Главная Судомеханическое отделение
Судомеханическое отделение Печать E-mail

Судомеханическое отделение берет свое начало с группы судовых механиков, набранной в 1932 году.

У истоков будущего отделения стоял опытный специалист с инженерным образованием, энергичный человек Федор Петрович Лончаков. Его пригласил на работу в техникум недавно назначенный директором С. Ф. Богомолов. Несколько позже в коллектив пришел опытный инженер-механик, неравнодушный человек Иван Васильевич Тарабрин. Усилиями небольшого, недавно созданного коллектива преподавателей удалось организовать учебный процесс в набранных группах судоводителей и механиков. Начинать пришлось с выравнивания общеобразовательного уровня молодых людей, уж очень разношерстным и слабым по подготовке был первый набор. С самого начала С. Ф. Богомолову удалось создать сплоченный коллектив единомышленников, с энтузиазмом взявшихся за важное и ответственное дело.

Первый учебный год проходил в очень трудных условиях в деревянном здании общежития на Жилстрое. Не было учебных кабинетов и необходимого оборудования. При слабой теоретической подготовке будущих механиков решающее значение в учебном процессе приобретала наглядность. Пока шла общеобразовательная подготовка, Ф. П. Лончаков добывал старые судовые механизмы, вместе с курсантами восстанавливал их, создавая шаг за шагом будущую учебно-лабораторную базу отделения. Все делалось для того, чтобы облегчить процесс усвоения новой специальности ребятами, большая часть которых была раньше далека от техники.

Следующий учебный год начинался в новом, еще не достроенном до конца здании. Все подготовленные наглядные пособия и механизмы получили постоянную прописку в отведенных для них помещениях. Так был заложен фундамент учебно-лабораторной базы судомеханического отделения. Прибывали и включались в работу новые педагоги. В 1935 году, еще до того, как судомеханическое отделение организационно оформилось, его преподаватели были объединены в цикловую комиссию механических дисциплин. Возглавил ее И. В. Тарабрин, которому наряду с методическими вопросами приходилось решать и различные организационные проблемы. Много времени, сил и душевного тепла отдавали они не только учебной работе с курсантами, но и организации их досуга. Вместе со своими воспитанниками они участвовали в работах по оказанию помощи городу и рыбакам.

Не всем поступившим в первый год суждено было осилить учебную программу и закончить техникум. В июле 1937 года состоялся первый выпуск. Государственные экзамены сдали и получили свидетельства судовых техников-механиков только 19 человек. В их числе были Ф. С. Караказанджи, Г. Левкин, П. П. Ларионов, Н. П. Яндовский. Некоторые из выпускников участвовали в упоминавшемся ранее шлюпочном переходе Мурманск - Москва в 1937 году.

Перед войной известность моррыбтехникума выросла. Особенно популярна была среди молодежи судомеханическая специальность. Учиться приходили ребята уже с хорошей школьной подготовкой.

Постепенно расширялась лабораторная база. Для проведения производственной практики был переоборудован в учебное судно активного лова траулер СТ - 85. Но война разрушила все планы. Последний предвоенный выпуск состоялся 23 июня 1941 года. Только что покинувшие стены мореходки выпускники сразу же ушли на фронт. Одни - на корабли военизированного Тралового флота, другие - на Северный военно-морской флот, третьи воевали на суше. Были призваны и многие преподаватели. Техникум в связи с эвакуацией временно прекратил работу. С конца 1942 года он возобновил свою деятельность на новом месте. К сожалению, подготовка судовых механиков в этот период не осуществлялась из-за отсутствия курсантов, все молодые парни были в армии. Очередной набор судомехаников удалось осуществить только в 1944 году, когда техникум вернулся в Мурманск. К этому времени начали возвращаться с фронта не успевшие доучиться из-за войны курсанты, подросла немногочисленная школьная молодежь, потянулись ребята из области. Удалось сформировать не только первый, но и два последующих курса.

Это был период организационного оформления судомеханического отделения. Первым его начальником в конце 1944 года был назначен Александр Гурьевич Калиниченко.

После войны пришлось заново создавать учебно-лабораторную базу, формировать преподавательский коллектив. Выпуск, состоявшийся в 1948 году, был небольшим, всего 19 человек. Многие бывшие воспитанники мореходки из этого выпуска вскоре стали заметными на Северном бассейне руководителями. Среди них - С. Крутов, И. Клюшин, Ю. Рассолов и другие.

К началу 50-х годов судомеханическое отделение уже располагало прекрасным педагогическим коллективом и хорошо оснащенными кабинетами и лабораториями. В 1952 году после окончания в Ленинграде Военно-механического института стала работать в училище Галина Николаевна Тихомирова (Никулинская). Этой молодой женщине, пережившей ленинградскую блокаду, энергии и работоспособности было не занимать.

Галина Николаевна - довольно неординарный человек со своим взглядом на все происходящее, сразу же включилась в общественную жизнь училища. Со временем она стала прекрасным преподавателем технической механики, мастером своего дела. Г. Н. Никулинская, будучи методистом, председателем методической комиссии общепрофессиональных дисциплин, охотно передавала свой богатый опыт начинающим педагогам. Все годы работы, а это более 30 лет, она постоянно находилась в творческом поиске. Свидетельством высокой оценки ее труда явилось награждение орденом «Знак Почета». Преподаватель славен своими учениками. Среди воспитанников Галины Николаевны Никулинской был и Александр Пимошенко, с отличием окончивший в 1953 году мореходку. Десять лет спустя Александр Петрович Пимошенко пришел в мореходное училище уже в качестве преподавателя и начальника судомеханического отделения. Сегодня А. П. Пимошенко - доктор технических наук, профессор, ректор Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, академик Российской академии транспорта и Международной академии педагогического образования.

В 1953 году в педагогический коллектив отделения влилась большая группа преподавателей мореходной школы, курсантов которой перевели в мореходное училище на 2-й и 3-й курсы. В этой группе были Н. Н. Блинов, А. С. Хрусталева, Н. И. Хабалова, М. М. Розенштейн и другие. С этого времени на СМО стали готовить не только судовых механиков-паросиловиков, но и судовых механиков-дизелистов. Такие требования ставил перед училищем флот, получавший суда с дизельными энергетическими установками. Нужна была дополнительная лабораторная база. Кое-какое оборудование взяли из мореходной школы, чем-то помогли флотские предприятия. Основателем кабинета двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на судомеханическом отделении был Николай Николаевич Блинов. Добрых слов о работе в мореходном училище и на СМО заслуживают Наталья Ивановна Хабалова и Александра Серапионовна Хрусталева.

Александра Серапионовна - женщина незаурядная, вкусившая все прелести работы судового механика на промысловых судах с паросиловыми установками («угольщиках»). Выйдя на пенсию, А. С. Хрусталева и ее муж Н. Н. Блинов посвятили себя литературной деятельности.
О преподавателях тех лет хорошо вспоминал выпускник СМО 1956 года Г. А. Ляпин: «...это были люди знающие и любящие свои предметы, любящие своих учеников. Это были люди с добрым сердцем».

В 70 - 80-е годы педагогический коллектив отделения пополнился преподавателями, надолго связавшими свою жизнь с мореходным училищем и судомеханическим отделением. В их числе были: Е. А. Веллер, Г. И. Захаринская, Г. И. Руссо, Г. К. Морозов, М. А. Юрченко, А. Г. Битюцкая, Е. Я. Адушкин, Г. К. Преображенская, Т. Г. Брит, Н. И. Заикин, Ф. М. Куроптев, Л. И. Горбатенкова и другие. Долгие годы эти преподаватели составляли костяк отделения, творчески развивали и совершенствовали его работу. Благодаря их стараниям поддерживался высокий образовательный потенциал, несмотря на частую смену руководителей.

В разные годы после Ф. П. Лончакова и А. Г. Калиниченко судомеханическим отделением руководили:

Худенко Георгий Кириллович 1948-1950 г.г.

Филимонов Виктор Иванович 1950-1951 г.г.

Иконников-Ципулин Евгений Семенович 1951-1952 г.г

Удовицкий Евгений Евстафьевич 1953- 1960г.г.

Никулинская Галина Николаевна 1960 - 1961 г.г.

Докучаев Валерий Николаевич 1961-1962 г.г.

Орехов Владлен Леонидович 1962-1963 г.г.

Пимошенко Александр Петрович 1963 - 1967 г.г.

Севенюк Евгений Акимович 1967- 1976г.г. -

Мартынов Ювеналий Иванович 1976-1982 гг. ч-

Адушкин Евгений Яковлевич 1982-1984 г.г.

Германов Валерий Георгиевич 1984 - 1985 г.г.

Краснов Сергей Юрьевич 1985 - 1986 г.г.

Подкуйко Сергей Иванович 1986-1989 г.г.

Закандырин Михаил Викторович 1989- 1992 гг.

Морозов Геннадий Константинович с 1992 г. по настоящее время.

В коллективе отделения добрым словом вспоминают Евгения Яковлевича Адушкина. Он заражал своей энергией, трудолюбием и творческим подходом к работе как преподавателей, так и курсантов. Учебно-лабораторная база судомеханического отделения при Евгении Яковлевиче неузнаваемо преобразилась. Много труда вложил Е. Я. Адушкин в воспитание и профессиональную подготовку судовых механиков, которые с теплотой и благодарностью вспоминают о нем и по сей день.

Почти 30 лет работает на судомеханическом отделении Геннадий Константинович Морозов. Высококвалифицированный специалист, вдумчивый и творчески подходящий к делу педагог, хороший организатор, он все эти годы был в полном смысле локомотивом в коллективе. Г. К. Морозов - преподаватель-новатор, преподаватель-методист, наставник для начинающих свою педагогическую деятельность судовых специалистов. Несмотря на большую занятость, Геннадий Константинович вникает во все, что делается на отделении. Он инициирует через цикловые комиссии творческий поиск преподавателей, развивает и совершенствует лабораторную базу, организует ремонт помещений, ищет пути стимулирования работы коллектива. При этом сам преподает, разрабатывает новые методики, компьютеризирует учебный процесс. Г. К. Морозову удалось сплотить коллектив и нацелить его на творческую работу. Сейчас на судомеханическом отделении работают два преподавателя, носящие почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», семь преподавателей высшей категории и восемь первой.

Значительное место в практической подготовке судовых механиков занимает работа в учебных механических мастерских. Более 40 лет в механических мастерских трудится Степан Борисович Якунин, долгие годы возглавлявший их. Добрую память о себе оставил мастер производственного обучения Павел Егорович Строчилин. Много лет работает мастером производственного обучения и руководит слесарной подготовкой курсантов Павла Павловна Моргун. Последние двадцать лет механические мастерские возглавляет инженер-механик Иван Игнатьевич Храпейчук.

У хороших преподавателей хорошие ученики. Курсанты судомеханического отделения принимают активное участие в техническом творчестве, в художественной самодеятельности и спортивной жизни колледжа. За последние 20 лет 125 курсантов окончили судомеханическое отделение с отличием, много курсантов в разные годы были удостоены именных стипендий Правительства России, губернатора Мурманской области и мэра Мурманска.

К своему 70-летию судомеханическое отделение подходит, обретя второе дыхание, его выпускники на всех этапах развития рыбной индустрии Мурмана составляли и составляют основу механико-судовых служб всех флотских предприятий. Ежегодно из стен колледжа уходит на производство до 100 судовых механиков. Флотские специалисты дают высокую оценку подготовке выпускников. У дружного, сплоченного коллектива судомеханического отделения много творческих планов на будущее и огромного желания претворить их в жизнь.

70 лет курсом на Север


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.97.9.169

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .