Поморье до Великой Отечественной войны |
Бурно развивалось Поморье до Великой Отечественной войны, и в 1937 году старинное село Сорока было переименовано в город Беломорск. Тяжелые испытания выпали на долю карельских рыбаков в годы войны. Им отводилась ответственная роль в снабжении продовольствием армии и тыла. С началом войны прекратилась поставка сетематериалов. И рыбаки стали изготовлять для добычи наваги так называемые «убеги», составной частью которых были стенки из хвои... Для лова на озерах применялись береговые мережи, изготовляемые из старых сетей. Нельзя обойти вниманием женский труд на рыбном промысле, особенно на промысле трески.В годы войны каждым третьим членом экипажа была женщина. Одной из первых на такой промысел пришла рыбачка Мария Пределина из села Нюхча. Примеру ее последовали и другие женщины. В первые послевоенные годы Карельский промысловый флот превзошел довоенные мощности. 26 апреля 1951 года была создана Беломорская база гослова рыбы. Вскоре из новостроя было получено пять СРТ (средний рыболовный траулер). После создания Беломорской базы гослова рыбы для оперативного руководства судами океанического лова в Мурманске был организован филиал - ныне это Мурманское управление эксплуатации флота. Первым начальником филиала был назначен демобилизованный североморец Дмитрий Алексеевич Поташов. Перед ним были поставлены сложные задачи: в кратчайшие сроки создать сплоченный коллектив и доказать, что ему по плечу освоить дрифтерный промысел в условиях Северо-Западной Атлантики. На первых порах лов сельди решили вести в весенне-летний период, а в дальнейшем - круглогодично. И эти задачи были выполнены. Первым установил годовой рекорд вылова сельди (13 тысяч центнеров сельди) среди экипажей дрифтерного промысла в Северной Атлантике экипаж СРТ-4461 «Иван Спиридонов» под командованием талантливого и удачливого промысловика Марка Исааковича Любовского, за что он был награжден орденом Ленина. Шло время, пополнялся флот, совершенствовалась техника, росли объемы добычи. Карельский рыбопромысловый флот уже насчитывал 44 СРТ и 15 сейнеров. Новая техника предъявляла к специалистам, как к судоводителям, так и к механикам, повышенные требования. В числе специалистов в первую очередь следует назвать А. С. Носницина, А. Г. Грунина, В. А. Стрелкова. Так Грунин и Стрелков в результате большой и напряженной работы в сжатые сроки в полной мере освоили эксплуатацию главного двигателя и вспомогательных, механизмов головного судна нового типа «Атлантик-333». Первым судоремонтным предприятием мурманского филиала стала плавмастерская «Фреза», директором которой был назначен старший механик СРТ, а во время войны механик торпедного катера Северного флота, Александр Степанович Носницин. Он в полной мере обладал талантом организатора и другими необходимыми для руководителя качествами и на протяжении 22 лет оставался руководителем мурманской опергруппы. Говоря о работе карельских рыбаков в конце шестидесятых годов, следует выделить такую проблему: Баренцево море стало «тесным» для промысловых судов и со всей остротой тогда встал вопрос освоения новых промысловых районов. Наиболее перспективным было признано африканское побережье, куда вскоре и были направлены суда-кошельковисты. Нельзя не вспомнить о том энтузиазме, которым сопровождалось соревнование молодых капитанов. А когда на Карельский промысловый флот стали прибывать новые промысловые суда типа «Омуль», капитаном одного из них стал Вениамин Валентинович Шмонин. Командуя головным судном, Вениамин Валентинович обнаружил все достоинства и недостатки нового траулера. При дальнейшей их постройке были учтены его замечания. ...Все больше отдаляются вглубь пережитого годы работы на рыбном промысле многих ветеранов рыбной промышленности, но время не властно предать их забвению, выветрить из памяти все сделанное ими, рыбаками-первопроходцами, хотя у памяти, к сожалению, много врагов, медленно, но неумолимо подтачивающих ее. Немаловажным фактором, выметающим из головы многие интересные и даже поучительные факты из прожитой жизни, являются наплывающие новые события и с ними запавшие в душу впечатления. Они порой невольно заставляют нас по-новому осмыслить пережитое, и тогда рыбацкие дела давно минувших дней представляются уже несколько в ином, чем прежде, свете. Приступая к освещению пережитого и не надеясь на память, я обратился к своим запискам, которые с небольшими перерывами веду более тридцати лет, к моим многочисленным статьям и даже документальным повестям, опубликованным в разное время в периодической печати. Реальную помощь мне оказали и активные участники рыбацких рейсов на промысел, к числу которых, с полным на то основанием, следует отнести капитана дальнего плавания, президента некоммерческого партнерства «Межрегиональный консорциум рыбопромышленников Северо-Запада» Марка Исааковича Любовского. В этой книге нет вымышленных героев, нет и надуманных эпизодов. Я постарался рассказать о том, что было на самом деле, как начинался жизненный путь главного героя книги Марка Исааковича Любовского, о его дороге на капитанский мостик промыслового судна, как пришлось ему трудиться не только в море, но и на берегу, на весьма важном посту - руководителем ведущего отдела флота, службы эксплуатации. Как была создана фирма, о людях, которые посвятили ей годы своего напряженного труда... Согласитесь, у каждого из нас в личной судьбе есть свои вехи отсчета времени прожитых лет. Мне представляется, что они могут быть самые разные, значительные для конкретного человека и совсем неприметные для стороннего взгляда. Для людей, связавших свою судьбу с морем, отсчет времени начинается с момента, когда на борт выбран последний швартовный конец, когда, послав прощальные гудки своим морским собратьям, стоящим у причальной стенки, судно ложится курсом на выход из залива в открытое море. Для выпускника судоводительского отделения Клайпедского мореходного училища Марка Исааковича Любовского - это был ноябрь пятьдесят второго года, когда он в должности помощника капитана уходил в свой первый рыбопромысловый рейс в Северную Атлантику, которая на долгие годы стала его внутренним миром, источником радости и душевных страданий. Для него, как и для всякого другого моряка, вошло в привычку делить свою жизнь на два периода времени, когда он рыбачил на промысле и после окончания работы в море. Благодаря избранной судоводительской профессии Марку Исааковичу довелось побывать во многих странах, хотя бегло, но познакомиться с жизнью их жителей, сравнить ее с нашей. Заметной вехой в рыбацкой судьбе капитана дальнего плавания Любовского стала работа на Канарских островах, в портах Санта Крус и Лас-Пальмас. На протяжении почти полугода подменный экипаж под его командованием занимался ремонтом траулера, а его основной экипаж получал возможность вылететь на Родину для отдыха перед следующим полугодовым рейсом. ...Интерес молодых людей к рыбопромысловому флоту, особенно в портовых городах, вполне закономерен и в наши дни. Более того, он повышается, ибо, несмотря на разрушительные силы, которые принесли с собой реформы последних лет, люди еще верят, что у страны с таким богатым, в недавнем прошлом, промышленным рыболовством не может все, что связано с рыбным промыслом, сойти на нет. Особенно повышенное внимание у подростков к должности капитана рыбопромыслового судна. Рыбак - это дважды моряк. А рыбацкий командир обязан не только обеспечить для своего экипажа безопасность мореплавания, но и умело организовать промысловую работу. Чтобы, возвратившись из рейса, капитан мог отрапортовать, что его экипаж в полном составе благополучно вернулся в свой родной порт со значительным перевыполнением рейсового задания по вылову рыбы. Вряд ли найдется такой молодой человек, что откажется от заманчивого предложения, которое обещает профессия рыбацкого капитана. По признанию Марка Исааковича, он благодарен судьбе за то, что она подарила ему таких замечательных и преданных людей, с которыми довелось ему долгие годы работать в рыбацких коллективах. В то же время, какая бы яркая экзотика не окружала его, какие бы красоты не открывались взору - память настойчиво звала его в родные пределы, где он мог избавиться от щемяще тоскливой и одновременно сладостной тоски по Родине. Прежде всего - в мурманскую квартиру, где его всегда ждали родные ему люди - жена и дети, в Подмосковье, где на даче жили его родители, для которых он был всегда самым желанным и дорогим. Там его душа могла всегда отогреться, освободиться от житейской суетности. Он вслед за поэтом мог сказать: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла...» Полагаю, что прочтя книгу, многие согласятся со мной, особенно люди, лично знающие Марка Исааковича, что не поддаются учету все положительные деяния, сделанные им лично и под его руководством - его помощниками и сотрудниками фирмы. Все эти достижения стоили ему лично огромных усилий, как душевных, так, разумеется, и физических. Немало сил было потрачено им, чтобы собрать воедино лучших рыбацких командиров и других специалистов. И сегодня живет он полноценно, от интересного не отказывается. Его жизнь, со всеми ее трудами и праздниками, земными заботами и делами, насыщена до предела. В своей повседневной трудовой деятельности он по-прежнему проявляет завидную работоспособность, продолжает аналитически мыслить. Все это, вместе взятое, позволяет ему принимать правильные решения, которые в большой степени способствуют успешной работе возглавляемого им коллектива. Однажды я спросил Марка Исааковича, какие самые трудные дни были в его жизни. Казалось, он назовет те или иные моменты Отечественной войны, когда приходилось не раз переносить бомбардировки фашистских воздушных стервятников, артиллерийские обстрелы, или моменты напряженной работы на рыбном промысле, иногда и в условиях штормовой погоды, но, после некоторого раздумья ветеран ответил: «Самыми трудными для меня оказались дни, когда в силу сложившихся обстоятельств я мог оказаться навсегда оторванным от рыбацкого коллектива. Но когда мне было предложено создать рыбопромысловую фирму, моя жизнь снова приобрела истинный смысл. Хотя я понимал, что первым всегда тяжело». За свою долголетнюю и безупречную работу Марк Исаакович по праву заслужил высочайшую степень признания и известность в рыбацком мире Заполярья. Марк Любовский - это имя уже полвека на слуху не у одного поколения рыбаков. И, пожалуй, никто не будет уточнять, о ком человеке идет речь, ибо за плечами ветерана полувековой стаж работы в рыбной промышленности Заполярья. Его рыбацкий талант и далеко незаурядные способности руководителя по праву снискали у многих искреннее уважение. Но дело даже не в стаже его работы, а в том, что весь этот долголетний период он трудился с неослабевающим задором и, безусловно, с большим знанием дела. Когда я перебираю в памяти все трудовые свершения Марка Исааковича, то постоянно вспоминаются лица его ближайших соратников. С одними он провел многие месяцы на рыбном промысле, и они на себе ощутили то необычное напряжение, то состояние высокого душевного подъема, которое владело всеми работающими под началом этого талантливого человека. Другие же трудились вместе с Марком Исааковичем в управлении Карельского рыбопромыслового флота, а многие продолжили совместную работу в фирме, которой он безупречно руководил. Не будет преувеличением сказать, что трудовой подвиг ветерана войны и труда Любовского духовно поднял прямых или косвенных участников больших трудовых свершений. Меня всегда восхищала работоспособность Николая Геннадьевича Немчинова, быстрота и оперативность, с которыми он решал дела, работая в должности главного инженера фирмы, а в течение последнего года - ее директора. Кажется, что он в своей повседневной деятельности осуществляет принципы Любовского, считавшего, что руководитель должен полные сутки трудиться, с весьма небольшим перерывом на отдых. Николай Геннадьевич неоднократно высказывался о том, что достигнутые успехи не должны слепить всем глаза. Почти так же неутомима в своей работе и Людмила Ивановна Пронина, женщина, которую, видимо, Бог забыл наградить чувствами растерянности и страха. С неиссякаемой энергией трудится главный снабженец фирмы Владимир Васильевич Плюснин. Он наряду со своей основной работой всегда готов выполнить любое другое необходимое для фирмы поручение. Подобный стиль работы характерен и для многих других сотрудников фирмы. Нелегко давались достигнутые успехи, но пригодился приобретенный на предыдущей работе опыт. Нынче должность работника фирмы сотрудниками других рыбацких организаций воспринимается как почетное и в то же время ко многому обязывающее положение. Хотелось бы отметить следующее: у читателя возможно создастся впечатление, что все у рыбаков как в море, так и на берегу шло в прошлом и идет в настоящее время, как по маслу, быстро и легко. Но это далеко не так. Работа и на рыбном промысле, и в управленческом аппарате на берегу зачастую связана с большими трудностями. В разговоре с одним рыбацким командиром фирмы я услыхал вот что: «Нам приходится выкладываться на два фронта: одна особенность - это сегодняшние неурядицы с выделением квот, а другая, тоже немаловажная, - непогода, на которую так щедро Баренцево море». Так что нетрудно себе представить, в каких сложных условиях приходится трудиться на рыбном промысле, насколько тяжелее становится работать в море рыбакам. Сколько энергии, душевных сил, а также профессионального мастерства приходится иногда затрачивать промысловикам, чтобы все это преодолеть, поднять на борт желательно необходимого размерного ряда рыбу, зачастую, независимо от погодных условий, своевременно ее обработать и к определенному сроку доставить ее в порт. В мою задачу не входит рассказывать о каждой операции рыбопромыслового характера, но даже по рассказам очевидцев трудно себе представить, сколько тактического рыбацкого искусства, подчас и мужества, потребовалось рыбакам, чтобы справиться с заданием по вылову рыбы и соответственно заработать положенные денежные вознаграждения. С моей точки зрения, почти каждому рыбопромысловому рейсу присущ трудовой подвиг, пафос и высокий профессионализм. Не случайно поэтому, чтобы подобные рейсы продолжались и в будущем и непременно отличались как оперативностью, так и находчивостью, руководство старается особо поощрить непосредственных участников как морально, так и материально. Я располагаю точными данными, что в бытность своей работы на посту директора фирмы М. И. Любовский и сменивший его в этой должности Н. Г. Немчинов боролись как раньше, так и теперь против рутины, боязни ответственности, нерешительности и всяких промедлений. Руководство не раз указывало рыбацким командирам, что события на рыбном промысле должны развертываться подчас очень быстро. В тех рыбацких коллективах, где господствуют вялость и пассивность, как правило, нет и успеха. На рыбном промысле приходится порой ставить на карту многое, работать, иногда не имея исчерпывающих данных о результатах уловов в данном промысловом районе. Но оправдывает ли это тех, кто, боясь неудачи, вообще не может долго решиться на постановку трала? Конечно не оправдывает! Бездеятельность ничем не оправдать! Безусловно, нельзя рубить с плеча, действовать наобум, без твердого плана или какого-либо подобного расчета. Упрека заслуживает не тот рыбацкий командир, кто, несмотря на все усилия, не смог на первых же порах рейса добиться промыслового успеха, а тот, кто, боясь последствий, не использовал в нужный момент промысловое время для промыслового успеха. Будет справедливо заметить, что это - единственно верный критерий, из которого следует исходить почти в любой обстановке, ведя в море лов рыбы. Откровенно говоря, я был уверен, что Марк Исаакович передал фирму в надежные руки, правда, он по-прежнему уделяет ее делам большое внимание, всегда готов в нужную минуту оказать посильную помощь своим советом. А это ведь дорогого стоит - получить своевременно квалифицированную помощь от такого мэтра рыбной промышленности, каким, безусловно, является Марк Исаакович, отдавший рыбной промышленности Заполярья более полувека. Я старался написать книгу без ложного пафоса о человеке, который в послевоенные годы своими рыбацкими делами сумел прославить не только Карельский рыбопромысловый флот, но, выйдя на заслуженный отдых, сумел создать и возглавить рыбопромысловую фирму, со временем превратившуюся в процветающий коллектив единомышленников, насчитывающий в своем составе большое количество промысловых судов, с первоклассными экипажами и образцовым управленческим аппаратом. Этот коллектив единомышленников успешно продолжает заниматься рыбным промыслом. Ко многим вышеупомянутым человеческим достоинствам Марка Исааковича я хотел бы добавить, что он человек вдумчивый и предельно собранный, таковы его жизненные принципы. Марк Исаакович в полной мере познал на рыбном промысле цену жизни, цену морского братства. Высказывая однажды свое мнение о качествах известного на нашем флоте человека, он привел точный рыбацкий критерий: «Ни за какие коврижки я бы не взял его в свой экипаж». В его понятии, все люди, по сути, делятся на две категории: с первыми можно отправляться в море даже на полгода, с другими же нельзя выходить дальше Кольского залива. Его судьбу можно назвать счастливой - он всегда делает то, что ему нравится, и, конечно, не во вред коллективу. Как бы ни были тяжелы трудовые будни, они не казались Марку Исааковичу обременительными и справлялся он с ними без заметной натуги. К моряку Любовскому подходит известная фраза Достоевского о том, что человеку для счастья нужно столько же счастья, сколько и несчастья. Какие только испытания не выпадали на его долю, но все же Марк Исаакович очень счастлив в жизни: сам любил и его любят. В начале пятидесятых годов молодой судоводитель Любовский не имел ничего за душой, кроме жажды рыбацкой работы. На первых порах в море приходилось зачастую действовать скорее по наитию, чем по твердому убеждению в своей правоте. За работу в должности помощника капитана был хвалим опытными промысловиками. Сегодня весьма затруднительно назвать первых учителей молодого судоводителя Любовского, ибо за считанные рейсы на промысел он перегнал на рыбацкой ниве своих вчерашних наставников и, не останавливаясь на достигнутом, стремительно, все убыстряя свое восхождение на капитанский мостик, оказался там по праву своего завидного трудолюбия и рыбацкого таланта. Проанализировав промысловую работу, молодой капитан пришел к выводу, что в составе экипажа должны быть подобраны такие моряки, каждый из которых сочетал бы в себе несколько рыбацких специальностей и был всегда способен к выполнению любой палубной работы. Так как на промысле каждый моряк на счету, по мнению Марка Исааковича, каждый из них обязан при случае трудиться за двоих, не говоря уже о продолжительности рабочего дня, который на рыбном промысле был всегда ненормированным. С большим удовлетворением и с чувством исполненного долга я на страницах этой книги сделал очередную попытку рассказать о пережитом - о промысловой работе, которая, по моему мнению, будет всегда вызывать неиссякаемый интерес не только у рыбаков, но и у подрастающего поколения. Неудивительно, что в нашем портовом городе особенно ярко проявляется желание многих молодых парней связать свою судьбу с морем, стать профессиональными рыбаками. Вот почему я решил реставрировать в памяти полувековую историю освоения у нас в Заполярье дрифтерного промысла. Мне хочется показать на конкретных примерах пути становления нашего океанического флота, неизмеримые трудности на рыбном промысле. Свои воспоминания я начал с пятидесятых годов, а за основу взял работу экипажей промысловых судов, и прежде всего - рыбацкого коллектива СРТ-4461 «Иван Спиридонов», трудовые дела которого подтолкнули меня приняться за воспоминания о прошлом; меня побудило искреннее желание рассказать, в какой исключительно трудной обстановке вели лов атлантической сельди заполярные рыбаки. Это люди, честно и самоотверженно работающие на рыбном промысле в условиях открытого моря, где нет никакой защиты от штормов, на которые так щедры наши северные моря. К их числу принадлежит непревзойденный мастер рыбного промысла, капитан дальнего плавания Марк Исаакович Любовский и, безусловно, многие другие рыбаки, а также работники управления рыбопромысловой фирмы «Вирма». Ничто так не скрепляет мужскую дружбу, как совместная работа и преодоление труднейших испытаний, выпавших на долю первых рыбацких проходцев в осенне-зимних условиях Северо-Западной Атлантики. Бесстрашных людей, в моем понятии, не существует. Но для того, чтобы работать на рыбном промысле в море, надо подавить в себе чувство страха, конечно, постараться досконально изучить промысловую технику и непременно взять на вооружение богатый опыт рыбаков-ветеранов. Общаясь на протяжении почти сорока лет с капитаном дальнего плавания Марком Исааковичем Любовским, я приобрел некоторое моральное право утверждать, что в повседневной трудовой деятельности он всегда был тверд в проведении своей линии по руководству доверенным ему коллективом. С болью в сердце Марк Исаакович иногда видел, к чему приводила несвоевременная доставка в район промысла столь необходимого промыслового снабжения и всеми тогда доступными ему мерами старался устранить появившуюся угрозу срыва плана вылова рыбы. Не преувеличу, если скажу, что своей активной позицией Марк Исаакович способствовал поднятию профессионального мастерства рыбацких командиров, своим примером он заставлял их еще лучше изучать промысловое дело, всемерно бороться за досрочное выполнение рейсового задания по вылову рыбы. Когда я работал над рукописью, то старался писать таким образом, чтобы не было страниц необязательных, второстепенных, ибо, по моему разумению, правдивое воссоздание необходимо не только для достоверности. Надо заботиться и о другом: нравственный опыт промыслового флота должен непременно стать неотъемлемой частью духовного мира и для будущих поколений рыбаков. Пусть по-новому увиденные мной факты растревожат души живущих, пробудят в них благодарность, чувство причастности к пережитому, дадут возможность детальнее всмотреться в самоотверженный рыбацкий труд. Он выбрал море Владимир Бабуро
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1933 |