через общественные организация, через органы формирования и через средства информации будем доводить, что наш Мурманский товар достаточно высокого уровня качества, но ведь это же всего лишь 30-40%. Но 30-40% это наш товар, а 70% это товар привозной и в этом проблема. Поэтому нужно совместно работать и делать таким образом, чтобы мы выходили из этой ситуации.

Сегодня важным направлением является система менеджмента. Нам нужно внедрять особенно интегрированные системы менеджмента. И сразу мы можем помочь решить эти проблемы и другие органы по сертификации. Я рекомендую не включаться с другими структурами, которые предлагают вам из-за пределов области, потому что это тоже будет такой же обман как с сертификатом. Поэтому работайте с местными органами. Есть у нас несколько органов которые могут сделать вам настоящий менеджмент качества. И будете работать более серьезно и в лучшем направлении.

 50 предприятий у нас только внедрилось со 109000. Это мало. Нам надо в этом направлении двигаться и тогда мы будем работать в более лучших условиях.

С точки зрения премии правительства. Да, мы активно работаем сегодня на конкурсах. Это хорошо, но нам надо обязательства взять и начать выставлять свои предприятия. У нас несколько предприятий уже готово выступать на премию правительства РФ. Мы в этом году немножко не успели, но настоящий год нам надо в этом направлении работать. Ряд предприятий, которые внедрили менеджмент качества и в конкурсах («Сто лучших товаров») завоевывают награды, поэтому нам надо в этом направлении двигаться.

Конкурс «Сто лучших товаров» набирает силу и становится важным инструментом по улучшению качества на рынке Мурманской области. Я благодарен администрации, которая активно включилась в это направление. Программа «Сто лучших товаров» включена в программу развития области по качеству и это большое дело и нам нужно активно в эту программу входить. Кроме Мурманского ЦС никто никаких предложений в эту программу не сделал. Это ведь инструменты, которые позволят нам двигаться дальше в этом направлении.

В заключении хочу выразить уверенность в том, что мы справимся с той работой, которая нам предстоит и Мурманская марка будет всегда лучшей в России и на международном уровне.

Выступление Н.И. Безденежных

Несколько слов о сельскохозяйственном производстве Мурманской области. На долю сельского хозяйства приходится 1% валового регионального продукта. Доля базопродукции сельского хозяйства Мурманской области в северо-западном федеральном округе составляет чуть менее 1,5% и в то же время в Мурманской области сельскохозяйственное производство воспринимается как одно из важных направлений социально-экономического развития региона поскольку позволяет обеспечить свежими продуктами население.

В первую очередь малообеспеченные слои, учреждения образования, здравоохранения, социальной сферы. Существенно сдерживает и уровень цен на региональном продовольственном рынке. А также учитывая географическое положение Мурманской области, существующую транспортную сеть, фактически обеспечивать продовольственную безопасность региона. Мурманские сельхозпроизводители участвуют в приоритетном национальном проекте.

Из имеющихся 23 предприятий участвует 5 и мы рассчитываем получить до конца этого года и в следующем году увеличения производства мяса в среднем на 19%, молока на 7%, яиц на 21%, овощи оставляем на прежнем уровне. Кроме того, планируем организацию бройлерного производства в Мурманской области, которого нет уже большое количество лет. Эти мы хотим реализовать продукцию в натуральном виде, а также поставить доброкачественное сырье нашим перерабатывающим отраслям. В обеспечение условий безопасности функционирования производственной и социальной сферы и защиты конкретного человека, сегодня мы уже имеем национальные стандарты, которые регламентируют меры безопасности, защиту природной среды и многое другое.

Однако, трудно переоценить роль стандарта, обеспечивающего безопасность продовольствия, чем и занимается наше предприятие. Стандартизация – это научно-технический язык, обеспечивающий взаимопонимание, взаимосвязь и взаимосогласованность различных отраслей, хозяйство и производство, как на национальном уровне так и в международном масштабе. В основном наше предприятие исключительно работает на региональном уровне. Однако, это не умаляет роль стандартов как таковых. Наука эта совершенно не новая, а хорошо забытая старая, просто требующая сегодня приведения ее и применения к новым реальным условиям.

Ранее были разработаны и принимались нормативные документы, стандарты на сырье, продукцию, методы испытания и другое. На определенном этапе были произведены послабления в части применения, технические условия разрабатываются самими производителями, а также отраслевых стандартов. Правда, на определенном этапе это оправдало свое предназначение и позволило многим предприятиям наших отраслей выжить в свое тяжелое время. Однако, сегодня время диктует уже иное. И возвращаемся опять к стандарту.

Ему на сегодняшний день есть доверие как от производителя так и у самого потребителя. Однако, сегодня стандарт должен быть на качественно новом уровне с современными требованиями и реалиями. Кроме того, настало время управлять качеством как процессом. Именно критерии качества стандарта самого предприятия будут усиливаться и все процессы будут зафиксированы и должны быть с определенными качественными критериями.

Стандарт этот предполагает закладывать наиболее высокие требования, чем в общенациональных стандартах, в которых отдельные позиции либо просто смазаны либо отдельные внедрения стандартов бизнес просто пролоббировал и были упущены очень серьезные критерии.

Однако стандарт должен включить в себя полный комплекс мер, способствующих подготовке как самого производства сырья и вспомогательных материалов так и условий труда, обучению работников, которое следует на сегодняшнее время отметить как недостаточное, и нехватку самих работников, так и низкую их квалификацию и более того, среднее звено работников сегодня нигде не может пройти профессиональную подготовку.

Вся деятельность предприятия должна быть четко описана критериями и требованиями и подчинена одной цели, выработке, реализации, безопасности и конкурентоспособности продукции. Качество самой продукции на предприятиях агропромышленного комплекса в нашем регионе стабильное и достаточно высокое. Но, однако, уже сегодня сложно удержаться на занимаемых позициях, а двигаться вперед еще тяжелее. Конкуренты тоже не дремлют и медленно, но верно поспешают вперед. Успехи производителя напрямую зависят от оценок и пожеланий потребителя для которого и работает весь агропромышленный комплекс.

И уже ясно обозначилась и другая проблема. Как сделать оптимальный выбор при огромном выборе продукции и серьезной конкуренции на продовольственном рынке? Среди производителей встает такой вопрос. Как сделать продукты востребованными, отвечающими запросам потребителя и не обмануть его ожидания? Сегодня работать на склад, а тем более на повторную переработку невостребованной продукции просто нет смысла. Подтверждением того, что назрела необходимость разработки именно стандартов предприятия с новыми критериями служит исполнение федерального закона о техническом регулировании, одной из важных целей которого является предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателя.

Особо следует обратить внимание на новую маркировку продукции, основной из которых является как потребительская так и предупредительная и следует изложить четко, максимально доходчиво по сути и, главное, подробно. В области участились случаи работы на рынке продовольствия именно с продукцией под местного производителя. С одной стороны это все же положительная оценка труда местных аграриев, а с другой стороны это как правило дискредитация самого производителя, снижение его имиджа и просто некачественная продукция.

Именно жесткие стандарты организации позволят оградить местного производителя от фальсификационной продукции и недобросовестных участников продовольственного рынка. Еще совсем недавно основной задачей производителя было только произвести продукцию, а сегодня уже новые участки работ должны быть созданы: ценовой и ассортиментный мониторинг, изучение самого продовольственного рынка и его законов, наличие условий для безопасной реализации в полном соответствии с требованиями температурных режимов, торгового оборудования и просто грамотно проведенной рекламной компанией и очень много других факторов.

Вот поэтому сегодня и нужна целая система, чтобы можно было увязать свою деятельность со всеми участниками этого процесса. Это действительно очень сложно. Наскоком эту работу не сделать и требуется серьезная, вдумчивая и кропотливая работа и очень серьезный профессиональный подход. Нужно набирать кадры, специально обученные для этой работы, надо их готовить, надо воспользоваться уже имеющимся опытом по данному вопросу и следует постоянно и целенаправленно учиться как методам самой разработки стандартов так и методам управления этими стандартами.

Жизнь сегодня этого просто требует. Однако, на сегодняшний момент как сами аграрии несколько недооценивают важность и актуальность этой работы. Наши перерабатывающие отрасли на 2 порядка стоят выше над аграриями, они уже много сделали в этом направлении. Лидерами в этой области являются хлебопеки и они успешно продвигаются вперед.

Я бы хотела привести пример по ввозимой в область продукции. Вы прекрасно знаете, что Мурманская область завозная и на сегодняшний момент картофель, корнеплоды завозятся постоянно. По обеспечению оборонного заказа в течение 10 лет работают 2 фирмы: «Славокартофель» из Чувашии и «Чувашская Нива», так еще 6 лет назад качество поставляемого картофеля колебалось в пределах 73-75% стандартной части, а на сегодняшний момент за прошлый год и предварительно подсчитанный овощной компанией этого года качество продукции у этих фирм 92-98%.

Это очень высокий показатель для такого вида продукции, который транспортируется в районы Крайнего Севера. А вот внимательно ознакомившись со всеми документами этой фирмы, могу сказать, что система 9000 позволила им успешно конкурировать с другими участниками рынка. Не секрет, что в оборонном заказе достаточно много участников рынка. Они имеет серьезные заказы на протяжении 3 лет и отстаивают свои позиции.

Выступление В.В. Балашова

Я начну с текущего момента, касающегося рыбной промышленности. Вот одно из последних писем одного из предприятий, которые пишут: «Согласно требований официальных документов и рекомендаций, сделанных в ходе комиссии с такого-то по такое-то мая рыбопродукция стран союза в системе постоянных проверок компетентных органом должна охватывать всю цепь производства рыбы и рыбной продукции, включая вылов, производства рыбы для дальнейшей переработки на береговых предприятиях».

Пишет это организация под названием «Нацыбкачество». О чем идет речь? О том, что сегодня в рыбной отрасли не только Мурманской области, но и всей страны, судя по письмам, которые идут Гордееву, помощнику президента, рыбоперерабатывающие предприятия оказались заложниками одной конторы, которая по непонятным совершенно основаниям взяла на себя функции государства. Безусловно, в вопросе стандартов очень важную роль играет организация государственного управления этим процессом. Кто со стороны государства осуществляет соответствующую деятельность и какие действия и каким организация государственной власти могут делегировать в части работы со стандартами?

В настоящий момент в рыбной промышленности сложилась такая традиция, ей уже почти 5 лет, была создана структура под которую мы не смогли найти в Департаменте, ни у нас, ни в Москве, ни одного государственного нормативного акта, наделяющего полномочиями эту организацию. В свете чего, более 30 предприятий со всей страны обращаются к ведомствам, в том числе и нашему, о том, что стоимость услуг на экспертизу предприятий возрастает до такого уровня, что большинству предприятий необходимо будет до конца года свернуть свою деятельность либо уйти в «черное подполье».

Я хочу, чтобы все те, кто у нас занимается, государство, общественные организации уделяли больше внимания порядку. Если у нас есть Роспотребнадзор, выдает он сертификаты на внутренний рынок, значит он должен выдавать сертификаты и на внешний рынок, а не какая-то контора «Рога и копыта». Если нет государственных органов, то может быть лабораторные. Потому что, лаборатории должны быть, но не одна, а их должен быть выбор. С моей точки зрения, один из факторов, сопутствующих контрафакту в России, это перегибы со стороны государственных структур, заставляющих ходить в одну единственную неповторимую организацию.
Выступление К.В. Суворова

Основной задачей Ветеринарной службы Российской Федерации является обеспечение населения безопасной, в ветеринарно-санитарном отношении, животноводческой продукцией. Выполняя возложенные функции, ветеринарная служба осуществляет надзор за соблюдением ветеринарного законодательства РФ граждан, предприятий, организаций, осуществляющих переработку, реализацию, хранение животноводческой продукции.

Имеющаяся, в настоящее время, нормативная база и система государственных стандартов позволяет обеспечить полноценный ветеринарный надзор, а также недопущение попадания потребителю некачественной и опасной продукции. Руководством федеральными законами одним из требований к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, ввозимых на территорию РФ, является их обязательное соответствие требованиям нормативных документов. Последними регламентирующими как процессом производства так и условия их транспортировки, хранения и реализации.

Глобализация торговых отношений ставит перед производителями продуктов питания задачи подтверждения качества и безопасности продукции, причем как соответствия внутренних стандартов ветеринарных норм и правил, так и соответствия законодательным требованиям страны-импортера. В России методическим центром Россельхозакадемии на сегодняшний день ведется работа по внедрению международных стандартов непосредственно на предприятии по переработке и хранению животноводческой продукции в РФ.

Выступление С.И. Скоморохов

Я остановлюсь на основных моментах стандартов. Для преодоления кризиса в стране необходимо обеспечить, прежде всего, рост отечественного производства. Пока Россия финансирует зарубежную промышленность, а сегодня я думаю это так, сельское хозяйство у нас остается в критической ситуации. В значительной степени это происходит из-за низкого качества отечественной продукции. Наша продукция не всегда, я могу с уверенностью это сказать, соответствует качеству.

Та продукция, которая идет на экспорт соответствует качеству, что касается продукции для внутреннего рынка иногда подвергается сомнению. Чтобы выстоять конкуренцию за покупателем отечественный товаропроизводитель должен повысить качество своей продукции и ее конкурентоспособность. Это же касается услуг, в том числе и ветеринарных. Также для успешного ведения бизнеса цивилизованный предприниматель должен обратиться к стандартам, для того, чтобы вырабатываемая продукция пользовалась спросом у потребителя, была конкурентоспособная. А также стандарты, гармонизированные с международными нормами и стандартами, технических требований, в т.ч. ветеринарных правил.

Важное место в обеспечении качества продукции занимает ветеринарный контроль и надзор. Но контроль и надзор = это обширное понятие, потому что Ветеринарная служба выполняет помимо контроля и надзора ветеринарную услугу. Услуга эта заключается в том, что на предприятиях, которые занимаются переработкой, хранением, реализацией, транспортировкой есть ветеринарные врачи, которые и выполняют эту услугу.

В советские времена ветеринарная служба была на всех предприятиях, но предприятия были ограничены. Это были мясокомбинаты, хладокомбинаты, некоторые рыбоперерабатывающие предприятия. И на всех предприятиях, кроме океанической рыбопереработки существовала ветеринарная служба. Когда произошли изменения в стране, часть этих предприятий ветеринарных служб утратили свое значение. Тогда государство приняло решение возродить роль государства в ветеринарном обеспечении на этих предприятиях.

С 1993 года ввели обязательное присутствие ветеринарных работников на предприятиях. Конечно это породило массу неудобств, это связано, по большей части с тем, что за ветеринарную услугу надо было платить средства. Сегодня эта ситуация более или менее нормализовалась и стабилизировалась. Но возникает вопрос – качество продукции. Почему, например, рыбоперерабатывающие предприятия (мое мнение складывалось из анализа) в основном противятся присутствию ветеринарных работников на предприятии. Не из-за того, что надо много платить за ветеринарного работника, хотя в этом тоже доля истины есть, а прежде всего потому, что ветеринарный работник как кость в горле у этого предприятия. Потому что именно по решению врача сырье принимается на предприятие.

Вот здесь и возникает проблема. Ветврач - это независимый человек на предприятии. Руководитель может отдать распоряжение своим сотрудникам, а ветеринарному врачу – нет. В связи с этим и сказывается негативное отношение. Потому что качество поступаемого сырья не всегда бывает нужным. Бывают такие моменты, когда продукция, если касается рыбопродукции, приходит с уже истекшим сроком годности, бывает продукция приходит не совсем нужного качества (посторонние запахи, нефтепродукты).

Руководитель предприятия, конечно же хочет, чтобы эта продукция пошла дальше в реализацию, направляет на повторные исследования, после повторных исследований еще повторные исследования. Это допускается законодательно. О каком качестве можно тогда говорить, когда заведомо некачественный продукт руководитель предприятия хочет, чтобы из него произвелась та или иная продукция. Больше в стандартах играет финансовая роль чем роль конкурентоспособности.

Потому что, финансы, которые затрачивает предприятие на эту продукцию это основополагающая часть. Такие предприятия у нас есть и это крупные предприятия. Если бы мы освещали все эти негативные моменты в средствах массовой информации, то смогли бы стать банкротами. Хотелось бы, чтобы руководители предприятий повернулись лицом к сырью, потому что сырье это основополагающее. Какое сырье поступит на предприятие из этого будет вырабатываться продукция. Какой бы хорошей не была технология, какой бы ни был контроль за этой технологией, а от сырья зависит многое.

У нас много контролирующих органов, которые пересекаются и переплетаются в своих вопросах. Мы пытаемся в этих вопросах разобраться. Неоднократно отправляли обращения председателю правительства РФ о том, что функции по контролю и надзору необходимо четко разграничить и чтобы это знали предприятия, т.к. мы не всегда знаем, где наши функции разграничены, потому что постоянно пересекаемся, но большого накала между нами и предприятиями сейчас нет. 

Издательский дом "Гелион"


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.97.14.90

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .