Балтийский холдинг слабоалкогольных напитков |
Компания «Балтик Беверейдж Холдинг АБ» (Балтийский холдинг слабоалкогольных напитков) является одним из немногих примеров успеха скандинавских инвестиционных проектов в России в период 1990-ых годов.Компания на 50 % принадлежит финляндской фирме «Хартвалл» и на 50 % шведско-норвежской компании «Приппс Рингнес». Она была основана в 1991 году с целью ведения бизнеса на рынке пива в странах Балтии и России. После десяти лет своей деятельности Балтийский холдинг владеет двенадцатью пивоваренными заводами и восемью солодильными установками, которые расположены в России, странах Балтии и на Украине.Балтийский холдинг начал приобретать компании в 1991 году, купив пивоваренную компанию «Саку» в Эстонии. Следующим шагом было приобретение компаний «Альдарис» в Латвии в 1992 году и «Балтика» в России в 1993 году, последняя является самой большой производственной единицей холдинга. Балтийский холдинг начал свою деятельность с освоения самых близких в географическом отношении рынков стран Балтии и Санкт-Петербурга, а затем расширил ее за счет территорий Украины и Сибири. Последними приобретениями стали компании «Челябинскпиво» в Челябинске и «Пикра» в Красноярске. Проникновение на новые рыночные территории осуществлялось постепенно в восточном и юго-восточном направлениях (рис. 7). Компания расширялась стремительно и приносила большие прибыли. Доля Балтийского холдинга на российском рынке составляла 23 процента, а в странах Балтии - более половины рынка слабоалкогольных напитков. Для сравнения, компания «Хартвалл», держатель 50 % акций Балтийского холдинга слабоалкогольных напитков, в 1999 году реализовала 196 миллионов литров пива в Финляндии, имея долю на рынке в 48 %. Тогда как одна только компания «Балтика» продала 663 миллиона литров пива в 1999 году, что превосходит потребности всего рынка потребления пива в Финляндии. Рисунок 7. Расширение сферы приобретений Балтийского холдингаОсновная стратегия делового развития Балтийского холдинга на российском рынке состояла в том, что компания сделала ставку на использование местных трудовых ресурсов (включая руководителей производства) и на сорта пива, исторически популярные в данном регионе. Руководители предприятий холдинга зачастую являются и совладельцами компаний. В России холдинг владеет более чем 50 процентами акций каждого пивоваренного предприятия и не ставит целью получение предприятий в полную собственность. С помощью передачи небольших пакетов акций работникам предприятий холдинг стремится заинтересовать руководителей и рабочих компании в дальнейшем развитии предприятий, что, как показывает практика, является успешной стратегической линией. Так, к примеру, качество продукции уже достигло западных стандартов, что означало увеличение сроков хранения и, соответственно, расширение рынка сбыта в территориальном отношении (Hirvensalo 1999, 58). Некоторые из последних производственных приобретений рассматриваются как выгодные для улучшения материальной базы компании. Пиво стало характерным произведенным в России продуктом, а «Балтика» - ведущей маркой в стране. Хотя, покупательная способность россиян низка, и они потребляют меньшее количество пива, чем, например, финляндские потребители, российский рынок пива имеет большой потенциал. Поэтому, компания «Балтик Беверейдж Холдинг АБ» приложила значительные усилия к осуществлению крупных инвестиционных проектов в России, российский рынок стал примером особого успеха деятельности компании на восточных рынках. Компания «Балтик Беверейдж Холдинг АБ» уже является лидером на рынке в течение нескольких лет, и ее доля на рынке постоянно растет. Средний показатель роста объема производства составляет около 81 процента в год, и ожидается, что показатели будут еще выше в 2000-2001 годах (Ramm-Schmidt 2000). Кроме того, несмотря на девальвацию рубля, доходы компании были значительны; это видно, например, из сравнения деятельности ее дочерних компаний. Компания также является крупным налогоплательщиком, например, в 1998 году, приблизительно 10 процентов бюджета Санкт-Петербурга составили налоги с производства алкоголя компанией «Балтик Беверейдж Холдинг АБ» (Hirvensalo 1999, 58). Рублевый кризис в августе 1998 года не оставил в стороне и компанию «Балтик Беверейдж Холдинг АБ». Например, потребовалось изменить инвестиционные планы, а цены на продукцию холдинга пришлось повысить. Однако, компания сумела повернуть последствия кризиса в свою пользу, поскольку экспорт пива с запада был почти полностью прекращен, и вложение капиталов в местные пивоваренные заводы теперь требовало меньших затрат (Хирвенсало 1999, 61). Но гораздо более серьезной проблемой, в сравнении с рублевым кризисом, стала нехватка подходящих субподрядчиков. Компания «Балтик Беверейдж Холдинг АБ» поощряла предложения и даже сама предлагала заключение долгосрочных контрактов о сотрудничестве нескольким нероссийским инвесторам, но недоверие к российской бизнес-структуре препятствовало установлению деловых отношений (Ramm-Schmidt 2000). Кроме того, компания также столкнулась и с криминальной стороной российского бизнеса, когда один из главных менеджеров компании был убит в 1999 году. Компания «Балтик Беверейдж Холдинг АБ» добилась значительных успехов на рынках России, стран Балтии и Украины. Ее успешная деятельность основана на внедрении современных технологий, новейшего производственного оборудования и результатов маркетинговых исследований в производственный процесс пивоваренных предприятий. Это доказывает, что не существует непреодолимых институциональных препятствий для плодотворной деятельности иностранных компаний в экономической сфере этих стран.Российско-финляндское экономическое сотрудничество в 1990-ые -2000-ые годы Еще статьи на тему "компания":Управляющие компании Мурманской области «Каспийская нефтеперерабатывающая компания» на Мурмане Управляющая компания «Севжилсервис» - первая в числе нарушителей В Мурманской области будет работать чешская компания Письмо руководству ОАО "Военно-страховая компания" Компания Metso продала самую большую в мире дробильную установку
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1734 |