return_announcements(); ?>
Главная Наш надёжный причал
Наш надёжный причал Печать E-mail

Если ветеранскую организацию Северного морского пароходства можно назвать причалом ветеранов войны и труда, то строиться он начал 26 января 1958 года. Это и есть день рождения общественной ветеранской организации Северного морского пароходства.

Именно в этот день 350 ветеранов собрались в Клубе моряков (Интерклубе) на своё первое собрание. У многих ветеранов на груди ордена и медали Советского Союза, они пришли по приглашению бассейнового комитета профсоюза. Надо сказать, что Баскомфлот объединял моряков СМП, портовиков, речников, Архморпуть, береговые подразделения пароходства, обеспечивающие работу флота.

Начальник Северного морского пароходства Д.В. Дудин рассказал ветеранам о состоянии дел на бассейне, каким стало пароходство после перестройки 1934 года, какое получено пополнение флота, как работало предприятие в истекшем году и о планах на 1958 год. Он сказал, обращаясь к ветеранам: «Ваша помощь очень нужна. Вы, бывшие моряки и портовики, имеете богатейший опыт работы, желательно, чтобы своим опытом поделились с молодёжью. К нам на суда, в районы порта, на судоремонтные предприятия поступает много молодых кадров, и, если вы придёте на судно, на причал или в цех, дадите молодёжи советы, подскажете, как лучше выполнить ту или иную работу, этим вы принесёте большую пользу».

Вот такая первейшая задача ставилась перед организацией ветеранов СМП. Флот рос, кадров не хватало, поэтому использовать производственный потенциал, богатый опыт ветеранов руководство пароходства намеревалось сполна. Задачи перед морским флотом ставились большие. Предстояло уже в 1958- 1959 годах сделать его рентабельным, обеспечить во внешней торговле независимость государства от мирового фрахтового рынка. Это напрямую относилось к морякам Севера, как перевозчикам экспортных пиломатериалов. И задача была решена. В 1962 году два последних иностранных парохода с пиломатериалами покинули Игарку навсегда.

На первом организационном собрании ветеранов пароходства кочегар с большим стажем работы Симанчук сказал: «Мы, пенсионеры, можем оказать морякам большую помощь, можем сходить в рейс и на практике передать свой опыт, можем проконтролировать ход ремонта жилого фонда. Когда у нас будет Совет пенсионеров (ветеранов), он сможет наладить эту работу».
Ветеран Урпин продолжил: «У нас есть что рассказать молодым морякам о морской жизни, а такие беседы помогут им стать настоящими мореплавателями».

После бурных и деловых выступлений ветеранов начальник СМП Д.В. Дудин предложил создать при Баскомфлоте Совет пенсионеров (ветеранов) СМП. Это предложение было принято с большим воодушевлением. Собрание перешло к выборам Совета, куда единогласно избрали 19 человек: капитаны А.В. Точилов, Ф.Д. Чулков, боцман П.Д. Пехтерев, начальник заготконторы (МТО) П.В. Прокатов, пекарь А.П. Скворцова, работники Архморпути Зверев и Рачковский, портофлота - Орлов и другие ветераны.

Как член Совета ветеранов, капитан А.В. Точилов писал о себе в газете «Моряк Севера»: «Начал плавать с 1906 года десятилетним мальчишкой на тихоходном паруснике. Более 50 лет прошло с того времени - был коком, штурманом, с 1937 года до последнего времени плавал капитаном. Теперь я на пенсии. Государство, проявляющее неустанную заботу о трудящихся, обеспечило мою старость. Я получаю пенсию 1200 рублей, выражаю глубокую благодарность руководству пароходства за внимание ко мне, по мере своих сил постараюсь участвовать в жизни пароходства».

Вот такими были наши первые ветераны в составе ветеранской организации СМП!

На первом заседании Совета ветеранов было избрано бюро в составе 5 человек, в него вошли Филимонов, Прокатов, Нюхин, Точилов и Скворцова. На бюро избрали председателя Совета пенсионеров (ветеранов) Севбаскомфлота, им стал П.В. Прокатов. Члены бюро посетили руководителей морского и речного пароходства, где определились, как лучше строить работу Совета и всей организации ветеранов. Пришли к согласию, что главное внимание надо уделять воспитанию молодого поколения мореходов, передавать молодёжи свой богатый опыт, который имеет старшее поколение, прививать курсантам мореходного училища и школы любовь к выбранной профессии. В плане работы Совета было посещение судов, стоявших на ремонте, квартир пенсионеров, встречи ветеранов с молодыми моряками и даже участие в комиссии по проверке знаний судоводителей и судомехаников.

За первые два месяца работы члены Совета посетили более 40 семей наиболее престарелых своих товарищей и убедились, что они обеспечиваются дровами и получают помощь от пароходства.

Молодая ещё ветеранская организация Северного морского пароходства смело шла по непроторённому пути. Намечали и выполняли различные мероприятия, полезные для ветеранов и молодёжи пароходства. В 1958 году провели встречу ветеранов и молодёжи пароходства в клубе моряков. Встретились два поколения - старейшие моряки и речники и флотская молодёжь с судов, стоявших на ремонте. Под бурные аплодисменты присутствующих в зале места в президиуме заняли ветераны Прокатов, Нюхин, Филимонов, Починков, Скворцова, рядом с ними молодёжь - Басовкин, Большедворов. Тепло приветствовал ветеранов секретарь комсомольской организации пароходства Васильев.

Затем председатель Совета ветеранов П. В. Прокатов рассказал о тяжёлой доле моряков на флоте в прежние времена и о становлении нашего пароходства после революции. С большим вниманием слушали рассказ П.Н. Починкова о героической борьбе моряков Севера с интервентами и белогвардейцами в годы Гражданской войны. Большедворов и Басовкин, молодые штурманы, говорили о труде и жизни молодёжи пароходства. Они заверили старших своих товарищей, что не посрамят флотских традиций, будут достойно продолжать добрые дела ветеранов.

Все выступающие подчёркивали прочную связь поколений. Бывший капитан-наставник пароходства Филимонов в заключение встречи сказал: «Отрываться от коллектива мы не хотим. Нужную помощь, передачу опыта молодёжи мы наладим через наш Совет ветеранов». В завершение встречи двух поколений посмотрели кинофильм «Рождённые бурей».

Заканчивался первый год работы Совета ветеранов СМП. Можно было подводить первые итоги. Отмечалось, что Совет регулярно, один раз в месяц, собирался и обсуждал сделанное, намечал мероприятия на предстоящий месяц. Ветераны оказывали помощь в ремонте судов: они потрудились на 48 транспортах. Бывшие капитаны, старшие механики, боцманы показывали молодым, как лучше вести ремонт. Много внимания уделяли ледокольному флоту. Капитан Чулков, старшие механики Сапегин, Точилов, боцман Пехтерев по нескольку раз побывали на ледоколе № 8, буксирах «Норд», «Поной», «Геркулес», словом и делом помогая экипажам. Механик Зверев более месяца помогал в ремонте лихтера.

Совет ветеранов организовал комиссию по проверке хода строительства и ремонта жилого фонда пароходства. О выявленных комиссией недостатках сообщали начальнику пароходства и в Севбаскомфлот. А через некоторое время вновь посещали объекты и убеждались, что сделанные замечания устраняются. Таким же образом инициативные группы ветеранов проверяли готовность детских садов к зиме. И здесь выявленные недоделки и упущения были устранены. Комиссионно ветераны побывали в Торгмортрансе и заготконторе (МТО). Такие специалисты в снабженческих вопросах, как П.В. Прокатов и И.Ф. Маствилишкер помогли руководителям лучше организовать снабжение флота и береговых подразделений. Особая комиссия по просьбе пароходства проверила 280 заявлений моряков о предоставлении им расширенной жилой площади. Разбирались, посещали квартиры, объясняли, если просьбы были необоснованны.

Не забывали ветераны об организации коллективного отдыха, приходили на лекции, беседы, встречи с молодёжью, на кинофильмы и концерты.

В 1959 году в пароходстве учреждён знак «Ветеран СМП». Знак под № 1 был вручён известному на Севере капитану Ф.А. Рынцыну. Фёдор Андреевич в 1959 году вышел на пенсию, но продолжал работать внештатным капитаном-наставником.

Судьба ветерана Рынцына удивительна, достойна большого внимания. На морском флоте он с 8 лет. В 1920 году закончил морской техникум и через шесть лет стал капитаном. Он возглавлял экипажи пароходов «Роза Люксембург», «Декрет», «Мироныч» и другие. В годы Великой Отечественной войны командовал пароходом «Моссовет», памятен случай, когда в Карском море на конвой, шедший с востока, напала «волчья стая» подводных лодок. Торпеда, выпущенная в «Моссовет», чудом не дошла до его борта: на пути торпеды встал тральщик охранения, он погиб, но спас огромный «Моссовет». Капитан Рынцын видел эту трагедию, был поражён мужеством моряков маленького тральщика и его капитана. Спасать было некого.

За боевые и трудовые заслуги капитан Рынцын награждён двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны I и II степени, многими медалями. Он почётный работник морского флота, его именем назван один из теплоходов нашего пароходства.

Шли годы. В большом комплексном предприятии Северного морского пароходства развивалось ветеранское движение. Были взлёты активности, были и тихие времена. Ветеранские организации создавались во всех крупных подразделениях пароходства и объединялись под общим руководством Севбаскомфлота. Сюда входили ветеранские организации пароходства, Архмор-порта, Архморпути, Гидробазы, СРЗ «Красная Кузница», Лай-ского СРЗ, АМУ, поликлиники водников, Торгмортранса, службы МТО. Общее количество превышало 7,5 тысячи человек.

Самая многочисленная ветеранская организация была в пароходстве - сюда входили ветераны плавсостава и береговых подразделений.

Возглавила её в 1959 году Иулияния Трофимовна Климовская, как раз вышедшая в том году на пенсию. Работница отдела кадров, она знала поимённо почти всех моряков и управленцев. С 1920 года, с шестнадцати лет, начала она свой трудовой путь в пароходстве рассыльной и проработала на предприятии 40 лет. Она пользовалась огромным авторитетом и уважением в коллективе, моряки любовно называли её Ляля Трофимовна. Эта маленькая, хрупкая женщина с неутомимой энергией многие годы работала в ветеранской организации, заложила основу Музея истории пароходства. Её по праву называли живой летописью - она на память могла рассказать о судьбе того или иного судна, членов его команды, каждого моряка в отдельности. Кадры пароходства, а затем ветераны были её судьбой, её жизнью.

В 1979 году ушла из жизни Иулияния Трофимовна, но дело её продолжают активисты ветеранского движения, а старые моряки-ветераны по сей день тепло вспоминают Лялю Трофимовну. В шестидесятых годах ветеранские организации начали сливаться в одну организацию при Севбаскомфлоте. В 1968 году возглавил её Борис Архангельский, человек в пароходстве известный, многие годы проработавший на судах старшим механиком, имевший большой опыт общественной работы. В 1972 году в Архангельске прошла первая бассейновая конференция ветеранов Северного морского пароходства. На конференции приняли Положение о ветеранской организации, избрали Совет, в который вошли И.Т. Климовская, И.П. Хабаров, В.В. Глотова. Председателем Совета стал Борис Архангельский. Основной задачей работы организации было объединение работников, вышедших на пенсию, привлечение их к общественной жизни, оказание посильной помощи предприятию. Активность ветеранов росла, они участвовали во встречах с молодёжью, в проведении различных встреч и вечеров, в организации досуга. И в итоге на одной из отчётных конференций работа ветеранской организации была признана не банально «удовлетворительной», а единогласно «хорошей».

В 80-е годы бассейновой ветеранской организации не стало, в каждом подразделении пароходства образовалась своя организация.

1 ноября 1986 года представители ветеранов от всех организаций создали объединённый Совет, на который возложили руководство всеми ветеранскими организациями пароходства. В ноябре 1987 года состоялась первая конференция ветеранской организации Северного морского пароходства. Было избрано 450 делегатов от всех первичных организаций. На повеетке стоял вопрос об организационной структуре ветеранской организации Севморпароходства. На этой конференции было закреплено создание Общественной организации ветеранов войны и труда Северного морского пароходства, утверждено Положение об объединённом Совете и его составе. Членами первого Совета были избраны В.Н. Байков, Л.И. Девиченский, И.А. Шерстобитов, Е.В. Деревнин, П. Багрецов, П.Е. Капустин, Б.В. Халтурин, Г.Г. Суханов, Т.В. Яковлева, А.Г. Спиров, А.В. Коптяков, Р.Д. Фомина, И.П. Музалевский и другие товарищи. Председателем объединённого Совета единогласно был избран Борис Викторович Халтурин, занимавший этот пост в течение 17 лет.

Б.В. Халтурин добросовестно, на общественных началах с полной отдачей знаний и опыта выполнял нелёгкую работу председателя. Благодаря принципиальности, твёрдости в отстаивании своих взглядов, организаторским способностям Б.В. Халтурин укрепил организацию, создал боевой актив ветеранского движения. На своих заседаниях Совет ставил и решал конкретные задачи - защита экономических интересов и социальных гарантий ветеранов, оказание помощи больным и нуждающимся. Постоянно велась работа по патриотическому воспитанию молодёжи.

К 1990 году была решена важнейшая социальная задача: все участники Великой Отечественной войны из пароходства и его подразделений были обеспечены благоустроенным жильём и телефонами, улучшено медицинское обслуживание ветеранов.

Активно работали ветераны в обществе «Знание», выступали с беседами и лекциями в школах города, в АМУ. Имя ветерана А.И. Павлова было занесено на Доску почёта «Лучшие лекторы Архангельской области».

Первичные организации, Совет ветеранов работали по планам, привлекая многочисленный отряд актива обеспечивали выполнение своих основных задач.

С началом перестройки в стране произошли большие перемены и в пароходстве. Ветераны воспринимали эти процессы как мероприятия по улучшению экономической, политической, социальной работы, направленной на повышение жизненного уровня народа. А на деле всё обернулось распадом СССР, утратой моральных и материальных ценностей и социальной защиты людей труда. Особенно пострадали пожилые люди и молодёжь. Из состава пароходства и ветеранской организации вышли все порты, СРЗ, Торгмортранс и другие организации.

Усилиями ветеранов в составе организации остались ветераны ликвидированных подразделений пароходства. СМТС, СМУ, детских учреждений, радиоцентра, БТО, ВОХР, АСПТР, техфлота.

В целях сохранения состава ветеранской организации была организована инициативная группа. В неё вошли Б.В. Халтурин, В.Н. Байков, Л.И. Девиченский, И.А. Шерстобитов, П.Е. Капустин. Они разработали и утвердили на очередной конференции Устав ветеранской организации, зарегистрировав его в Управлении юстиции области в 1993 году. Тем самым были сохранены в составе ветеранской организации ОАО «СМП» десять первичных организаций подразделений.

Устав определил организацию работы, органы управления, порядок постановки на учёт ветеранов и т. д. Высший орган - конференция ветеранской организации, в период между конференциями - Совет ветеранов.

В основу работы ветеранской организации положена программа «Забота», позднее - «Старшее поколение ОАО "СМП"». Реализация этой программы является целью деятельности первичных организаций и в настоящее время.

Все ветераны сохраняют статус члена трудового коллектива, являясь членами профсоюза. Многие ветераны - акционеры ОАО «СМП» - принимают участие в собраниях акционеров.

Руководство ОАО «СМП», профком РПСМ, фонд социальной поддержки моряков оказывают материальную, моральную и организационную поддержку, регулярно встречаются с ветеранами, участвуют в работе конференций и Совета ветеранов.

Совет ветеранов ОАО «СМП» ведёт распределение и учёт благотворительной помощи, оказывает поддержку больным и нуждающимся, чествует ветеранов-юбиляров с вручением поздравлений и благотворительной помощи.

В 2003 году состоялась очередная отчётно-выборная конференция ветеранской организации ОАО «СМП», на которой Б.В. Халтурин попросил освободить его от обязанностей председателя в связи с ухудшением состояния здоровья. Конференция удовлетворила просьбу Бориса Викторовича, поблагодарила его за неоценимый вклад в ветеранское движение, за труд в ветеранской организации пароходства. Был избран новый состав Совета на очередной период деятельности Общественной организации. Председателем единогласно назван Борис Иосифович Карпов, ранее работавший председателем первичной ветеранской организации Базы технического обслуживания флота пароходства. 17 ноября 2005 года делегаты отчётно-выборной конференции подтвердили полномочия председателя Совета, дав хорошую оценку работе за отчётный период.

На конференции в состав Совета избраны следующие ветераны:

1. Ананьин Виталий Михайлович - председатель комиссии по социальным вопросам.
2. Дядий Геннадий Гаврилович - председатель ПВО плавсостава.
3. Давыдов Александр Михайлович - председатель ПВО АСПТР.
4. Дерягин Виктор Николаевич - председатель первичная ветеранская организация техфлота.
5. Жданова Светлана Александровна - председатель культмассовой комиссии.
6. Карпов Борис Иосифович - председатель Совета ВО ОАО «СМП».
7. Микин Евгений Владимирович - заместитель председателя Совета.
8. Музалевский Иван Петрович - председатель ПВО СМУ.
9. Перов Николай Иванович - заместитель председателя ПВО плавсостава.
10. Постников Георгий Яковлевич - председатель ревизионной комиссии.
11. Павлов Андрей Иванович - пресс-секретарь.
12. Сапегина Вера Николаевна - председатель ПВО ВОХР.
13. Спиров Афанасий Гаврилович - председатель ПВО СМТО.
14. Фомина Роза Дмитриевна - председатель ПВО по работе с детскими учреждениями.
15. Халтурин Борис Викторович - председатель комиссии по работе с молодёжью.
16. Хвиюзова Клавдия Павловна - председатель ПВО радиоцентра.
17. Хондаченко Валерий Григорьевич - председатель ПВО БТО.
18. Яковлева Татьяна Васильевна - председатель ПВО управления.

Общественная ветеранская организация ОАО «СМП» среди многих некоммерческих общественных организаций России занимает определённую социальную нишу. Сюда приходят ветераны (пенсионеры) пароходства, чтобы встать на учёт, обращаются с различными просьбами, с заявлениями на оказание посильной благотворительной помощи, на выделение путёвок в санаторий-профилакторий «Меридиан». Один раз в месяц Совет ветеранской организации собирает ветеранов-юбиляров для чествования и вручения благотворительной помощи.

Ветеранская организация является связующим звеном между ветеранами и акционерной судоходной компанией - правопреемницей Севморпароходства, в котором многие проработали всю свою жизнь.

На октябрь 2006 года численность ветеранской организации составляла 2220 человек. Среди ветеранов есть замначальника пароходства, руководители различных служб, капитаны, старшие механики, штурманы, механики, мотористы, матросы, работники других профессий.

По функционально-производственному принципу в ветеранскую организацию пароходства входят 10 первичных ветеранских организаций со своими председателями и советами. Так, например, Совет ветеранов плавсостава объединяет 1035 человек и делится на 40 групп, которыми руководят старшие групп. Они ведут учёт ветеранов, общаются с ними, посещают на дому, передают в Совет их просьбы и заявления.

Для улучшения работы старших групп всей ветеранской организации Совет принял «Положение о старшем группы». Положение было распечатано и вручено каждому старшему группы вместе с папкой для документов.

Для связи с ветеранами в помещении организации установлено дежурство по вторникам членов Совета, а по пятницам - председателей и старших групп первичных организаций.

Статистический учёт ветеранов компьютеризирован собственными силами организации при техническом и программном обеспечении работниками управления связи и информатики. Ввод анкетных данных в компьютерную базу и получение всякого рода распечаток выполняет ветеран Н.М. Семёнова, списки ветеранов корректируются один раз в год, в январе.

Виды получаемых распечаток:

- поимённый список ветеранов с основными данными (дата рождения, адрес, телефон, трудовой стаж и т. д.);
- учёт ветеранов по льготам;
- списки капитанов и старших механиков;
- списки участников ВОВ, Северных конвоев, тружеников тыла, инвалидов ВОВ и труда, почётных работников МФ и т. д.

При Совете ветеранов функционируют общественные комиссии:

- организационно-методическая, председатель Е.В. Микин;
- социально-экономическая, председатель В.М. Ананьин;
- культурно-массовая и по работе с молодёжью, председатель С.А. Жданова;
- военно-патриотическая, председатель А.Г. Спиров;
- пресс-секретарь А.И. Павлов.

Наши ветераны возглавляют созданные при городском Совете ветеранов общественные организации:

- ветеранов войны Краснознамённого Северного флота - И.П. Музалевский;
- клуб «Братство Северных конвоев» - Е.В. Деревнин, А.Я. Еремеев;
- «Дети, опалённые войной» - С.Н. Лебедев;
- Областная общественная организация жертв политических репрессий «Совесть» - Ю.А. Будиев.

Для полноценной работы ветеранской организации руководство ОАО «СМП» предоставило помещение, телефон. Профком РПСМ и ФСПМ выделили средства на приобретение компьютера, телевизора, множительной техники, магнитофона. В 2004 году силами пароходства проведён ремонт помещения. А силами и выдумкой самих ветеранов помещение было благоустроено, стены украшены картинами, подаренными сыном ветерана, художника Р.А. Кунникова. Актив сделал всё для того, чтобы ветеранская комната была красивой, уютной, гостеприимной. Сюда ветераны собираются на чаепития, чествования своих товарищей-юбиляров.

За последние годы члены нашей организации, благодаря активной работе председателя культмассовой комиссии С.А. Ждановой, стали чаще посещать разные культурные мероприятия, концерты, музеи города. Организовывались поездки на базу отдыха «Беломорец», а вечера-встречи с руководством пароходства и общественными организациями в честь Дня Победы проходят всегда на высшем уровне.

В 2006 году были организованы две выставки под названием «Тепло твоих рук», где были представлены работы ветеранов-умельцев. Совет достойно оценил это новшество, наградив участников и организаторов выставки почетными грамотами и благодарностями.

Ветераны XX века


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.83.32.171

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .