Главная Становление государственной системы охраны природы
Становление государственной системы охраны природы Печать E-mail

Необходимо дать краткое описание российских государственных структур по охране природы. С марта 1988 года в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССP от 5 января 1988 года «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» стал формироваться Государственный комитет СССР по охране природы (Госкомприрода). Аналогичные комитеты стали создаваться на всех уровнях исполнительной власти: в республиках, областях, городах, районах.

К маю 1991 года во всех республиках и областях Северо-Запада России были созданы комитеты по охране природы.

В каждом областном комитете уже было более 100 штатных работников с фондом заработной платы более 1,5 млн. рублей. Специалисты комитетов собирали информацию, подготавливали материалы для рассмотрения на сессиях соответствующих советов народных депутатов. Меры по оздоровлению экологической ситуации в своих регионах были обсуждены в 1989 году на сессиях всех республиканских и областных советов народных депутатов Севера России.

После выборов в местные органы власти в апреле 1990 года советы народных депутатов пытаются больше заниматься проблемами экологии. Сегодня среди народных депутатов всех уровней, в каждой области Северо-Запада есть представители неправительственных экологических организаций. Бывшие неформалы стали народными депутатами России, Верховного Совета Коми Республики, областных советов. В Архангельской, Мурманской, Новгородской, Ленинградской областях более десяти таких депутатов. Однако в Карелии и Новгородской области никто из неформалов-экологов не был избран народным депутатом (Цыганков А. К гражданскому обществу. Петрозаводск, 1991. С. 208 - 209).

Во всех областных и местных советах народных депутатов России есть постоянные депутатские комиссии по охране природы и использованию природных ресурсов. Председатели комиссий, как правило, профессионалы с высшим специальным образованием. Эти комиссии, привлекая общественность, готовят вопросы о состоянии природы к сессиям своих советов, разрабатывают программы улучшения природоохранной деятельности.

Выработка единой природоохранной политики в регионе это крайне сложное, длительное дело, усугубляющееся хроническим дефицитом бюджетных средств. Это можно пояснить, на примере Кольского полуострова. Региональная программа охраны окружающей среды начала готовиться с 1989 года. Дважды в ноябре 1989 и октябре 1991 года сессии областного совета народных депутатов рассматривали вопросы оздоровления экологической ситуации в области и каждый раз региональная программа отправлялась на доработку и согласование в основном из-за вопросов финансирования. И только в 1992 году на малом совете Мурманского облсовета народных депутатов была принята региональная программа охраны окружающей среды.

В этой программе предусматривается повышение штрафов за загрязнение природы, введение налогов за выпуск экологически вредной продукции, повышение эффективности экологической экспертизы, в неотложных мерах оздоровления природы области намечается довести уровень утилизации серы в металлургических цехах до 80% к 1996 году; расширить в 1992-1993 гг. очистные сооружения в Мурманске, Апатитах, Кировске, Мончегорске, Никеле; установить новые санитарно-защитные зоны при промышленном строительстве; запретить с 1991 года изъятие сельскохозяйственных земель для промышленного строительства; выполнить к 1996 году рекультивацию нарушенных земель; с 1996 года запретить эксплуатацию судов, не оборудованных очистными установками, добиться выделения централизованных капитальных вложений. За 1991 - 2005 гг. необходимо освоить около 20 млрд. рублей капитальных вложений в ценах 1991 года (Полярная правда. 1991. 2 октября; Советский Мурман. 1991. 3 октября; Отчет о научно-исследовательской работе: Основные положения «Российской программы развития Севера». - Апатиты. ИЭП КНЦ PAH, 1991, С. 141-145).

Пример в Мурманской области показателен тем, что трудно идет процесс принятия региональных программ оздоровления окружающей среды. Особенно осложняли этот процесс политические потрясения: распад Союза ССР, борьба за власть в верхних эшелонах российского руководства.

С начала 1991 года согласно решению Верховного Совета РСФСР начал формироваться новый Государственный комитет РСФСР по социально-экономическому развитию Севера, который занимается и экологическими проблемами Севера. В связи с распадом СССР прекратил свою деятельность Госкомприроды. Соответствующее российское ведомство было преобразовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (министр В. И. Данилов-Данильян). Перед министерством стоят серьезные проблемы в решении природоохранных задач.

Частью государственной системы по охране природы являются различные научно-исследовательские центры и институты. В 1968 году после реорганизации Кольского филиала Академии наук СССР в Кольский научный центр был создан институт промышленной экологии Севера КНЦ (теперь уже Российской Академии наук). Вопросами экологии занимаются различные лаборатории и подразделения других институтов Академии наук и иных министерств. Едва ли не ежегодно проводятся международные, республиканские и региональные научные конференции по экологическим проблемам Севера. Определению позиций способствовали Всесоюзная конференция «Социально-экономические проблемы развития Севера», которая проходила в Мурманске 12-14 марта 1991 года, международная научно-практическая конференция «Стратегия экологической безопасности России», которая состоялась в Санкт-Петербурге 23-26 ноября 1992 года (Социально-экономические проблемы развития народного хозяйства Севера в условиях перехода к рыночной экономике. Новосибирск. 1991. С. 336).

В каждой области российского Северо-Запада создаются новые природоохранные государственные предприятия, научно-производственные объединения кооперативы, частные предприятия. Промышленные предприятия пытаются выпускать экологически чистую продукцию, проектные институты разрабатывают планы создания безотходных технологий. В настоящий момент невозможно подсчитать сколько таких предприятий функционирует на Северо-Западе. Только в г. Санкт-Петербурге, согласно информации полученной в межотраслевом научно-производственном объединении «Экология» 92 предприятия и организации работают над проектами улучшения окружающей среды (См.: Предприятия и организации Ленинграда, работающие в области экологии. Каталог. Ленинград. 1991).

Деятельность природоохранных организаций Северо-Запада

Еще статьи на тему "области":

Экономико-географическое положение области

Актуальные вопросы развития экономики Мурманской области

Субсидии из бюджета Мурманской области для малочисленных народов

Природа Мурманской области

Имущество Минобороны России передаются Мурманской области

О готовности систем экстренного реагирования Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.236.46.172

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2023 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .