casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Ключевые аспекты развития береговой рыбопереработки в Мурманской области
Ключевые аспекты развития береговой рыбопереработки в Мурманской области Печать E-mail

Современное состояние береговой рыбопереработки в Мурманской области. Направление развития береговой рыбопереработки и промысловой деятельности на Северном бассейне.

Доклад на Международной конференции "Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы" 19 марта 2014 г.

М.П.Заиграев, Рыбный Союз - Мурманский филиал

В своем докладе я хотел бы затронуть проблемы и перспективы развития береговой переработки донных видов рыб (трески и пикши) в Мурманском регионе!

Да именно в Мурманском области потому, что в других регионах Северо-Запада, имеющих квоту трески и пикши, таких предприятий нет и не ожидается их появление по причине отсутствия экономических и логистических предпосылок!

Береговая переработка трески и пикши в Мурманской области начала активно развиваться в конце 90-х начале 2000-х годов с приходом иностранных, а затем и отечественных инвесторов, которые предполагали, что РХК региона будет развиваться по примеру своего соседа - Норвегии! Почему??? Потому, что достаточно логично брать пример с соседа, с которым делим пополам добываемые рыбные ресурсы и который является «законодателем моды» в технологии переработки добываемого национального ресурса и в урегулировании отношений между всеми участниками РХК своей страны!

О различиях в законодательстве в области рыболовства наших стран я расскажу позже, когда речь пойдет о том, что нам нужно изменить и чего добиться, что бы хотя бы обозначить свою отрасль в числе устойчиво развивающихся!

Недавно созданный Комитетом по рыбохозяйственной деятельности Мурманской области, Реестр предприятий, занятых переработкой донных пород рыб и рекомендованных для приемки охлажденного сырья включает в себя 14 предприятий.

Основные показатели:

Мощности по сырью почти 90 000 тонн в год: при 80% средней загрузке более 70 000 тонн в год.

Число работающих: 787 человек, при этом надо учесть, что многие предприятия осенью прошлого года сократили штат сотрудников из-за нехватки сырья!

Средняя зарплата: почти 28 000 рублей, этот показатель тоже мог быть выше при условии достаточного количества сырья.

Налоги и сборы: более 110 000 000 рублей

Средняя загрузка предприятий составила по году от 30% до 50% от заявленной мощности!

Безусловно ситуация с загрузкой предприятий сырьем изменилась с выходом распоряжения правительства 1196.

Этим постановлением прибрежники добились только одного - замораживать уловы на борту и распоряжаться продукцией по своему усмотрению!

Следствием этого распоряжения стало снижение поставок охлажденного сырья!

На практике данное Распоряжение позволило судовладельцам, занимающимся прибрежным рыболовством, замораживать добытые водные биологические ресурсы на борту добывающего судна и затем реализовывать рыбопродукцию низкой степени переработки, как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Распоряжаясь продукцией по своему усмотрению, судовладелец таким образом игнорирует саму логику выделения квот в прибрежном рыболовстве, направленную на использование уловов водных биоресурсов для производства рыбной и иной продукции на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации.

Это, безусловно, удобная лазейка прежде всего для добывающих компаний, использующих квоту соседних регионов: Архангельской области, республики Карелия и Ненецкого АО, которые давно потеряли «связь» со своим берегом и ведут хозяйственную деятельность на территории Мурманской области. Здесь работают и проживают сотрудники и плавсостав этих компаний, расположены офисы, базируются и обслуживаются суда в Мурманском порту! И вся рыба добывается в водах Баренцева моря, которое прилегает к берегам «Мурмана»!

Вся связь со «своим берегом» промысловых компаний зарегистрированных в этих регионах, заключается только в уплате подоходного налога на физических лиц! При этом надо понимать, что поставка уловов в свежем и охлажденном виде на предприятия Мурманской области ни сколько не уменьшает кол-во работающих в этих компаниях, а соответственно и налоговые отчисления в бюджеты этих регионов! На этом фоне заявления руководителей отраслевых министерств в своих обращениях в Минсельхоз о том, что постановление позволило насытить рынок в их регионах замороженной треской и пикшей явно не соответствует действительности!

Наделение этих регионов прибрежной квотой носит скорее не исторический, а распределительно-административный характер! Мы
глубоко убеждены, что в таком виде «исторический» принцип наделения прибрежными квотами не соответствует приоритетам развития российской экономики в целом, и Мурманской области в частности.

Наиважнейшей целью прибрежного рыболовства до принятия Распоряжения было обеспечение рыбоперерабатывающих береговых предприятий сырьем (и в первую очередь - охлажденным).

На сегодняшний день ни одна из перечисленных задач, когда-то поставленных перед прибрежным рыболовством, не является ни обязательной, ни приоритетной. Создается такое ощущение, что само понятие «прибрежное рыболовство» прекращает свое существование, а, следовательно, не сможет существовать и береговая рыбопереработка.

Основная причина происходящих сегодня событий в РХК Мурманской области, да и России - это отсутствие береговой рыбопереработки как субъекта законодательства! Современное рыболовное законодательство России создано промысловым лобби и соответственно «регулирует» если это можно назвать регулированием взаимоотношений между добычей и государством!

Это различия только по двум наиболее «душещипательным» для наших судовладельцев параметрам! Я не упоминаю здесь о регулировании нормы прибыли, о сдерживании глубокой переработки в морских условия, имеется ввиду филейное производство.

И что же мы имеем от нашего рыбного законодательства? Согласно данных статистики более 80% ВБР, экспортируются с низкой степенью переработки! Куда - понятное дело на переработку в Тихоокеанский регион и львиная доля в Китай и если несколько лет назад это возвращалось в виде филейной и иной продукции в Европу, то сейчас не малую долю потребляют сами китайцы. Ну а нам направляют свою готовую продукцию - филе теляпии, пангасиуса и другую искусственно выращенную рыбу на их перенаселенных просторах!

Можно охарактеризовать наше законодательство в области рыболовства, как расточительная анархия!

Совершенно очевидно, что с таким положением дел в отрасли надо что-то делать?! Уже обозначены основные направления развития РХК России в виде поручений Президента и надо только подождать, когда уважаемые чиновники проникнуться этими постулатами к действию, и перестанут мониторить ситуацию в прибрежных регионах и рыболовном сообществе и будут принимать меры к выполнению поручений!

А что же нам поручают:

«переход от сырьевой модели экономики к производству продукции с более высокой добавленной стоимостью»

«разработать и утвердить комплекс мер по обеспечению населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биоресурсов».

«повышение конкурентноспособности и продвижения за рубежом российской рыбопродукции с высокой степенью переработки.»

Для выполнения этих поручений, необходимо бизнесу (хотя бизнес отлично понимает) и исполнительной власти понять, как этого можно добиться!

По нашему глубокому убеждению применимо для Северного бассейна необходимо:

1. Чтобы выполнить «переход от сырьевой модели экономики к производству продукции с более высокой добавленной стоимостью», думаю всем понятно - как можно больше перерабатывать сырья на своем берегу!

Потенциальные возможности предприятий Мурманской области уже сейчас позволяют переработать в год 70 000 тонн трески и пикши это в потр. б/г виде, для чего необходимо более 100 000 тонн квотных ресурсов! А при условии достаточности в обеспечении ресурсами география и существующая инфраструктура нашего региона позволяет разместить еще около 5-7 предприятий (это поселки Ура-Губа, Линахамари, Минькино и портовая зона) и общая переработка по сырью может достигать 150 000 тонн в год!

2. Применительно к тому, чтобы «разработать и утвердить комплекс мер по обеспечению населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биоресурсов», необходимо утвердиться в мысли, что качественная продукция может быть изготовлена только из свежего или охлажденного сырья!

3. «Повышение конкурентоспособности и продвижения за рубежом российской рыбопродукции с высокой степенью переработки» невозможно без наличия на рынке достаточного количества качественного сырья, каким является охлажденное сырье!

Почему только охлажденное сырье спросите вы? Во первых конкурировать с Китаем работающим на мороженном сырье не возможно, да и не нужно! Необходимо использовать наши географические преимущества и хоть немного обращать внимание на своих соседей которые 2/3 своих уловов поставляют на берег в свежем и охлажденном виде и тем самым добиваются производства качественной и конкурентной продукции и поддержки социальной составляющей прибрежных регионов, путем обеспечения полной занятости населения! Норвежский РХК работает по принципу, что поставка на берег охлажденного сырья для дальнейшей переработки - это и есть главная задача для рационального использования ВБР, являющихся национальным достоянием страны! Считаем, что добиться конкурентноспособности нашей продукции можно только если присоединиться к этому лозунгу!

Наши оппоненты из числа промысловиков заявляют, что эффективность свежевого промысла ниже, чем работа в морозильном варианте и этот достаточно спорный факт, исходя из сложившейся ценовой ситуацией, ставится во главу угла как бизнесом так и чиновниками!

Важно всем понимать, что при пользовании ресурсами общей собственности, какими являются водные биоресурсы, экономическая эффективность и социальная справедливость не являются альтернативами: это две взаимодополняющие части оптимального решения.

Анализ политических ошибок и провалов рынка при управлении некоторыми сферами природопользования и рыболовством, в частности, позволяет сделать вывод, что они случаются потому, что приверженцы неолиберализма настаивают на необходимости выбора между справедливостью и эффективностью в пользу последней. Однако, как утверждает английский исследователь проблем природопользования Ф. Харрисон, на самом деле эффективность и справедливость являются взаимодополняющими элементами государственного регулирования правил пользования ограниченными ресурсами и выстраивания на тех же принципах адекватной налоговой политики (Харрисон, 1996).

Как известно, экономическая политика ведущих рыболовных стран (Норвегии, Японии, Великобритании и др.) дает возможность за счет государственной системы регулирования использования водных биологических ресурсов обеспечивать деятельность не только добывающих, но и береговых предприятий (рыбоперерабатывающих, судоремонтных, рыбных портов и др.). В России эти проблемы до сего времени не решены, и проходившая в последние годы трансформация системы распределения биоресурсов не дала положительных результатов в достижении целей', поставленных в Морской доктрине и Концепции.

В заключении хочу огласить перечень мер, которые по нашему мнению будут способствовать преодолению кризиса в береговом рыбоперерабатывающем комплексе Мурманского региона и дальнейшего его устойчивого развития:

В краткосрочной перспективе 2014-2016 год:

Для увеличения поставок охлажденного сырья на предприятия региона до 70 000 тонн необходимо:

1. Отменить распоряжение правительства № 1196! И внести необходимые изменения в Закон о рыболовстве с целью устранения формулировок двойного понимания термина переработки на борту судна! Вся прибрежная квота должна поставляться на береговые предприятия только в свежем и охлаждённом виде!

2. Ресурсы, которые образуются от свободных квот третьих стран и квоты используемой в научных и исследовательских целей должны быть поставлены на берег только в свежем и охлажденном виде!

3. Ежегодно до 20% (в зависимости от загрузки береговых предприятий) от объема национальной квоты трески и пикши должно быть поставлено в свежем и охлажденном виде на береговые предприятия!

4. Для стимулирования развития свежевого промысла льготировать ставку налога на вылов ВБР до 0% для поставщиков уловов в свежем и охлажденном виде.

Ставка налога на вылов для промысловиков поставляющих мороженую продукцию на Российский рынок 50%, для экспортеров 100%

В долгосрочной перспективе к 2018 году:

1. Довести поставки на береговые предприятия свежего и охлажденного сырья до 150 000 тонн.

2. Внести изменения в закон о рыболовстве:

- заменить понятие промышленной квоты на океаническую квоту;

- промышленной квотой наделять промысловиков поставляющих на береговые предприятия сырье в свежем и охлажденном виде.

3. Пересмотреть долевое распределение квот и внести коррективы по наделению долями промысловых компаний поставляющих рыбное сырье в свежем и охлажденном виде с учетом повышающего коэффициента!

4. Внести изменения в закон о рыболовстве в части предоставления регионам возможности управлением частью региональных ресурсов для загрузки береговых перерабатывающих предприятий!

5. Разработать и внедрить программу постройки судов для свежевого промысла.

Для более подробной проработки наших предложений и экономического эффекта от их реализации, рыбоперерабатывающие компании нашего региона члены «Рыбного союза» договорились и заключили договор с институтом экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН о выполнении НИР «Разработка программных предложений по интеграционному развитию береговой рыбопереработки и промысловой деятельности на Северном бассейне»!

По готовности этого документа, предлагаем совместно с заинтересованными сторонами провести обсуждение и при положительном результате придать данному документу статус региональной программы развития!

Предлагаем уже сейчас на уровне отраслевых ассоциаций и объединений приступить к разработке «дорожной карты», по реализации поручений президента и других директивных документов по развитию РХК России!

Рыбное хозяйство

Еще статьи по теме "сырье":

Новые продукты из "старого" сырья

Малый бизнес берется за переработку вторичного сырья

Комплексное использование минерального сырья: проблемы и перспективы

Зерновое сырье из Краснодарского края, Белгородской, Самарской и Псковской областей


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

44.222.134.250

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������