Главная и.о. начальника Ю.Б.Прутков
и.о. начальника Ю.Б.Прутков Печать E-mail

Можно бы говорить о благополучии флота, будь у нас в стране стабильность цен

Первая встреча с читателями «Рыбного Мурмана» Юрия Борисовича Пруткова в новом качестве - и.о. начальника Мурманского тралового флота - состоялась в апреле 1992 года.

Начиналась вторая четверть года, подводились итоги работы в первом квартале. Итоги эти были неутешительными и, можно сказать, парадоксальными. С одной стороны - достаточно высокие производственные показатели, с другой - сложная экономическая и финансовая ситуация как в тралфлоте, так и у большинства предприятий.

В целом на бассейне было выловлено 400 тысяч тонн рыбы, объем товарной продукции составил 4 миллиарда 620 миллионов рублей, что в 7,3 раза больше прошлогоднего. А вот что касается финансовых результатов, то тут ситуация противоположная: если рентабельность в «Севрыбе» в прошлом году составляла 30 процентов, то нынче только 10. В первом квартале наметился опережающий рост цен на материально-техническое снабжение по сравнению с ценами на рыбопродукцию. Это привело к тому, что в марте бассейн был на грани остановки - собственных оборотных средств недостаточно, а заемных денег нет. Неплатежи предприятий рыбного Мурмана составляли около миллиарда рублей. В такой обстановке надо было сохранить основные фонды и людей, максимально использовать хорошую сырьевую базу. И добиться, чтобы был снят налог на добавленную стоимость на рыбопродукцию. То есть исключить из ее себестоимости затраты, связанные с объективными условиями Крайнего Севера. Так как коэффициент и полярки ложились на себестоимость продукции, то и оптовые цены на нее были выше, чем, скажем, на такую же продукцию, выпущенную в Калининграде. Главной же проблемой бассейна было повышение цен на топливо.* Полная либерализация цен на топливо обрекало в целом рыбное хозяйство России на свертывание морского промысла наполовину, что повлечет за собой потерю около двух миллионов тонн пищевой рыбной продукции.*

- Мы завершили первый квартал с ростом по всем показателям. И можно бы говорить о благополучии флота, будь у нас в стране стабильность цен, и если бы не висел над нами дамоклов меч повышения цен на энергоносители, - делится своими рассуждениями Ю.Б.Прутков. - Конечно, обвальный рост цен не позволит ни одному флоту перейти на рыночные отношения. Первая проблема: как сократить затраты? Как сэкономить топливо? Надо менять судовые силовые установки. Но для этого нужна мощная государственная программа, а ее нет. Следовательно, необходимо определить переходный период для флота, пока мы сможем осуществить реконструкцию судов. Мы проработали экономическую программу, предусмотрев деятельность на промысле только экономичных траулеров. Что касается остальных судов, то, видимо, часть их придется поставить на отстой, часть сдать в аренду, отдать совместным предприятиям и т.д.

Ясно, что, уменьшив количество судов, мы будем вынуждены сократить выпуск продукции. А вот этого никак нельзя допускать: мы - государственное предприятие и должны кормить народ... Конечно, куда проще решались бы все проблемы флота, будь к ним хоть минимальное внимание правительства. Его нет. Но флот все равно выживет. Вопрос - в каком качестве и количестве? Сколько останется судов, которые смогут работать рентабельно? На каких породах рыб будем работать? И множество других вопросов, на которые в нынешней экстремальной ситуации нет однозначных ответов. Ясно одно: необходима консолидация, а не растаскивание флотов по разным сусекам.

Нужен добрый, человеческий, чисто российский подход к решению всех вопросов. Ведь всех нас объединяет идеальное положение «Севрыбы» - близкая сырьевая база. Если к ней относиться разумно, она будет кормить Россию, как кормила всегда. Но акцент, думаю, надо перенести на путинный лов и готовить суда к этому периоду. Но тогда должна работать вся цепочка: судоверфи надо будет работать в ином режиме, потребуются холодильники-аккумуляторы сырья не только для сохранения качества продукции, но и для стабильных поставок, и для поддержания нужной цены... Что касается модной ныне приватизации, мы видим ее как акционерное общество с непременным участием государственного капитала... В будущее мы смотрим с оптимизмом. Я верю, что людей честных, ответственных гораздо больше, чем тех, кто стремится жить сегодняшним днем и хочет свое благополучие построить на наших сегодняшних бедах.*

Признаться, давно уже на страницах «Рыбного Мурмана» не встречались столь «слабые» публикации, как это выступление флотоводца. Конечно, Прутков только-только вошел в должность, был пока еще не начальником, а исполняющим обязанности. Трудно было занимать это кресло после авторитетного Тишкова. Но о «добром, человечном, чисто российском подходе к решению всех вопросов» мы давно уже не писали. Да и Юрию Борисовичу очень скоро придется отрешиться или спрятать подальше свои «души прекрасные порывы» и подчиниться правилам игры, где вместо друзей и доброты на первое место выходят партнеры и прибыль. Во всяком случае, в конце девяностых годов при встрече с Прутковым я увидел именно такого холодного бизнесмена в кресле руководителя тралфлота. Жизнь во все времена требовала от управленцев жесткости, умения и сил сказать решительное «нет», даже переступив через свои человеческие чувства. Таков, к сожалению, естественный отбор в условиях рыночных отношений. Что, скажите мне на милость, ответить флотоводцу на подобную радиограмму с промысла:

- Переустройство всего жизненного уклада общества приняло характер всеобъемлющего долговременного кризиса, а шоковая экономическая политика правительства России становится бедствием для экономики флота, социального положения моряков, наших семей. Ситуация в стране, отрасли, флоте требуют, по нашему мнению, активных действий всего коллектива флота. Предлагаем всем экипажам на период перехода к рыночной экономике создать постоянно действующий забастовочный комитет и наделить его всеми необходимыми правами для социальной защиты моряков, всех работников флота:

- правом контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью руководства флота;

- правом выработки конкретных обоснованных требований, предложений в адрес руководства флота, отрасли, правительства России с привлечением к этой работе экспертов за счет средств флота;

- правом объявления забастовки, других коллективных действий.

Требуем от администрации всемерно и конструктивно содействовать забастовочному комитету..., ввести оплату труда промысловикам из расчета минимум..., ввести гарантированную выплату..., выплачивать компенсации в размере..., принять конкретные меры...

Такая радиограмма под заголовком «Требуем, требуем, требуем...», принятая на общих собраниях экипажей семи тралфлотовских судов, работающих в Северо-Восточной Атлантике, появилась на страницах «Рыбного Мурмана» вскоре за вышепроцитированным выступлением Ю.Б.Пруткова. Вот как прокомментировал это письмо Юрий Борисович:

- Считаю, что создание забастовочного комитета в данный момент преждевременно. Ни к чему хорошему это не приведет, а подорвать экономику флота может. Думаю, сейчас важнее работать высокопроизводительно. А так, конечно, требования рыбаков справедливы: за свой нелегкий труд вдали от семьи они получают крайне недостаточно. Уверен, что мы, руководители флота, найдем общий язык с рыбаками и сумеем решить все проблемы, стоящие перед нами.*

С одной стороны, ответ Пруткова - чистой воды отписка, с другой стороны, он берет удар на себя, удар, который предназначался не только ему, но и руководству отрасли, страны. Умение держать подобные удары и отличает настоящий «директорский корпус» тех лет.

· До развала - один шаг, «РМ» от 24 апреля 1992 года.

· Правительство не принимает энергичных мер, «РМ» от 24 апреля 1992 года.

· А мы все равно выживем! «РМ» от 3 апреля 1992 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.14.6.194

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .