casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Понимать и сердцем, и умом часть 9
Понимать и сердцем, и умом часть 9 Печать E-mail

Кстати сказать, а можно ли вообще повысить уровень мышления? Как, допустим, повышаем же мы на каких-либо курсах уровень своей квалификации? Может, надо детей с малолетства учить не только чтению и писанию, рисованию и пению, а больше - правильному мышлению?

Может быть, это - главное в жизни человека, а не буковки - циферки?! Может, если ребенка с ранних лет учить правильно мыслить, то он вырастет в умного взрослого с мышлением, как у Аристотели, и тогда уж и жизнь свою сможет организовать правильно?! Я имею при этом ввиду и выбор профессии, и производственный процесс, и «строительство» семьи?! 

А кто на эти вопросы ответы знает? Как выяснилось, действительно, наука если не исчерпывающие ответы на это знает, то уже далеко продвинулась в понимании проблем мышления. В том числе и МСНИЦ «Разум», о котором у нас речь.

Поэтому не случайно я вспомнила имя Аристотеля. Дело в том, что с этим именем в жизни коллектива МСНИЦ «Разум» связано очень многое.

А точнее - годы, посвященные разработке компьютерных развивающих, обучающих и психодиагностических комплексов. Один из них так и называется: «Аристотель» . Это компьютерный тренажерный комплекс, который из года в год перерабатывался, расширялся, усовершенствовался, и сейчас уже действует в нескольких версиях. (Ведь если устаревает компьютерная техника, то следующее ее поколение уже требует усовершенствований!). Этот комплекс разработан для занятий с дошкольниками и школьниками 1-11 классов.

Кроме этого комплекса, в арсенале коллектива «Разум» имеется КТК «Пифагор», предназначенный для работы с детьми 6 - 12 лет, КПДК «Школьный психолог» - для работы с детьми 6-17 лет, компьютерный тренажер «Puzzles - мозаика» - ориентирован на детей 5-12 лет, но может быть интересен и более старшим детям. КТК «Раскраска» адресован детям 5-12 лет, но может быть полезен и детям более старшего возраста, имеющим проблемы в координации движений. А ККК «Коба» разрабатывался уже не только для работы со старшеклассниками, но и с педагогами, и с другими профессиональными группами.

Как убедительно доказала наука, без основ логического мышления, хорошо известных человечеству со времен Аристотеля, который сформулировал основы формальной логики, малоэффективной оказывается любая мыслительная деятельность, в том числе - обучение математике, русскому языку. Логическая культура и формируется в ходе общения, учебы, чтения. Но стихийный путь малоэффективен. И психологов, социологов и педагогов, привлеченных к созданию компьютерных развивающих, обучающих комплексов, заботит: как придать этому пути целенаправленность и сделать его интересным. Их волнуют проблемы и детей, и взрослых, которых школа собрала и обрекла работать в едином процессе обучения. Ведь не зря же говорится, что учителя, обучая, обучаются и сами.

На создание такого комплекса ушли годы, работа продолжается и сегодня. И это не случайно.

В 1995 г. В. Ф. Марарица окончил обучение в аспирантуре Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН, а в 1997 г. получил степень кандидата философских наук. Он - автор и соавтор нескольких монографий и книг. Вместе с В. Я. Беляевым, П. Н. Оконешниковым, Е. Н. Ревенко и Н. С. Румянцевой он в 1999 г. в НИЦ «Пазори» в Мурманске издал «Практическое руководство по развитию логического мышления детей: психологическая модель, технологии, компьютерные тренажеры». А вторая книга этого коллектива авторов вышла в этом же году, но уже в издательстве Санкт-Петербургского университета под названием «Как стать Аристотелем?» Надо сказать, что сам факт издания этой книги говорит о многом: одно из самых авторитетных издательств обратило внимание на результаты исследований ученых в Мурманской области. Такое признание тех, кто работает в «глубинке», - дорогого стоит!

И еще позволю себе одно замечание, важное не для науки, а для контекста этой книги.

Мы с вами живем в такое время, когда очень много приходится делать за счет благотворительности. Когда я взяла в руки первую книгу, изданную в НИЦ «Пазори», я обратила внимание на то, что на самой первой странице был помещен красноречивый текст: «Коллектив МСНИЦ «Разум» благодарит руководителей и коллектив Акционерного Общества «Севрыбхолодфлот» за финансирование и издание этой книги».

А на второй странице - обращение к читателям губернатора Мурманской области Ю. А. Евдокимова: «Уважаемые северяне! Сегодня никого уже не удивляют факты финансирования различными зарубежными фондами, организациями... разработки и издания литературы для российских школьников и студентов. А вот примеры подобной благотворительности со стороны российских бизнесменов встретишь не так часто, хотя дух меценатства всегда был присущ передовым русским предпринимателям... Хочу надеяться, что подобные инициативы в области образования всегда найдут поддержку...»

Чувство гордости за «продвинутых» руководителей АО «Севрыбхолодфлот» настолько воспылало в моем сердце, что я, озабоченная проблемой издания своей книги, не посчитала свое поведение не скромным, когда поинтересовалась у В. Ф. Марарицы:

- И сколько вам выделили денег на издание этой книги рыбацкие генералы?

Валерий Федорович смутился, но потом ответил:
- Да ничего они не дали, ни копейки!

- А как же эти благодарственные слова? - удивилась я.

- Так ведь они сначала пообещали оплатить. Поэтому мы и сверстали книгу, с учетом того, что надо же будет спонсорам слова благодарности вслух сказать - у нас-то сомнений в их посулах не было. Ведь и губернатора в их обещаниях уверили, отсюда и его благодарность в адрес «Севрыбхолодфлота». Но поблагодарили, выходит, спонсоров авансом, а они нас обманули. Пришлось без них обходиться.

Вот так курьезная история! Оказывается, не все так просто с «крутыми спонсорами»! Не верится, что не нашлось у них денег. Скорее всего, рыбацкие генералы решили, что им это просто не надо и не интересно, а деньги хочется тратить ведь на то, что интересно. Так что, личные интересы зачастую превалируют над общественными. Ну а какова шкала их ценностей - об этом можно судить по фактам.

Да, не ошибусь, если скажу, что к работе над компьютерными комплексами и книгами - практическими руководствами к ним - подтолкнул коллектив МСНИЦ «Разум» тоже не только профессиональный интерес. Имеются в душе ученых мотивы и более личные - ведь все они уже стали родителями, накопили собственный опыт воспитания подрастающего поколения. (У Валерия Федоровича, например, две дочери.) Да и вообще, если задуматься о будущем нашей страны, то оно ведь зависит от того, какого качества люди ее населяют, а люди вырастают из детей. (В том числе, и из детей и внуков рыбацких генералов, - замечу в скобках). Так что, ничего удивительного нет в том, что коллектив, работающий в области прикладной науки, обратился к проблеме формирования мышления ребенка с первых лет его жизни.

Надо отдать должное мурманским руководителям, курирующим образование и воспитание: идею МСНИЦ «Разум» они поддержали, и случилось почти невероятное! На волне первых лет перестройки, когда в школах стали появляться первые компьютеры, в учебных заведениях Мурманской области появились и тренажерные комплексы . В течение 6 лет, начиная с 1991 г., «Разум» сотрудничал с областным управлением образования, реализовывая программу информатизации системы образования.

Что это дает системе образования, педагогам, детям и их родителям? Многое. Например, с появлением и применением компьютерных тренажеров на практике для педагогов и родителей прояснились особенности поведения так называемых «трудных подростков» и выяснилась причина возникновения трудностей. Более того, когда были протестированы на тренажерах дети, от которых педагоги обычных школ отказались и отправили ребятишек в специализированную школу, как умственно отсталых, то выяснилась нелицеприятная картина: с умственными способностями у «списанных» детей все в порядке. Это просто так называемые «педагогически запущенные дети» - которым не хватило родительского внимания и заботы, да и педагогического тоже, поэтому и возникли у детей трудности в общении с окружающим миром.

Но с помощью компьютерных тренажеров можно узнать о себе много ценного и интересного. Например, как правильно выбрать себе будущую профессию? Ведь эта проблема профориентации сегодня волнует и детей, и родителей. Оно понятно: обучение стоит денег, и если годами платить за обучение профессии, которая не отвечает склонностям ребенка, - это значит, что будут напрасно потрачены и время, и деньги, что работа по ошибочно избранной специальности не будет приносить удовлетворения; что в конце концов, если человек не смирится, он бросит чуждую ему работу и вновь пойдет учиться на кого-либо (а где гарантия, что на этот раз выбор будет сделан правильно?!); а если смирится, то до конца дней своих будет испытывать дискомфорт, и тогда могут у человека развиться комплексы, мешающие нормальной жизни. Ведь не зря говорят, что «Счастье - это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой».

Не только в школах области стали пользоваться продуктами труда коллектива МСНИЦ «Разум». Энергии Валерия Федоровича можно по-хорошему позавидовать: коллектив добился, чтобы развивающие, обучающие программы пришли на помощь и детским садам. И в сентябре 1995 г. появилось совсем невиданное заведение - «Центр развития детей» в г. Мурманске. Детсад № 78 на какое-то время стал поистине научной лабораторией, где под руководством ученых воспитатели и педагоги детского сада стали с помощью компьютерных программ развивать детишек. Впервые в истории области здесь была открыта ставка - заместитель зав. детсада по науке! Эту работу успешно вела Елена Николаевна Ревенко, и результатов ей удалось добиться потрясающих. К сожалению, деньги, которые отдел образования выделил на эту программу, быстро кончились, и занятия прекратились. Однако то, что было в детях заложено, не пропало даром: все воспитанники детсада, с которыми несколько лет занимались по программе «Разума», и в школе успешно учатся, быстро адаптируются к новым условиям, осваиваются в коллективе, без труда «работают» в школе по несколько часов кряду.

Процесс внедрения любой очередной компьютерной программы «Разума» требовал корректировки. Поэтому постоянно проводились для педагогов и воспитателей семинары, а при «Центре развития детей» действовала школа повышения профессионального мастерства молодых педагогов и психологов образовательных учреждений. И что же, теперь такие дорогостоящие разработки останутся не востребованными по той причине, что в отделах образования, как всегда, «нет денег»? Единственная ли это причина - бедный бюджет? Да, денег, которые отпускает бюджет школам и детсадам, всегда мало. Но при этом важно определить приоритеты - что важнее для развития детей, на то и тратить бы в первую очередь мизерные бюджетные «вливания». Обвинить в противодействии прогрессу конкретное лицо трудно: на словах все «за». А на деле...

Но вернемся к нашей теме, посвященной компьютерным программам, разработанным «Разумом» для детей и взрослых. В разные годы разные печатные издания писали о успешном опыте коллектива МСНИЦ «Разум», пропагандируя его передовой опыт. «Учительская газета» несколько раз обращалась к этой теме. Всем педагогам страны предлагалось: вот вам адрес, берите «на вооружение» самое передовое, чтобы растить своих питомцев в духе времени, помогать им с ранних лет развиваться правильно, гармонично, в ладу с собой и миром. Но у нас и в этом деле все «как всегда»: сначала - всплеск интереса, а потом - остыли и забыли. А ведь в воспитании человека главное не момент проснувшегося к его судьбе интереса, а то, что последует за этой вспышкой - то есть, годы кропотливого труда по формированию личности. Как показывает практика, именно к повседневному труду не готовы россияне - все больше склонности к чуду и надежды на то, что некая «волшебная палочка» в мгновение ока однажды чудесным образом изменит их жизнь. Нет, не надо надеяться на чудо - надо просто работать, в том числе и над воспитанием себя, своего ребенка. И только так можно добиться успеха в жизни - стать и умным, и богатым, и здоровым.

За примерами далеко ходить не надо.

В мурманской прессе в 2000 г. однажды появился большой очерк с фотографиями, который рассказывал о судьбе семьи Басалаевых. Когда в семье появился первенец, мальчик Сережа, это была долгожданная радость. Но вскоре выяснилось, что ребенка поразил церебральный паралич, и он без помощи посторонних обречен на недвижимость. Казалось, все, жизни не будет. Но родители мальчика не сдались. Мама - медсестра, отец - инженер. Они делали почти невероятное для развития и обучения ребенка. Папа изобрел шапочку с указкой, благодаря которой мальчик стал обучаться писать и читать: как птица клюет зерна, так и Сережа «клюет» буквы и цифры.

Прослышав об этой трагедии, коллектив «Разума» на домашнем компьютере Сережи установил специальные программы - «Аристотель» и «Пифагор», чтобы помочь Басалаевым преодолеть барьеры в обучении.

И если Сережа хорошо учится по школьной программе, освоил компьютер, да еще и рисует с помощью кисточки, которую вставляют родители вместо «волшебной указки», то в этом есть заслуга и коллектива «Разума». Его судьба стала совсем иной, нежели должна была стать «по воле рока»!

... Со временем многочисленные проекты коллектива слились в один глобальный: «Умней, Россия!» Название - символическое. Ведь практическое овладение содержанием аристотелевских логических форм - это не только залог успешного обучения в школе, но и в вузах, чтобы идти уже далее - применять их в жизни, при организации семьи, бизнеса и т. д. Научиться правильно мыслить - значит научиться правильно понимать окружающий мир, себя и людей.

Поэтому, когда мы сегодня, с некоторым кокетством произносим слова классика о том, что умом Россию не понять, может быть, нам пора задуматься: поэт так расставил акценты в своем высказывании, что понятие «Россия» вырастало до огромнейших размеров, и это говорило только о безграничной любви к родине. Но, может быть, пора это откровение поэта прочитывать с более критическим отношением к себе и по другому расставляя акценты? Ведь стихи были написаны в 1866 г. , 136 лет назад - так неужели за прошедшие годы так-таки ничего и не изменилось в качестве нашего мышления? И не говорит ли нам сегодня утверждение поэта не о величии России, а скорее о скудости нашего ума? Не унижает ли нас старое прочтение стихотворения?! Ведь современный поэт уже вступил в спор со стариком Тютчевым, бросая ему вызов - на его же языке и пользуясь его же оружием, то есть, сказав стихами: «...Давно пора, едрена мать, умом Россию понимать!»

А как этого добиться? Какое чудо должно произойти? - А никакого чуда не надо ждать!

Надо выйти из состояния сомнамбулического оцепенения, наведенного на нас заклинаниями великих классиков, и без стеснения взяться за себя - работать, работать, работать... Для начала - сядьте за КТК «Аристотель» и порешайте задачки вместе с «Разумом», и вы убедитесь,

какой это трудоемкий процесс, и какой это радостный труд!

Народная мудрость не случайно родилась: «Умение и труд - все перетрут!»

А иного «волшебного ключика» к решению всех наших проблем человек, как гомо-сапиенс, просто не имеет!

ВАЛЕРИЙ МАРАРИЦА ПОНИМАТЬ И СЕРДЦЕМ, И УМОМ


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

35.170.81.33

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������