Три капитана |
Люди, знакомые с Героем Социалистического Труда Юрием Алексеевичем Осташковым, отмечают, что эрудицией и интеллигентностью он больше походит на ученого, чем на капитана рыбопромыслового судна. Прежде всего Юрий Алексеевич был новатором рыбного промысла. Звезду Героя он получил за то, что первым на Северном бассейне освоил кошельковый вид промысла в условиях открытого океана. Немало в трудовой биографии Юрия Алексеевича и других трудовых достижений разного масштаба. Все они -результат вдумчивого и пытливого отношения к порученному делу, итог размышлений, опытов и расчетов. Всего год довелось молодому штурману Осташкову работать на прибрежном лове, но и за это короткое время он усвоил и понял многое. Малый траулер, расставляя ярусы, сновал по губам и заливам словно челнок, приходилось экипажу управляться и с тягловыми неводами. Молодой судоводитель не только освоил свою специальность, но и старался досконально изучить промысловое вооружение, учился определять места вероятного скопления рыбы. Годы спустя, когда Юрий Алексеевич стал капитаном дальнего плавания и был удостоен высоких наград, он продолжал с благодарностью хранить в памяти советы мудрых поморов. Но до общего признания приишось много Вдохновляли и новые задачи: освоение кошелькового промысла у берегов Америки и Канады, позже - у побережья Западной Африки. В одном из пятимесячных рейсов руководимый им экипаж обошел в трудовом соперничестве всех работающих в том районе промысловиков и установил рекорд вылова -47 тысяч центнеров рыбы за рейс. Человек высокой культуры, большой души и глубоких промысловых знаний, Юрий Алексеевич Осташков стал воплощением всего передового. Он не боялся ломать устаревшие стереотипы, в результате тщательных расчетов смело шел на эксперимент, суливший повышение эффективности работы. Всегда доброжелательный и внешне мягкий, капитан-флагман Осташков в случае необходимости строго спрашивал с рыбацких командиров как за ошибки и просчеты, так и за равнодушие и зазнайство. Логика его рассуждений, действий и выводов всегда отличалась последовательностью. По долгу службы флагман Осташков часто бывал на судах с инспекционной проверкой. Нет, он не лез в судовые «закоулки», но ничто не ускользало от его острого и наблюдательного взора. Еще в должности капитана у Юрия Алексеевича, как и у многих его коллег, случались ситуации, когда приходилось держать экзамен не только на профессиональное мастерство, но и на личное мужество. Так, в одном из рейсов траулер «Дуббе» работал в отдаленном районе Мирового океана. Безоблачное африканское небо не предвещало шторма. Я нес штурманскую вахту в должности старшего помощника капитана. Тут как раз акустик обнаружил мощный косяк рыбы. На мостик поднялся капитан Осташков. Едва мы успели произвести замет невода, как начался шторм, быстро достигший силы в девять баллов. Вот тогда-то и пригодился опыт Осташкова, помноженный на рыбацкое мастерство. Почти сутки продолжалась выборка невода на промысловую площадку в условиях непрекращающегося шторма. И все это время капитан не оставил мостика. В итоге невод стоимостью свыше двухсот тысяч рублей мы сохранили. А вскоре был произведен весьма результативный замет и на плавбазу сдан стотонный улов сардины. Тогда все еще раз убедились, что при встрече с опасностью Осташков становится только увереннее, собраннее. Доводилось мне видеть Юрия Алексеевич в разных ситуациях, порой не менее критических, чем вышеописанная. И всегда он оставался на высоте положения. Не теряющий самообладания в любой обстановке, Юрий Алексеевич большое значение придавал психологическому настрою моряков и экипажа в целом, действовал как опытный психолог, воздействовал как словом, так и личным примером. Рыбаки, руководимые капитаном Осташковым, не впадали в хандру, тем более - в отчаяние, какие бы ЧП ни случались. А чиновничья должность, даже высокая, Юрия Алексеевича никогда не привлекала. Он привык к накалу рыбацких, а не кабинетных страстей. Осташков - флагман в полном смысле этого слова. Стиль его руководства не был рассчитан на внешний эффект: он избегал разносов, но от четких принципов, в основе которых справедливость и здравый смысл, никогда не отступал. Возвращаясь из рейсов, Юрий Алексеевич всегда отдавал себя семье и в этом проявлялась цельность его характера. Жена, Кира Васильевна, а позже и сыновья отвечали своему прославленному мужу и отцу тем же. Кто-то может назвать это везением, но создание крепкой и надежной семьи зачастую требует не меньших усилий, чем работа промысловика. Видно, не был обделен капитан Осташков талантом семейного строительства... Вспоминая прожитое, Юрий Алексеевич с нескрываемой гордостью поделился: «У меня не было ни одного рейса без того, чтобы Кира Васильевна не прилетела из Ленинграда и не проводила меня в море, а через несколько месяцев не ждала бы меня в Мурманске на причале с неизменным букетом цветов. Как-то раз, чтобы не опоздать, летела даже на «кукурузнике»! Так что думаю, что по числу встреч и проводов мужа-моряка Киру Васильевну следует отметить в Книге рекордов Гиннесса». Выросли и стали моряками оба сына Осташковы. Да не просто моряками, а капитанами. Старший сын Игорь Юрьевич ныне капитан рефрижераторного транспорта «Севхолодфлота» «Кильдинский пролив». Младший сын Вячеслав Юрьевич возглавляет экипаж судна одной из иностранных фирм. Подрастает и третье поколение Осташковых, на судоводителей учатся внуки Юрий и Константин. Сравнительно недавно Юрий Алексеевич и Кира Васильевна Осташковы снова посетили Мурманск, прошлись по памятным местам. На новогоднем торжестве были родные и близкие, не было только старшего сына - капитан Игорь Осташков находился в далекой Флориде. Рыбацкие миниатюры Владимир Бабуро
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2302 |