Главная 60-80-е годы XX века - период дальнейшего развития-4
60-80-е годы XX века - период дальнейшего развития-4 Печать E-mail

Предыдущую часть читать здесь

Однако вернёмся к повседневным делам Мурманского и Архангельского траловых флотов.

В 1974 году Мурманский траловый флот перевалил через 800000 тонн вылова. Этому способствовало дальнейшее освоение разноглубинного промысла мойвы и других ценных пород рыб, пополнение флота новыми судами, дальнейшее освоение новых районов промысла (к чему подталкивало ухудшение промысловой обстановки в Баренцевом море). Годовой вылов тралфлота составил 861100 тонн рыбы. По сравнению с 1973 годом он возрос на 95200 тонн.

В начале года экипажи ППР «Навигатор» (капитан Евграфов Л. В.), БМРТ-А «Каракумы» (капитан Дубовицкий) Мурманского тралового флота выступили с инициативой развернуть борьбу за достижение максимальным числом крупнотоннажных судов вылова не менее 10000 тонн в год. ППР «Навигатор» в этом году выполнил пятилетний план за 3 года 8 месяцев. Экипаж получил поздравление от Генерального Секретаря ЦК КПСС Брежнева Л. И., а 5 ноября орденами и медалями СССР были награждены 20 моряков из состава экипажа.

В этом же году увеличилась семья героев на флоте. Героем Социалистического Труда стал старший мастер по добыче рыбы РТ «Веха» Козлов В. Т., а 261 работник рыбной промышленности был награждён орденами и медалями. Орденом Ленина награждён старший мастер лова ППР «Магнит» Высоцкий Н. Г., капитан Евграфов Л. В.1 был избран депутатом Верховного Совета СССР.

В соревновании за максимальный вылов рыбы в 1974 году успеха добились экипажи:

БМРТ-А «Певек», капитан Гуринович, Архангельского тралового флота - 15200 тонн;

ППР «Магнит», капитан Баркан, Мурманского тралового флота - 14600 тонн;

БМРТ-А «Каракумы», капитан Дубовицкий, Мурманского тралового флота - 12500 тонн;

РТ «Алупка», капитан Незговоров, Мурманского тралового флота - 5000 тонн.

Евграфов Леонтий Васильевич - известный капитан Мурманского тралового флота. Долгие годы водил ППР «Навигатор» по южным морям и везде добивался успеха. Первым из группы ППР совершил рейс в юго-восточную часть Тихого океана (ЮВТО). Во второй половине 1980-х годов был начальником тралового флота. В настоящее время живёт в Севастополе.

Наступил 1975 год. Он оказался вершиной промысловой деятельности флота. Было выловлено 869750 тонн рыбы. Больше этого количества флот уже никогда не вылавливал. И, несмотря на пополнение флота новыми, более мощными судами, начался медленный спад. В последующие годы вылов колебался в пределах 700-600 тысяч тонн.

8 января, за большой вклад в развитие промышленного рыболовства, выполнение планов по вылову рыбы и выпуску рыбной продукции, Мурманский тралфлот был заслуженно награждён орденом Октябрьской Революции. Это была долгожданная награда. Было бы справедливо, если вместе с Мурманским тралфлотом получил бы награду и Архангельский тралфлот. Но, к сожалению, этого не случилось.

Вместе с награждением флота были награждены и моряки. Орденом Ленина:

Бердышевский Г. В. - капитан ППР «Прокопьевск»;

Громыко Г. С. - мастер по производству рыбных консервов РТ «Моздок».

Также награждены орденами и медалями 92 труженика рыбного хозяйства Мурманской области. (По Архангельску и Карелии не удалось собрать данных.)

Было ещё одно памятное событие в этом году. 9 мая в сквере у Дома междурейсового отдыха моряков на улице Шмидта открыли памятник в честь рыбаков и кораблей тралового флота, погибших в боях за Родину. Так было отмечено 30-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Флот начал пополняться мощными судами типа «Горизонт». Правда, головному судну не повезло. От столкновения с иностранным транспортом он затонул во время промысла скумбрии в Ла-Манше. К счастью, никто из членов экипажа не пострадал. Первым Б AT (большой автономный траулер), пришедшим в Мурманск, был «Адмирал Головко», который привёл капитан Кацалуха В. А. Тактико-технические данные этих судов: длина -111,3 метра; мощность - 2 x 3500 л. с; скорость- 15 узлов; грузоподъёмность - 2120 тонн; температура в трюмах - минус 28 °С; район плавания - неограниченный; экипаж - 100 человек.

Это были траулеры для промысла на океанских просторах. Правда, при освоении этих судов возникли проблемы с чешскими главными двигателями. Одновременно у первых «Алтаев» стал заканчиваться моторесурс двигателей, и, при отсутствии замены, суда становились на отстой. Что значительно осложняло работу флота и было одной из причин падения годовых уловов. На смену старым паровым РТ стали поступать посольно-свежьевые суда (ПСТ) кормового траления.

Состав флота в последнем году пятилетки: ППР - 19 единиц; БМРТ - 49 единиц; БМРТ типа «Алтай» - 24 единицы; РТ типа «Пионер», переоборудованные под кошелёк, - 13 единиц; БАТ -1 единица; ПСТ - 2 единицы; РТ - 71 единица. Всего 165 судов, или на 100 судов меньше, чем было в середине 1960-х годов.

Продолжается активное освоение разноглубинных тралов. Если в 1972 году ими было выловлено 57600 тонн рыбы, то в 1974 году уже 254000 тонн.

В 9-й пятилетке продолжала развиваться береговая база рыбного хозяйства бассейна. На Мурманском рыбокомбинате введён в строй коптильный завод № 2, мощностью 35 тонн готовой продукции в сутки, построен пельменный цех, построена мощная жестяно-баночная фабрика и другие объекты. На Архангельском рыбокомбинате построен главный корпус с коптильным цехом мощностью 125 тонн готовой продукции. Модернизирован ряд производств на Петрозаводском рыбокомбинате и Беломорском судорем-заводе. Всего в развитие рыбного хозяйства бассейна вложено 645 миллионов рублей. Флот «Севрыбы» пополнился 136 новыми судами.

В 1976 году началась 10-я пятилетка. Для тралового флота она ознаменовалась тем, что первый заместитель начальника флота, Зайцев Б. Г., был награждён орденом Ленина за большой личный вклад в развитие тралового промысла.

Новую пятилетку тралфлот встретил во всеоружии. Флот активно пополнялся новыми судами, уже пришли 3 БАТа типа «Горизонт» и 4 посольно-свежьевых траулера (ПТС) типа «Баренцево море». Но в следующие годы флоту пришлось пройти через очередные трудности и испытания. Это, прежде всего, было связано с тем, что в 1977 году большинство прибрежных государств ввело 200-мильные экономические зоны. В результате флот в одночасье лишился основных, наиболее продуктивных районов, в том числе у берегов западной Гренландии, моря Баффина, Лабрадора, Ньюфаундленда, северо-западной Гренландии, где было вложено много труда учёными ПИНРО, экипажами поисковых судов Северной промысловой разведки и тралового флота.

В этих районах был освоен промысел наиболее ценных в пищевом отношении видов рыб, таких как чёрный палтус, длинная камбала, глубоководный макрурус и мойва. Флоту пришлось покинуть банки в районе Новой Шотландии, а также знаменитую банку Джорджес, где флот успешно промышлял с 1961 года. Был потерян и шельф западной Африки. Шельф восточного побережья Южной Америки был закрыт раньше. Это был весьма чувствительный удар по - нашему океаническому промыслу, но, благодаря своевременно принятым мерам, катастрофа не произошла.

После введения экономических зон наиболее мощные суда западных главков «Запрыбы», «Севрыбы» и «Азчеррыбы» перешли в южную часть Тихого океана (ЮВТО) на промысел ставриды. Смену экипажей и междурейсовое обслуживание судов стали производить в Перуанском порту Кальяо, где своевременно была создана совместная компания «Совинка». Первым БАТом, который вышел на просторы Тихого океана, был «Адмирал Головко» (капитан Кацалуха В. А.).

Кроме начала работы в Тихом океане, продолжалось освоение новых районов и объектов лова в приантарктической части Атлантики. Там велись промыслы криля, ледяной рыбы. Начали ловить путассу в Норвежском море.

1977 и 1978 годы были самыми тяжёлыми для всего Северного бассейна. Ни один добывающий флот не выполнил годовой план по вылову рыбы и другим показателям, что было связано с массовой передислокацией флота и изучением других, часто слабоизученных районов.

Например, если в 1976 году Мурманский тралфлот выловил 851230 тонн рыбы, то в 1978 -только 666538 тонн, а самый низкий уровень вылова в десятой пятилетке был в 1979 году и составил всего 650719 тонн, после чего он начал медленно расти.

Вместе со снижением вылова ухудшилась пищевая ценность вылавливаемой рыбы, а отдельные виды шли только на кормовые цели. Например, криль, сайка, осенняя мойва. Поэтому качественные показатели работы флота тоже упали. Нужны были новые решения в практике промысловой работы.

В 1976 году произошла очередная реорганизация. Главное управление «Севрыба» стало Всесоюзным рыбопромышленным объединением (ВРПО). Вывеску сменили, а деятельность фактически не изменилась. Так и осталось непонятным, для чего это было сделано. Правда, произошли изменения в руководстве «Севрыбы». Быстров Ю. Н. отбыл в Москву на должность заместителя министра рыбного хозяйства.

Начальником ВРПО «Севрыба» стал Донзарезков В. И., но он вскоре заболел.

Практически всю 10-ю пятилетку промысловый флот Северного бассейна работал тяжело. Но даже в этих условиях передовые экипажи добивались серьёзных успехов, например, в районе южной части Тихого океана, куда вслед за БАТ «Адмирал Головко» отправились БАТы «Генерал Родимцев» (капитан Прутков Ю. Б.) и «Иван Сивко» (капитан Кайгородов Г. А.). Уже в 1978 году вылов ставриды в новом для мурманчан районе составил 18600 тонн. В дальнейшем все БАТы и часть судов типа «Алтай» постоянно работали в Тихом океане. Активно развивался разноглубинный лов.

Например, в 1978 году разноглубинными тралами было выловлено 384000 тонн рыбы, фактически больше половины годового улова. Получил дальнейшее развитие глубоководный лов. На глубинах более 1000 метров за год было выловлено свыше 4000 тонн. Велись поиски на глубинах от 1200 до 1700 метров. Но работа на таких глубинах не могла дать большой добавки в вылове. А сам промысел требовал солидной модернизации судов, ведущих такой вид лова. По этой причине лов на глубинах 1500-1700 метров следует рассматривать как экспериментальный.

Несмотря на все сложности, 91 судно Мурманского тралового флота выполнило пятилетний план. В 1980 году удалось стабилизировать работу всего коллектива. Вылов возрос, по сравнению с 1979 годом, на 36900 тонн. Выпуск пищевой продукции - на 50000 тонн. Передовики пятилетки: ППР МА-819 «Апатит» (капитан Цымбалюк В. М.); БАТ МА-0061 «Адмирал Колышкин» (капитаны Ртищев А. В., Шаповалов В. И.); МА-0060 «Капитан Телов» (капитаны Деликатный А. П., Богомолов С. С), а также БМРТ «Нокуев», «Серафимович», «Революция»; ПСТ-1332 «Землянск»; РТ-303.

Численный состав флота - всего 151 единица. В том числе: БАТ - 11 единиц, ППР - 19 единиц, БМРТ типа «Алтай» - 25 единиц, БМРТ - 50 единиц, ПСТ - 13 единиц, РТ - 33 единицы.

Количество судов уменьшается за счёт списания РТ, отслуживших свой срок. Одновременно со списанием судов БМРТ типа «Алтай» стали интенсивно выводиться из эксплуатации по причине выработки моторесурсов главных двигателей. Как известно, на этих судах были установлены 1000-сильные тепловодные двигатели Пензенского завода с низкими эксплуатационными данными. Ниже приводится список этих неудачных судов, принёсших много неприятностей плавсоставу обоих траловых флотов, особенно судовым механикам.

1. МБ-0110 «Алтай» - прибыл в Мурманский трал флот после «Эстрыбпрома», потому что «Запрыба» отказалась от «Алтаев»
2. МБ-0111 «Гольфстрим» - также пришёл из «Эстрыбпрома»
3. МБ-0115 «Поволжье», капитан Журавлёв В.
4. МБ-0116 «Подмосковье», капитан Брянский С.
5. МБ-0117 «Памир»
6. МБ-0118 «Эльбрус», капитан Степанов В. В.
7. МБ-0121 «Кивач», капитан Дудченко В. М.
8. МБ-0123 «Холмогоры», капитан Савельев Б. П.
9. МБ-0124 «Беломорье»
10. МБ-0125 «Березняки»
11. МБ-0127 «Нокуев»
12. МБ-0128 «Прионежье»
13. МБ-0129 «Полесье»
14. МБ-0130 «Диксон», капитан Брянский В.
15. МБ-0131 «Заволжье»
16. МБ-0132 «Закавказье», капитан Сулимов Б. К.
17. МБ-0133 «Прикарпатье», капитан Каракатенко Э.
18. МБ-0134 «Каракумы», капитан Топор Н. С.
19. МБ-0135 «Верхояны», капитан Кайгородов Г. А.
20. МБ-0136 «Волго-Балт», капитан Мочалов В. X.
21 МБ-0137 «Андрей Андреев», капитан Костенко А. П.
22. МБ-0138 «Валдай», капитан Каневский А. Н.
23. МБ-0139 «Котельнич», капитан Богомолов С. С.
24. МБ-0140 «Ржев», капитан Тишков Г. В. «Алтай» были и в Архангельском тралфлоте:
1. АБ-0112 «Хибины»
2. АБ-0113 «Карпаты»
3. АБ-0114 «Аскания»
4. АБ-0119«Певек»
5. АБ-0120«Капет-Даг»
6. АБ-122 «Амбарчик»
7. АБ-0126 «Карпогоры»

Не удалось полностью выяснить, кто из капитанов был первым на этих судах.

Ниже приводится мнение о судах типа «Алтай» известного капитана тралового флота - Гуцкалова Николая Ивановича. «Эта многочисленная серия (31 единица, № 110-140) промысловых судов - дизель-электроходов была неудачной. Они были «королями причалов». При их вводе в эксплуатацию причалы порта были забиты «Алтаями» из-за поломок главного двигателя. Они очень капризны в остойчивости («пьяные»), их не любили моряки, называя их чудаками. Они просто истребляли комсостав, особенно механиков. В дополнение к ненадёжным дизелям, очень опасны были рефустановки по причине пропуска аммиака».

Кроме «Алтаев», плавсостав Мурманского тралового флота в самом начале XI пятилетки столкнулся с проблемами чешских двигателей, которые устанавливались на БАТах. Эти двигатели оказались капризными в эксплуатации - часто выходили из строя цилиндровые втулки.

Правда, совместными с чешскими моторостроителями усилиями удалось этот дефект довольно быстро ликвидировать. А с «Алтаями» положение оказалось гораздо серьёзнее. Из-за отсутствия дизелей суда одно за другим становились в отстой. В этих условиях руководству ВРПО пришлось принимать самые решительные меры. В результате часть дизелей удалось получить в Югославии в счёт погашения задолженности перед нашей страной, партия двигателей была закуплена в Финляндии, а недостающие двигатели поставил Пензенский завод, после вмешательства Центрального правления народного контроля. Так Мурманский тралфлот решил проблему восстановления всей группы «Алтаев».

При этом следует заметить, что хотя ВРПО «Севрыба» само решило все вопросы по закупкам необходимых дизелей, но в 1983 году отвечало перед народным контролем за неудовлетворительное техническое состояние судов типа «Алтай».

Однако в умелых руках суда этого типа неплохо работали. Так, ещё в 1974 году БМРТ «Певек» Архангельского тралового флота, под командой капитана Гуриновича, выловил 15500 тонн рыбы. Когда начались кризисные явления в рыбной промышленности Северного бассейна, «Алтай» быстро были списаны. А один из них, МБА-0134 «Каракумы», сначала был разграблен на рейде порта Кальяо, Перу, а потом затоплен. Так закончилась трудная эпопея промсудов типа «Алтай».

В XI пятилетке траловые флоты вводили в строй суда этого типа, и они, с новыми силовыми установками, сыграли свою роль в выполнении планов XI и XII пятилеток.

В 1980 году опять произошла смена руководителя тралового флота. Действующий начальник флота, Манихин Ю. В., при продаже своего личного автомобиля завысил цену. Это стало достоянием гласности, и состоялось обсуждение на бюро ОК КПСС. «Мздоимец» был наказан по партийной линии и уволился из тралфлота, перейдя на работу в «Нефтегазразведку». Сейчас такой случай, наверное, вызвал бы улыбку. И спокойно прошёл бы под «флагом рыночных отношений». Но в тот период в Мурманском ОК был другой подход. Помнится, за подобное преждевременное применение «рыночных отношений» пострадал первый секретарь Мурманского горкома Борисов. Следующим начальником Мурманского тралового флота был назначен Лукьянов В. В.

Теперь, когда от событий тех лет нас отделяет более четверти века, вспоминаешь о них с гордостью и горечью одновременно. С гордостью - оттого, что довелось общаться со многими моряками-первопроходцами, профессионалами высочайшего класса, которые со спокойным достоинством шли в практически не изученные районы южной части Мирового океана и добивались успеха, невзирая ни на какие трудности.

Почти каждый рейс в эти районы был экспериментальным. Трудности подстерегали всюду. Прежде всего, капитанам судов было крайне важно обеспечить безопасность плавания, а также найти и успешно облавливать рыбу. Механикам было необходимо обеспечить устойчивую работу всей корабельной техники. Сложности были и с обработкой улова незнакомых видов рыб. И все эти трудности плавания в шестимесячных рейсах, в подавляющем большинстве, успешно преодолевались. Какого напряжённого труда и терпения требовали такие плавания от экипажей - знают только те, кто сам бывал в этих рейсах. При общении с экипажами, вернувшимися в порт, больше всего удивляло спокойствие людей. В своих плаваниях они не видели ничего героического, свою работу в тех районах считали трудной, но совершенно обычной.

Общественность страны мало знала об этих делах, ибо корреспонденты СМИ не спешили отправляться в те края, а самим морякам было не до писем и выступлений по радио и телевидению. Поэтому выдающаяся работа траловых флотов «Севрыбы» и других ВРПО так и осталась за кадром, не получив соответствующей оценки.

В частности, на Северном бассейне ни один капитан за работу в приантарктической части Атлантики и южной части Тихого океана не удостоился звания Героя Социалистического Труда! В данном случае автор делает запоздалую и очень скромную попытку задним числом воздать должное морякам траловых флотов Северного бассейна за их самоотверженный труд в южных морях Мирового океана в последней четверти двадцатого столетия.

И испытываешь неизбывную горечь оттого, что эти героические свершения неожиданно столкнулись с непреодолимыми препятствиями не где-то в океане, а у себя на Родине. Оказалось, что бороться со свирепым нравом южных морей всё-таки проще, чем с «творениями» домашних политических проходимцев и их последователей. Но это произойдёт в самом начале 1990-х годов.

Однако на протяжении десятилетия 1980-х годов Мурманский и Архангельский траловые флоты, преодолевая все трудности при освоении отдалённых, почти не изученных районов промысла, продолжали напряжённо работать. Вылов Мурманского тралового флота в этом десятилетии колебался на уровне 650000 тонн, Архангельского тралового флота - на уровне 240000 тонн. Самый высокий вылов Мурманского тралфлота за весь период его деятельности был в 1974 году, когда флот выловил 869750 тонн. В том, что достигнутая «высота» больше не была взята, сыграло свою отрицательную роль введение 200-мильных зон и дальнейшее ухудшение промысловой обстановки в Баренцевом море, а также одновременный выход из строя целой серии БМРТ типа «Алтай» по причине замены двигателей, о чём написано выше.

Между тем резкое усиление промысла в приантарктической части Атлантики южной части Тихого океана потребовало от руководства ВРПО «Севрыба» и траловых флотов максимально быстрых решений множества возникших вопросов. Прежде всего, это касалось исследований слабоизученных районов для обеспечения устойчивой работы флотилий траулеров трёх объединений: «Запрыбы», «Севрыбы» и «Азчеррыбы». Районы промысла быстро расширялись, и к концу 1980-х годов южная часть Тихого океана, от берегов Чили и фактически до берегов Новой Зеландии, оказалась в зоне деятельности нашего флота.

Остро встал вопрос с обеспечением всем необходимым работающего мощного флота и вывоза продукции. И хотя «Сев-рыбхолодфлот», главный наш перевозчик, систематически пополнялся новыми крупными транспортными рефрижераторами, он с трудом справлялся с этой работой. Одновременно ТР типа «Сибирь», когда-то являвшиеся наиболее многочисленными транспортами и пользующиеся большим спросом, теперь не могли успешно работать в таких отдалённых и тёплых по погодным условиям районах, как южная часть Тихого океана, где как раз работали наиболее мощные промысловые суда типа «Горизонт», Б-408 и частично «Алтай».

Правда, довольно быстро удалось решить проблему подмены экипажей и междурейсового ремонта траулеров в перуанском порту Кальяо и даже докования судов - в порту Чимботе - с помощью советско-перуанской компании «Совинка».

Самой сложной оказалась проблема, связанная с пищевой ценностью добываемого сырья. Если вылавливаемые в начале 1970-х годов у берегов Латинской Америки, западной Африки и в море Скотия нототения, крупный хек, скумбрия, ледяная рыба не вызывали никаких проблем с реализацией, то после введения зон ассортимент резко сократился. А часть флота стала работать на криле, который в мороженом виде шёл только на кормовые цели и на выработку муки, которая, в свою очередь, потреблялась только в птицеводстве и звероводстве. В Тихом океане добывалась преимущественно разноразмерная ставрида. Поэтому, несмотря на жёсткие требования со стороны Министерства, выполнение плана по выпуску пищевой продукции шло с большим напряжением.

Читать окончание здесь

Океанская вахта


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

35.153.39.7

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .