Море на вкус соленое - 9 |
Эти примеры из промысловой работы убедительно говорят, что даже мелочи стоят весьма дорого - непроизводительными простоями. Несколько сложнее обстояли дела с подготовкой судна за очень короткую по времени междурейсовую стоянку, когда каждый член экипажа горел желанием, если семья проживала не в своем порту, навестить их. В этом случае все ремонтные и организационные работы: пополнение запасов продуктов, топлива, промыслового вооружения и еще многое другое необходимо планировать в конце рейса, на переходе следования в порт. Это помогало равномерно распределять нагрузку и отдых каждого члена экипажа, основательно подготовиться к следующему рейсу. Кроме всего сказанного, серьезная подготовка к рейсу включала непременное наличие на борту добротного промыслового вооружения, позволяющего экипажу работать на промысле и добиваться успехов. Никогда на этом траулере судоводители не забывали запастись достаточным количеством пособий, особенно промысловыми планшетами. Наличие запасных магнетронов на судне гарантирует работу РЛС (радиолокационная станция), ибо при выходе из строя судовых локаторов по существующим правилам судно обязано покинуть работающую в этом районе группу. А скопление рыбы в море, естественно, быстрее найдет группа, чем одно судно. В семидесятые годы на промысловых судах трудилось очень много молодых специалистов. Высококвалифицированные, они с успехом эксплуатировали новую технику. Но, к сожалению, не всегда при ее помощи добивались успехов и были случаи, когда молодежь просто разочаровывалась в технике и больше прислушивалась к совету ветеранов промысла. Напрашивается только один вывод - молодым не доставало опыта. Константину Николаевичу в свое время посчастливилось работать под руководством талантливого промысловика -капитана Семена Яковлевича Суполейкина. Об этом талантливом капитане слагали легенды. На его счету тогда было много опубликованных рекомендаций по технике лова рыбы, по которым долгое время работали промысловики. Его с полным на то основанием можно было назвать "богом данный окуневщик", так как он специализировался на отлове морского окуня. Экипаж РТ "Слава" под его командованием делал иногда даже по три рейса в месяц, доставляя в Мурманский рыбный порт до пятисот тонн окуня кругляшом (неразделанным). В то время Норвежский желоб, где хорошо ловился окунь, считался по своим грунтам самым тяжелым промысловым районом в Баренцевом море. Весьма рискованно было вести по грунту трал, который представлял из себя частые задевы с перепадами глубин до ста метров. И Семен Яковлевич в совершенстве владел этим искусством. Надо заметить, что он мало спал, находясь на промысле. Просто на сон ему не хватало времени, так как капитан большую часть суток находился на мостике. И Семен Яковлевич добился своего - изучил этот район на расстоянии десяти миль, как свою ладонь. Нашел промысловые площадки, на которых тралил ровно пятнадцать минут, так как шестнадцатая могла стоить потери трала. На промысле нет легкой и скоро разрешимой проблемы. Удача, успех, талант - все это прежде всего упорный труд и старательность в достижении стоящих задач. Он и является тем секретом, который и приведет к успеху стремившегося к нему. Но труд трудом, а без опыта, буквально по крупицам бывалых специалистов и передовых экипажей, многого не достигнешь. Вот, к примеру, методы вооружения трала, есть для каждого трала типовая, стандартная схема, однако, каждый хороший тралмейстер вносит что-либо свое, и заметим, только на пользу. Привожу высказывание Константина Николаевича Сафонова: "Ведя поиск рыбы, остановились на Канинском мелководье, ловим камбалу. Получается по десять тонн в сутки в полуфабрикате. Все суда вокруг рвут тралы, а нас бог миловал. В порту не оказалось новых бобинцев, и мы были вынуждены поставить старые - утилевые (изношенные), а они имели свойство слегка подплывать, следовательно, грунтроп не шел по самому дну, поэтому наш трал приходил целым. Над этим задумаешься. Камбала ведь рыба самая донная, прижимается плотно к грунту. Однако тактика лова показала, что ее можно облавливать и с таким вооружением трала. Ну, а если камбала отлавливается, то и треску можно подавно отлавливать. Следовательно, не надо бояться ставить на тяжелых грунтах такие бобинцы. Облегченный грунтроп легче идет по грунту и дает меньшую нагрузку на главный двигатель - для судов с малой мощностью двигателя, а это немаловажно. Раньше при работе на тяжелых грунтах, по нижней подборе ставили дополнительно кухтыли с той же целью - облегчить трал, чтобы меньше было порывов и задевов. И еще обязательное правило: надо постоянно следить за работой соседних судов на промысле. Однотипные траулеры, одинаковые приборы, тралы, показатели вроде бы должны быть одинаковые. Но нет, показатели на приборах разные. Хотя траулеры следуют одним курсом и на небольшом расстоянии друг от друга. Строго следишь на приборах за рыбными показаниями - тогда и достигается промысловый успех. Надо стараться равняться на передовое судно, тогда в совокупности можно добиться успеха. Рыба питается и садится на грунт на утренней заре, а вечером рыба поднимается в верхние слои воды. На спуск и подъем трала, как правило, уходит час времени, а рыба в это время села на грунт - в трале пусто. Вывод один, чем наблюдательней промысловик, тем результативней будет его работа". Заканчивая свой рассказ о капитане К. Н. Сафонове, ссылаясь на его высказывания, можно заключить следующее: успех рейса решает весь экипаж и, безусловно, опытность капитана. И поэтому с момента комплектования экипажа надо каждого рыбака настраивать на ударную работу. Знание своего дела, высокая и сознательная дисциплина в порту и в море - немаловажная составная часть больших уловов. Желательно, чтобы экипаж на судне был постоянным. Большое значение имеет траулер с его бытовыми удобствами для экипажа. Лично К. Н. Сафонову во время войны довелось трудиться на парусно-моторных ботах. Теперь совершенно другие промысловые суда, которые могут вести промысел в любой точке Мирового океана. В заключение ветеран пожелал трудовых успехов нынешним рыбакам Карельского флота. ...Когда речь заходит о капитане дальнего плавания Альберте Сергеевиче Осадчем, то его отношение к своей работе можно определить такой емкой фразой, что он всю свою жизнь был верен морю и служебному долгу. ...Свежий ветер с силой ударил в борт траулера "Олема" и с завываниями устремился к югу. С плохо скрываемой тревогой вахтенный штурман поспешил на палубу, чтобы руководить подъемом на борт катера, на котором прибыл с инспекторской проверкой капитан-флагман Карельского рыбопромыслового флота Альберт Сергеевич Осадчий. Подтянутый, по-спортивному стройный, он легко взбежал по трапу на ходовой мостик. Флагман взялся за дело энергично. Начал с проверки знаний уставных обязанностей. Собеседования не для всех были приятными, заставили каждого судоводителя задуматься, строже оценить личный вклад в достижение экипажа. Альберт Сергеевич сосредоточил все внимание на профессиональном уровне судовых специалистов, помог им в совершенствовании рыбацких наук. Командный состав понял, что такому проверяющему "очки не вотрешь". Флагман требовал от каждого специалиста персональной ответственности за порученную работу. Для себя я тогда отметил, что у Альберта Сергеевича верное чутье на молодых специалистов: он быстро разгадал недюжинные способности третьего помощника капитана Сергея Пономарева, его неуемную жадность до рыбацких наук и рекомендовал ему сдать переаттестацию на второго помощника капитана. Наряду с положительными явлениями судовой жизни, проверяющий обратил внимание вахтенного штурмана на безалаберность одного из работающих на палубе матросов. Ради справедливости надо заметить, что энергичный и хорошо знающий свое дело старпом Е. Л. Палатин постарался и на этот раз, чтобы перед инспектором не ударить в грязь лицом. Моряки четко ответили на вопросы флагмана, демонстрируя при этом слаженность действий при проведении судовых учений. И тогда я сделал вывод, что А. С. Осадчий делает все основательно, обладает хозяйской жилкой и экономическим мышлением. В своей повседневной работе Альберт Сергеевич руководствуется правилом: судоводители - люди с разными способностями и промысловым опытом, их нельзя, что называется, причесывать под одну гребенку. Он всегда внимательно следил за ростом молодых судоводителей, своевременно старался их представить на выдвижение, справедливо полагая, что передержать штурмана в одной должности весьма вредно, так как человек может потерять интерес к своей профессии. У капитана-флагмана А. С. Осадчего были незаурядные способности воспитателя. Беседуя на эту тему, он сказал тогда буквально следующее: "Зачастую мы воспринимаем слово, "руководить" слишком буквально, отдаем распоряжения, ставим кого-либо в пример, указываем на допущенные ошибки. Но быть настоящим рыбацким командиром значительно сложнее. Капитану доверяют целый экипаж, а это значит, что к каждому рыбаку необходим особый подход. Выходит, что капитану нельзя быть только суровым или добрым. Рыбаки должны видеть в нем рыбацкую ухватку, принципиальность и отеческую заботу. По натуре Альберт Сергеевич был человеком большого трудолюбия, завидной скромности и сердечной доброты, во всех больших и малых делах ему свойственна рассудительность, чужды непродуманные и поспешные выводы. Он всегда прислушивался к мнению рыбацких командиров, а иногда не считал для себя лишним обратиться к достижениям и опыту передовых экипажей. Большой груз ответственности лежал на плечах флагмана: у него большие права, но под стать правам и обязанностям, постоянная ответственность за десятки экипажей, за их рентабельную работу. И самое главное -за выполнение рейсового задания каждым судном, какой бы не сложилась промысловая обстановка. Груз этой ответственности давил на него непрерывно. Например, не заладилась у одного молодого капитана рыбалка: не тянет план, не откладывая в дальний ящик, Альберт Сергеевич пересел на борт этого траулера и находился там до тех пор, пока не вывел его из прорыва. Если же он находился на борту плавбазы, то как бы ни был занят текущими делами, в любое время суток обязательно подойдет к борту промыслового судна, ошвартованного у причальной линии плавбазы, и находится там, у борта, поговорит с моряками, проверит качество сдаваемой на базу рыбопродукции, ответит на интересующие рыбаков вопросы. На проходящих на промысле ежедневных радиосоветах флагман Осадчий не боялся приводить негативные примеры и делать незамедлительно их анализ, ибо твердо был уверен, что все это пойдет на пользу. Особое внимание он уделял выявлению экономических рычагов обеспечения успешной работы промысловых судов. - Предлагаю посоветоваться... Фразу эту он произносил не всегда, но если она прозвучала в эфире, то значит, что на промысле сложилась сложная промысловая обстановка, настала пора решать стратегическую задачу - оставаться ли в этом районе, или же сделать переход в новый промысловый район. Но деятельность капитана, который принимал решение работать в "гордом одиночестве", рано или поздно была обречена на провал, такова была точка зрения флагмана А. С. Осадчего. В подтверждение своей мысли он привел тогда несколько примеров, когда суда отрывались от своей группы, затрачивали на поиски рыбы много времени и в конечном итоге оказывались под угрозой срыва рейсового задания. Альберт Сергеевич обладал талантом психолога, кстати, он никогда ничего не требовал, не просил. Он всегда предлагал, и у подчиненных появлялось желание сделать больше и качественнее. Флагман стоял тогда в штурманской рубке и изучающим взглядом окидывал горизонт. Вспомнилось мне, как он опустил на грудь бинокль, улыбнулся. И тогда я уловил в его улыбке азарт, сочетающийся со зрелой мудростью. Любил он море всю свою жизнь, начиная с детства. Ведь он родился в Беломорске, где каждая улица несчетно раз исхлестана морскими ветрами. Так что он не случайно подал заявление в Беломорскую мореходную школу и после учебы стал работать на промысловых судах базы гослова судоводителем. Самозабвенно и настойчиво повышал свой профессиональный уровень. Это были годы становления Карельского флота, выход его на океанские просторы. Штурман Осадчий никогда не гнушался даже матросской работы, на промысле случалось, что отстояв свою штурманскую вахту, всегда спешил на промысловую палубу помочь в уборке сетей и обработке улова. Пришло рыбацкое мастерство. Начал Альберт Сергеевич расти по службе намного позже своих сверстников, поступил и окончил судоводительское отделение Мурманского мореходного училища, на достигнутом останавливаться не стал, позже поступил на заочное судомеханическое отделение. И тогда к своему званию капитана дальнего плавания прибавил диплом судового механика. В то время это был в Карельском флоте единственный такой специалист. На мой вопрос, для чего ему понадобилось приобретать звание механика, ответил, не задумываясь, что для большей уверенности на капитанском мостике. Вполне понятно, что это была шутка. На самом же деле А. С. Осадчему диплом механика давал моральное право общаться с судовыми специалистами механической службы на равных. Продолжительное время он работал в управлении морским инспектором отдела флота. Общеизвестно, что эта должность олицетворяла высокие уставные требования. Для человека непосвященного все может показаться ясным и простым. В рыбный порт или к причалам плавмастерской "Фреза" пришел Альберт Сергеевич и учинил им инспекторскую проверку. В действительности же, морской инспектор трудился тогда напряженно, иногда приходилось превращаться в своеобразного снабженца. Альберт Сергеевич всегда справлялся с порученным делом. О чем убедительно говорят полученные им в разные годы Почетные грамоты и многочисленные благодарности. Он всегда старался воспитать у моряков активную жизненную позицию. Видимо, это и была верность делу всей своей жизни, верность морю! Воспоминания в наши дни о пережитом становятся особенно важными, когда речь заходит о полувековом юбилее, и для нас, несущих сегодня нелегкий и весьма важный груз прошлого. Вспоминая, сегодня можно многое осмыслить и понять, а главное - поведать сегодняшним рыбакам о прошлом. Трудно вспоминать о тех, которых уже нет среди нас. Непростая это задача. Право на легенду Владимир Бабуро
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1349 |