Слово об авторе. В. Ф. Никитин |
Идея написания этой книги родилась много лет назад, но реальное решение было принято на праздновании 75-летнего юбилея Александра Викторовича Абакумова. Его друг, ректор высшей мореходки Александр Павлович Гальянов просто потребовал, чтобы Александр Викторович поделился своим большим жизненным и производственным опытом с нынешним поколением. За последние годы ушли в небытие управления "Севрыбхолодфлот", "Севрыбпромразведка", распались на составные части Мурманский траловый флот и объединение "Мурманрыбпром". Упал авторитет признанного судоремонтного предприятия "Мурманская судоверфь", резко сократились объемы в Мурманском морском рыбном порту, на тарном комбинате, фабрике орудий лова и других предприятиях рыбного Мурмана. Можно задаться вопросом: а зачем эти воспоминания, стоит ли тешить самолюбие ветеранов и вспоминать рыбную промышленность советского периода времени? Однозначно могу сказать: надо вспоминать и говорить о сделанном. В этих условиях очень важно сохранить память о людях, много сделавших для становления и развития рыбной отрасли, сохранить опыт и преемственность поколений. Александр Викторович Абакумов в своей книге много рассказывает о собственном опыте ведения промысла, о роли науки в освоении районов промысла. Я немало лет работал с автором этой книги, знаю многих работников объединения "Мурманрыбпром", ветеранов рыбной отрасли, о которых он пишет. Долгое время на поисковых судах ходили в роли научных сотрудников недавний заместитель губернатора Мурманской области Вячеслав Константинович Зиланов, инициатор рыборазведения на Мурмане Виктор Абрамович Несветов. Да и недавний генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера, нынешний депутат областной Думы Геннадий Васильевич Степахно начинал свой путь в море в качестве сотрудника ПИНРО. Прямо в море наука давала практические рекомендации, а на берегу Полярный институт, имевший в те годы огромный международный авторитет, стоял на защите интересов рыбаков и состояния запасов. Это не просто констатация, но и реальная альтернатива нынешнему состоянию роли науки в обеспечении прогнозами промысловиков. Александру Викторовичу Абакумову довелось быть участником соревнования рыбаков Мурманского тралового флота, "Мурманрыбпрома" и других флотов по организации работы в море.Если отбросить политические лозунги тех времен, то главным был совместный опыт использования судов во всех районах промысла. Этот опыт касался эксплуатации тралового и промыслового комплексов, поисковой аппаратуры, рыборазделочного и морозильного оборудования, а в конечном итоге способствовал экономическому росту страны. В то время на Мурмане было известно соревнование под девизом "Берег - промыслу, промысел - берегу". Основной задачей этого соревнования было организовать дело так, чтобы промысловое судно не простояло в порту ни одного лишнего часа, а политические аспекты были лишь сопутствующими в работе предприятий. В этом плане достаточно вспомнить, что в рыбном порту ежедневно проводился так называемый "график" под руководством одного из замов ГУ "Севрыба", на котором рассматривались проблемы обработки судов в порту. При этом была установлена норма - не менее 22 судов в сутки. Сейчас даже трудно представить себе это количество обрабатываемых судов. Кроме того, все контролирующие службы, обеспечивая безопасность мореплавания, всегда помнили, что судно должно находиться на промысле, а не простаивать в порту в ожидании очередной проверки или бумажки, как это принято сейчас. К примеру, в те годы в Севгосрыбфлотинспекции работали около двадцати человек, но они обеспечивали и проверку судов в порту, и разбор аварийных происшествий, и издание извещений по вопросам безопасности мореплавания, отбирали дипломы за нарушения и т. д. Санитария, таможенные и пограничные власти успевали обработать несколько десятков судов в течение суток. Невозможно было представить себе срыв выгрузки судна по надуманным причинам или отход судна по причине задержки со стороны какого-либо контролирующего органа. С начала перестройки, а особенно в последнее время, произошла непонятная переориентация контролирующих органов на массовое увеличение числа формальных проверок судов и предприятий с потерей промыслового времени, да и со значительным финансовым бременем на судовладельцев. К примеру, только желание пожарных инспекторов разъезжать по всему миру для проверки судов, попытка ввести планы ОСПС для рыболовных судов привели бы к затратам около 50 млн рублей в год для судовладельцев. Удалось погасить эти попытки только с помощью прокурорского надзора. Но остались проверки санитаров во всех портах мира, постоянные проверки на соответствие судов санитарным требованиям европейского сообщества, анализ воды, получаемой за границей и т.д. Когда мы говорим о таких требованиях с нашими коллегами из Союза рыбаков Норвегии, то они просто удивляются, как мы вообще выходим в море при таком объеме проверок. К сожалению, наши проблемы из года в год повторяются, но решать их никто не торопится. Цель этой книги - вспомнить добрыми словами людей, которые кормили страну в тяжелое послевоенное время, обеспечивали достаток рыбы для населения в 60-80-х годах прошлого века. Надо вспомнить все то хорошее, что делалось для промысловиков в прошлом, и вернуть это к жизни. В.Никитин, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2456 |