Аренда офисов в Мурманске

 

Главная На пути к своему тридцатилетию, часть 3
На пути к своему тридцатилетию, часть 3 Печать E-mail

С каждым годом на охрану лесов в  Мурманской области выделялось все больше авиационных средств.

Например, если в 1960 году для этого использовалось всего три самолета, то в 1970 году - два Ан-2, шесть вертолетов Ми-1 и один Ми-4. С тех пор все лесные массивы и ягельные районы области постоянно находятся под неослабным контролем авиалесоохраны. Самолетомоторный парк позволил одновременно производить не только лесо-патрульные полеты, но и транспортно - десантные операции, связанные с ликвидацией обнаруженных пожаров. В них принимали участие пилоты Ми-1 А. Старцев, В. Иванов, В. Кузнецов, командиры вертолетов Ми-4 И. Майсюк, В. Кривенко, В. Фатеев, командиры самолетов Ан-2 П. Асмаловский, А. Острянин, И. Болдырев, Б. Щитнов, старшие летнабы Н. Тулисов, Л. Шерстобитов, летнабы А. Подосенова, Г. Подосенов.

В последние годы на Кольском полуострове с помощью авиации идет регулярный надзор за поголовьем диких северных оленей и лосей. Этим по-прежнему занимаются Лапландский государственный заповедник и госохотинспекция области. Причем определяют не только количество животных, но и ориентировочный их возраст, постоянные места обитания, запасы кормов; кроме того, производят выбраковку животных и другие работы.

В конце 50-х - начале 60-х годов на Кольском полуострове началось искусственное разведение ценных пород рыбы. Еще в 1957 году в больших масштабах развернулись опыты по акклиматизации икринок горбуши, доставленной самолетом с рек Сахалина. Период инкубации они прошли на Тайбольском рыбоводном заводе. В том же году в водоемы Мурманской области было выпущено 3,5 миллиона личинок, а позже еще 6 миллионов с Тайбольского и Умбского рыбзаводов.

Вертолеты Ми-4 и Ми-1 доставляют личинок к месту назначения - в реки области.

С каждым годом рыбзаводы все более интенсивно расселяют молодь горбуши в реки с помощью винтокрылых помощников. И если в 1973 году только в водоемах, где организован учет, было зарегистрировано свыше 140 тысяч экземпляров горбуши, то в этом есть немалая толика труда и мурманских авиаторов А. Старцева, В. Фатеева, В. Кривенко, Г. Чуварова, В. Холодняка.

В 1960 году к помощи авиаторов обратился Кандалакшский государственный заповедник, где обитает гага. Известно, что гага дает ценный пух, очень легкий и теплый. Он имеет большой спрос и внутри страны, и за ее пределами. Полный учет зимующих гаг без помощи самолета был бы невозможен. И авиация прочно вошла в практику работы заповедника. Для учета применялись самолеты Ан-2, Ли-2, вертолеты Ми-1, Ка-26. С 1960 по 1971 год (включительно) общий налет достиг 12 тысяч километров. На все полеты было затрачено около 150 летных часов.

Заповедник заключает договоры и на авиапатрульные работы с целью охраны водоплавающих от браконьеров, лесных пожаров, а также для связи с островами на Белом и Баренцевом морях в период распутицы.

Не могла обойтись без участия авиации разветвленная, большая научная организация - Мурманское управление гидрометеослужбы, имеющее в своем распоряжении около 50 метеостанций и специальные научные корабли. Метеослужба широко использует в своей производственной деятельности авиацию для ледовой разведки побережья Мурмана и Баренцева моря, для измерения температуры воды с помощью инфракрасного радиометра, способного на расстоянии улавливать тепловые волны с поверхности моря. Работы проводятся с борта самолета Ил-14.

С помощью авиации идет изучение снежного покрова и лавинной деятельности в Хибинских, Ловозерских и других горных массивах.

Самолеты Ан-2 (в прежние годы Як-12) применяются для авиаразведки ледового состояния рек и озер Кольского полуострова в период их вскрытия и замерзания. Они доставляют работников, приборы, оборудование, продовольствие на труднодоступные зимовочные метеостанции.

Как правило, ежегодно в марте ученые дают морякам-полярникам долгосрочный прогноз ледовой обстановки. Для его составления группы научных  работников проводят подробный облет всех морей Арктики.

Нельзя не сказать и о той роли, которую авиация приобрела в медицинском обслуживании населения. Не случайно в разных точках страны расположены санитарно-авиационные станции экстренной медицинской помощи. С них ежегодно совершается свыше ста тысяч вылетов для оказания медицинской помощи.

Страна высоко оценила вклад мурманских авиаторов в решение задач народного хозяйства. За успехи в социалистическом соревновании в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина 75 членов предприятия были награждены юбилейной медалью. Более 100 авиаторов получили Почетные грамоты, ценные подарки и денежные премии.

За успешное выполнение заданий восьмого пятилетнего плана по перевозкам пассажиров воздушным транспортом и освоение новой авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1971 года лучшие представители коллектива были награждены орденами и медалями. Орден Октябрьской Революции вручен командиру вертолетного звена И. Петину, орден Трудового Красного Знамени - командиру авиапредприятия Ю. Вяткину и командиру звена А. Семенову, орден «Знак Почета» - авиатехнику П. Подгузову. Медалью «За трудовую доблесть» награжден старший техник А. Пирогов, медалью «За трудовое отличие» - шофер И. Лапшов.

Мурманское авиационное предприятие входило в новую пятилетку, оснащенное современной авиационной техникой, в частности вертолетами Ми-8, Ми-2, Ка-26. Коллективу предстояло открыть новые воздушные линии, увеличить количество рейсов на тяжелых самолетах в центральные и южные города страны.

Авиационные перевозки к 1975 году должны были составить; 5,3 тыс. тонн грузов (в1970 году -3,5 тыс. тонн) и 630 тыс. пассажиров (в 1970 году -400 тыс.). Планировалось построить первую очередь Мурманского аэропорта и начать прием самолетов типа Ту-154.

В мае 1971 года начались регулярные полеты между Ригой и Мурманском на самолетах Ан-24. Рижский экипаж во главе с Ю. Тавановым, первым из Латвийского управления гражданской авиации, совершил технический рейс по трассе Рига-Мурманск-Рига. С 3 января 1972 года начались регулярные полеты еще по одной воздушной линии: Вильнюс-Мурманск-Вильнюс - на самолетах Ту-124. Прямое сообщение между Литвой и Заполярьем открыл пилот первого класса Литовского управления гражданской авиации Ю. Смоляков.

С 1 апреля 1972 года были организованы полеты на самолетах Ту-134 между Калининградом и Мурманском с остановкой в Ленинграде. Этот путь занимал четыре с половиной часа. 15 мая новые авиационные линии соединили Мурманск с Кишиневом и Горьким.

Воздушные трассы, по которым непрерывно двигались встречные потоки пассажиров и грузов, связали Заполярье со многими районами страны. На Кольский полуостров стали поступать свежие огурцы, помидоры, капуста, черешня, яблоки.

Только в 1972 году из Украинской, Азербайджанской, Молдавской ССР, из Краснодарского края самолеты доставили 820 тонн овощей и 490 тонн фруктов.
Росли почтовые перевозки для населения области. В том же году они составили 651,7 тонны. С помощью самолетов и вертолетов теперь снабжались продовольственными и промышленными товарами все отдаленные пункты полуострова.

1972 год был ознаменован большим всенародным праздником - 50-летием образования СССР. Личный состав авиапредприятия встретил его трудовыми успехами: план одиннадцати месяцев был перевыполнен по всем показателям. Коллектив награжден Памятным дипломом Северного управления гражданской авиации и денежной премией. Коллектив аэропорта Ловозеро, как один из лучших среди авиапортов местных воздушных линий, вторично получил денежную премию и Памятный диплом Северного управления. Такого же диплома удостоилась служба движения, возглавляемая заместителем начальника аэропорта по движению коммунистом В. Орловым. Большая группа личного состава была награждена Почетными грамотами и получила денежные премии.

27 февраля 1973 года исполнилось 10 лет со дня открытия аэропорта Мурманск. За эти годы перевезено 2 136 090 пассажиров, 2 569,1 тонны почты, 1368,4 тонны груза. Общий объем перевозок составил 196 185,7 тонны.

В аэропорту выросли замечательные кадры. Среди них начальник аэропорта Н. Некрасов, авиатехник Б. Бесклепский, начальник узла связи Г. Федоров, работники служб движения, связи, перевозок, гаража А. Фалеев, И. Кац, Т. Попова, П. Иванов, П. Сверчков и многие другие.

В феврале того же 1973 года гражданская авиация СССР отмечала свое 50-летие.

За большие успехи в развитии воздушного транспорта, значительный вклад в выполнение народнохозяйственных планов страны, за освоение новой авиационной техники и в связи с 50-летием Аэрофлот был удостоен ордена Октябрьской Революции. Высокими наградами были отмечены многие авиаторы, в том числе и мурманчане.

Орденом Ленина был награжден Н. Сигов - заместитель командира летной группы, орденом Трудового Красного Знамени-авиатехник Кировского аэропорта В. Агафонов, медалью «За трудовую доблесть» - начальник аэропорта Мурманск Н. Некрасов, медалью «За трудовое отличие» - шофер автобазы П. Хусу. Отличниками Аэрофлота стали Б. Бесклепский - авиатехник, Г. Куликов - старший инженер, Н. Предко - командир летного подразделения, П. Цыганчук - начальник аэропорта Ловозеро, Г. Чуваров - заместитель командира летного коллектива, Е. Шиловский - начальник Мурманского горагентства.

В марте 1973 года из Мурманска по новой воздушной линии Москва - Мурманск - Шпицберген - Мурманск - Москва совершил полет Ан-12. Трасса связала далекий арктический архипелаг с материком. На борту корабля, кроме пассажиров, находились грузы, почта, кинофильмы. Первый пробный рейс, продолжавшийся 5 часов 15 минут, закончился успешно.

23 марта 1973 года открылась воздушная трасса Псков-Ленинград-Кировск-Ленинград-Псков, на которой летал Ан-24. Два раза в неделю самолеты Псковского авиапредприятия стали совершать рейсы в заполярный Кировск.

Производственный план третьего года девятой пятилетки работники авиапредприятия выполнили. Они отправили 465 212 пассажиров; почты - 745,4 тонны, груза - 5442 тонны.

По итогам года многим труженикам авиапредприятия были вручены правительственные награды. Среди них - заместитель начальника аэропорта по наземным службам В. Черкасов, удостоенный ордена Трудового Красного Знамени; авиатехник В. Погодина и пилот вертолета Ми-2 В. Холодняк, награжденные орденом «Знак Почета».

16 февраля 1974 года в Министерстве гражданской авиации СССР состоялось совещание командно-руководящего состава и передовиков производства. Перед собравшимися выступил министр гражданской авиации маршал авиации Б. П. Бугаев. Он отметил, что за три года пятилетки объем авиаперевозок по Аэрофлоту возрос более чем на 18 процентов, налет часов увеличился на 31 процент, задания третьего года пятилетки по основным показателям выполнены успешно. Все это полностью характеризовало и работу мурманских авиаторов.

Документы, выработанные на совещании в Москве, приобрели для работников Аэрофлота особую важность в борьбе за выполнение и перевыполнение производственного плана 1974 года. Коммунисты Мурманского авиапредприятия обсудили их на партийном собрании, где выступил командир предприятия Ю. И. Вяткин. Собрание подтвердило готовность коллектива справиться с производственным планом досрочно.

К этому времени относится реорганизация Северного управления Аэрофлота. Из него выделилось как самостоятельная единица Архангельское управление, созданное на базе Архангельской авиагруппы. Само же Северное управление было переименовано в Ленинградское, в состав которого наряду с другими северо-западными авиационными предприятиями вошло и Мурманское.

1 июля 1974 года Ленинградское управление гражданской авиации отмечало свой 40-летний юбилей. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования за первый квартал ему были присуждены переходящее Красное знамя Министерства гражданской авиации СССР и ЦК профсоюза авиаработников и первая премия - 28 тыс. рублей. Многие авиаторы, в том числе и работники Мурманского авиапредприятия, были награждены Почетными грамотами и ценными подарками.

16 июня 1974 года в стране проходили очередные выборы в Верховный Совет СССР. Для обслуживания избирательных комиссий Аэрофлотом было выделено около 800 экипажей самолетов и вертолетов. Авиаторы доставили 1971 тонну специальных грузов, обслужили 4086 населенных пунктов и групп избирателей, находящихся на полярных станциях, в геологических экспедициях, оленеводческих бригадах.

После окончания голосования в отдаленных районах, геологических экспедициях самолеты и вертолеты обеспечивали своевременную доставку выборного материала в центр.

С 17 июня 1974 года в Мурманск начались регулярные рейсы самолетов Як-40 Эстонского управления.

Строителям мехколонны № 27, оленеводческим совхозам Ловозерского района, лесоводам, морякам ледокольного флота большую помощь оказали вертолетчики Ю. Грачев, В. Фатеев, В. Холодняк, В. Иванов, В. Покумейко.

В октябре 1974 года жители Кольского полуострова отмечали 30-летие разгрома немецко-фашистских захватчиков в Заполярье. Между Колой и Мурмашами - там, где в годы Великой Отечественной войны проходила партизанская тропа, был установлен Памятный знак.

Из рассказов ветеранов партизанских отрядов «Советский Мурман» и «Большевик Заполярья» было известно, что всякий раз, когда народные мстители уходили в тыл врага и возвращались из боевого рейда, они делали привал у одинокого кедра, что рос у дороги. Позднее кедр погиб, но место, где он рос, осталось в памяти людей. И вот за четыре года до юбилея группа авиаторов во главе с секретарем партийной организации доставила молодой кедр из Долины Славы и посадила его на месте погибшего. (Сибирские кедры в Долине Славы были посажены солдатами 10-й гвардейской стрелковой дивизии во время боев 22 апреля 1944 года - в честь дня рождения Владимира Ильича Ленина. Высаженные кедровые орешки, высланные в посылках сибиряками, дали замечательные всходы.)

На празднества в Мурманск приезжал один из пионеров Кольского неба - Михаил Васильевич Карабанов. В те дни он посетил могилу своего друга Пантелея Карповича Овчинникова, побывал на безымянной сопке, где погиб герой, в Тик-Губе, откуда в 30-х годах начинался их путь по заполярным трассам.

Теперь по этим трассам, проложенным энтузиастами на заре отечественного гражданского флота, курсировали десятки новейших самолетов и вертолетов, выполняющих заказы народного хозяйства.

В канун праздника Великого Октября ведущие аэропорты области Мурманск (начальник В. Некрасов), Кировск (начальник А. Галич), а чуть позднее и аэропорты Умба (начальник А. Клещев), Ловозеро (начальник П. Цыганчук) рапортовали о досрочном выполнении плана. С ноября личный состав
аэропортов стал трудиться в счет следующего года. За год труженики Мурманского авиапредприятия дали сверх плана: прибыли-147,8 тыс. рублей, выручки-1679,1 тыс. рублей; перевезли сверх плана 450 527 пассажиров.

За успехи в выполнении плана 1974 года лучшие производственники Аэрофлота удостоились орденов и медалей Советского Союза. В их число из Мурманского авиапредприятия вошли пилот вертолета Ми-2 В. Лисеев и техник спецслужбы Н. Юзык. Они стали кавалерами ордена Трудовой славы III степени.

Совершенствованию работы коллектива послужил состоявшийся 14 февраля 1974 года в Ленинградском управлении гражданской авиации партийно-хозяйственный актив, обсудивший итоги выполнения производственного плана и социалистических обязательств года и задачи коллектива на 1975 год.
Мурманские авиаторы выразили решимость и впредь активно использовать резервы производства - интенсивнее вести полеты по местным воздушным линиям, продуктивнее использовать возможности самолетов и вертолетов в народном хозяйстве области.

Собравшиеся выработали программу действий, направленную на дальнейший подъем деятельности авиационных предприятий, безусловное выполнение производственного плана года и пятилетки в целом.


Алексей Иванович Острянин
С 1953 года пилот авиаподразделения. Работал на командно-летных должностях. В настоящее время на пенсии.

Юрий Иванович Вяткин
С 1969 года - командир Мурманского авиапредприятия. Внес большой вклад в развитие гражданской авиации в Заполярье, в строительство нового аэропорта Мурманск. Отличник Аэрофлота.

Николай Иванович Сигов - ветеран Кольского неба. В Заполярье с 1945 года. Занимал командно-летные должности. Отличник Аэрофлота. Налетал около 15 000 часов.

Виталий Григорьевич Холодняк
Прибыл в авиапредприятие в 1956 году. Участвовал в обеспечении зверобойной экспедиции к берегам Ньюфаундленда, китобойной - к берегам Антарктиды. Отличник Аэрофлота. Налетал около 10 000 часов. В настоящее время командир летного коллектива.

Им покоряется небо


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.156.92.46

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD