Главная Выступление на третьем всероссийском съезде работников рыбного хозяйства г. Москва 16 февраля 2012 года
Выступление на третьем всероссийском съезде работников рыбного хозяйства г. Москва 16 февраля 2012 года Печать E-mail

На Северном бассейне за счет модернизации, приобретения судов на вторичном рынке, выбираются все выделенные квоты

The report at the third All-Russia congress of workers of a fishing industry Moscow on February, 16th, 2012

Guljaev Andrey Jurevich, the main expert in a craft
Joint-Stock Company «Murmansk trawling fleet 1,2,3,4»

The previous congress passed 8 years ago and many of seamen do not remember a situation in branch of that time. I think, that the branch was stabilised and has possibilities for the growth, there is a merit of decisions of last congress.

3-й съезд рыбаков РоссииУважаемый Владимир Владимирович (Виктор Алексеевич),
Уважаемые делегаты съезда, все присутствующие,

Предыдущий съезд проходил 8 лет назад, многие из моряков уже не помнят ситуации в отрасли того времени. Думаю, в том, что отрасль стабилизировалась и имеет возможности для своего роста, есть заслуга решений прошлого съезда.

Хочу поблагодарить Правительство России за реализацию предложения рыбаков о наделении квотами на десять лет и я надеюсь, что такой подход сохранится в будущем, после 2018 года. Именно закрепление квот дало толчок к устойчивой работе отрасли, ее инвестиционной привлекательности.

Состояние любой отрасли характеризуется положением дел с основными фондами, а это для нас -промысловые суда. На Северном бассейне за счет модернизации, приобретения судов на вторичном рынке, выбираются все выделенные квоты. Сегодня Северный бассейн занимает 2-е место по объему вылова, а это свыше 1 млн 100 тысяч тонн, что в денежном выражении составляет около 60 млрд. рублей, причем 70% продукции идет на внутренний рынок.

Но надо признать, что рыболовные компании Норвегии, Исландии и других стран, промышляющие в одних и тех же районах с нашими рыбаками, имеют новый или модернизированный флот. Это им позволили сделать государственные программы поддержки судостроения. К примеру, ГИЕК - в Норвегии, где государственный фонд финансирует около 80% всех затрат на строительство судна, остальные 20% - судовладелец, как правило это банковский кредит под 3% годовых, причем залогом выступает вновь строящееся или модернизируемое судно. Аналогичной программы в России нет, а около 80% всего флота имеют срок эксплуатации более 20 лет. Новые суда, имеющие современные траловые и перерабатывающие комплексы, более эффективны, а себестоимость произведенной ими рыбопродукции ниже.

Это особенно важно в связи с вступлением России в ВТО и необходимостью быть конкурентными на рынке.
Мне бы не хотелось, чтобы у присутствующих сложилось мнение, что рыбаки не хотят строить суда в России. Можете быть уверены, если цена и качество строительства судов будут не хуже, чем у иностранцев, то суда будут строить. И в этом случае необходима помощь государства в форме отмены НДС и пошлин на ввозимые комплектующие, которые в России не выпускаются. Кроме того, необходимо, чтобы банки в виде залога принимали вновь строящиеся суда в размере 70-80% от их стоимости.

Учитывая то, что промысловый пресс на ближайшие прибрежные районы промысла велик, все квоты осваиваются российскими судами еще до конца года, есть необходимость сохранения промыслового флота и в дальних районах промысла, а именно у побережья Западной Африки. Основным конкурентом России на доступ к биоресурсам здесь является Евросоюз, а он, уже не первый год, выплачивает финансовые компенсации за право доступа к водным биоресурсам африканских стран согласно договору на правительственном уровне.

Российские судовладельцы вынуждены сами платить финансовые компенсации, как это уже было в 2011 году в Марокко. В то же время, участие российского государства в их выплате, а также в создании инфраструктуры в портах Африки, строительство терминалов, холодильников, как это делают Китай и Евросоюз, закрепляясь в этих странах для добычи и переработки сырья, будет являться подтверждением межправительственного характера соглашений в области рыболовства. Позвольте напомнить, что визит Владимира Владимировича Путина и общение с королем Марокко позволили возобновить и расширить промысел группы судов под Российским флагом.

Отдельно хочу обратить внимание на то, как разнятся условия контроля и обработки судов в наших и иностранных портах. Мы считаем верхом неуважения к собственным рыбакам систему оформления пограничных и таможенных процедур, сдачу анализов на ветеринарию и взаимоотношения с другими контролирующими органами. Существующая система не позволяет оперативно обработать рыболовное судно в порту и приводит к затратам времени в 2-3 раза больше, чем заграницей.

Наиболее характерным примером состояния дел с контролем служит перегрузка рыбопродукции, добытой в исключительной экономической зоне по прибрежной квоте. Несмотря на то, что в «Законе о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нет прямого указания на запрет перегрузки рыбы в российской экономической зоне, а обязательным является только доставка всей рыбопродукции, добытой в исключительной экономической зоне России на российскую таможенную территорию, погрануправления представляют в суды иски на штрафы, в размере стоимости продукции в случае перегрузки в море и доставки рыбы транспортным судном. Росрыболовство еще в 2009 году направляло в наш адрес письмо, согласованное с погрануправлением, о разрешении таких перегрузок. А пока, в связи с тем, что размер штрафов, предусмотренных ч.2 ст.8.17 Кодекса об административных правонарушениях, не имеет верхнего предела, то наложение их идет по максимуму, когда на капитана рыболовного судна был наложен штраф в размере 11,5 млн. рублей. Уже сейчас к нему пришли приставы, наложили арест на его имущество, обязали перечислять в счет штрафа 50% зарплаты, хотя ни одного килограмма рыбы он не выловил с нарушениями Правил рыболовства. Более того, на само предприятие судами общей юрисдикции также накладывается штраф в размере 200% от стоимости груза. Зачем ловить браконьеров в море, когда такими штрафами можно убедить руководство в эффективности своей работы. А то, что за этим последует необоснованное банкротство предприятия, потеря работы и заработка рыбаками чиновников не волнует, торжествует принцип «Бей своих, чтоб чужие боялись».

Потери идут и с другой стороны. Не принимается к сведению мнение рыбаков о порядке доставки на Российскую таможенную территорию рыбопродукции, добытой в Баренцевом море, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №486. Под него попадают и районы норвежской экономической зоны, морской район архипелага Шпицберген и, таким образом, расходы только на доставку продукции из указанных районов и исключительной экономической зоны России составляют около 1 млрд. рублей в год. Мы полагаем, что постановление было принято, как элемент борьбы с незаконным промыслом. Однако на сегодня в борьбе с ННН-промыслом в России приняты достаточно действенные нормативные акты. Это привело к исключению незаконного промысла на Северном бассейне, о чем последние три года отмечается в протоколах российско-норвежских смешанных комиссий по рыболовству.

Можно привести еще массу Актов, мешающих нормальной работе флота:

1. Это нерешенная проблема многократного пересечения границы территориальных вод по уведомительному характеру по действующему Постановлению Правительства РФ № 560.

2.Вызывает недоумение искусственное внедрение Системы управления безопасностью (СУБ)на рыболовных судах,что не приводит к реальным результатам безопасного мореплавания,а лишь загружает комсостав лишней бумажной работой. Во всем мире принята практика,что в конвенции «СОЛАС» Глава 9 МКУБ не распространяется на рыболовный флот.

Еще одна проблема касается незаходных судов. На Северном бассейне из 286 промысловых судов, 49 судов приобретено за границей и 39 прошли там модернизацию, то есть около 30% всего флота. Эта проблема не только у нас, но и в торговом флоте. Однако для транспортных судов при условии внесения их в Международный Реестр они освобождаются от уплаты НДС. По отношению к рыбакам, Минфин России продолжает упорно считать «виртуальные» деньги, которые никогда не получить, т.к. компании не могут заплатить огромные суммы НДС, при этом государство теряет реальные средства от сложившегося положения. Ожидаемый ежегодный экономический эффект по Северному бассейну может составить свыше 4 млрд. рублей, также дополнительно будут созданы рабочие места в регионе.

Наиболее ярким примером отношения чиновников может служить игнорирование ими предложений рыбаков при заключении Договора о разграничении и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Это привело к тому, что сразу же после ратификации Договора начались аресты российских судов норвежской береговой охраной в морском районе архипелага Шпицберген. К сожалению, такая практика продолжается и при подготовке новых нормативных актов.

Это хорошо видно на примере проекта «Национального плана действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН промысла до 2013 г». Представители рыбной отрасли Северного бассейна крайне озабочены попытками принять документ, создающий массу бюрократических препонов в работе рыбной отрасли, никак не связанных с предотвращение ННН-промысла.

К примеру, более чем странным выглядит предложение о залоге или государственной гарантии для оплаты возможного нарушения Правил рыболовства иностранными и арендованными судами, работающими в Российской экономической зоне. Следуя этому правилу, можно каждого жителя России обязать вносить оплату за предполагаемые нарушения Правил дорожного движения и т.д. Это предложение может привести к аналогичным действиям со стороны иностранных партнеров, где, к примеру, Северный бассейн выбирает около 80% своей квоты. Такими образом, у рыбаков могут быть изъяты значительные средства, которые необходимы для модернизации или строительства нового флота.

Сохраняются постоянные попытки перераспределить квоты для береговой переработки, квоты под киль, т.е. отойти от исторического принципа. Рыбаки сами выступают с инициативой борьбы с «рантье», компаниями, которые не имеют судов, а полученные от государства квоты перепродают рыболовным компаниям, имеющим собственные суда. Все согласны, что у таких «рыбаков» надо квоты отбирать, однако вновь появился законопроект, внесенный в ГосДуму г-ном Митрофановым о так называемых региональных квотах. Причем, ни с кем из рыбаков он не обсуждался, и, непонятно, почему. В проекте просто говорится, что надо выделять квоты для рыбоперерабатывающих предприятий, для их загрузки, по устанавливаемым ими ценам на рыбу без каких-либо условий. Мы уже проходили это в виде «сблокированных» квот и ничего, кроме расцвета коррупции, это не дало.

Говорят: «Рыба гниет с головы», но любой специалист скажет, что это не так. Рыба гниет с живота, а через жаберные крышки в голове выходит эта вонь. Так и в нашей реальности - коррупция, лоббирование отдельных интересов происходит на местах, в регионах и ведомствах. И пока мы это не победим, будет происходить то, что происходит сейчас.

Казалось бы, почему мы говорим об этом на съезде, а не решаем эти вопросы на местах. Стало очень трудно работать с местными контролирующими органами. Все наши попытки контакта с ними или заканчиваются формальными встречами, где нам разъясняется, что мы, дескать понимаем, что это плохо для рыбаков, но ничего поделать не можем. Полностью исчезло понятие «шага навстречу» по созданию условий для работы предприятий, причем мы не требуем поблажек в вопросах технического состояния флота, соблюдения Правил рыболовства, не поддерживаем браконьеров, но законопослушные рыбаки не должны встречать надуманных бюрократических преград.

Поэтому предлагаю в кратчайший срок привести законодательство России в области рыболовства, строительства и модернизации судов, обслуживания судов в портах, сохранения льгот для населения, проживающего в неблагоприятных условиях, в соответствие с аналогичными приморскими государствами. Пока же сохранить на 7-10 лет импортную пошлину на продукцию аналогичную, производимой российскими рыбаками.

Конкретный перечень предложений был рассмотрен на конференции в Мурманске и представлен в оргкомитет съезда.

Благодарю за внимание.

Гуляев Андрей Юрьевич Главный специалист по промыслу ЗАО « Мурманский траловый флот 1,2,3,4»

Рыбное хозяйство

Еще статьи на тему "судов":

Экономия на топливе грузовых судов

Залог морских судов

Перерегистрация судов прибрежного лова

Кредиты под залог судов

Меры по стимулированию строительства промысловых судов

О проблемах, связанных с использованием маломерных судов при ведении прибрежного рыболовства


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

44.213.80.174

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .