1.6. Диагностика бюджетной обеспеченности монопрофильного города, выявление критических рисков для исполнения его обязательств
Муниципальный бюджет городского округа Ковдорский район в 2008 году выполнен с дефицитом в сумме 7002 тыс. рублей. По итогам 2009 года сумма дефицита увеличилась до 215 702,3 тыс.рублей.
Муниципальный бюджет является дотационным: безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней составили в 2009 году 295551,7 млн.руб., что составляет 48,2% от общей суммы доходов местного бюджета.
Структура собственных доходов бюджета городского округа Ковдорский район за 2009 год в разрезе видов доходов
Основную часть в структуре собственных доходов городского округа Ковдорский район составляет налог на доходы физических лиц - 52,5% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов.
Таблица 1.15 Основные параметры бюджета городского округа Ковдорский район тыс.руб.
ПОКАЗАТЕЛИ
|
2006 год
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
Доходы бюджета
|
Исполнено
|
Исполнено
|
Исполнено
|
Исполнено
|
ИТОГО ДОХОДОВ
|
514 332,0
|
549 183,0
|
755 334,0
|
612 880,6
|
Налоговые и неналоговые доходы
|
178 350,0
|
243 027,0
|
308 725,0
|
317328,9
|
Налог на прибыль организаций
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Налог на доходы физических лиц
|
94 205,0
|
117 072,0
|
148 961,0
|
166640,6
|
Налоги на совокупный доход
|
11 481,0
|
12 959,0
|
12 949,0
|
9887,6
|
Налог на имущество физических лиц
|
17,0
|
26,0
|
28,0
|
1452,6
|
Земельный налог
|
1 221,0
|
2 593,0
|
3 456,0
|
13813,9
|
Прочие налоговые доходы
|
16 494,0
|
22 850,0
|
23 871,0
|
17 830,8
|
Неналоговые доходы
|
54 932,0
|
87 527,0
|
119 460,0
|
107703,4
|
Безвозмездные перечисления
|
315 913,0
|
306 156,0
|
446 609,0
|
295551,7
|
Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы
|
313 940,0
|
304 277,0
|
444 330,0
|
295311,7
|
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
|
38 092,0
|
59 081,0
|
81 782,0
|
68034,0
|
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов
|
38 738,0
|
23 151,0
|
28 845,0
|
41755,0
|
Прочие дотации бюджетам городских округов
|
194,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Субсидии бюджетам муниципальных образований
|
26 706,0
|
77 273,0
|
156 577,0
|
44321,4
|
Субвенции бюджетам муниципальных образований
|
207 210,0
|
144 772,0
|
172 272,0
|
140805,7
|
Иные межбюджетные трансферты
|
0,0
|
0,0
|
4 854,0
|
395,5
|
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
|
20 069,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
Расходы бюджета
|
Исполнено
|
Исполнено
|
Исполнено
|
Исполнено
|
ИТОГО РАСХОДОВ
|
492613,0
|
562948,0
|
762336,0
|
828582,9
|
Заработная плата (КОСГУ 211)
|
191809,0
|
211873,0
|
280876,0
|
305421
|
Прочие выплаты (КОСГУ 212)
|
4547,0
|
7246,0
|
8537,0
|
6130
|
Начисления на выплаты по оплате труда (КОСГУ 213)
|
51708,0
|
73517,0
|
67114,0
|
94748
|
Услуги связи (КОСГУ 221)
|
1974,0
|
2220,0
|
2327,0
|
2674
|
Транспортные услуги (КОСГУ 222)
|
1574,0
|
1985,0
|
2326,0
|
678
|
Коммунальные услуги (КОСГУ 223)
|
38943,0
|
41699,0
|
49735,0
|
53468
|
Арендная плата за пользование имуществом (КОСГУ 224)
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
|
Работы, услуги по содержанию имущества (КОСГУ 225)
|
29954,0
|
39025,0
|
60411,0
|
31618
|
Прочие работы, услуги (КОСГУ 226)
|
12800,0
|
23765,0
|
32411,0
|
33763
|
Обслуживание муниципального долга (КОСГУ 230)
|
0,0
|
189,0
|
113,0
|
5409
|
Безвозмездные перечисления муниципальным организациям (КОСГУ 241)
|
21726,0
|
45095,0
|
123921,0
|
202583
|
Безвозмездные перечисления муниципальным организациям (КОСГУ 242)
|
2700,0
|
3743,0
|
2342,0
|
10094
|
Социальное обеспечение (КОСГУ 260)
|
79986,0
|
46405,0
|
46879,0
|
27871
|
Прочие расходы (КОСГУ 290)
|
1354,0
|
2413,0
|
2489,0
|
2116
|
Увеличение стоимости основных средств (КОСГУ 310)
|
23505,0
|
32396,0
|
44407,0
|
15321
|
Материальные затраты (КОСГУ 340)
|
30033,0
|
31377,0
|
38448,0
|
36691
|
Кредиторская задолженность
|
Исполнено
|
Исполнено
|
Исполнено
|
Исполнено
|
ИТОГО
|
128712,0
|
120193,0
|
138653,0
|
144153
|
По оплате труда с начислениями
|
46694,0
|
25017,0
|
24993,0
|
2547
|
По оплате коммунальных услуг
|
1394,0
|
5245,0
|
8280,0
|
14262
|
Профицит (+) / Дефицит (-)
|
21719,0
|
-13765,0
|
-7002,0
|
-215702,3
|
Таблица 1.16 SWOT-анализ состояния муниципального бюджета городского округа Ковдорский район
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
1. Реализация социальной политики поддержки социально незащищенных слоев населения
|
1. Зависимость доходной части бюджета от деятельности градообразующих предприятий
|
|
2. Зависимость местного бюджета от регионального бюджета
|
|
3. Высокая кредиторская задолженность по принятым бюджетным обязательствам
|
Возможности
|
Угрозы
|
1. Расширение масштабов деятельности предприятий, улучшения хозяйственного климата и привлечения в район инвесторов.
Повышение эффективности использования муниципального имущества
|
1. Снижение доли собственных доходов в общем объеме доходов
|
2. Привлечение резервов по собственным доходам в краткосрочной и долгосрочной перспективе
|
2.Ликвидация и реорганизация предприятий и организаций (в филиалы и структурные подразделения)
|
3. Ужесточение контроля по сбору налогов и адресная работа с неплательщиками
|
3. Снижение платежеспособности физических и юридических лиц
|
|
4.Снижение показателей работы предприятий в связи с неблагоприятным воздействием внешних условий
|
5. Отсутствие источников для возврата кредита, полученного в 2009 году из регионального бюджета
|
Таблица 1.17 Основные риски исполнения бюджетных обязательств
Вид риска
|
Характеристика риска
|
Риски волатильности собираемости налогов
|
1.Прямая зависимость от финансового состояния градообразующего предприятия. При ухудшении финансово-экономического состояния градообразующего предприятия и ухудшении его платежеспособности снизится поступление налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, который на 90 процентов зависит от деятельности градообразующего предприятия
|
2. Снижение уровня заработной платы. При снижении уровня заработной платы на предприятиях и организациях снизится поступление налога на доходы физических лиц в местный бюджет, доля которого в собственных доходах бюджета составляет 48 процентов.
|
Кредитный риск
|
Невозможность возврата бюджетного кредита, полученного в 2009 году из регионального бюджета
|
Таблица 1.18 Сводная таблица рисков по элементам монопрофильного города Ковдор
Элементы моногорода
|
Вид риска
|
Характеристика риска
|
Население
|
Риски миграции трудовой силы
|
Отток кадров, прежде всего молодежи в возрасте до 30 лет, имеющих высшее профессиональное образование и высококвалифицированных работников, в крупные города. Таким образом, произойдет не только уменьшение численности трудоспособного населения, а значительное сокращение экономического потенциала, что повлечет за собой превращение монопрофильных территорий в поселения пенсионеров.
|
Риски платежеспособности населения
|
1. Сокращение внешнего спроса на продукцию градообразующих предприятий района и, как следствие, снижение заработной платы и высвобождения работников, что может привести к росту уровня безработицы.
2. Снижение налоговых поступлений
3. Снижение спроса на услуги малого и среднего бизнеса
4. Снижение уровня платежей населения за услуги объектов инфраструктуры.
|
Риски снижения качества жизни, человеческого капитала моногорода
|
1. Сокращение численности постоянного населения
2. Преобладание числа умерших над родившимися.
3. Увеличение числа безработных граждан и уровня безработицы.
4. Снижение уровня среднемесячной заработной платы в районе
5. Отсутствие современных культурно-досуговых объектов, благоустроенных парков культуры и отдыха.
|
Градообразу-ющие предприятия
|
Инфраструктурные риски
|
1. Неудовлетворительное техническое состояние объектов инфраструктуры (дороги, мосты, трубопроводы, ЛЭП) сдерживает уровень диверсификации производства.
2. Недостаточно развитая система транспортных коммуникаций приводит к увеличению себестоимости продукции градообразующих предприятий.
|
Технологические риски
|
1. Уровень износа основных средств.
2. Высокая энергоемкость производства.
3. Ужесточение технических требований в связи с экологическими и прочими нормами.
|
Кадровые риски
|
1. Отток квалифицированных специалистов за пределы района.
2. Снижение уровня жизни работников вследствие оптимизации заработной платы.
3. Старение кадров.
|
Потребительские риски
|
1. Снижение спроса на продукцию градообразующих предприятий.
2. Отток постоянных потребителей продукции к конкурентам из-за изменения потребительских предпочтений, несоблюдения сроков поставки, снижения качества продукции.
|
Продуктовые риски
|
1. Снижение платежеспособного спроса основных потребителей продукции.
2. Снижение качества выпускаемой продукции в результате мер, направленных на снижение себестоимости.
3. Недостаточный ассортимент выпускаемой продукции
4. Наличие слабой диверсификации производства не позволяет сохранить уровень продаж за счёт использования других рыночных сегментов.
|
Риски собственников
|
1. Смена собственников в результате потенциального банкротства может привести к остановке производственной деятельности предприятий
|
Местная промышлен-ность и малый бизнес
|
Рыночные риски
|
1. Обострение конкурентной борьбы
2. Нестабильная работа градообразующих предприятий приведет к ликвидации организаций местной промышленности и малого бизнеса
|
Инфраструктур-ные риски
|
1. Рост тарифов и налогов, ограничение мощностей инфраструктуры и, как следствие, снижение рентабельности вплоть до убыточности
|
Социальные риски
|
1. Отток квалифицированных кадров за пределы района
2. Недостаточный объем знаний и идей у населения для открытия собственного дела.
3. Обострение преступности, объектом деятельности которой становятся организации местной промышленности и малого бизнеса
|
Потребительские риски
|
1. Снижение платежеспособности населения
|
Инфрастру-ктура
|
Инфраструктур-ные риски
|
1. Высокий износ объектов инфраструктуры
2. Износ материально-технической базы учреждений жилищно-коммунального хозяйства, культуры, образования и здравоохранения.
3. Недостаточное развитие инфраструктуры (транспортно-логистический комплекс) сдерживает развитие других отраслей экономики (туризм, транспорт, связь, бытовое обслуживание населения).
|
Финансовые риски
|
1. Недостаток бюджетных средств на финансирование объектов инфраструктуры.
2. Рост задолженности населения и предприятий (неплатежи) за использование инфраструктуры
|
Кадровые риски
|
1. Старение кадров.
2. Дефицит квалифицированных кадров
3. Отток молодежи, высококвалифицированных специалистов за пределы района
|
Социальные риски
|
1. Сокращение численности постоянного населения
2. Увеличение числа безработных граждан и уровня безработицы.
3. Снижение уровня заработной платы
4. Увеличение количества граждан и семей, находящейся в трудной жизненной ситуации
5. Рост семей и детей, оказавшихся в социально-опасном положении
6. Рост семей и детей группы риска
7. Увеличение количества подростковой преступности
|
Бюджет
|
Риски волатильности собираемости налогов
|
1.Прямая зависимость от финансового состояния градообразующего предприятия. При ухудшении финансово-экономического состояния градообразующего предприятия и ухудшении его платежеспособности снизится поступление налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, который на 90 процентов зависит от деятельности градообразующего предприятия
|
2. Снижение уровня заработной платы. При снижении уровня заработной платы на предприятиях и организациях снизится поступление налога на доходы физических лиц в местный бюджет, доля которого в собственных доходах бюджета составляет 48 процентов.
|
Кредитный риск
|
Невозможность возврата бюджетного кредита полученного в 2009 году из регионального бюджета
|
Комплексный инвестиционный план модернизации монопрофильного города Ковдор
|