Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 

Главная Идти вперед по пути перемен
Идти вперед по пути перемен Печать E-mail

Пребывание М.С. Горбачева в Мурманске

Борис Феоктистович Сафонов, Александр Иосипович Шабалин, Виктор Николаевич Леонов... Имена всех Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда вывешены на ярких транспарантах вдоль центральных улиц Мурманска.

В истории Мурманской области немало героических страниц. Борьба против иностранной интервенции и белогвардейщины в гражданскую войну, освоение Северного морского пути и создание горно-металлургической базы на Кольском полуострове в тридцатые годы, защита советского Заполярья от вражеского нашествия в Великую Отечественную...

А разве сегодняшние походы могучих атомоходов «Арктика», и «Сибирь» к Северному полюсу не сродни славным подвигам? В студеном море повседневное рабочее место тысяч мурманчан — моряков и рыбаков, несущих вахту вдали от родных берегов, геологов, нефтяников, газовиков, вышедших на полярный шельф. В Мурманске постоянно прописаны суда крупнейшего в стране объединения «Севрыба», дающего почти пятую часть общесоюзного улова. Здесь же — центральная база ледокольного флота.

В беседах с мурманчанами Генеральный секретарь ЦК КПСС интересовался не только тем, как работается им в море, но и тем, что ожидает рыбака, моряка, полярного исследователя на берегу, в родном городе. Человек с его реальными интересами и заботами — в центре нашей экономической политики и хозяйственной практики, подчеркивал М. С. Горбачев. Мы не до конца еще раскрыли возможности социализма. Надо создать мощную систему мотивов и стимулов, побуждающих всех работников добросовестно выполнять порученное дело. В нынешней ситуации особенно нетерпима пассивность тех руководителей, которые не используют открывшихся возможностей для решения социальных задач.

М. С. Горбачев осмотрел новые жилые микрорайоны.

Специалисты «Мурманскгражданпроскта» создали типовые проекты крупнопанельных домов северной серии 93-М. Они хороши тем, что приспособлены к специфическим местным условиям, климату. Недостаток природных красок, растительности компенсируется яркой расцветкой панелей, орнаментами.

М. С. Горбачев осмотрел квартиры высотного жилого дома новой серии. Вот-вот сюда въедут новоселы. И порадуются, конечно. Высокие потолки (до трех метров), большие кухни, просторные коридоры с сушильными шкафами и, наконец, непромерзающие трехслойные окна.

Трудно с жильем в Мурманске, но надо и количество наращивать, в качество жилья для северян улучшать. А главное — расширять мощности местной домостроительной базы.

— Городу уже стало тесно на берегу Кольского залива, поэтому мы вынуждены отвоевывать места для новых жилых кварталов на высоких каменистых гребнях сопок,— рассказывал начальник областного отдела по делам строительства и архитектуры И. Неруш.— Архитекторам, проектировщикам, строителям пришлось много потрудиться, чтобы высотные микрорайоны были такими же удобными, как и равнинные...

Но часть новых улиц застраивается зданиями устаревших проектов. Почему? Мурманский домостроительный комбинат медленно ведет реконструкцию и техническое перевооружение своего производства. Чтобы к 2000 году обеспечить каждого мурманчанина отдельной квартирой, надо ежегодно вводить не менее 320 тысяч квадратных метров жилья, строится же пока в два раза меньше. В очереди на квартиры стоят десятки тысяч семей. Ощущается дефицит в детских учреждениях. Нет в городе и хорошего концертного зала. Перегружены больницы, поликлиники, гостиницы.

Для решения жилищной проблемы важно не только сооружение новых домов, но и рациональное использование существующих. Должного порядка в этом деле пока нет. Выборочная проверка обнаружила свыше двухсот квартир и трехсот комнат, где никто не живет. Более пятисот квартир занято под различные конторы, ведомственные гостиницы и даже склады.

Слабо еще используются такие апробированные во многих районах страны «ускорители» решения жилищной проблемы, как кооперативное строительство, хозспособ, молодежные строительные кооперативы.

— У нас почти все жилье сосредоточено в руках одного хозяина — управления капитального строительства,— поясняет председатель Мурманского горисполкома В. Горячкин.— Это удобно, устраняются ведомственные барьеры. Однако в последние годы вклад Министерства рыбного хозяйства СССР, Министерства морского флота СССР, Министерства путей сообщения и других ведомств в строительство жилья, социальных объектов значительно сократился.

М. С. Горбачев посетил атомный ледокол «Россия».

Его экипаж, возглавляемый капитаном Героем Социалистического Труда А. Ламеховым, получил современное судно, оснащенное по последнему слову науки и техники.

— «Россия» — самый мощный, самый быстрый ледокол. Очень эффективен пневмообмыв в борьбе со снегом и льдом,— говорил мастер-электрик В. Лешин. — Условия жизни для людей на судне неплохие.

— Мы добились того, что и на самой сложной водной магистрали — Северном морском пути — транспортные суда стали вслед за нами ходить, можно сказать, по расписанию,— рассказывал капитан Анатолий Алексеевич Ламехов.— Это стало возможным благодаря пополнению флота атомными судами специальной арктической серии.

Путь грузов для жителей побережья Сибири и Чукотки через Мурманск стал чуть ли не втрое короче традиционного — через дальневосточные порты, куда их везут почти через всю страну. Тесные деловые связи установились у мурманских докеров и моряков с коллективом Норильского горно-металлургического комбината — главного их арктического партнера. Горняки приняли участие в развитии материальной базы Мурманского порта, выделив ассигнования на строительство здесь механизированного комплекса и двух крупных складов. В свою очередь пароходство создало сквозные бригады, которые обеспечивают приемку и передачу грузов в Мурманском порту и в Дудинке, освободив от этой работы экипажи судов. Новшество сразу же обеспечило морякам экономию времени на погрузо-разгрузочных операциях, за счет чего стало возможным в каждую навигацию делать на этой линии два-три сверхплановых рейса крупнотоннажного судна. К сожалению, получатели грузов в восточном секторе Арктики не идут на такое содружество с моряками, а подчас и подводят их. Особенно на перевозке овощей и фруктов.

Именно так случилось в ходе нынешней овощной кампании. Как известно, из-за плохих погодных условий она началась с опозданием на две недели. Стремясь хоть как-то наверстать упущенное, моряки и портовики Мурманска старались ускорить обработку каждого судна, каждого состава с этой скоропортящейся продукцией. Досрочно ушло и последнее судно с овощами для жителей Колымы — теплоход «Капитан Данилкин». На проводку его через льды экипажам атомохода «Сибирь» и линейных ледоколов потребовалось всего семь суток. Это рекордное для арктических перевозок время. Но все усилия портовиков и моряков свели на нет сами хозяева груза — управление «Колымторг».

Несколько суток держали они теплоход на рейде, да и, приступив к разгрузке, не слишком торопились.

— Мурманское морское пароходство с января нынешнего года перешло на полный хозрасчет и самоокупаемость,— рассказывал начальник пароходства В. Белецкий.— Не все еще почувствовали вкус к работе по-новому. Складывается впечатление, что вопросами экономики, проблемами перестройки хозяйственного механизма у нас в основном занимаются экономисты. А ведь это дело общее! Пока же многие отделы, службы, да и некоторые руководители по-прежнему ползут по рельсам старого, консервативного пути. Не перестроили полностью свою работу береговые подразделения флота. В то же время многие проблемы моряков выходят за рамки компетенции руководителей пароходства. На год предприятие планирует 109 миллионов рублей прибыли, но только 23 миллиона остаются в распоряжении коллектива — все остальное изымается. В ходе беседы Генеральный секретарь ЦК КПСС обратил внимание собравшихся на то, что социально-экономическая перестройка, идущая в стране,— процесс необратимый. Нельзя допускать извращения политики партии. Главный вопрос — как на социалистической основе создать более мощные, чем при капитализме, стимулы экономического, научно-технического и социального прогресса, как наиболее эффективно соединить плановое руководство с интересами личности и коллектива.

Многое уже сделано для советского человека, отмечал в ходе бесед с рабочими М. С. Горбачев. Мы гордимся высоким уровнем его социальной защищенности. Это то, что делает социализм социализмом, строем трудящихся и для трудящихся. Но основой материального и морального положения личности в социалистическом обществе должен быть труд. Добросовестный, творческий труд. Талант, реальный вклад человека в общее дело нужно всемерно поощрять. Соответственно должна оцениваться и пассивность, бездеятельность, низкая культура труда, антиобщественные проявления.

Генеральный секретарь ЦК КПСС побывал в производственно-техническом объединении «Севтехрыбпром», где ознакомился с комплексно-механизированной линией по изготовлению пресервов, универсальной машиной для разделки различных сортов рыбы, автоматизированной системой управления коптильной печью...

— Мы не уступаем капиталистам в технических идеях, а иногда и впереди идем,— рассказывал главный инженер ПТО «Севтехрыбпром» Н. Глазунов.— Но как дело доходит до воплощения идей в металле, тут проблема — не хватает комплектующих изделий, коррозионно-стойких материалов, пластмасс... Вот во что превратилась наша машина, проработавшая на судне в промысловых условиях всего полгода. Она полностью проржавела. Если эту и другие наши проблемы решить быстро и по-деловому, страна получит немало дополнительной продукции.

Генеральный секретарь ЦК КПСС возложил цветы к памятнику В. И. Ленину, осмотрел мемориальный комплекс и возложил венок к памятнику защитникам советского Заполярья.

А. МИНАЕВ, А. ЧЕРНЯК, Г. ЯСТРЕБЦОВ. (Спец. корр. «Правды»).

г. Мурманск

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА 


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.81.195.240

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD