Атомный ледокол «Вайгач» вернулся в Мурманск из Финского залива и вновь отправился в поход |
22-04-2011 15:09:44 Впервые в истории российский атомоход занимался проводкой судов вне Арктики. За полтора месяца ледокол «Вайгач» вызволил из ледового плена почти 300 торговых судов, скопившихся в Финском заливе.Тяжелые льды двухметровой толщины сковали Финский залив из-за аномальных холодов этой зимы. Специалисты говорят, что такое там случается раз в 5-7 лет. Имеющиеся на Балтике дизельные ледоколы «Росморпорта», конечно выводили суда на чистую воду, но очень медленно и по несколько штук. В итоге в заливе скопились сотни кораблей – от огромных танкеров до мелких балкеров. Говорят из-за этого «Роснефть» даже прекратила на время поставки нефти по трубопроводу к своим наливным терминалам. Пока сложно понять, почему «Росморпорт» не смог спрогнозировать ситуацию заранее, не доводя её практически до коллапса. В итоге пришлось вмешаться министерству транспорта. Видимо от безнадёги оно решилось на небывалый ранее шаг - вызвало на Балтику атомный ледокол. Выбор пал на ледокол «Вайгач», потому что он был создан, что бы работать в мелких морях, и как раз вернулся в Мурманск из устья Енисея. Корабль должен был встать на плановый ремонт, но вместо этого рванул на Балтику.Заметим, когда в Охотском море замерзли несколько рыбацких судов и два дизельных ледокола не могли их вызволить несколько месяцев, атомные ледоколы туда не вызывались. Хотя они решили бы проблему за пару суток – заявляло тогда руководство «Атомфлота». Видимо всё дело в цене вопроса. Ведь в Финском заливе скопились суда, везущие на продажу тысячи тонн нефти, леса и других природных богатств, торговля которыми является важнейшим источником пополнения госбюджета и частных капиталов. На сегодняшний день грузопоток через балтийские порты достиг 160 миллионов тонн в год. Это половина российского экспорта! Так что нет ничего удивительного в том, что российские власти бросили в бой свой последний козырь. Получив приказ идти не мешкая, «Вайгач» дошел в Финский залив за 5 дней, хотя обычное торговое судно идет туда из Мурманска 10 суток. К его прибытию там скопилось уже 150 судов.- Большое скопление судов было в принципе единственным трудным фактором. Мы работали круглосуточно, пробивали каналы для караванов. Сжатия льдов нас не тормозили. В самом длинном караване было 8 стотонных танкеров и ещё порядка 20 других судов. Он растянулся на 17 миль. Претензий к нам не было, только одни благодарности - рассказал на пресс-конференции капитан атомохода Александр Скрябин. Выводимые суда были абсолютно не готовы к ледовому плену. Некрашеные корпуса тормозили движение по пробитому каналу, малые мощности двигателей не давали развивать нужную скорость. И самое главное - экипажи не имели опыта плавания во льдах, а работа эта ведь очень специфичная. Но в итоге мурманчане добивались от них слаженности действий. По словам главного механика атомохода Сергея Мустафина, проводка такого количества судов вызвала перерасход ядерного топлива. Такое случилось второй раз в истории корабля. Однако, это ни как не повлияло на работу реактора. Сбоев не было. Более того – реактор был загружен только на 60% мощности. - «Вайгач» мощнее любого дизельного ледокола в 2-3 раза, поэтому способен развивать во льдах небывалую для них скорость.А ведь чем быстрее корабль уйдет чистую воду, тем меньше убытков понесут хозяева, - отметил генеральный директор предприятия «Атомфлот» Вячеслав Рукша. – Дизельные ледоколы «Росморпорта» явно не справляются с современными задачами. Так что можно ожидать, что в ближайшие годы нам придется там присутствовать. «Росморпорт» не раз продлевал аренду "Вайгача", желая оставить его на Балтике и дальше. Но «Атомфлот» отозвало его домой, так как судну необходимо было пополнить запасы провизии, сдать на утилизацию мусор и бортовые воды. Проблема в том, что для этого надо зайти в порт, а атомные ледоколы имеют право на швартовку только в гаванях российской Арктики. - После успешной работы «Вайгача» на Балтике всё измениться, - отметил Вячеслав Рукша. - Уже решается вопрос о получении разрешения на вход в порты Финского залива. Для атомоходов там не надо создавать специальные условия. Мусор и бортовые воды не несут никакой опасности. Последние слова директора явно предназначались некоторым российским экологам, которые возмутились появлению «Вайгача» на Балтике. - Было смешно читать на некоторых сайтах, что если из трубы ледокола идет дым, то это из него вылетает радиация, - веселился Вячеслав Рукша. - По пути в Балтийское море и обратно мы не встретили акций протеста «зеленых». Хотя и ожидали нечто подобное – признался капитан атомохода Александр Скрябин. – Над нами только летали натовские разведчики. Но это обычное дело. Махали крыльями и улетали. Каждый делает свою работу. - После событий в Японии мы провели внеплановую проверку систем безопасности энергетической установки, - поддержал своего капитана Сергей Мустафин. – Никаких отклонений не нашли. И так выполнив свою миссию, «Вайгач» 16 апреля вернулся в Мурманск. Пару дней на отдых и опять выход в море. На этот раз его арендовали газовики для проводки судов, обеспечивающих строительство завода по сжижению газа на полуострове Ямал. Поэтому «Вайгач» спешно ушел в Обскую губу. - Начинается развиваться проект Ямал - СПГ, и первое в этом году судно-снабженец будет нами проведено и поставлено на ледовый причал для получения грузов. Я надеюсь, что уже скоро эта работа будет носить постоянный характер, – заявил директор. - Проект должен уже в 2015 году дать первый сжиженный газ и в целом грузопоток порядка 5 миллионов тонн. По мнению моряков Атомфлота, ледовые коллапсы в Финском заливе и Охотском море доказывают, что атомные ледоколы непременно будут нужны России не только в Арктике. Правда они стареют, а на строительство новых деньги так и не найдены. Видимо Росатому важнее побыстрей настроить плавучих атомных станций, распихать их по всему миру и ждать потоки прибыли.Алексей Павлов, 22/04-2011 https://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2011/1303461427.39
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4605 |