return_announcements(); ?>
Главная Два капитана
Два капитана Печать E-mail

Грянула Великая Отечественная... Жизнь в нашей стране пошла по режиму военного времени. Мурманск и Архангельск сразу стали прифронтовыми городами.

Два архангельских паренька Павел Капустин и Владимир Коротун в суровом сорок первом поступили на судоводительское отделение Архангельского морского торгового техникума. Ребятам шёл пятнадцатый год, и они мечтали стать капитанами.

Прошло два года. Фронт, протянувшийся от Белого до Чёрного моря, требовал всё новых пополнений. Взрослые моряки уходили в ополчение, их место на судах занимали подростки из морского техникума. Павел Капустин был направлен матросом на пароход «Сура». Это небольшое судно входило в состав Военно-морского флота и обеспечивало доставку военных грузов в порты Арктики.

Приняв в очередной раз груз для Диксона и Дудинки, «Сура» покинула Архангельск. Никто из уходивших в тот рейс не предполагал, что он продлится целый год. Молодой матрос Капустин исправно нёс вахту на руле, а по боевой тревоге выполнял обязанности наводчика 45-миллиметровой пушки.

В Игарке пришлось зазимовать. Тяжелейшая зимовка исчерпала человеческие ресурсы - экипаж сократился до минимума, людей не хватало. Семнадцатилетнего Павла назначили кочегаром. Только старые моряки знают, какова доля кочегара, недаром самый тяжёлый ломик они шутливо называли «понедельником». Измотанный, усталый, но не сломленный, Павел держался и выстоял.

Шёл июнь 1944 года. Павел Капустин заканчивал зимовку в Игарке, а Володя Коротун на пароходе «Архангельск» шёл с грузом на Дудинку.

Молодой матрос нёс вахты на руле и ещё 4 часа матросом-сигнальщиком на верхнем мостике, а по боевой тревоге бежал к кормовому орудию - был связным. Вот такая 12-часовая ежедневная работа. Отдыхали, не раздеваясь, в обнимку со спасательным нагрудником.

Отбиваясь от вражеских подводных лодок, конвой под боевым охранением благополучно пришёл в Дудинку. Выгрузились, погрузили уголь, вышли на Архангельск. И вот здесь, в широком Енисейском заливе, встретились в одном конвое «Сура» и «Архангельск». Павел Капустин и Владимир Коротун шли домой рядом, но не знали об этом. Шли они к своей мечте - к мореходке, которая к тому времени была преобразована в Архангельское мореходное училище. Ребята были его курсантами.

В походе многое грозило настоящей опасностью, в устье величавого и грозного Енисея лежал на дне пароход «Тбилиси». Пришло сообщение о торпедировании парохода «Марина Раскова». Немало бед таило Карское море. Но молодые участники Северных конвоев не испытывали страха, и судьба была к ним благосклонна - они благополучно пришли к родному причалу. После войны друзья закончили мореходку и стали штурманами. Морские дороги свели их на мостике учебного судна «Каховский», знаменитого тем, что не одна сотня судоводителей и судомехаников прошла на нём хорошую практику. Ходили по Белому, Баренцеву и Карскому морям до самой Игарки. Было что вспомнить молодым штурманам и во время плавания по Енисею.

Мне же помнится 1956 год - практика на учебном судне «Каховский» и сдача итогового экзамена. Принимали этот экзамен Павел Ефимович Капустин и Владимир Павлович Коротун. Помню своё волнение и добрые слова наших командиров. У них мы учились нести ходовые вахты, с их картой сверяли свой путь. Их замечания, советы, слова одобрения многое значили для нас, курсантов 4-го курса. И не предполагал я тогда, что судьба сведёт нас ещё не раз.

Прошло семь лет. В АМУ было принято судно «Полюс». Павел Капустин был его капитаном, а меня назначили третьим помощником. Теперь я учился у капитана становиться на якорь, швартоваться, оформлять документы. Это была настоящая школа капитана Капустина. До сих пор помню, как классически становились мы на якорь. Было такое ощущение, что капитан видит всё, что под корпусом судна: грунт, глубину, течение и спокойно, чисто, без лишнего манёвра укладывает якорь в нужную точку.

Летом Павел Ефимович ушёл в отпуск, его сменил капитан Коротун. С ним, как и с Капустиным, у меня сложились хорошие, доверительные отношения. В стиле работы, в общении с людьми эти два капитана походили друг на друга. Много общего было в действиях, рассуждениях, требовательности к подчинённым и к себе. Их объединяли спокойствие и выдержка в напряжённые моменты. Они умели побудить, а не заставлять делать то и так, как считали нужным и целесообразным. Происходило это, по моему убеждению, от профессионализма, знания психологии людей, высокого уровня культуры общения. Символично, что эти два капитана одними из первых в пароходстве были удостоены звания и знака «Почётный работник морского флота», оба они были капитанами-наставниками.

Много миль прошли капитаны по морям и океанам, много стран посетили. Не всегда горизонт был чист, но всё в жизни выполнено достойно. Капитан - всегда капитан...

К сожалению, вот уже около пяти лет нет среди нас капитана Владимира Павловича Коротуна, около года назад ушёл из жизни и второй капитан Павел Ефимович Капустин. Светлая им память...

Время неумолимо. Всё тише звон медалей на парадных мундирах ветеранов. Редеет строй тех, кто прошёл опасные мили войны и победил.

В день 65-летия Победы мы вспомнили тех, кто не дожил до этого славного дня...

Ветераны XX века


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

34.204.200.74

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .