Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Матросы
Матросы Печать E-mail

Траулер "Гремячинск" вполз в губу Большая Волоковая. После катастрофы "Пинро", современного научно-исследовательского судна, выброшенного 7 февраля 1995 года в ураган на каменистый юго-западный берег, капитаны при подходе к месту якорной стоянки в губе осторожны и внимательны...

Можно прочитать горы литературы по аварийности, теоретически все понимать, но душой не чувствовать опасности, которая подстерегает моряков ежедневно, ежечасно, не прощая промахов и ошибок. И вдруг видишь одинокое, обреченное судно, касающееся форштевнем каменной косы берега, которое наклонилось набок, словно сжалось от боли, от кинжальных острых пик скал, пронзивших днище, ранивших смертельно. Накатываются волны, разбиваются о корму надвое. И летят по мелководью между берегом и бортом, наталкиваются на уступ, выпрыгивают на берег, рассыпаясь на сотни ручейков, стекающих снова в залив. Одинокое судно на каменных плитах без привычного шума работающих механизмов - словно человек в гробу перед опусканием в могилу: людей вокруг много, а ему все равно - он уже в другом измерении.

"Пинро" на каменной отмели юго-западного берега бухты Большая Волоковая действовало на капитанов отрезвляюще, даже на тех, кто традиционно пропускал чарку после выхода из Кольского залива. Поневоле вспомнишь пословицу: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Капитан "Гремячинска" Эдгар Янович Зелч видел эту картину две недели назад перед приходом в порт, когда траулер заходил в губу Большая Волоковая для выполнения хозяйственных работ.

Сейчас в бухте спокойно стоят на якорях суда.

"Пинро" снято с камней и отбуксировано в порт Мурманск. Но картина обреченного одинокого судна осталась в памяти капитана, заставляя работать осторожно, сводя к минимуму риск швартовки.

Два траулера вышли на параллельный курс и начали медленно сближаться. Моряки нетерпеливы, возбуждены, кричат что-то друг другу с борта на борт, машут приветливо руками - как же, неожиданная встреча на рейде - праздник! И действительно - праздник! Бывает, что друзья на берегу не могут в течение нескольких лет встретиться, а здесь повезло - встреча в море.

Спокойно, без ударов, сошлись два ПСТ и, как два брата-близнеца, протянули друг другу руки - швартовые - застыли на штилевой глади залива. Я попрощался с капитаном "Гремячинска" и перешел на борт посольно-свежьевого траулера «Нагорск". На кормовой палубе меня встретил коренастый крепыш в темно-синей робе, улыбающийся, голубые глаза лучатся радостью:

- Алексей Иванович, рад видеть вас!

- Андрюха? Герасимов!?

Крепко жмем друг другу руки, обнимаемся. Матросы удивленно смотрят: непонятно - капитан-флагман на борт прибыл с инспекцией, а с матросом обнимается, странно! А нам с Андрюхой не до этого, не до взглядов недоуменных, встретились - и хорошо!

Честно говоря, в жизни мне повезло - людей много интересных, душевных встретил на разных уровнях общественно-производственной пирамиды. В зрелом возрасте, когда отношение к окружающим разборчивее, волнуют неожиданные встречи на улицах и на судах с приятелями, которых не видел давно. Особенно, если замечаешь искреннюю ответную радость, тогда сам начинаешь излучать добрый свет и делаешься лучше, чище. Как бы ни поганили сейчас прошлое, но наше поколение воспитывалось на русской традиции любви к человеку!

Подошел старпом Виктор Охотников, похожий на цыгана - бородатый, длинные волосы и глаза черные как смоль, и пригласил в каюту капитана.

- Будешь свободен, приходи к нам в каюту, через час моя вахта заканчивается, - сказал матрос Герасимов и побежал на верхний мостик.

Смотрю через минуту наверх - Андрюха ловко манипулирует ручками грузовых лебедок, и шкентеля понеслись в сторону борта «Гремячинска» - принимать промысловое снабжение...

Капитан "Нагорска" Александр Морозов сидел за столом усталый, задумчивый. Да и было над чем задуматься. В рыбацком деле удача - не последнее дело. А "Нагорску" не повезло. Вероятно, Нептун на него осерчал и в районе промысла у острова Медвежий забрал на дно морское трал полностью - с траловыми досками и ваерами. Хорошо, что траловое снабжение привез из порта "Гремячинск", это позволит экипажу "Нагорска" продолжить промысел! Поэтому Александр Геннадьевич и встретил меня настороженно. Естественно, кому нужен ревизор? Я это понимаю и, стараясь успокоить капитана, рассказываю разные истории из своей рыбацкой жизни, в том числе и о случаях потери промвооружения. Один случай был, действительно, уникальный.

...Траулер "Тридцатилетие Победы", на котором мне посчастливилось быть капитаном, в одном из рейсов в районе Восточной Гренландии
при первом же тралении оставил на дне новенький, еще не обкатанный трал. Обидно было до слез! Слава богу, ума хватило сразу же не делать второе траление. Решил проверить эхолотом еще раз трассу и наличие рыбных записей.

Траулер следует средним ходом, а я внимательно смотрю на эхолот и цифровой индикатор приемника навигационной системы Лоран-Ц. Тогда таких точных приборов, как спутниковая навигационная система, позволяющих постоянно иметь точные координаты места судна, не было. Вдруг на эхолоте замечаю штришок у грунта, по цифрам индикатора примерно в том месте, где трал оставили. Возникла крамольная мысль: попробовать трал поднять со дна морского! Сказал штурманам про это, а они засмеялись - искать иголку в стоге сена?

Все-таки решил попробовать достать трал, интуитивно чувствовал, что получится, и дал команду второму штурману Сергею Сукрухо ходить "гребенкой" около точки потери трала и по записям эхолота и данных Лоран-Ц на планшете наносить рельеф дна. Действительно, два раза вышли на этот штришок, которым на эхолоте рисовался наш трал. Потом из тросов и гаков соорудили захваты, подсоединили их к концу ваера, который траловой лебедкой опустили на дно, и начали по планшету выходить на штришок-бугорок. Представляешь, подняли трал без единой дырки. Старший мастер лова Валентин Шут от радости прыгал и штурманам бутылку водки поставил!.. Кому ни рассказывали потом эту историю - никто не верил.

А недавно, в январе этого года, мурманские колхозники на траулере "Нерпа" двое суток искали свой трал, оторванный в шторм. На радиосоветах все удивлялись настойчивости и упорству капитана, мало кто верил в успех, но капитан доказал, что при современных технических средствах эта работа выполнима. Трал был найден приборами и поднят на борт. Кстати, не мешало бы подумать о создании специализированного судна для подъема потерянного промвооружения и почистить дно Баренцева моря!

Александр Геннадьевич отошел, даже заулыбался:

- Ну-у, наш трал не поднять! На дне лежат и трал, и траловые доски, да 900 метров ваеров. Любые захваты такой вес не выдержат, лопнут!

Погода сейчас не балует: каждый день ветер свистит. Ведь ваера у нас и разорвались-то на траловых роликах в шторм, возможно, явление резонанса возникло на волне, а не задев. Ваера-то не травились...

Обсудив с капитаном рыбацкие проблемы, я покинул его и зашел в каюту матросов. Чайник и чашки были на столе и, конечно, - самодельные деликатесы из рыбы. Моряков набилась полная каюта - кто сидел, кто стоял. Первый вопрос задали: "Что же все-таки случилось с НИС "Пинро"? Многие слышали, что я руководил спасательной операцией с момента получения сигнала бедствия до постановки "Пинро" в док.

- Ребята, прежде чем рассказать о спасательных работах в губе Большая Волоковая, не могу не вспомнить о бедах, которые случались на судах, на которых мне приходилось работать. Морская жизнь такова, что никогда не знаешь, откуда ждать неприятностей. И профессионалом в морском деле человек становится, только пройдя через горнило испытаний. Вот вы удивились, почему у нас с Андреем такие теплые отношения? А как нам не дружить, если пришлось на большом морозильном траулере "Николай Куропаткин" вместе из одного котла флотский борщ похлебать и маленько попереживать! Очень опасный случай произошел в период ремонта траулера в порту Монтевидео латиноамериканской страны Уругвай.

... Портовые правила в порту Монтевидео строгие, но там базировалось тогда много маленьких японских, корейских, чилийских и местных судов, экипажи которых не очень-то выполняют правила по предотвращению загрязнения моря и незаметно откачивают за борт льяльные воды во время длительной стоянки на рейде или у причала. Кроме этого, в летнее время гавань обычно засорена тростником, занесенным течением Ла-Плата с экзотических мест побережья Аргентины и Уругвая. Тростник, как губка, впитывает нефтепродукты с поверхности воды, и в жаркую погоду поверхность бухты покрывается слоем нефтесодержащего тростника.

Итак, порт был переполнен судами, и наш траулер стоял кормой к причалу, слева и справа от нас стояли японские и корейские траулеры. В районе слипа на нашем судне проводились сварочные работы. Обычные меры безопасности при выполнении сварочных работ были предусмотрены: выставлен пожарный пост, растянуты пожарные шланги, поднесены огнетушители к месту работ. Вахтенным у трапа и обеспечивающим пожарную безопасность в это время был ваш собрат Андрей Герасимов, а матрос Гена Карпук красил кормовую часть надстройки.

Сварочные работы велись на палубе не первый день. И никто не мог предположить, что может случиться такое - неожиданно от попавшего в воду кусочка раскаленного металла взметнулся огненный столб высотой метров десять. Сварщик Петр Павленко едва успел отскочить от среза кормы, отшатнуться от взлетевшего вверх, жадно облизывающего кормовые обводы траулера дьявольского огнедышащего языка пламени.

Представляете ситуацию - выход на причал отрезан огнем, а по носу судна вода, покрытая плавающим тростником. Решали вопрос выживания десятки секунд: промедлили бы и - все, траулер сгорел бы! Так как огонь начал двигаться по воде между бортов нашего и соседнего траулеров к середине судна, где мог через открытые иллюминаторы ворваться в каюты, охватить пламенем надстройку. В такую жару ликвидировать пожар внутри судна было бы невозможно.

Андрей - молодец! Он действовал не по инструкции, а с учетом ситуации и недостатка времени - быстро вывел пожарный ствол за борт с опасной стороны распространения огня, истошно крича: "Срочно воду, пожар!" Гена Карпук, услышав крик Герасимова и увидев огненную завесу, тоже не растерялся, закричал старпому, находившемуся в каюте: "Объявляй тревогу, пожар! Едрена корень, воду, воду, пожар!", и помчался заводить пожарный ствол с другого борта. Петр Павленко разряжал огнетушители в огненную воду между бортов, чем замедлил продвижение огня. Старпом Игорь Выговский, включив из рулевой рубки пожарные насосы и объявив общесудовую тревогу, убежал на кормовую палубу руководить тушением пожара.

Отдав необходимые команды по судовой трансляции, направленные на герметизацию корпуса и недопущение распространения огня к середине траулера, я связался по радиостанции со службой капитана порта, доложил о пожаре и попросил помощь. Через несколько минут подъехали пожарные машины и совместными усилиями пожар на воде быстро потушили. "Николай Куропаткин" повреждений не получил, только краска на корпусе в кормовой части обгорела.

Конечно, если стоял бы на вахте другой моряк, а не Андрей Герасимов, неизвестно, как бы все закончилось. Так что Андрюху полюбил очень даже за дело. Я по этому поводу даже стих написал!

Морское братство, Избранные произведения


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.225.59.242

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD