casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Ходи долго, «Капитан Лусь»!
Ходи долго, «Капитан Лусь»! Печать E-mail

Военным кораблям, транспортным и промысловым судам, единственным, пожалуй, в мире техническим средствам, присваиваются имена собственные, как живым существам. Эта традиция идёт из глубины веков. Суда крестят, есть у каждого крёстная мать, есть свидетельство о рождении, гражданство и много судовых документов.

Суда, как и люди, живут каждый своей жизнью во времени и пространстве. Суть их жизни - движение. Они живут, когда везут грузы, ловят рыбу, совершают морские переходы. Чаще всего судам присваивают имена знаменитых людей. И это похоже на одушевлённые памятники.

Они продолжают жизнь тех, чьи имена носят на своём борту.

Суда живут короткую, 20-25 лет, но яркую жизнь. Есть «патриархи», достигшие 50-летнего возраста, как, например, ледокол «Капитан Мелехов», есть совсем «юные», прожившие год-два - «Титаник».

Нередки случаи, когда название переходит от одного судна к другому. К примеру, название «Архангельск» носили три военных и шесть гражданских судов.

По неписаному морскому закону новые суда не называют именами погибших судов. Капитанов томят нехорошие предчувствия, экипажи преследуют неудачи. Говорят, так было и с «Челюскиным». Он получил имя от погибшего (взорванного ещё до революции) «Челюскина». Капитан В.И. Воронин знал это, с тяжёлым чувством уходил из Ленинграда на восток в 1933 году. А в феврале 1934-го, не дойдя до Берингова пролива, его «Челюскин», раздавленный тяжёлыми льдами, затонул. Всех челюскинцев спасли, но следующий пароход назвали «Челюскинец».

Согласитесь, приятно видеть на борту теплохода имя человека, с которым работал когда-то, плавал на одном судне. Для меня это «Механик Красковский», «Механик Пятлин», «Капитан Куроптев», «Капитан Яковлев», «Капитан Лусь». Всех этих замечательных людей и моряков помнит и чтит моё поколение, ветераны СМП. Многие суда нынче носят имена наших моряков, и это прекрасно. Но каждому ветерану более близко какое-то одно имя.

Капитана Юрия Альфредовича Луся считаю своим главным наставником. В 1964 году он взял меня, третьего помощника капитана учебного судна «Полюс», на вновь строящийся в Гданьске теплоход «Валдайлес». До этого мы ни разу не встречались. До сих пор помню волнение: новый теплоход, заграница, приёмка, да ещё в новый роли - доверили принимать электрорадионавигационные приборы. Это доверие, доброжелательность я потом ощущал постоянно, пока работал третьим и вторым помощником капитана на «Валдайлесе».

Капитан Лусь для меня сразу стал и наставником, и начальником. Юрий Альфредович с уважением относился к моей молодости, к знанию морских дисциплин, спорта, литературы. Он никогда не поучал, но мягко поправлял, как бы советовал на будущее. Чувство такта проявлялось у капитана во всём. Я никогда не ощущал себя лишним на мостике в присутствии капитана, он никогда не стеснял, но уверенности в действиях прибавлял, особенно в сложной обстановке.

До сих пор отлично помню первый выход «Валдайлеса» из Гданьска. Выходили поздним вечером, темень непроглядная, скорость 16 узлов, а Балтика - весьма оживлённое место для судоходства. По курсу прямо, слева, справа - море судовых огней, и всё в движении. Я растерялся, тревожно вызвал капитана. Юрий Афанасьевич быстро поднялся на мостик, сразу дал малый ход, оценил обстановку. Последовали команды рулевому - поворот влево. Огни судов «расползлись», обстановка разрядилась. Я ждал упрёков или поучений, но капитан спокойно, даже дружелюбно сказал: «Если что не ясно, срочно зови меня». И ушёл в каюту. Школа капитана Луся прибавляла спокойствия и уверенности, и по пустякам капитана я никогда не тревожил.

Или такой случай. В апреле 1965 года идём в Архангельск. Ледокол «Капитан Воронин» осуществляет проводку нашего судна и теплохода «Браславлес». Прошли остров Сосновец и застряли в сплошном льду основательно. Прошли сутки, прошли вторые. Часов в десять Юрий Альфредович поднялся на мостик, где уже был старший механик Клавдий Павлович Елсуков. Капитан обратился к нему: «Ну, стармех, покажем, на что способен «Валдайлес». И положил свою большую сильную руку на машинный телеграф. Командует рулевому: «Прямо руль!», даёт ход. Когда дошёл до «полный вперёд!», «Валдайлес» задрожал крупной дрожью, но движения не получил. Капитан обратился в машинное отделение: «Выдавай, дед, всё, что можешь!»

Корпус уже трясло, нос судна медленно пошёл вправо, словно самостоятельно разыскивая невидимую трещину в ледяном поле. Капитан крепко сжимал ручку телеграфа, как бы добавляя свою силу к пяти тысячам машинных. Мы медленно двигались, раздвигая ледяные поля. Ледокол стоял в стороне, храня в эфире полное молчание.

Юрий Альфредович сам вызвал ледокол на связь, получил «добро» на самостоятельный заход в Архангельск. Вскоре появились большие участки чистой воды, и мы ушли, оставив ледокол с «Браславлесом» стоять во льдах «пока раскиснет», как говорили с ледокола. А «Валдайлес» благополучно зашёл в порт и ошвартовался у причала. Так рано ещё никто в порт не приходил - рекорд. Загрузили нас тоже в рекордное время, и 30 апреля мы вышли в рейс. Не знаю, что говорили капитану в пароходстве, но экипаж чувствовал себя победителем.

Стоять бы нам во льдах пока «не раскиснет», если бы не смелость и решительность нашего капитана. Это было очевидно всем, думаю, что и в управлении пароходства тоже.

Много было случаев, когда капитан спасал положение в интересах плана, пароходства, экипажа.

В первый же выход из Игарки мы взяли рекордное количество пиломатериалов - 1950 стандартов, показав возможность новой серии лесовозов. В дальнейшем возили и больше, но Лусь был первым в расчётах и практике арктических рейсов. Суть была не в погоне за рекордами, а в увеличении объёмов вывоза пиломатериалов из Игарки. Продлённые навигации в Арктике были ещё впереди, как и «ледовые причалы». Но здоровья у капитана оставалось всё меньше и меньше...

Где-то ходит сейчас теплоход «Капитан Лусь», бьётся его могучее сердце. А я скажу ему, немного перефразируя Маяковского:

Здравствуй, «Капитан Лусь»,
как я рад, что ты живой
дымной жизнью труб,
канатов и крюков.

Ветераны XX века


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.12.120.25

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������