return_announcements(); ?>
Главная Сомкин Александр Григорьевич
Сомкин Александр Григорьевич Печать E-mail

В трудовой книжке Александра Григорьевича всего одна запись о месте работы - «Северное государственное морское пароходство» и даты: 1950-1999 годы. Из этих полвека почти сорок лет в море, на судах дальнего плавания.

А начиналось всё очень далеко от моря, в небольшом районном городе Изяслав на Украине, где весной 1933 года в семье командира кавалерийского эскадрона лейтенанта Григория Сомкина появился на свет будущий моряк. В те годы (да, наверное, и сейчас) командирские жёны и семьи мотались по всему Союзу вслед за мужьями, получавшими приказы ехать то на восток, то на запад.

Так и вышло, что Великую Отечественную войну восьмилетний Саша встретил в приграничном Львове в четыре часа утра двадцать второго июня сорок первого года.

Отец с первого и до последнего дня воевал на фронте, получив два ранения и семь боевых орденов, а семья до освобождения весной 1944 года пробыла в оккупации на Украине.

В 1947 году полковник Сомкин получил назначение в Архангельск, и в июле того же года его семья высадилась на железнодорожном перроне этого города, навсегда связавшего судьбу Александра с Севером и морем.

Жили Сомкины в Соломбале, районе, где исстари селились моряки и судоремонтники. Саша ходил в школу, находившуюся прямо напротив ворот судоремонтного и судостроительного завода «Красная Кузница». Почти все дети этой школы были из моряцких семей, и сын сухопутного офицера постепенно пропитывался морским духом.

Однажды сосед по парте принёс газету с объявлением о наборе в АШМО - Архангельскую школу мореходного обучения ребят с семилетним образованием. У приятелей семилетка была уже за плечами, и это решило все сомнения о будущей профессии.

Выдержав бой с родителями, у которых были другие планы насчёт будущего для сына, Александр в сентябре 1950 года становится курсантом отделения радиооператоров Архангельской мореходной школы, входившей тогда в состав Северного государственного морского пароходства.

Морских радистов учили два года, поэтому, через год, когда отца опять перевели на другое место службы (в Ашхабад!), Александр остался в Архангельске. Навсегда.

В мае 1952 года Александр Сомкин впервые ступил на палубу первого в его жизни парохода «Дмитрий Фурманов». Рейсы были каботажные с зимовкой в Архангельске. Свой заграничный паспорт моряка Александр Григорьевич получил лишь весной 1953 года (что примечательно - в день похорон Сталина).

С той поры перед моряком открылись дальние дороги, словно судьба (или отдел кадров?) решила компенсировать ему каботажные рейсы.

Без всякого блата (да и откуда он мог взяться у едва оперившегося салаги) ему доставались самые дальние рейсы в экзотические страны, куда суда нашего пароходства в те годы практически не ходили: Китай и Япония, Корея и Индонезия, Вьетнам и шесть заходов в Сингапур - это только азиатский район. Сейчас за плечами Александра Григорьевича сорок лет плаваний, 36 стран, пройдены все четыре океана и два сквозных арктических рейса из Мурманска и Архангельска до Владивостока. В 1968 году вдвоём с помором Дмитрием Буториным он совершил авантюрно-опасный поход во льдах Арктики на старой деревянной шлюпке из Архангельска до Диксона.

В шестидесятые годы, пик расцвета Северного морского пароходства, он как радиоспециалист принимал участие в приемках судов, построенных для пароходства на верфях Польши, Германии, Финляндии, Ленинграда.

Впечатления от виденного постепенно стали проситься на бумагу. Александр Григорьевич начал пробовать свои силы в журналистике.

Вроде получалось. Его очерки, рассказы, фотоснимки и даже стихи стали появляться в периодической печати, особенно в близкой ему газете «Моряк Севера».

Дописался моряк до того, что усилиями редактора и парткома он на некоторое время был отозван с моря в распоряжение редакции «Моряка Севера».

Нет худа без добра. Расширился диапазон знаний. Теперь Сомкин писал о трудовой жизни моряков, портовиков, судоремонтников, встречался с интересными людьми, среди которых было немало участников войны, прошедших горнило огненных конвойных плаваний.

Сам Александр Григорьевич, не понаслышке знающий, что такое война (дважды она прокатилась над мальчишеской головой), живо интересовался военной тематикой. Как морской журналист, он принимал участие в создании сборников «За голубыми горизонтами» (1977), «В конвоях и одиночных плаваниях» (1985), в составлении справочника «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.» (1989). В 1977-м он был принят в Союз журналистов.

В период береговой жизни Сомкин, успешно сочетая работу с учёбой, окончил Архангельский электротехникум связи по специальности «радио и радиовещание», но в дальнейшем радио в его профессии не стало играть главенствующую роль. Море продолжало звать к себе, и, когда наконец партком отпустил его, Александр Григорьевич вернулся на флот уже в должности первого помощника капитана.

Однако и журналистику бросить уже не смог. По совету друга, директора Архангельского музея мореплавания Юрия Колмакова, Сомкин взялся за большую кропотливую работу - книгу о моряках Северного морского пароходства, работавших и погибших в северных морях во время Великой Отечественной войны. Работа была нелёгкой, ведь Александр Григорьевич бывал в рейсах больше, чем на берегу, и собирать документы, факты, свидетельства участников огненных лет и конвоев приходилось во время отпусков. И всё же в 1995 году книга «Мы помним вас...» вышла в свет, получив большое признание в морской среде. Достаточно сказать, что за эту работу Архангельский филиал международного клуба «Братство Северных конвоев» принял в свои ряды почётным членом человека, хотя и знавшего войну, но по молодости не ходившего в огненных конвоях.

В течение всего периода работы в СМП Александр Григорьевич не стоял в стороне от общественной жизни. На судах его постоянно избирали то комсоргом, то секретарём партийной организации, но чаще всего - председателем судовых профсоюзных организаций. Был членом комсомольского и профсоюзного комитетов пароходства. Свою морскую одиссею Александр Григорьевич Сомкин закончил в должности первого помощника капитана ледокола «Диксон», но на отдых не торопился. Ещё почти десять лет он проработал в редакции газеты «Моряк Севера», являясь ответственным редактором радиобюллетеня, передаваемого дважды в неделю на все широты Мирового океана, где работали наши суда.

Ветеран и сейчас не отдыхает. Активный член Совета общества ветеранов плавсостава СМП, он, несмотря на свои 70 с гаком лет, выполняет поручения Совета ветеранов, выступает перед курсантами, школьниками, учащимися профучилищ, всеми, кто любит наш морской Север и хочет узнать, как всё было тогда, когда их ещё не было на свете.

Александр Григорьевич Сомкин - почётный ветеран Северного морского пароходства, почётный член клуба «Братство Северных конвоев», член Союза журналистов с 1977 года, награждён медалями «Ветеран труда» и «300 лет Российскому флоту», а также многочисленными грамотами и дипломами.

Его имя занесено в вышедшую в 2009 году энциклопедию «Архангельские журналисты. XX век», изданную Поморским государственным университетом имени Ломоносова.

Ветераны XX века


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

34.204.200.74

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .