Ключевые аспекты развития береговой рыбопереработки в Мурманской области |
Современное состояние береговой рыбопереработки в Мурманской области. Направление развития береговой рыбопереработки и промысловой деятельности на Северном бассейне.Доклад на Международной конференции "Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы" 19 марта 2014 г. М.П.Заиграев, Рыбный Союз - Мурманский филиал В своем докладе я хотел бы затронуть проблемы и перспективы развития береговой переработки донных видов рыб (трески и пикши) в Мурманском регионе! Да именно в Мурманском области потому, что в других регионах Северо-Запада, имеющих квоту трески и пикши, таких предприятий нет и не ожидается их появление по причине отсутствия экономических и логистических предпосылок! Береговая переработка трески и пикши в Мурманской области начала активно развиваться в конце 90-х начале 2000-х годов с приходом иностранных, а затем и отечественных инвесторов, которые предполагали, что РХК региона будет развиваться по примеру своего соседа - Норвегии! Почему??? Потому, что достаточно логично брать пример с соседа, с которым делим пополам добываемые рыбные ресурсы и который является «законодателем моды» в технологии переработки добываемого национального ресурса и в урегулировании отношений между всеми участниками РХК своей страны! О различиях в законодательстве в области рыболовства наших стран я расскажу позже, когда речь пойдет о том, что нам нужно изменить и чего добиться, что бы хотя бы обозначить свою отрасль в числе устойчиво развивающихся! Недавно созданный Комитетом по рыбохозяйственной деятельности Мурманской области, Реестр предприятий, занятых переработкой донных пород рыб и рекомендованных для приемки охлажденного сырья включает в себя 14 предприятий. Основные показатели: Мощности по сырью почти 90 000 тонн в год: при 80% средней загрузке более 70 000 тонн в год.Число работающих: 787 человек, при этом надо учесть, что многие предприятия осенью прошлого года сократили штат сотрудников из-за нехватки сырья!Средняя зарплата: почти 28 000 рублей, этот показатель тоже мог быть выше при условии достаточного количества сырья.Налоги и сборы: более 110 000 000 рублейСредняя загрузка предприятий составила по году от 30% до 50% от заявленной мощности!Безусловно ситуация с загрузкой предприятий сырьем изменилась с выходом распоряжения правительства 1196.Этим постановлением прибрежники добились только одного - замораживать уловы на борту и распоряжаться продукцией по своему усмотрению!Следствием этого распоряжения стало снижение поставок охлажденного сырья!На практике данное Распоряжение позволило судовладельцам, занимающимся прибрежным рыболовством, замораживать добытые водные биологические ресурсы на борту добывающего судна и затем реализовывать рыбопродукцию низкой степени переработки, как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Распоряжаясь продукцией по своему усмотрению, судовладелец таким образом игнорирует саму логику выделения квот в прибрежном рыболовстве, направленную на использование уловов водных биоресурсов для производства рыбной и иной продукции на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации. Это, безусловно, удобная лазейка прежде всего для добывающих компаний, использующих квоту соседних регионов: Архангельской области, республики Карелия и Ненецкого АО, которые давно потеряли «связь» со своим берегом и ведут хозяйственную деятельность на территории Мурманской области. Здесь работают и проживают сотрудники и плавсостав этих компаний, расположены офисы, базируются и обслуживаются суда в Мурманском порту! И вся рыба добывается в водах Баренцева моря, которое прилегает к берегам «Мурмана»! Вся связь со «своим берегом» промысловых компаний зарегистрированных в этих регионах, заключается только в уплате подоходного налога на физических лиц! При этом надо понимать, что поставка уловов в свежем и охлажденном виде на предприятия Мурманской области ни сколько не уменьшает кол-во работающих в этих компаниях, а соответственно и налоговые отчисления в бюджеты этих регионов! На этом фоне заявления руководителей отраслевых министерств в своих обращениях в Минсельхоз о том, что постановление позволило насытить рынок в их регионах замороженной треской и пикшей явно не соответствует действительности! Наделение этих регионов прибрежной квотой носит скорее не исторический, а распределительно-административный характер! Мы Наиважнейшей целью прибрежного рыболовства до принятия Распоряжения было обеспечение рыбоперерабатывающих береговых предприятий сырьем (и в первую очередь - охлажденным). На сегодняшний день ни одна из перечисленных задач, когда-то поставленных перед прибрежным рыболовством, не является ни обязательной, ни приоритетной. Создается такое ощущение, что само понятие «прибрежное рыболовство» прекращает свое существование, а, следовательно, не сможет существовать и береговая рыбопереработка. Основная причина происходящих сегодня событий в РХК Мурманской области, да и России - это отсутствие береговой рыбопереработки как субъекта законодательства! Современное рыболовное законодательство России создано промысловым лобби и соответственно «регулирует» если это можно назвать регулированием взаимоотношений между добычей и государством! Это различия только по двум наиболее «душещипательным» для наших судовладельцев параметрам! Я не упоминаю здесь о регулировании нормы прибыли, о сдерживании глубокой переработки в морских условия, имеется ввиду филейное производство. И что же мы имеем от нашего рыбного законодательства? Согласно данных статистики более 80% ВБР, экспортируются с низкой степенью переработки! Куда - понятное дело на переработку в Тихоокеанский регион и львиная доля в Китай и если несколько лет назад это возвращалось в виде филейной и иной продукции в Европу, то сейчас не малую долю потребляют сами китайцы. Ну а нам направляют свою готовую продукцию - филе теляпии, пангасиуса и другую искусственно выращенную рыбу на их перенаселенных просторах! Можно охарактеризовать наше законодательство в области рыболовства, как расточительная анархия! Совершенно очевидно, что с таким положением дел в отрасли надо что-то делать?! Уже обозначены основные направления развития РХК России в виде поручений Президента и надо только подождать, когда уважаемые чиновники проникнуться этими постулатами к действию, и перестанут мониторить ситуацию в прибрежных регионах и рыболовном сообществе и будут принимать меры к выполнению поручений! А что же нам поручают: «переход от сырьевой модели экономики к производству продукции с более высокой добавленной стоимостью» «разработать и утвердить комплекс мер по обеспечению населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биоресурсов». «повышение конкурентноспособности и продвижения за рубежом российской рыбопродукции с высокой степенью переработки.» Для выполнения этих поручений, необходимо бизнесу (хотя бизнес отлично понимает) и исполнительной власти понять, как этого можно добиться! По нашему глубокому убеждению применимо для Северного бассейна необходимо: 1. Чтобы выполнить «переход от сырьевой модели экономики к производству продукции с более высокой добавленной стоимостью», думаю всем понятно - как можно больше перерабатывать сырья на своем берегу! Потенциальные возможности предприятий Мурманской области уже сейчас позволяют переработать в год 70 000 тонн трески и пикши это в потр. б/г виде, для чего необходимо более 100 000 тонн квотных ресурсов! А при условии достаточности в обеспечении ресурсами география и существующая инфраструктура нашего региона позволяет разместить еще около 5-7 предприятий (это поселки Ура-Губа, Линахамари, Минькино и портовая зона) и общая переработка по сырью может достигать 150 000 тонн в год! 2. Применительно к тому, чтобы «разработать и утвердить комплекс мер по обеспечению населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биоресурсов», необходимо утвердиться в мысли, что качественная продукция может быть изготовлена только из свежего или охлажденного сырья! 3. «Повышение конкурентоспособности и продвижения за рубежом российской рыбопродукции с высокой степенью переработки» невозможно без наличия на рынке достаточного количества качественного сырья, каким является охлажденное сырье! Почему только охлажденное сырье спросите вы? Во первых конкурировать с Китаем работающим на мороженном сырье не возможно, да и не нужно! Необходимо использовать наши географические преимущества и хоть немного обращать внимание на своих соседей которые 2/3 своих уловов поставляют на берег в свежем и охлажденном виде и тем самым добиваются производства качественной и конкурентной продукции и поддержки социальной составляющей прибрежных регионов, путем обеспечения полной занятости населения! Норвежский РХК работает по принципу, что поставка на берег охлажденного сырья для дальнейшей переработки - это и есть главная задача для рационального использования ВБР, являющихся национальным достоянием страны! Считаем, что добиться конкурентноспособности нашей продукции можно только если присоединиться к этому лозунгу! Наши оппоненты из числа промысловиков заявляют, что эффективность свежевого промысла ниже, чем работа в морозильном варианте и этот достаточно спорный факт, исходя из сложившейся ценовой ситуацией, ставится во главу угла как бизнесом так и чиновниками! Важно всем понимать, что при пользовании ресурсами общей собственности, какими являются водные биоресурсы, экономическая эффективность и социальная справедливость не являются альтернативами: это две взаимодополняющие части оптимального решения. Анализ политических ошибок и провалов рынка при управлении некоторыми сферами природопользования и рыболовством, в частности, позволяет сделать вывод, что они случаются потому, что приверженцы неолиберализма настаивают на необходимости выбора между справедливостью и эффективностью в пользу последней. Однако, как утверждает английский исследователь проблем природопользования Ф. Харрисон, на самом деле эффективность и справедливость являются взаимодополняющими элементами государственного регулирования правил пользования ограниченными ресурсами и выстраивания на тех же принципах адекватной налоговой политики (Харрисон, 1996). Как известно, экономическая политика ведущих рыболовных стран (Норвегии, Японии, Великобритании и др.) дает возможность за счет государственной системы регулирования использования водных биологических ресурсов обеспечивать деятельность не только добывающих, но и береговых предприятий (рыбоперерабатывающих, судоремонтных, рыбных портов и др.). В России эти проблемы до сего времени не решены, и проходившая в последние годы трансформация системы распределения биоресурсов не дала положительных результатов в достижении целей', поставленных в Морской доктрине и Концепции. В заключении хочу огласить перечень мер, которые по нашему мнению будут способствовать преодолению кризиса в береговом рыбоперерабатывающем комплексе Мурманского региона и дальнейшего его устойчивого развития: В краткосрочной перспективе 2014-2016 год: Для увеличения поставок охлажденного сырья на предприятия региона до 70 000 тонн необходимо: 1. Отменить распоряжение правительства № 1196! И внести необходимые изменения в Закон о рыболовстве с целью устранения формулировок двойного понимания термина переработки на борту судна! Вся прибрежная квота должна поставляться на береговые предприятия только в свежем и охлаждённом виде! 2. Ресурсы, которые образуются от свободных квот третьих стран и квоты используемой в научных и исследовательских целей должны быть поставлены на берег только в свежем и охлажденном виде! 3. Ежегодно до 20% (в зависимости от загрузки береговых предприятий) от объема национальной квоты трески и пикши должно быть поставлено в свежем и охлажденном виде на береговые предприятия! 4. Для стимулирования развития свежевого промысла льготировать ставку налога на вылов ВБР до 0% для поставщиков уловов в свежем и охлажденном виде. Ставка налога на вылов для промысловиков поставляющих мороженую продукцию на Российский рынок 50%, для экспортеров 100% В долгосрочной перспективе к 2018 году:1. Довести поставки на береговые предприятия свежего и охлажденного сырья до 150 000 тонн.2. Внести изменения в закон о рыболовстве:
- заменить понятие промышленной квоты на океаническую квоту;
- промышленной квотой наделять промысловиков поставляющих на береговые предприятия сырье в свежем и охлажденном виде.3. Пересмотреть долевое распределение квот и внести коррективы по наделению долями промысловых компаний поставляющих рыбное сырье в свежем и охлажденном виде с учетом повышающего коэффициента!4. Внести изменения в закон о рыболовстве в части предоставления регионам возможности управлением частью региональных ресурсов для загрузки береговых перерабатывающих предприятий!5. Разработать и внедрить программу постройки судов для свежевого промысла.Для более подробной проработки наших предложений и экономического эффекта от их реализации, рыбоперерабатывающие компании нашего региона члены «Рыбного союза» договорились и заключили договор с институтом экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН о выполнении НИР «Разработка программных предложений по интеграционному развитию береговой рыбопереработки и промысловой деятельности на Северном бассейне»! По готовности этого документа, предлагаем совместно с заинтересованными сторонами провести обсуждение и при положительном результате придать данному документу статус региональной программы развития! Предлагаем уже сейчас на уровне отраслевых ассоциаций и объединений приступить к разработке «дорожной карты», по реализации поручений президента и других директивных документов по развитию РХК России! Еще статьи по теме "сырье":Новые продукты из "старого" сырья Малый бизнес берется за переработку вторичного сырья Комплексное использование минерального сырья: проблемы и перспективы Зерновое сырье из Краснодарского края, Белгородской, Самарской и Псковской областей
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3866 |