Главная Итоги последних лет развития
Итоги последних лет развития Печать E-mail

В 2005 году подводились итоги последних лет развития республики

Действовавший состав Правительства республики начал работать в 1998 году. Главными были определены задачи мобилизационного плана: прекращение спада производства, адаптация предприятий и населения к рыночным условиям. Мобилизационный этап был пройден уже в 1999 году, когда производство начало расти.

По оценкам экспертов, Карелия одной из первых в России преодолела кризис. Были предприняты меры к максимальной загрузке производственных мощностей, смене неэффективных собственников и менеджмента.

Высоким темпам роста экономики в 1999-2000 годах способствовали низкий курс рубля и высокая инфляция.

Многие экспортно-ориентированные предприятия обновили за это время часть своих основных фондов. Выросли объемы инвестиций предприятий, главным образом за счет внутренних источников. Однако к началу 2002 года стало очевидно, что постдефолтные факторы перестают работать. Это потребовало перехода к более интенсивным методам экономической политики, особенно в инвестиционной сфере, которые позволяли решать назревшие социальные проблемы и ставить новые задачи.

В 2002 году была переработана и дополнена Концепция социально-экономического развития республики на период до 2010 года.

Разработаны Основные направления деятельности Правительства РК по социально-экономическому развитию Республики Карелия на 2002-2006 годы и мероприятия по их реализации, приняты республиканские целевые программы экономической и социальной направленности.

Разработка этих документов велась на основе наказов избирателей, общероссийских программ и посланий Президента Российской Федерации.

Главной целью на четыре года стало создание условий для устойчивого экономического роста, модернизации экономики и последовательного повышения уровня жизни населения на основе поддержки самореализации жителей республики, использования потенциала местного самоуправления, снижения социального неравенства и сохранения культурных ценностей.

Условия для развития реального сектора экономики и повышения его эффективности создавались путём формирования правовой базы для развития предпринимательства, формирования конкурентной среды, проведения политики «открытых дверей» для привлечения инвестиций из-за пределов республики, поддержки эффективных собственников.

Правительство принимало всесторонние меры по развитию малого и среднего бизнеса, инновационной деятельности.

Особое внимание уделялось точкам экономического роста.

В социальной сфере основной задачей стало повышение благосостояния жителей республики. Для этого необходимо было создать условия и действенные стимулы для занятости, в том числе самозанятости населения, содействовать развитию жилищного строительства, добиться роста реальных доходов граждан не менее, чем в 1,5 раза, увеличить финансирование социальной сферы, удержать безработицу на уровне 3 процентов, выполнить наказы избирателей, а это значит - построить школы, лечебные учреждения, жилые дома для ветеранов, коммунальные объекты.

Для решения столь масштабных целей и задач требовались большие финансовые средства. Наполнить и увеличить бюджет республики способна только растущая и эффективная экономика. Поэтому естественно, что Правительство республики сделало упор на экономическое развитие. Для того, чтобы выполнить намеченное, необходимо было добиться роста экономики не менее 6-7 % ежегодно.

В 2002 году Правительство Карелии объявило своим основным экономическим приоритетом привлечение инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности республики. На основе принципа «открытых дверей» была разработана и одобрена Программа «Инвестиционная политика на 2003-2006 годы». Основным целевым ориентиром стало удвоение объемов инвестиций. Социальная значимость инвестиций определяется еще и тем, что они создают рабочие места. В рамках Программы было серьезно переработано республиканское инвестиционное законодательство, созданы новые механизмы привлечения инвестиций, их сопровождения и решения проблем инвесторов.

Одним из таких механизмов стало льготное бюджетное кредитование инвестиционных проектов за счет средств облигационных займов республики, начавшее работать в 2002 году. За 4 года 26 предприятиям на конкурсной  основе выделено бюджетных кредитов на реализацию проектов более 409 млн. рублей. Общая стоимость этих проектов - свыше 900 миллионов рублей, то есть каждый заемный бюджетный рубль дополнительно привлекает полтора рубля внебюджетных средств. Двадцать проектов к началу 2006 года были реализованы.

Наряду со льготным кредитованием инвесторам предоставляются налоговые льготы. Всего за 2002-2005 годы было заключено 15 инвестиционных соглашений на предоставление налоговых льгот.

Большое внимание в рамках Программы было уделено сопровождению и реализации крупных и особо значимых инвестиционных проектов. В 2002 - начале 2003 года были проведены переговоры с такими крупными стратегическими иностранными инвесторами как финские концерны «Стора Энсо» и ПКС-Групп, шведским концерном «ИКЕА», достигнуты договоренности о строительстве новых заводов.

Результатом совместной работы стал запущенный в сентябре 2003 года Импилахтинский лесозавод (Питкярантский район). Концерн ПКС-Групп в 2004 и 2005 годах построил и ввел вторую и третью очереди завода по производству электропроводки для автомобилей и сборке электронных устройств в городе Костомукша.

За этот период в Карелии было реализовано более 40 крупных и средних коммерческих инвестиционных проектов во всех сферах экономики республики. Стимулированию инвестиционной активности предприятий содействовали организованные Правительством РК конкурсы на право получения лесных ресурсов в долговременную аренду, а также инвентаризация лицензионных соглашений на использование минеральных ресурсов.

Политика «открытых дверей» привела к тому, что в Карелии работали такие крупные российские компании и инвесторы, как холдинги СУАЛ, «Северсталь», ОАО «Газпром », РАО «Железные дороги», Северо-Западный банк Сбербанка России и ряд других.

Обеспечить рост экономики и формирование благоприятного инвестиционного климата невозможно без соответствующей инфраструктуры: транспортных, энергетических, инженерных и других коммуникаций, таможенной и пограничной инфраструктуры. Поэтому шел постоянный рост средств, направляемых на строительство подобных объектов, с участием бюджетов Карелии и России, а также средств таких крупных компаний, как Газпром, Октябрьская железная дорога.

Завершена электрификация участков Идель-Свирь и Сумпосад-Маленга Октябрьской железной дороги, начато грузовое движение на участке Ледмозеро-Кочкома.

Построены газопровод Петрозаводск-Кондопога, терминал аэропорта «Бесовец».

Появились автомагистрали с выходом на госграницу (Вяртсиля), на Архангельскую и Вологодскую области.

Построен международный пункт пропуска «Суоперя».

Наряду с этим осуществляются институциональные преобразования. За 4 года доля предприятий с частной формой собственности перешла из преобладающей (64%) в подавляющую (более 72%), что говорит о нормальном рыночном базисе для дальнейшего роста экономики.

Более чем на 1 тысячу увеличилось количество малых предприятий по сравнению с 2002 годом. Объем произведенной малым бизнесом продукции увеличился с 7,1 миллиарда рублей в 2002 году - до 12,2 миллиарда рублей в 2005 году.

Итоги социально-экономического развития республики за 4 года свидетельствовали о том, что принимаемые Правительством РК меры в сфере экономической политики дали положительные результаты. Развитие конкурентной среды в результате перехода на конкурсную основу выделения лесных ресурсов в долговременную аренду и ряд других мер позволили наращивать объем инвестиций в лесопромышленном комплексе республики, где он увеличился в 2005 году по сравнению с 2001 годом не менее чем в полтора раза.

За 4 года в лесопромышленном комплексе были реализованы такие крупные инвестиционные проекты, как завод по производству ДСП в поселке Пиндуши, ввод 10 буммашины и реализация еще 5 проектов на «Сегежском ЦБК», ввод 10-й буммашины на ОАО «Кондопога», строительство лесопильных заводов в поселках Пяльма и Импилахти, создание производства по сборке и сервисному обслуживанию современной лесозаготовительной техники ООО «Харви Форестер».

Хорошие результаты показывал горнодобывающий комплекс. Активное вовлечение в экономическую деятельность новых месторождений строительного камня и других минералов, строительство новых производств дало реальное увеличение выпуска продукции. За 4 года завершено 7 крупных инвестиционных проектов, таких как техперевооружение ООО «Шокшинский карьер», ЗАО «Интеркамень», строительство завода «Лобское-5», реконструкция Сортавальского дробильно-сортировочного завода, разработка карьера «Райконкоски», реконструкция ООО «Пудожский карьер» и ОАО «Карелкамень». Это позволило увеличить за 4 года объем производства щебня
и гравия с 3,7 до 5,9 миллиона кубометров в год. Модернизация и реконструкция ОАО «Карельский окатыш» с учетом разработки нового месторождения позволила существенно увеличить объемы выпуска окатышей.

Привлекательным для инвестиций и развития стало такое направление, как форелеводство. Здесь объемы производства за 4 года увеличились более чем в 2 раза.

Другое перспективное направление - это развитие туризма.

Объем инвестиций в сферу туризма за 4 года увеличился в 3 раза, значительно возросли объемы туристско-экскурсионных услуг и услуг гостиниц. Главным результатом экономической политики стал рост инвестиций. Сравнивая два этапа: 1998-2001 годы и 2002-2005 годы, можно увидеть, что объем инвестиций в экономику республики увеличился более чем в 2 раза.

За 4 года рост промышленного производства и валового регионального продукта составил 136% и 123% соответственно.

Свидетельством экономического роста стало увеличение доходов бюджета. Если в 2000-2003 годах объем доходов консолидированного бюджета республики ежегодно увеличивался на 9-12 процентов, то в последние два года - уже на 23-30 процентов.

Доходы консолидированного бюджета Республики Карелия в 2005 году по сравнению с 2001 годом возросли с 6,2 до 13,8 миллиардов рублей или более чем в 2 раза.

С 2001 года объем расходов консолидированного бюджета Республики Карелия вырос с 6,3 - до 13,5 миллиарда рублей в 2005 году или более чем в 2 раза.

Наибольшую долю в расходах консолидированного бюджета республики составляли расходы, связанные с реализацией социальной политики и содержанием отраслей социально-культурной сферы, которые с каждым годом увеличивались.

На здравоохранение из консолидированного бюджета республики в 2005 году было выделено около 2,6 миллиарда рублей, что в 3 раза выше, чем в 2001 году. Расходы бюджета на образование составили в 2005 году 3,9 миллиарда рублей или на 2,5 миллиарда рублей больше, чем в 2001 году.

Доля расходов консолидированного бюджета Республики Карелия на заработную плату в 2001 году составляла 33 процента, а в 2005 году - уже 43 процента или 5,8 миллиарда рублей. Это один из самых высоких показателей среди субъектов Российской Федерации. В республике стабилизировалась ситуация с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы.

Постоянно в расходах бюджета увеличивались расходы на инвестиционные цели. С 2001 года финансирование Адресной инвестиционной программы Карелии (без дорожного строительства) возросло с 154 миллионов рублей до 496 миллионов рублей в 2005 году или в 3,2 раза.

В республике действовала республиканская целевая программа «Жилище», которая предусматривает как переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, так и государственную поддержку молодых семей, граждан, проживающих в сельской местности, нуждающихся в улучшении жилищных условий и приобретении жилья, развитие ипотечного жилищного кредитования.

Если в 2002 году государственная поддержка за счет бюджета Республики Карелия в рамках развития ипотечного жилищного кредитования была оказана 21 семье, то в 2005 году уже 444 семьям. До 2002 года такая поддержка не оказывалась.

За 4 года реально располагаемые доходы населения республики возросли на 37,1%. Реальная начисленная заработная плата за тот же период увеличилась на 52,9 %.

В рейтингах Российской Федерации по уровню социально-экономического развития Карелия поднялась с 51 на 26 место, по качеству жизни - на 31, по использованию информационных технологий - на 10.

Союз промышленников и предпринимателей(работодателей) Республики Карелия


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.237.67.179

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .