Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 

Главная Мурманская судоверфь
Мурманская судоверфь Печать E-mail

Постановление Совета Министров СССР от 04 января 1965 г., № 2, «О развитии судоремонтной базы и обеспечения ремонта судов рыбной промышленности и морского флота в 1966-1970 г.г.» сыграло значительную роль в ускорении реконструкции судоремонтных мощностей Северного рыбопромышленного бассейна, в интенсификации деятельности судоремонтных предприятий.

Главк «Севрыба» во исполнение этого постановления разработал свои предложения по развитию судоремонтных предприятий в Мурманске, в частности Мурманской Судоверфи, СРЗ № 2 на Абрам-мысе, а также в Архангельске и в Карелии.

Мурманская Судоверфь должна была до 80 года специализироваться на выполнении всех категорий ремонта судов с доковым весом 800-2000 т и текущего ремонта судов с доковым весом до 10 000 т, приписанных к рыбным портам Северного бассейна. Мурманская Судоверфь после её реконструкции должна была ремонтировать все типы судов, приписанных к портам Северного бассейна: от буксира, СРТ до плавбазы типа Б-64.

Выполняя все виды ремонта судов бассейна, Судоверфь, после её реконструкции, должна была стать базовым предприятием, способным оказывать другим судоремонтным предприятиям помощь в доковании судов, ремонте всех видов дизелей, специальных работах (металлизация, цинкование, снабжение цельным чугунным литьём, изготовление топливной аппаратуры и др.). А также в развитии широких производственных связей с другими судоремонтными и машиностроительными предприятиями для получения фирменных запчастей, стального литья и др.

Исходя из указанных задач, коллективом нашего генерального проектировщика - Ленинградского отделения института «Гипрорыбпром»  (директор Щеряев М.М., гл. инженер проекта Гушанский М.Е.) был разработан уточнённый проект реконструкции Мурманской Судоверфи. В последствии, в ходе строительства предприятия, проект реконструкции уточнялся, усложнялись задачи по технологии и оснащению, в т.ч. за счёт применения более производительного современного оборудования. Например, станков с числовым управлением, оборудования с большой точностью обработки для изготовления топливной аппаратуры, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, в частности, организации цеха по изготовлению промыслового снаряжения, создания производства нестандартизированного оборудования и др.

Таким образом, после окончания реконструкции годовой выпуск валовой продукции Судоверфи должен был стать 65,8 млн. руб., в т.ч. судоремонтной продукции - 57,8 млн. руб. или прирост намечался в 40,3 млн. руб. На Судоверфи должны были работать 5875 человек, в т.ч. в инженерно-техническом корпусе - 805 человек.

Выполнение значительного объёма строительно-монтажных работ потребовало привлечения дополнительных сил строителей. В реконструкции Судоверфи участвовали два генеральных подрядчика: трест «Мурманскпромстрой» Главмурманскстроя и трест «Мурманскморстрой» Минстроя СССР, так же большое число специализированных субподрядных организаций. Одновременно со строительством новых проводился большой объём работ по реконструкции и капитальной перестройке цехов, возведённых ещё до войны 1941-1945 г.г. И во многих случаях - замена номенклатуры выпускаемой в них продукции, расширение производственных и бытовых площадей, мероприятий по охране окружающей среды и т.д.

В 1963-1964 г.г. был проведён большой комплекс капитально-восстановительного ремонта и расширение уникального судоподъёмного слипа. В сложнейших геолого-гидрологических условиях был почти вновь построен наклонный слип, общей производственной площадью в 30 тыс. м2. Была увеличена грузоподъёмность слипа, после реконструкции стало возможным поднимать суда с доковым весом до 1000 тн, вместо 800 тн. Количество стапельных мест увеличилось с 8-ми до 12-ти. На всех эстакадах были установлены грузоподъёмные краны.

Много энергии, находчивости и знаний вложил в реконструкцию слипа начальник Главка «Севрыба» Филиппов А.И. Он, несмотря на колоссальную занятость, почти ежедневно бывал на стройке, помогал советом, специалистами, транспортом, материалами. Вели работы рабочие и ИТР СМУ-1 треста «Мурманскпромстрой».

В 1965 г. вступил в строй слиповый цех общей производственной площадью 5400 м2. Цех непосредственно примыкал к слипу и по своей оснащённости (станочному парку и участкам сварочных и других корпусных работ) способен был выполнить почти весь комплекс слиповых работ.

При проектировании объектов Мурманской Судоверфи был принят метод крупного блокирования цехов, объединённых общей или смежной технологией ремонтных работ. Такое проектное решение давало возможность уменьшить занимаемую площадь территории, избежать лишних межцеховых перевозок, иметь общие заготовительные, окрасочные, сушильные, складские и другие цеха и участки, снизить протяжённость внешних инженерных сетей и пр. По этому принципу первенцем на Судоверфи строился «Блок деревообрабатывающих цехов», который был введён в строй в 1964 г. В здании общей площадью 9519 м2 были размещены все цеха, связанные с применением дерева. С испытательным бассейном, сушильными камерами для дерева, покрасочным цехом, где производились все виды ремонта шлюпок и спасательных средств, так же подготовка деталей и проведение работ по замене и ремонту внутренней судовой обшивки, палубы и пр. Был даже участок по изготовлению мебели ширпотреба (кухонная мебель, мебель для детских садов и др.).

«Блок механомонтажных цехов» (ныне цех № 1) был задуман как ведущий в технологической цепочке ремонтных работ. В одном громадном корпусе размером 288x72 м (4 пролёта по 18 м) с 3-х этажной административно-бытовой пристройкой размером 288x12 м разместились: слесарно-сборочный цех, моечная, арматурный цех, покрасочные, складские и другие участки и цеха, станочный парк в сотни станков, в т.ч. уникальные станки, обеспечивающие обработку крупных деталей всех видов двигателей, гребных валов и винтов. Пролёты оснащались мостовыми кранами грузоподъёмностью от 5-ти до 20-ти т. и настенными грузоподъёмными устройствами. В этом же цехе разместилась ремонтная служба Судоверфи, обновлённая станочным парком оборудования. Производственная площадь цехов и их оснащённость после завершения строительства создали возможность выпускать судоремонтной продукции на сумму около 10-ти млн. руб. в год. Блок цехов строился тремя очередями: первая очередь (144x72 м) была введена в 1967 г., вторая (72x72 м) - в 1969 г., третья (72x72 м) -1972 г.

В конце декабря 1967 г. по окончании строительства Блока механомонтажных цехов был собран торжественный митинг, на котором начальник СМУ-1 Веллер Б.Н. торжественно передал начальнику цеха Костину М. символический ключ от цеха. Кроме того, в стену цеха был заложен латунный пенал с письмом-обращением. Ниша была закрыта чугунной плитой, на которой выбиты следующие слова: «Здесь в декабре 1967 года в честь 50-тилетия Советской власти замурована капсула с текстом обращения комсомольцев и молодёжи к судоремонтникам 2017 г.»

Административно-бытовая пристройка общей площадью 5184 м2 вводилась в эксплуатацию вместе с вводимыми мощностями. В пристройке на 3-х этажах размещались бытовые помещения и службы в соответствии с нормами, столовая на 200 посадочных мест, медпункт, инженерные службы Судоверфи и ЦПКТБ.

В южной части Судоверфи разместился Блок корпусных (впоследствии - доковых) цехов. Здание блочное, с перекрытиями из облегчённых металлоконструкций (новинка в капитальном строительстве в те годы!). Строилось здание также в три очереди. Ещё до ввода в эксплуатацию первой очереди блока, в 1975 г. вступил в строй бытовой корпус этого блока цехов. В здании разместились бытовые помещения будущих цехов, заводская лаборатория, столовая на 250 посадочных мест.

1-ая очередь Блока корпусных цехов была введена в эксплуатацию в 1976 г. В ней разместились участок по горячей оцинковке труб и крупных деталей (для нормальной работы участка в ванне для цинкования пришлось растопить свыше 30 тн. цинка!) и цех по гальваническому покрытию защитными и декоративными металлами изделий и деталей, применяемых в судостроении и судоремонте.

2-ая очередь - трубопроводные цеха и связанные с ними участки -была введена в эксплуатацию в 1978 году, а 3-я очередь - цеха и участки по механической обработке деталей и доково-сварочных корпусных работ - была введена в эксплуатацию в 1985 г.

Общая площадь Блока корпусных цехов составляет 17139 м2, а бытовых помещений - 5 366 м2. Блок корпусных цехов расположен в непосредственной близости от судоподъёмных доков предприятия.

В год цех гальванопокрытий способен был покрыть изделий с площадью до 80 000 м2. Мощности цеха обеспечивали потребности в гальванопокрытиях и горячем цинковании не только Мурманскую судоверфь, но и предприятия всей области.

Одновременно с пуском цеха гальванопокрытий и горячего цинкования была запущена и успешно впоследствии действовала вновь построенная станция нейтрализации и очистки сточных вод, что обеспечивало сохранность в чистоте воды Кольского залива.

В ходе реконструкции Судоверфь оснастилась мощным и маневренным парком доков: № 1, 2 - 2500 т; № 3 - 4500 т; № 4 - 6000 т; № 5 - 12000 т грузоподъёмности. Доки приобретены в 60-70 - е годы и установлены компактно, у одного и того же причала. Объединены единым цеховым руководством, общей технологической цепочкой, являясь ведущим звеном в ремонте судов. Их использование, ввиду ответственности выполняемых работ: освидетельствование подводной части корпусов, надёжности движительной системы, очистки и покраски для сохранности подводной части корпуса и другие, играли важную роль в безопасности плавания и долговечности дорогостоящих судов.

Ввиду большого объёма ремонтных работ, выполняемых непосредственно на судах, особую роль в работе судоремонтного предприятия играют причалы, или как их называют судоремонтные набережные. К 01 января 1975 года Судоверфь располагала 1257-ю пог. метрами причалов, в т.ч. вновь построенными, типа «Больверк», из металлического шпунта и железобетона - 671 пог. метр, а также построенные взамен деревянных с увеличением глубин у причалов пог. метров. Кроме того, на Судоверфи в 1980-82 г.г. тремя очередями был построен судоремонтный пирс длиной 272 пм (544 пог. метра причалов) и 2 плавпричала по 100 пог. метров каждый (400 пог. метров причального фронта). Всего Судоверфь к завершению реконструкции располагала 2200-ми пог. метрами причального фронта. Причалы (кроме плавучих) были оснащены портальными кранами грузоподъёмностью от 5 до 30-и т.

За годы реконструкции были построены десятки объектов энергоснабжения, водо- и теплоснабжения, открытых механизированных складских площадок с крановым оборудованием, объекты телефонизации, наружного освешения, озеленения, автодороги и железнодорожные пути, перестроены и переоснащены цеха ремонта радио-, электро- и судовой электроники, изготовления топливной аппаратуры, складское, литейное, инструментальное, кислородное, полимерное и электродное производства. Полностью построены проектные объекты охраны окружающей среды, ликвидированы две тепловые котельные за счёт присоединения Судоверфи к центральной котельной Рыбного порта. Построены капитальные укрытия и объекты гражданской обороны, способные надежно укрыть работающие смены.

Для подготовки кадров судоремонтников для Судоверфи было построено прекрасно оборудованное ПТУ № 12 на 400 мест.

Все работающие были обеспечены питанием в столовых, включая залы диетического питания, в соответствии с нормами СНиП. При столовых действовали магазины по продаже готовых блюд, полуфабрикатов и кулинарии. На территории верфи действовали кафе-буфеты.

В 1980 г. на Судоверфи работало (общая численность) - 5337 человек (проектная - 5875 человек), в т.ч. ИТР - 978 человек. Были задуманы и воплощены предпроектные работы по строительству крытого эллинга для ремонта таких судов как плавбазы, транспорты, БМРТ в помещении под кровлей. В 1988 году на Судоверфи трудились 5312 человек, в т.ч. ИТР - 1093 человека. В результате же перестройки, приватизации, «рыночных» действий в 1999 г. на Судоверфи работало около 1100 человек... Объём «валовой» продукции - «договорной».

На реконструкции Мурманской Судоверфи трудились коллективы:

- проектировщиков института ПО «Гипрорыбпром» (директор Щеряев М.М., гл. инженер проекта Гушанский М.С.);

- строители трестов «Мурманскпромстрой» (управляющий, начальник СМУ-1 Веллер Б.Н., главный инженер СМУ-1 Юдин Б.О.) и

«Мурманскморстрой» (управляющие Бакланов А.С., Куликов В.О., Афанасьев Н.Т.) и их субподрядные организации;

- коллектив Судоверфи (директора и их заместители - Иванов, Крумин, Посецельский, Горюнов, Власов Б.К., Иванов Б.Д., гл. инженеры Доможиров А.Б., Винокуров Д.Я. и др., начальники ОКСа Браиловский, Романов Ю.А., Рябов В.А.);

- комплектовали стройки работники ОКСа и работники УМТС Главка «Севрыба».

По завершению реконструкции Мурманской Судоверфи предприятие располагало следующим оборудованием (по номенклатуре Госплана СССР):

металлорежущие станки- 742 единицы,

в т.ч. с ЧПУ 34 единицы,

литейное оборудование - 112 единиц,

кузнечно-прессовое - 148 единиц,

термическое- 35 единиц,

намоточное- 10 единиц,

сварочное, в т.ч. для тепловой резки - 354 единицы

транспортные средства, крановое, подъёмно-транспортное, автотранспорт - 241 единица в т.ч. портальные краны г/п 30 т - 4 единицы

(КОНЭ, Черетти-Танфани) лабораторное, контрольное - 280 единиц

счётно-вычислительная техника - 20 единиц

механизированный инструмент и приспособл. - 120 единиц

компрессорное- 23 единицы

По завершении реконструкции Мурманская судоверфь располагала:

электроподстанциями 20 единиц

Мощность установленных в них трансформаторов 28,7 тыс. квт. Кабельными сетями:

а) высокого напряжения 47,0 км,

б) низкого напряжения 78,0 км; Кабельными сетями связи и сигнализации 9,8 км. Станцией приёма электроэнергии с судна

(на случай подачи основного питания с берега) мощностью 3000,0 квт;

Тепловыми сетями протяжённость 20,8 км;

Сетями сжатого воздуха " " 4,9 км;

Сетями подачи кислорода, ацетилена, аммиака 4,2 км;

Сетями водоснабжения 8,1 км;

Сетями канализации 11,5 км.

В 1986 году Судоверфь потребляла на отопление и технологические нужды около 400 тысяч тонн пара в год. За 1988 год Судоверфь использовала пара всего около 12,0 тысяч тонн пара - были отключены опустевшие цеха, причалы, столовые, бытовые корпуса и прочее, прочее... В 1990 г. Мурманская Судоверфь располагала:

1. Пионерским лагерем в г. Севастополе (на долевых началах с местным судоремонтным заводом).

2. Пионерским лагерем на Арабатской стрелке (под г. Геническ) на Азовском море.

3. Санаторием-профилакторием "Мурмаши" на 250 мест в пос. Мурмаши Мурманской области, в составе 2-х спальных корпусов, клуб-

столовая, старый лечебный и жилой корпуса, эл/котельная, гараж на 3 автомашины, 2 жилых дома (60-ти и 40-ка кварт.)

4. Турбазой на Кильдинском озере.

5. Спорткомплексом в центре г. Мурманска.

6. 100 местами на турбазе спортобщества в г. Алушта, Крым.

7. Свинокомплексом в пос. Абрам-мыс.

8. Подсобным хозяйством в с. Белокаменка, совместно с колхозом "Северная звезда" (коровник, телятник, кормо-кухня, силосные ямы и пр.)

На конец 1999 г. - начало 2000 г. - н и ч е г о не осталось...!

Работы по реконструкции Мурманской Судоверфи и СРЗ № 2 на Абрам-мысе обеспечивались работниками ОКСа. Мне посчастливилось работать в разные годы со следующими специалистами:

Заместитель директора ССВ - Посецельский Леонид Филлипович

Работники ОКСа Горюнов Иван Гордевич

Браиловский Георгий Павлович

Наркевский Евгений Владимирович

Романов Юрий Андреевич

Рябов Владимир Александрович

Баранов Ленид Юрьевич

Стороженко Римма Ивановна

Соболева Эмилия Петровна

Филимонова Мария Григорьевна

Многие из перечисленных здесь лиц проработали на МССВ с полной отдачей сил и знаний

Соболева Эмилия Петровна - 13 лет

Стороженко Римма Ивановна - 14 лет

Баранов Леонид Юрьевич - 14 лет

Иванова Зинаида Николаевна - 16 лет

Браиловский Георгий Павлович - 16 лет

Рябов Владимир Александрович - 29 лет

Филимонова Мария Григорьевна - 34 года.

Причалы мои путевые


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.196.127.107

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD