Впереди новые вехи (1982 - 1990 гг.) |
Новому начальнику предстояло не только развить набранный в прошлые годы темп работы коллектива, но и двигаться дальше.Жизненные принципы Ю. Б. Пруткова не позволяли ему расслабляться и оставаться во власти обстоятельств. Он амбициозный, в хорошем смысле этого слова, человек, лидер по призванию. Алгоритм всей жизни и деятельности он привык формировать сам. Юрий Борисович оказался личностью с обостренным чувством нового, прогрессивного. Он умел слушать других и с поразительной быстротой отделять в сказанном шелуху от рационального. Решительный и рассудительный, молодой и энергичный, Ю. Б. Прутков очень скоро стал авторитетным руководителем. Преподавателей подкупало то, что он не пытался на первых порах вторгаться в учебный процесс, заявив публично на первой же встрече с коллективом, что пока сам должен многое в этой сфере познать и многому научиться. Новый руководитель настойчиво познавал, вникал в суть образовательной деятельности, учился. Не обошлось и тогда без кадровых перестановок. Ушел из училища В. Г. Клюкин. Заместителем начальника по учебно-производственной работе стал Евгений Яковлевич Адушкин. Пошел в море В. Н. Пеляк. На должность заместителя начальника по политико-воспитательной работе был назначен Геннадий Константинович Морозов. Ушел на пенсию начальник военно-морского цикла капитан 1 ранга А. П. Курьяков, и на его место был переведен с Северного флота капитан 1 ранга Альберт Борисович Якубовский. Надо признать, что эти замены были необходимыми, поскольку подбор людей производился по оценке их деловых качеств и не был случайным. Новые кадры усиливали руководящее звено, что сыграло положительную роль в сплочении коллектива и обеспечении слаженной работы всей администрации. Каждый новый руководитель внес свежие идеи в общее дело. 1982 год был для училища юбилейным, пятидесятым с момента его основания. Подготовку к юбилею начали заблаговременно и с размахом. Задействованы были все: и курсанты, и преподаватели, и администрация, и общественные организации. В честь юбилея группа учащихся под руководством педагогов К. Д. Захарова, А. И. Суханова и капитана 3 ранга Н. А. Величко прошла на шлюпках по местам сражений Великой Отечественной войны. На всех отделениях состоялись традиционные отчетные недели. Умельцы в кабинетах и лабораториях готовились к юбилейной выставке технического творчества. Шла напряженная работа по подготовке к праздничному концерту коллективов художественной самодеятельности. Снимался и монтировался любительский кинофильм. В учебных группах соревновались за достижение лучших успехов в учебе и дисциплине. В октябре прошла юбилейная спартакиада училища. Много хороших и полезных дел было сделано коллективом в этот период. 18 ноября 1982 года пришло радостное известие. За достигнутые успехи в подготовке специалистов для рыбной промышленности Президиум Верховного Совета СССР наградил Мурманское мореходное училище имени И. И. Месяцева Министерства рыбного хозяйства СССР орденом «Знак Почета». Эта новость быстро стала известна жителям Мурманска и экипажам промысловых судов, находящихся в море. Поздравления шли нескончаемым потоком.На фронтоне здания училища появилась неоновая надпись «Ордена Знак Почета Мурманское мореходное училище имени И. И. Месяцева». Эти светящиеся слова были видны судам, входящим в Кольский залив, и пассажирам подъезжающих к Мурманску поездов. В дни юбилея в вестибюле главного входа открыли мемориальную доску с барельефом Ивана Илларионовича Месяцева. Все это было сделано по инициативе замполита Г. К. Морозова. 24 ноября 1982 года большой зал Дворца культуры и техники им. Кирова заполнили преподаватели, курсанты, рабочие и служащие мореходного училища, представители предприятий и флотских коллективов Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Севрыба», члены партийных и советских органов города и области. В зале находились бывшие начальники училища В. П. Гусев, В. А. Ильин и А. Г. Вьюшин, выпускники довоенных и первых послевоенных лет, многочисленные гости. Заполнен был не только партер, но и все балконы. Состоялось торжественное собрание, посвященное 50-летию училища и вручению ему ордена «Знак Почета». К юбилярам с приветствием обратился первый секретарь областного комитета партии В. Н. Птицын. Он пожелал коллективу училища новых успехов в благородном деле подготовки квалифицированных специалистов для рыбопромыслового флота, зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении и прикрепил к Знамени училища орден «Знак Почета». Было сказано много хороших и добрых слов, преподнесено немало подарков. Взволнованно и трогательно выступили выпускники мореходки: лауреат Государственной премии СССР директор Мурманского рыбокомбината Ю. В. Рассолова, Герой Социалистического труда начальник базы флота объединения «Мурманрыбпром» А. В. Абакумов, бывший начальник Мурманского рыбного порта, представитель первого выпуска судоводителей Я. С. Бургутто. Яков Сергеевич Бургутто подарил музею училища самую дорогую для себя вещь - карманные часы, врученные ему А. И. Микояном в Москве после завершения шлюпочного перехода в 1937 году. Был показан любительский кинофильм об училище, и в заключение состоялся большой концерт художественной самодеятельности училища и ДК имени С. М. Кирова. Центральная и местная пресса, радио много рассказывали в те дни о старейшем на Кольской земле морском учебном заведении, о его жизни и проблемах, сообщали о юбилее и прошедших празднованиях. Торжества миновали, а в училище все так же шла напряженная работа курсантов, преподавателей и администрации. Впервые мурманская мореходка бросила вызов калининградским коллегам, занимавшим до этого в течение ряда лет первые места в соревновании учебных заведений отрасли. В 1983 году Мурманское мореходное училище им. И. И. Месяцева заняло первое место в отраслевом соревновании. В 80-е годы благодаря инициативно работающим на своих участках заместителям начальника училища темпы по всем основным направлениям работы не снижались. Заметно улучшилась организация учебной и методической работы. Заместитель начальника по учебной работе В. Б. Тушнин и недавно пришедшая в училище заведующая учебной частью В. П. Мошкова создали специальный совет, призванный разрабатывать стратегию и реализовывать программы по усовершенствованию учебного процесса. Интересней и, главное, эффективней заработали предметные и цикловые комиссии. Методический кабинет училища начал пополняться разработками преподавателей и материалами, обобщающими труды отдельных педагогов. Регулярным стало проведение открытых уроков и взаимопосещение преподавателями занятий коллег. Все это положительно сказалось на отношении к учебе курсантов - заметно повысилась их успеваемость. К примеру, почти 20% выпускников 1984 года получили дипломы с отличием. С назначением на должность заместителя начальника училища по политико-воспитательной работе Г. К. Морозова заметно оживился этот участок работы. Человек инициативный, с неординарным мышлением, Г. К. Морозов не был профессиональным политработником и потому при выполнении своих новых обязанностей больше полагался на интуицию и творчество. Наряду с обязательными мероприятиями, такими как политучеба преподавателей и сотрудников, политинформации курсантов, курирование деятельности профсоюза и комсомола, Геннадий Константинович занялся организацией досуга учащихся, сплочением преподавательского коллектива. Кроме того, под его контролем находилось преподавание общественно-политических дисциплин. Отремонтированный благодаря стараниям Г. К. Морозова кабинет общественно-политических дисциплин обрел эстетичный вид, а его наглядность отвечала требованиям времени. Оживление воспитательной деятельности, тесный контакт с ОРСО, который возглавлял капитан 2 ранга В. Г. Вальков, и классными руководителями положительно сказались на дисциплине курсантов. Геннадий Константинович добился того, что политико-воспитательная работа органично вписывалась во все стороны жизни коллектива и стала неотъемлемой частью преподавания специальных дисциплин. Учебно-производственное направление было всегда на виду. Оно включало в себя организацию практического обучения курсантов как в стенах училища, так и на рыбопромысловых судах; оснащение, развитие и работу кабинетов и лабораторий. Легким этот участок не назовешь. Назначение Евгения Яковлевича Адушкина на пост заместителя начальника колледжа по учебно-воспитательной работе было весьма целесообразным. Опытный инженер, инициативный и в высшей степени ответственный человек, он как нельзя лучше соответствовал занимаемой должности. Евгений Яковлевич с присущей ему энергией взялся за активизацию технического творчества курсантов и подготовку к ежегодным выставкам. В 1983 году в стенах училища успешно прошла областная выставка технического творчества средних специальных учебных заведений. Ряд лучших экспонатов, созданных в лабораториях мореходного училища, был представлен на ВДНХ СССР. Сдвинулось в лучшую сторону проведение практик, необходимых для набора плавательного ценза и получения рабочих дипломов. Большую помощь Евгению Яковлевичу в этом оказывал А.A. Курьяков. При непосредственном участии Е. Я. Адушкина была осуществлена и модернизация лабораторий судомеханического отделения и отделения промышленного рыболовства. Отлаженный ритм несколько нарушился, когда в силу объективных причин произошли перестановки в руководстве училища. B. Б. Тушнин уехал из Мурманска, и заместителем начальника по учебной работе стал Г. К. Морозов. Политико-воспитательную работу возглавил Василий Иванович Дукин, бывший к тому времени начальником судоводительского отделения. Заболел и на долго выбыл из строя Е. Я. Адушкин. Заменил его Валерий Сергеевич Заборщиков, руководивший заочным отделением. Вхождение в должность новых руководителей произошло достаточно быстро, и вынужденные кадровые перестановки не изменили набранного темпа работы коллектива и его нацеленности на решение образовательных задач. К счастью, была сохранена преемственность в главных направлениях деятельности училища. Так же эффективно трудились начальники отделений и председатели цикловых комиссий, большое влияние на организацию учебного процесса оказывала учебная часть, возглавляемая В. П. Мошковой. Помимо собственной деятельности, Мурманское мореходное училище как базовое объединяло вокруг себя все средние специальные учебные заведения Мурманской области. Совет директоров средних специальных учебных заведений, который возглавлял Ю. Б. Прутков, регулярно проводил заседания. С такой же периодичностью встречались заместители директоров по учебной и политико-воспитательной работе. В рамках Совета было создано пять методических объединений преподавателей и классных руководителей. В числе педагогов, стоявших во главе этих объединений, были прекрасные преподаватели и методисты мореходки - Л. А. Березина и Е. А. Веллер. На заседаниях обсуждались передовые методы обучения и воспитания, организовывались и систематически проводились учебно-методические конференции, предметные олимпиады, педагогические чтения, семинары, смотры технического творчества. Все это способствовало изучению и распространению передового педагогического опыта в коллективах учебных заведений области. В цикловых комиссиях училища шла плодотворная работа по созданию учебно-методической базы. Итогом обобщения и распространения опыта явилось издание в середине 80-х годов ряда учебников. В их числе были: учебник А. Я. Шустера «Судовые радионавигационные приборы» (2-е переработанное и дополненное издание), Г. Н. Павлова «Гидроакустические рыбопоисковые приборы», А. И. Суханова «Радиосвязь на промысловом флоте», В. С. Гришкова «Элементная база радиоустройств». Дальнейшее развитие училища сдерживалось ограниченностью учебных площадей. Это остро чувствовалось каждый раз, когда появлялась необходимость создания новых кабинетов и установки современных приборов. Училище размещалось в достаточно старых, требующих капитального ремонта зданиях, главное из которых было построено в 1932 году. Усилиями Ю. Б. Пруткова удалось добиться выделения в 1986 году средств на строительство нового пятиэтажного дома общежития, а также на проектирование учебно-лабораторного корпуса, столовой и спортивного комплекса. Город выделил для этого большой земельный участок между зданиями «Детского мира» и Статуправления. В 1989 году строительство нового общежития шло к завершению, а проектно-сметная документация учебно-лабораторного комплекса была готова. Казалось, ничто уже не может помешать серьезному расширению материально-технической базы учебного заведения. В коллективе строились и обсуждались планы на будущее. К сожалению, как оказалось позже, не всем надеждам суждено было оправдаться. Во всех училищных делах, будь-то учебно-воспитательный процесс, совершенствование материально-технической базы или внеклассная работа - во всем чувствовалось незримое присутствие Ю. Б. Пруткова, направляющего всю эту деятельность. Ни одно мало-мальски значимое мероприятие и событие в жизни училища не проходило мимо него. Талант руководителя проявляется, прежде всего, в умении генерировать идеи, подбирать исполнителей, ставить перед ними вразумительные задачи и отслеживать результаты работы. Ю. Б. Прутков практически безошибочно подбирал исполнителей, и они, как правило, не обманывали его надежд. В училище в те годы витал дух творческого поиска. Никого не устраивало движение по проторенным дорожкам и накатанным колеям. Этому в значительной мере способствовали происходящие в стране события. Полным ходом шла горбачевская перестройка. Никто на местах толком не знал еще, что и как надо перестраивать, но все осознавали, что грядет время перемен. Сначала, в силу ряда объективных причин, отказались от приема ребят с неполным средним образованием (на базе 9 классов). Но поскольку училище располагало прекрасными преподавателями общеобразовательных дисциплин, было решено создать общеобразовательную ступень в составе мореходки, где обучались бы в 10 и 11 классах, в основном, дети моряков. По согласованию с городским отделом образования и Главком «Севрыба» в 1985 году такая ступень была создана. Позднее она стала средней школой № 54 с морской профессиональной ориентацией. Первым ее директором стал Борис Николаевич Басенков. Сильные преподавательские кадры, хорошая организация образовательного и воспитательного процесса очень скоро сделали морскую школу популярной в Мурманске. Ее выпускники имели хорошую математическую подготовку и успешно поступали в технические вузы. Однако основная масса пополняла ряды курсантов мореходного училища. С первых дней образования в ней трудились Аза Николаевна Мазуренко, Ольга Ивановна Капустина, руководившая школой после Бориса Николаевича Басенкова, Татьяна Григорьевна Морозова, Галина Константиновна Тюрина, Галина Никандровна Багаринова, Татьяна Павловна Семенова и другие. Некоторое время директором школы была Валентина Петровна Мошкова, а после ее отъезда бразды управления взял в свои руки Алойзас Ионович Тила. Однако вернемся к событиям в училище. Для опытного капитана, выпускника Высшего инженерного морского училища, прошедшего по всем должностным ступеням от четвертого помощника капитана до руководителя промыслового района, Ю. Б. Пруткова и многих его единомышленников было давно очевидным, что необходимо менять политику в деле подготовки специалистов для работы на судах рыбопромыслового флота. Надо перестраивать систему отраслевого среднего специального образования. В этой связи было решено разработать и предложить свое видение будущего мореходного училища. Сложившаяся практика, когда высшее и среднее морские учебные заведения готовили специалистов для замещения на судах одних и тех же командных должностей, не могла считаться правильной и разумной. Отличались сроки подготовки и, естественно, связанные с этим затраты, а вот профессиональная составляющая, определяемая международными требованиями, практически не отличалась. Ощутимая разница была в общеобразовательном уровне (гуманитарном, естественно-научном), что определяло статус вуза. В производственной же деятельности различие в общеобразовательном уровне подготовки начинало сказываться лишь тогда, когда специалист претендовал на замещение руководящей должности в структурах управления производством. От этих отправных позиций и началась разработка новой отраслевой концепции подготовки специалистов для работы на судах флота рыбной промышленности. Исследования показали, что до 2/3 командных должностей на флоте занимают выпускники средних специальных учебных заведений (ссузов). Был проведен анализ аварийности на флоте за последние три года, связанной с работой командного состава, а также результатов производственной деятельности экипажей. Результаты показали, что существенной зависимости от сравниваемых уровней образования по этим показателям нет. Молодые инженеры чувствовали, что полученное в вузе образование далеко не в полной мере востребовано конкретным производством. Лишь незначительная часть из них закреплялась на судах, а вот приживаемость техников была несоизмеримо выше. Итоги проведенного анализа были положены в основу концепции, разработкой которой занимались В. И. Дукин, Г. К. Морозов и А. Я. Шустер под руководством Ю. Б. Пруткова. Суть предложения сводилась к тому, чтобы несколько расширить образовательные программы ссузов по морским специальностям необходимыми для работы гуманитарными, экономическими и профессиональными дисциплинами. Предполагалось, что это потребует некоторого увеличения сроков обучения. Инициативная деятельность училища в этом направлении стала достоянием прессы. Местные газеты поместили ряд публикаций на тему перестройки отраслевого среднего специального образования. Информация докатилась до Москвы и вызвала интерес у Государственного комитета СССР по образованию. Много было совещаний, «круглых столов», споров на разных уровнях, в которых принимали самое активное участие представители училища. Инициатива мурманской мореходки оказалась своевременной и совпала с принципиальной позицией Госкомобразования СССР. Защита выработанной училищем концепции проходила на самом высоком уровне и завершилась решением о проведении в стране эксперимента по созданию средних специальных учебных заведений повышенного уровня, которые впоследствии получили название колледжей. Срок обучения в колледжах увеличили на один год. Были определены пять средних специальных учебных заведений страны, в которых предстояло проводить эксперимент, в том числе Мурманское мореходное училище. Началась напряженная деятельность по подготовке нормативной документации, учебных планов и программ, которые подлежали утверждению в Москве. Предполагалось, что обучение в колледжах будет трехступенчатым по уровням, от начального до повышенного. Каждая ступень должна была носить завершенный характер. Это давало возможность курсантам самостоятельно и добровольно выбирать рубеж, на котором можно было бы остановиться в данное время и при желании потом продолжить учебу. Выработанную концепцию приняли и утвердили, хоть она и не была бесспорной. В ноябре 1989 года Госкомобразования СССР дал эксперименту в Мурманском мореходном училище зеленый свет. В марте 1990 года совместным приказом Государственного Комитета СССР по образованию и Министерства рыбного хозяйства СССР Мурманское ордена Знак Почета мореходное училище имени И. И. Месяцева было реорганизовано в морской колледж. Для расширения эксперимента на другие учебные заведения отрасли в Мурманском морском колледже был создан временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК). Заканчивался еще один важный и достойно пройденный этап в жизни мореходного училища, названного колледжем, но еще не ставшего им по своей структуре и содержанию. Перевернул очередную страницу в своей биографии и служебной карьере Юрий Борисович Прутков, вернувшийся в Мурманский траловый флот на руководящую должность. В мае 1990 года начальником Мурманского морского колледжа им. И. И. Месяцева был назначен Юрий Алексеевич Константинов.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6184 |