Понимать и сердцем, и умом часть 9 |
Кстати сказать, а можно ли вообще повысить уровень мышления? Как, допустим, повышаем же мы на каких-либо курсах уровень своей квалификации? Может, надо детей с малолетства учить не только чтению и писанию, рисованию и пению, а больше - правильному мышлению? Может быть, это - главное в жизни человека, а не буковки - циферки?! Может, если ребенка с ранних лет учить правильно мыслить, то он вырастет в умного взрослого с мышлением, как у Аристотели, и тогда уж и жизнь свою сможет организовать правильно?! Я имею при этом ввиду и выбор профессии, и производственный процесс, и «строительство» семьи?! А кто на эти вопросы ответы знает? Как выяснилось, действительно, наука если не исчерпывающие ответы на это знает, то уже далеко продвинулась в понимании проблем мышления. В том числе и МСНИЦ «Разум», о котором у нас речь. Поэтому не случайно я вспомнила имя Аристотеля. Дело в том, что с этим именем в жизни коллектива МСНИЦ «Разум» связано очень многое. А точнее - годы, посвященные разработке компьютерных развивающих, обучающих и психодиагностических комплексов. Один из них так и называется: «Аристотель» . Это компьютерный тренажерный комплекс, который из года в год перерабатывался, расширялся, усовершенствовался, и сейчас уже действует в нескольких версиях. (Ведь если устаревает компьютерная техника, то следующее ее поколение уже требует усовершенствований!). Этот комплекс разработан для занятий с дошкольниками и школьниками 1-11 классов. Кроме этого комплекса, в арсенале коллектива «Разум» имеется КТК «Пифагор», предназначенный для работы с детьми 6 - 12 лет, КПДК «Школьный психолог» - для работы с детьми 6-17 лет, компьютерный тренажер «Puzzles - мозаика» - ориентирован на детей 5-12 лет, но может быть интересен и более старшим детям. КТК «Раскраска» адресован детям 5-12 лет, но может быть полезен и детям более старшего возраста, имеющим проблемы в координации движений. А ККК «Коба» разрабатывался уже не только для работы со старшеклассниками, но и с педагогами, и с другими профессиональными группами. Как убедительно доказала наука, без основ логического мышления, хорошо известных человечеству со времен Аристотеля, который сформулировал основы формальной логики, малоэффективной оказывается любая мыслительная деятельность, в том числе - обучение математике, русскому языку. Логическая культура и формируется в ходе общения, учебы, чтения. Но стихийный путь малоэффективен. И психологов, социологов и педагогов, привлеченных к созданию компьютерных развивающих, обучающих комплексов, заботит: как придать этому пути целенаправленность и сделать его интересным. Их волнуют проблемы и детей, и взрослых, которых школа собрала и обрекла работать в едином процессе обучения. Ведь не зря же говорится, что учителя, обучая, обучаются и сами. На создание такого комплекса ушли годы, работа продолжается и сегодня. И это не случайно. В 1995 г. В. Ф. Марарица окончил обучение в аспирантуре Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН, а в 1997 г. получил степень кандидата философских наук. Он - автор и соавтор нескольких монографий и книг. Вместе с В. Я. Беляевым, П. Н. Оконешниковым, Е. Н. Ревенко и Н. С. Румянцевой он в 1999 г. в НИЦ «Пазори» в Мурманске издал «Практическое руководство по развитию логического мышления детей: психологическая модель, технологии, компьютерные тренажеры». А вторая книга этого коллектива авторов вышла в этом же году, но уже в издательстве Санкт-Петербургского университета под названием «Как стать Аристотелем?» Надо сказать, что сам факт издания этой книги говорит о многом: одно из самых авторитетных издательств обратило внимание на результаты исследований ученых в Мурманской области. Такое признание тех, кто работает в «глубинке», - дорогого стоит! И еще позволю себе одно замечание, важное не для науки, а для контекста этой книги. Мы с вами живем в такое время, когда очень много приходится делать за счет благотворительности. Когда я взяла в руки первую книгу, изданную в НИЦ «Пазори», я обратила внимание на то, что на самой первой странице был помещен красноречивый текст: «Коллектив МСНИЦ «Разум» благодарит руководителей и коллектив Акционерного Общества «Севрыбхолодфлот» за финансирование и издание этой книги». А на второй странице - обращение к читателям губернатора Мурманской области Ю. А. Евдокимова: «Уважаемые северяне! Сегодня никого уже не удивляют факты финансирования различными зарубежными фондами, организациями... разработки и издания литературы для российских школьников и студентов. А вот примеры подобной благотворительности со стороны российских бизнесменов встретишь не так часто, хотя дух меценатства всегда был присущ передовым русским предпринимателям... Хочу надеяться, что подобные инициативы в области образования всегда найдут поддержку...» Чувство гордости за «продвинутых» руководителей АО «Севрыбхолодфлот» настолько воспылало в моем сердце, что я, озабоченная проблемой издания своей книги, не посчитала свое поведение не скромным, когда поинтересовалась у В. Ф. Марарицы: - И сколько вам выделили денег на издание этой книги рыбацкие генералы? Валерий Федорович смутился, но потом ответил: - А как же эти благодарственные слова? - удивилась я. - Так ведь они сначала пообещали оплатить. Поэтому мы и сверстали книгу, с учетом того, что надо же будет спонсорам слова благодарности вслух сказать - у нас-то сомнений в их посулах не было. Ведь и губернатора в их обещаниях уверили, отсюда и его благодарность в адрес «Севрыбхолодфлота». Но поблагодарили, выходит, спонсоров авансом, а они нас обманули. Пришлось без них обходиться. Вот так курьезная история! Оказывается, не все так просто с «крутыми спонсорами»! Не верится, что не нашлось у них денег. Скорее всего, рыбацкие генералы решили, что им это просто не надо и не интересно, а деньги хочется тратить ведь на то, что интересно. Так что, личные интересы зачастую превалируют над общественными. Ну а какова шкала их ценностей - об этом можно судить по фактам. Да, не ошибусь, если скажу, что к работе над компьютерными комплексами и книгами - практическими руководствами к ним - подтолкнул коллектив МСНИЦ «Разум» тоже не только профессиональный интерес. Имеются в душе ученых мотивы и более личные - ведь все они уже стали родителями, накопили собственный опыт воспитания подрастающего поколения. (У Валерия Федоровича, например, две дочери.) Да и вообще, если задуматься о будущем нашей страны, то оно ведь зависит от того, какого качества люди ее населяют, а люди вырастают из детей. (В том числе, и из детей и внуков рыбацких генералов, - замечу в скобках). Так что, ничего удивительного нет в том, что коллектив, работающий в области прикладной науки, обратился к проблеме формирования мышления ребенка с первых лет его жизни. Надо отдать должное мурманским руководителям, курирующим образование и воспитание: идею МСНИЦ «Разум» они поддержали, и случилось почти невероятное! На волне первых лет перестройки, когда в школах стали появляться первые компьютеры, в учебных заведениях Мурманской области появились и тренажерные комплексы . В течение 6 лет, начиная с 1991 г., «Разум» сотрудничал с областным управлением образования, реализовывая программу информатизации системы образования. Что это дает системе образования, педагогам, детям и их родителям? Многое. Например, с появлением и применением компьютерных тренажеров на практике для педагогов и родителей прояснились особенности поведения так называемых «трудных подростков» и выяснилась причина возникновения трудностей. Более того, когда были протестированы на тренажерах дети, от которых педагоги обычных школ отказались и отправили ребятишек в специализированную школу, как умственно отсталых, то выяснилась нелицеприятная картина: с умственными способностями у «списанных» детей все в порядке. Это просто так называемые «педагогически запущенные дети» - которым не хватило родительского внимания и заботы, да и педагогического тоже, поэтому и возникли у детей трудности в общении с окружающим миром. Но с помощью компьютерных тренажеров можно узнать о себе много ценного и интересного. Например, как правильно выбрать себе будущую профессию? Ведь эта проблема профориентации сегодня волнует и детей, и родителей. Оно понятно: обучение стоит денег, и если годами платить за обучение профессии, которая не отвечает склонностям ребенка, - это значит, что будут напрасно потрачены и время, и деньги, что работа по ошибочно избранной специальности не будет приносить удовлетворения; что в конце концов, если человек не смирится, он бросит чуждую ему работу и вновь пойдет учиться на кого-либо (а где гарантия, что на этот раз выбор будет сделан правильно?!); а если смирится, то до конца дней своих будет испытывать дискомфорт, и тогда могут у человека развиться комплексы, мешающие нормальной жизни. Ведь не зря говорят, что «Счастье - это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой». Не только в школах области стали пользоваться продуктами труда коллектива МСНИЦ «Разум». Энергии Валерия Федоровича можно по-хорошему позавидовать: коллектив добился, чтобы развивающие, обучающие программы пришли на помощь и детским садам. И в сентябре 1995 г. появилось совсем невиданное заведение - «Центр развития детей» в г. Мурманске. Детсад № 78 на какое-то время стал поистине научной лабораторией, где под руководством ученых воспитатели и педагоги детского сада стали с помощью компьютерных программ развивать детишек. Впервые в истории области здесь была открыта ставка - заместитель зав. детсада по науке! Эту работу успешно вела Елена Николаевна Ревенко, и результатов ей удалось добиться потрясающих. К сожалению, деньги, которые отдел образования выделил на эту программу, быстро кончились, и занятия прекратились. Однако то, что было в детях заложено, не пропало даром: все воспитанники детсада, с которыми несколько лет занимались по программе «Разума», и в школе успешно учатся, быстро адаптируются к новым условиям, осваиваются в коллективе, без труда «работают» в школе по несколько часов кряду. Процесс внедрения любой очередной компьютерной программы «Разума» требовал корректировки. Поэтому постоянно проводились для педагогов и воспитателей семинары, а при «Центре развития детей» действовала школа повышения профессионального мастерства молодых педагогов и психологов образовательных учреждений. И что же, теперь такие дорогостоящие разработки останутся не востребованными по той причине, что в отделах образования, как всегда, «нет денег»? Единственная ли это причина - бедный бюджет? Да, денег, которые отпускает бюджет школам и детсадам, всегда мало. Но при этом важно определить приоритеты - что важнее для развития детей, на то и тратить бы в первую очередь мизерные бюджетные «вливания». Обвинить в противодействии прогрессу конкретное лицо трудно: на словах все «за». А на деле... Но вернемся к нашей теме, посвященной компьютерным программам, разработанным «Разумом» для детей и взрослых. В разные годы разные печатные издания писали о успешном опыте коллектива МСНИЦ «Разум», пропагандируя его передовой опыт. «Учительская газета» несколько раз обращалась к этой теме. Всем педагогам страны предлагалось: вот вам адрес, берите «на вооружение» самое передовое, чтобы растить своих питомцев в духе времени, помогать им с ранних лет развиваться правильно, гармонично, в ладу с собой и миром. Но у нас и в этом деле все «как всегда»: сначала - всплеск интереса, а потом - остыли и забыли. А ведь в воспитании человека главное не момент проснувшегося к его судьбе интереса, а то, что последует за этой вспышкой - то есть, годы кропотливого труда по формированию личности. Как показывает практика, именно к повседневному труду не готовы россияне - все больше склонности к чуду и надежды на то, что некая «волшебная палочка» в мгновение ока однажды чудесным образом изменит их жизнь. Нет, не надо надеяться на чудо - надо просто работать, в том числе и над воспитанием себя, своего ребенка. И только так можно добиться успеха в жизни - стать и умным, и богатым, и здоровым. За примерами далеко ходить не надо. В мурманской прессе в 2000 г. однажды появился большой очерк с фотографиями, который рассказывал о судьбе семьи Басалаевых. Когда в семье появился первенец, мальчик Сережа, это была долгожданная радость. Но вскоре выяснилось, что ребенка поразил церебральный паралич, и он без помощи посторонних обречен на недвижимость. Казалось, все, жизни не будет. Но родители мальчика не сдались. Мама - медсестра, отец - инженер. Они делали почти невероятное для развития и обучения ребенка. Папа изобрел шапочку с указкой, благодаря которой мальчик стал обучаться писать и читать: как птица клюет зерна, так и Сережа «клюет» буквы и цифры. Прослышав об этой трагедии, коллектив «Разума» на домашнем компьютере Сережи установил специальные программы - «Аристотель» и «Пифагор», чтобы помочь Басалаевым преодолеть барьеры в обучении. И если Сережа хорошо учится по школьной программе, освоил компьютер, да еще и рисует с помощью кисточки, которую вставляют родители вместо «волшебной указки», то в этом есть заслуга и коллектива «Разума». Его судьба стала совсем иной, нежели должна была стать «по воле рока»! ... Со временем многочисленные проекты коллектива слились в один глобальный: «Умней, Россия!» Название - символическое. Ведь практическое овладение содержанием аристотелевских логических форм - это не только залог успешного обучения в школе, но и в вузах, чтобы идти уже далее - применять их в жизни, при организации семьи, бизнеса и т. д. Научиться правильно мыслить - значит научиться правильно понимать окружающий мир, себя и людей. Поэтому, когда мы сегодня, с некоторым кокетством произносим слова классика о том, что умом Россию не понять, может быть, нам пора задуматься: поэт так расставил акценты в своем высказывании, что понятие «Россия» вырастало до огромнейших размеров, и это говорило только о безграничной любви к родине. Но, может быть, пора это откровение поэта прочитывать с более критическим отношением к себе и по другому расставляя акценты? Ведь стихи были написаны в 1866 г. , 136 лет назад - так неужели за прошедшие годы так-таки ничего и не изменилось в качестве нашего мышления? И не говорит ли нам сегодня утверждение поэта не о величии России, а скорее о скудости нашего ума? Не унижает ли нас старое прочтение стихотворения?! Ведь современный поэт уже вступил в спор со стариком Тютчевым, бросая ему вызов - на его же языке и пользуясь его же оружием, то есть, сказав стихами: «...Давно пора, едрена мать, умом Россию понимать!» А как этого добиться? Какое чудо должно произойти? - А никакого чуда не надо ждать! Надо выйти из состояния сомнамбулического оцепенения, наведенного на нас заклинаниями великих классиков, и без стеснения взяться за себя - работать, работать, работать... Для начала - сядьте за КТК «Аристотель» и порешайте задачки вместе с «Разумом», и вы убедитесь, какой это трудоемкий процесс, и какой это радостный труд! Народная мудрость не случайно родилась: «Умение и труд - все перетрут!» А иного «волшебного ключика» к решению всех наших проблем человек, как гомо-сапиенс, просто не имеет! ВАЛЕРИЙ МАРАРИЦА ПОНИМАТЬ И СЕРДЦЕМ, И УМОМ
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2443 |