casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Самолет-лаборатория АН-26 «Арктика» как платформа для мониторинга экологической обстановки
Самолет-лаборатория АН-26 «Арктика» как платформа для мониторинга экологической обстановки Печать E-mail

Авиасъемки в восточной и юго-восточной части Баренцева моря с использованием  самолета-лаборатории Ан-26 «Арктика»

ЗАБАВНИКОВ В.Б., ЛИСОВСКИЙ А.С. Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии

ПИНРО на протяжении 10-ти последних лет, в течение третьей декады августа-первой пятидневки сентября, проводит ежегодные комплексные авиасъемки в восточной и юго-восточной части Баренцева моря. В качестве наблюдательной платформы используется двухмоторный самолет-лаборатория Ан-26 «Арктика», который обладает следующими основными техническими характеристиками.

Основные технические характеристики самолета-лаборатории Ан-26

максимальная протяженность полета - 1500 м. миль

максимальная продолжительность полета - 9 часов

средняя скорость во время авиасъемки (высота 150-200м) - 170 узлов

максимальная взлетная масса  - 25 тонн

минимальная допустимая протяженность взлетно-посадочной полосы при максимальной взлетной массе  - 1300 м

Под комплексностью понимается одновременное получение массива исходных данных в реальных координатах и времени, об океанологическом состоянии на морской поверхности и в приповерхностных слоях, распределении и численности морских млекопитающих, птиц и других биологических объектов, которые собираются с помощью дистанционных систем авиазондирования, работающих в различных диапазонах длин электромагнитных волн, а также в процессе визуальных наблюдений. Одним из элементов этих научно-прикладных авиаработ является контроль над загрязнением различного происхождения (пластиковый, древесный и прочий мусор, нефтяные пятна, разливы, пленки и т.д.) и экологической обстановкой на поверхности моря.

Все комплексные авиасъемки проводятся по сетке галсов, ориентированных поперек струй основных течений Баренцева моря. Расстояние между основными съемочными галсами не превышает 45 м. миль, а в местах максимальной изменчивости океанологических параметров 20 м. миль.

Авиасъемки выполняются, если параметров, не хуже указанных, на 60 % акватории наблюдаются следующие метеорологические условия:

- скорость ветра - до 7 м/с,

- отсутствие дымки, тумана, любых видов осадков высокой интенсивности.

- нижняя граница облачности не менее 150 м

При проведении комплексных авиасъемок, включающих мониторинг экологической обстановки, на борту самолета-лаборатории «Арктика» используются следующие системы авиазондирования и вспомогательные технические средства.

1. Комплекс зондирования в инфракрасном (ИК) диапазоне длин электромагнитных волн включает ИК-радиометр АИР-2 и ИК-сканер «Малахит».
- АИР-2 позволяет измерять температуру поверхности океана (ТПО) вдоль маршрута полета самолета-лаборатории практически непрерывно, с точностью не хуже 0.1 °С. По полученным данным восстанавливается пространственная структура ТПО. на основе стандартных методов интерполяции и экстраполяции, с учетом знаний о термических и динамических особенностях акватории авиасъемки.
- «Малахит» позволяет получать сведения о термических условиях на локальных участках морской поверхности вдоль съемочного галса шириной не менее 90 м на основе анализа ИК-изображений, что позволяет идентифицировать положение и структуру термических неоднородностей на поверхности моря (фронты, вихри, меандры и т.д.) а также органические загрязнения в виде пятен, сликов и пленок. Чувствительность ИК-сканера - 0.1°С.

2. Комплекс сверхвысокочастотного авиазондирования (СВЧ-комплекс) представлен радиолокатором с синтезированной апертурой (длина волны излучения 4 см (РСА-4) и пассивным СВЧ-радиометром ("FISH") с принимаемой длиной волны излучения от морской поверхности 5.6 см.

- Главная особенность СВЧ-комплекса состоит в возможности его эффективного, надежного и качественного применения при любых погодных условиях (всепогодность). Комплекс позволяет получать сведения о положении и структуре гидродинамических неоднородностей, границах водных масс различного происхождения на морской поверхности, органических загрязнениях в виде пятен, сликов и пленок.

- При этом РСА-4 дает возможность получать данные в виде радиолокационных изображений (РЛИ) в полосе обзора не менее 2 км, в зависимости от высоты полета самолета-лаборатории, а СВЧ-радиометр - численные значения радиояркостной температуры вдоль трассы авиасъемки, анализ и интерпретация которых позволяют определять положение границ между водными массами различного происхождения и идентифицировать органические загрязнения.

3. Комплекс лазерной локации представлен на борту «Арктики» поляризационным авиационным лидаром - ПАЛ-1, который осуществляет авиазондирование подповерхностных слоев моря в оптическом диапазоне длин электромагнитных волн. Глубина проникновения зондирующего луча в толщу вод зависит от их естественной прозрачности, и для чистых океанических вод составляет 55 м, а в среднем - 30-40 м.
- Использование ПАЛ-1 дает возможность получать не только данные о значениях океанологических параметров на поверхности моря и в подповерхностных слоях (прозрачность, глубина залегания пикноклина, участки повышенной концентрации первичной биопродуктивности), но и регистрировать органические загрязнения на морской поверхности.

4. Помимо использования указанных инструментальных систем авиасъемки с борта самолета-лаборатории «Арктика» проводятся визуальные наблюдения, осуществляемые борт-наблюдателями с обоих бортов. Каждый наблюдатель выполняет визуальную съемку под самолетом и в полосе обзора, равной высоте полета (угол обзора 45°). При этом оценивается численность и видовая принадлежность морских млекопитающих и птиц, других биологических объектов, а также фиксируются любые виды загрязнений на морской поверхности.

Дополнительно борт-наблюдатели проводят фото- и видеосъемки наиболее интересных явлений, эффектов и объектов на поверхности моря с целью их документирования. Фото- и видеосъемка осуществляются цифровыми фотоаппаратами (NIKON D1X), аналоговой и цифровой видеокамерами, соответственно, ТК-880 и PANASONIC NV-MX7D или PANASONIC NV-GX7.

Для привязки всего комплекса данных, собираемых в процессе осуществления авиасъемок, к реальным координатам и времени используется спутниковая навигационная система - GPS типа GARMENT II PLUS.

Вся получаемая информация, как от систем инструментального авиазондирования, так и от борт-наблюдателей, поступает в бортовую самолетную автоматизированную систему сбора, фильтрации, первичной обработки, представления, накопления и хранения данных (БАС) с одновременной записью полного объема голосовой информации наблюдателей в режиме диктофона.

На самолете-лаборатории организована локальная сеть Ethernet, объединяющая все бортовые персональные компьютеры (ПК), что позволяет всем ПК обмениваться данными, получать навигационные данные и проводить синхронизацию времени всех систем через БАС на центральном компьютере.

На борту «Арктики» реализована возможность оперативной передачи и обмена данными с судами и береговыми центрами, что обеспечивается стандартными средствами радиосвязи и современной системой Inmarsat.

По завершении каждой комплексной авиасъемки и/или их серии, когда научно-прикладные авиаработы выполняются на смежных участках последовательно друг за другом, не позднее чем через 3 часа все материалы и данные, после их обработки, анализа и интерпретации, представляются в картированном виде, адаптированном в географическую информационную систему (ГИС) в виде изолиний, условных знаков и символов. Имеется возможность оперативно доводить эту результирующую информацию до любых потребителей, как на берегу, так и в море.

Таким образом, самолет-лаборатория «Арктика» с установленным и эксплуатируемым на нем оборудованием может весьма эффективно использоваться при наблюдениях за загрязнениями и экологическом мониторинге Баренцева моря, что представляется весьма важным в связи ожидаемой промышленной эксплуатацией нефтегазоносных месторождений на его шельфе.

Материалы международной конференции "Нефть и газ арктического шельфа - 2004"


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.92.91.54

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������