Главная Нефтебаза
Нефтебаза Печать E-mail

Быстрое наращивание количества и мощности флота естественно вызвало увеличение потребления разных видов топлива, смазочных масел, бензина.

Созданная в начале 50-х годов Угольная база Рыбного порта в основном обеспечивала приём и погрузку всего потребляемого флотом и береговыми котельными установками ощутимого количества угля. Угольная база работала ритмично, была в достаточной мере обеспечена погрузо-разгрузочными механизмами, причальным и железнодорожным фронтом.

Что же касается резкого увеличения потребления жидких видов топлива, то здесь возникли очень сложные проблемы. Резервуарного парка, достаточного для приёма, хранения и переработки поступающего топлива и масла в Мурманске не было. Городская нефтебаза, расположенная на значительном удалении от причалов и потребителей, не могла принять все виды смазочных материалов, а также увеличивающиеся объёмы дизельного топлива и совершенно не имела емкостей для приёма мазута. Такое же положение было в Мурманском пароходстве. Мазут могли в определённых объёмах принимать лишь военные моряки (Северный флот). Однако только с помощью Обкома КПСС удалось их «уломать» - вступить с рыбаками в партнёрство.

Но условия «партнёрства» были жестокие: пришлось дать им «своих» около 30-ти человек рабочих (наше содержание), оплачивать соответствующие расходы по разгрузке, хранению, погрузке и т.д., платить штрафы железной дороге за простой под разгрузкой вагонов, хотя не всегда простаивали именно наши вагоны (нам не дозволено было «вмешиваться» в военные тайны). Даже при остатках нашего мазута в их емкостях, при достижении «красной черты» (уровень неприкосновенного запаса) нам мазута не выдавали. Но приходилось терпеть.

В начале 50-х годов в районе Угольной базы была построена сливная станция для дизельного топлива. Цистерны с топливом по железнодорожным путям подавались к эстакаде, оттуда по трубопроводам в наливные ёмкости, установленные на баржах, лихтерах, которые отводились на якорную стоянку. Здесь бункеровались суда, наливались немногочисленные танкеры для доставки топлива в районы промысла и на побережье.

Такая схема несколько улучшила на короткое время возможности по бункеровке, однако не решила нарастающую проблему. Емкостей для слива не хватало. Плановую поставку для создания минимального запаса не удавалось организовать, ибо, когда отгружали топливо, у нас не было емкостей, а когда задерживались отгрузки (аварии на заводах-поставщиках, посевная или уборочная компании, куда грузилось топливо в первую очередь и т.д.), флот лихорадило. Простои в ожидании погрузки топлива наносили ощутимый экономический урон, сбивался ритм в организации промысла, перегрузки рыбной продукции и множества других проблем.

Главк «Севрыба» с первых дней своей деятельности добился включения строительства в план работ на ближайшие годы Мурманской объединённой нефтебазы. Ускорены были разработки и утверждение в инстанциях (в Госплане СССР и ВСНХ) проектной документации.

Разработчики проекта нефтебазы - коллективы Ленинградского отделения «Гипрорыбпрома» (директор Щеряев М.М., главный инженер проекта Смирнов В.М.) и Ленинградского института «Гипроспецгаз» (директор Лейман Л.Л., гл. инженер Шевелёв Л.С.).

Летом 1966 г. трест «Мурманскморстрой» (управляющий Чёлбин К.В., гл. инженер Бакланов А.С) приступил к образованию территории нижней оперативной площадки будущей нефтебазы. Предстояло отвоевать у Кольского залива около 25 гектар водного пространства и намыть из залива более одного миллиона кубометров песка, провести большой объём каменного «обрамления» площадей и значительный объём дноуглубительных работ.

По окончанию этих работ и стабилизации грунтов развернулось строительство промышленных объектов. Было принято решение строить и вводить мощности поэтапно, пусковыми комплексами.

Строительство первого пускового комплекса нижней оперативной площадки с резервуарным парком в 15000 тонн для приёма и переработки топочного мазута было закончено в декабре 1972 г. Сюда вошли: ёмкости на 15000 тонн, первая очередь (2 причала) нефтепирса, часть перекачивающего оборудования насосной, вспомогательные объекты, пожарное депо на две автомашины, железнодорожная эстакада слива тёмных нефтепродуктов 144 п/м), магистральный паропровод, инженерные сети и трубопроводы в объёме 1-го пускового комплекса. Нефтебаза начала действовать. От услуг военных моряков по переработке мазута (к их великому неудовольствию!) отказались.

Второй пусковой комплекс нижней площадки был сдан в декабре 1973 г. Сюда вошли металлические резервуары на 15000 тонн светлых (дизельное топливо) нефтепродуктов, административно-бытовой корпус со столовой-доготовочной, лабораторией, хранилище для жидкостей в таре на 1000 бочек, вторая очередь (2 причала) нефтепирса, гараж, железнодорожная эстакада для слива светлых нефтепродуктов и соответствующие трубопроводы, энергетические, технологические устройства. Это был второй ощутимый шаг в решении проблемы снабжения флота топливом.

Третий пусковой комплекс был введён в эксплуатацию в декабре 1974 г. В него вошли завершающая часть нефтепирса, железнодорожная эстакада для слива масел, резервуарный парк для слива масла (31 резервуар) общей ёмкостью 3,5 тыс. тонн, отделения масел насосной станции, объекты автоматики, разливочной для масел и светлых нефтепродуктов и пр. Таким образом, главная часть -оперативная нижняя площадка была в основном закончена и действовала по постоянной схеме.

Все прошедшие годы велись строительные работы по верхней резервуарной площадке, где должны были храниться основные объёмы
нефтепродуктов. На верхней площадке были смонтированы металлические ёмкости. Обе площадки были соединены трубопроводами, по которым подавались мазут, дизтопливо, бензин. На верхней площадке выполнен значительный объём скальных и земляных работ по обвалованию емкостей, построены подъездная автодорога, пожарное депо на 2 автомашины и сети энерго- и водоснабжения. Все работы по нефтебазе были завершены в 1997 году. В 1976 году была построена станция очистки замазученных нефтесодержащих балластных и льяльных вод. Степень очистки загрязнённых вод, как нефтебазы, так и собираемых с судов достигала 5-6 мг/литр воды (остаток нефтепродуктов), что по тем временам считалось довольно высокой.

В финансировании строительства нефтебазы принимали долевое участие Минморфлот и Главнефтеснаб. Основные же деньги (около 80%) были вложены рыбной промышленностью. Общая ёмкость нефтебазы составила 99 тыс. кубометров, что полностью обеспечивало нужды флота Главка «Севрыба», Мурманского пароходства, Мурманской нефтебазы «Главнефтеснаба» и других (например, услугами нефтебазы пользовались суда газовиков). Строительство нефтебазы позволило решать планомерное снабжение флота топливом. Простои судов случались очень-очень редко и не всегда были связаны с недостаточно чёткими действиями нефтебазы. Факт, что наличие такого парка емкостей при чёткой работе поставщиков, транспортников, плановиков, реализаторов, позволяло иметь запасы, достаточные, чтобы не было простоя судов.

В строительстве нефтебазы принимали участие:

Проектные организации: ЛО «Гипрорыбпром» (директор Щеряев М.М., гл. инженер проекта Смирнов В.М.), Ленинградский институт «Гипроспецгаз» (директор Лейман Л.Л., гл. инженер проекта Шевелёв Л.С.).

Генеральная подрядная организация: Мурманский трест «Мурманморстрой» (управляющий треста Бакланов А.С., гл. инженер Куликов В.О., в разное время мастерами и прорабами работали: Афанасьев Н.Т., Малинин А.А., Денисов В.Г., Михайловский В.А., Попов Г.И., Золотарёв, Урбанович И.М. и другие). Гидротехнические работы выполнялись под руководством Грохольского Г.З., Лопина А.А., Чернилова A.M., Рябичкова С.И. Гончарова В.В., Вычегжанина В.Ф. Сантехнические работы выполнялись мастерами Дудолкиной 3., Светловым. Бригадами руководили известные в Тресте и городе бригадиры: Кулясо, Малярчук, Тихонов и др. и много, много рабочих.

После объединения Нефтебазы с Рыбным портом контроль за строительством перешёл в ОКС Рыбного порта. Александр Васильевич Легошин, преданный делу, исполнительный и честнейший человек много, очень много вложил сил, знаний и сердца в организацию строительства и эксплуатации нефтебазы. Он погиб загадочной, до сих пор непонятной смертью на территории своего детища. В одно утро, уже во времена перестройки, его нашли утопшим с камнем на шее. Причины не раскрыты.

Причалы мои путевые


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.221.53.209

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .