casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Прибрежный промысел сегодня
Прибрежный промысел сегодня Печать E-mail

Читать предыдущую статью

Подробно остановлюсь на проблеме прибрежного промысла.

На все сто процентов уверен, что с учетом опыта наших предков и с учетом нашего опыта работы у берегов Мурмана можно во много раз увеличить поставку свежей и охлажденной рыбы населению. Старшее поколение мурманчан помнит, какие прекрасные рыбные продукты были на столе каждый день! Люди могли в магазине купить не только свежую, но и живую рыбу.

Я говорил об этом с губернатором Мурманской области Юрием Алексеевичем Евдокимовым, обращал его внимание на то, что промысел рыбы на Мурмане и у берегов Архангельской области определялся не той "прибрежной зоной", о которой говорилось в последние годы.

Если обратиться к истории, то вопрос становится ясным: прибрежная зона на Мурмане определялась тем, насколько далеко от берега могло удалиться промысловое судно под парусами, гребное судно. Наши предки в этой прибрежной зоне дошли до Груманта (Шпицбергена) и Новой Земли.

Я сказал губернатору, что не согласен с федеральным органом по рыболовству по вопросу трактовки прибрежной зоны. Значение термина "прибрежное рыболовство" надо изменить применительно к историческому его пониманию и с учетом современных условий. Прибрежная зона, в первую очередь, определяется районом добычи, где не надо указывать какие-то мили. Пусть используется вся экономзона России, только надо заменить тип судов. А переработку надо перенести в прибрежные поселки. Это даст возможность объединить в один комплекс добычу, переработку, доставку и реализацию рыбопродукции.

Подчеркиваю, догматический, негосударственный подход к защите интересов России, без учета исторического опыта, особенно после введения российской экономической зоны, привел к тому, что мы потеряли производственный потенциал во всех наших традиционных районах Баренцева моря.

Теперь остановлюсь на ресурсном потенциале и условиях обитания рыб на Мурмане.

До Великой Отечественной войны и после нее из-за слабого технического оснащения прибрежное рыболовство развивалось по пути организации запорного хозяйства. В этот период были подходы к берегу мойвы, сельди, трески, пикши, морского окуня. Рыбаки перегораживали губы так же, как сейчас это делают норвежцы, и черпали... Но сейчас изменились условия. Состояние природы таково, что в отношении прибрежного промысла фактор изменений надо обязательно учитывать, не подходить к нему догматически.

Приходится признать и другое. Перед вводом экономических зон в 70-х годах прошлого века все берега Мурмана, все заливы, в том числе Кольский, Ура-губа, находились в плохом состоянии. А пример я могу привести такой: в 1947-1949 годах, когда мы вели промысел в районе

Рыбачьего и вдоль всего побережья Мурмана, морская капуста была светло-желтого цвета, то есть она была качественной, а в 70-х годах во всех этих районах морская капуста стала темной. И хотя были попытки ее добывать, к пище она была не пригодна, лекарственного эффекта не давала. И в 70-х нам даже приходилось прекращать промысел сельди, потому что рыба была загрязнена нефтепродуктами. Загрязнение привело к тому, что большое количество сельди погибло в Кольском заливе, Ура-губе, Мотовском заливе.

Сейчас прибрежная полоса у Мурмана очистилась в связи с сокращением военного и гражданского флота. Морская капуста посветлела, качества ее восстановились. Но тем не менее загрязнение всех губ до сих пор влияет на заход рыбы в нашу зону.

Хотя, если брать к примеру 2006 год, стадо "мурманской" сельди восстановлено, большое количество косяков молоди находится на откорме в нашей зоне Баренцева моря. Это та же самая норвежская сельдь. После нереста у берегов Норвегии мальки по теплому течению попадают в Баренцево море, в течение двух-трех лет они здесь откармливаются.

По треске и пикше - то же самое. Раньше в весеннее время большое количество мелкой трески и пикши заходило в Кольский залив. В последние годы прибрежное рыболовство не дает эффекта в добыче трески и пикши. Я считаю, это происходит потому, что нарушено биологическое равновесие. Вся зона от берега до Новой Земли и Горла Белого моря заполнена крабом. Он, по сути дела, ест все. Поэтому рыбаки-прибрежники вынуждены уходить за 12-мильную зону.

В начале 50-х годов мне пришлось заниматься прибрежным промыслом на судах типа СРТ. С октября по декабрь облавливали мурманскую сельдь сетями от Териберки до Норд-Капа. Концентрации трески были настолько большие, что уловы иногда достигали больше 10 тонн в сутки! Закончили промысел, потому что нас отозвали в связи с наступлением времени штормов, а трюмы не были подготовлены к работе в штормовых условиях.

Сегодня суда МРТК не могут использовать для промысла период с 15 октября по 15 мая, потому что это связано с техническим состоянием судов: при затоплении одного отсека судно гибнет.

Хорошо помню, как в 50-х годах в районе Дальних Зеленцов - Семи Островов я получил SOS. Гибло МРТК, на котором находилось 15 человек. Я был вынужден бросить все промысловые дела и выйти на спасение этого судна. Вот уж где я приобрел опыт и знание, какие суда необходимо использовать в прибрежной зоне! Наши берега от Териберки и дальше на восток не укрывают суда от северных, северо-западных и северо-восточных ветров. Норвежцы используют суда типа МРТК в своей прибрежной зоне, но у них зона у берега закрыта от этих ветров.

Как раз при встрече с губернатором Ю. А. Евдокимовым я и высказал мнение: когда не выполняется квота по вылову в прибрежной зоне, нужно принимать неординарные меры. Я говорил о том, что надо в обязательном порядке заменить состав судов, потому что на лодчонках, какие имеются у рыбаков, нельзя выходить в море. Сейнеры, построенные колхозом "Ударник", не подходят для прибрежного промысла, особенно в осенне-зимний период. Обязательно надо выпускать два-три корабля совместно. У нас в "Мурмансельди" было около 15 сейнеров, и мы в их эксплуатации все время испытывали трудности.

К этому я и привел пример, что мой опыт работы на СРТ вдоль прибрежной зоны дает эффект. С точки зрения безопасности плавания и эффективности работы в прибрежной зоне нужно судно типа СРТ. У него длина 38-39 метров, и осадка позволяет здесь работать. На СРТ есть условия для нормального быта команды, есть возможности внедрения новых производственных комплексов. При разработке и постройке судна для прибрежки можно взять за основу СРТМК.

Такие суда есть, например, в Исландии, где развит прибрежный промысел. Но там команды в два раза меньше, на судах внедрены комплексы по обработке рыбы, все автоматизировано. Вот по этому пути надо и пойти. Чем малочисленней экипажи, тем лучше решать все вопросы. Надо использовать любой передовой опыт, который следует адаптировать к нашим суровым прибрежным условиям.

Сложность в переоборудовании прибрежного флота состоит в том, что у малых компаний нет достаточных средств. Поэтому наряду с укреплением прибрежного флота его надо еще и укрупнять. Эффективность в решении сложных вопросов прибрежного промысла складывается только в крупных компаниях. Об этом говорит весь наш и зарубежный опыт. Если поставить нормальных руководителей, то можно будет укрупнить финансовые потоки, что даст возможность малым компаниям начинать опять же с вопроса обновления флота.

Наша беседа с губернатором по этому вопросу, очевидно, была полезной. Были приняты меры, привлечены корабли другого типа из других компаний. И в 2006 году на прибрежном промысле впервые за последние годы произошло освоение выделенных ресурсов.

Хочу верить, что это даст толчок тому, о чем я сказал губернатору: жители Кольского полуострова ждут, когда, наконец-то, их будут обеспечивать свежей и охлажденной рыбой. И это сделать вполне возможно! Правда, необходимо еще преодолеть сопротивление ветеринарной службы.

Я с ветеринарами не согласен. Что они могут знать, люди, сидящие на берегу?

Вот пример. Когда я работал в Норвежском море, путассу считалась непромысловой рыбой, и мы ее выбрасывали за борт. А концентрации путассу были очень большие, наряду с концентрациями сельди. Показания приборов - что сельдь, что окунь, что путассу - одинаковые, и вместо сельди иногда вытаскивали путассу.

Но в определенный период времени из-за цветения воды в теле путассу образуются паразиты. В период питания, когда начинается нагул, червячки бывают даже в морском окуне. Это явление вполне логичное, оно есть и будет всегда. И в треске то же самое бывает. В Кольском заливе, где много нефтепродуктов, загрязнение способствовало таким явлениям в треске и пикше. Но к решению этого вопроса надо подходить творчески! При удалении от берега зараженной рыбы будет все меньше. В отдельный период времени надо обязательно ловить подальше. Вот и вся проблема! Еще и поэтому я считал, что трактовка, которая была записана в документах о прибрежной зоне (12 миль), не имела не только исторического, но и биологического обоснования.

Я встречал только инструкции ПИНРО по обработке рыбы в случае ее заражения нематодами. А червячки - вопрос открытый. Я не раз обращал внимание на этот вопрос. Почему же не сделать анализ и не выяснить на основе строгих научных данных, в какое время года происходят заболевания, когда и где рыбу не ловить?

Ведь были же у нас трудности с добычей селедки в Норвежском море в июне - первой половине августа. В это время сельдь питается рачком калянусом. Через неделю после того как рыба посолена, калянус разъедает ее тело в брюшной части. Мы с этой проблемой справлялись. Выходили из положения очень просто: на крупных судах, где была установлена обрабатывающая техника, и многоуважаемым ножом в руках эти вещи отрезались вместе с брюхом. Технически это преодолимо, опыт-то у нас есть!

Завершаю разговор о прибрежном промысле. Напрашивается вывод: если мы хотим развивать прибрежную зону и поставлять нашим землякам свежую и свежемороженую рыбу, надо укреплять малый флот, укрупнять малые компании, готовить грамотных специалистов, которые это и будут делать.

Судя по примеру Союза рыбопромышленников Севера, ясно одно: на Мурмане отдельные маленькие компании без курирующей организации существовать не могут. В ассоциации прибрежников есть вопросы, которые надо решать. Прежде всего надо настойчиво продолжать решать задачу насыщения местного рынка охлажденной рыбой. Нет ничего такого, что нельзя сделать, если есть желание и есть организация.

Все проблемы работы в прибрежной зоне хорошо знает и стремится решить председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Анатольевич Евенко. Он работал у нас в "Мурманрыбпроме", имеет специальные знания по обработке рыбы. Знает и то, как организовать промысел, как решить вопрос обеспечения населения свежей рыбой.

Читать следующую статью 

Проверено жизнью


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.191.85.98

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������