Мужчины, влюбленные в море - 8 |
Автор считает необходимым остановиться на деловых качествах капитана П. Р. Пельтонена, который был в то время единственным инженер-капитаном дальнего плавания. Во время Отечественной войны он выполнял важное правительственное задание - командовал транспортом, который доставлял грузы военного характера, идущие к нам из Америки и Англии. Множество раз его судно подвергалось опасности. За проявленное мужество и отвагу Петр Ричардович был награжден боевым орденом. Светлый образ моряка-патриота и высокограмотного судоводителя Петра Ричардовича Пельтонена навсегда сохранился в сердцах ветеранов, работающих в экипаже рефрижератора "Ола" под его командованием. ...Порадовать страну личным трудовым достижением - это глубокое патриотическое чувство владело коллективом базы гослова в семьдесят седьмом году, значительно больше реализовать рыбопродукции, выработать сверхплана пятьсот тонн пищевой рыбопродукции и сто тысяч банок пресервов и консервов. Высокие рубежи наметили для себя экипажи промысловых судов СРТМ "Обнинск" (капитан М. И. Любовский, предсудкома А. М. Силин), СРТ "А. Лисицина" (капитан К. Н. Сафронов, предсудкома М. И. Журавлев), бригада прибрежного лова, где бригадиром Г. И. Белый и профгруппоргом В. И. Мядзель, коллектив цеха первичной обработки рыбы (старший мастер В. М. Панин, предцехкома Н. И. Золина) и другие коллективы. Продолжалось соревнование инженерно-технических работников "Рабочей инициативе - инженерную поддержку", которую начали старший мастер Б. Н. Бовыкин, главный энергетик базы Ю. В. Мотыгин, главный механик В. Н. Корольков. Особенно больших успехов достиг экипаж СРТ-3171 под командованием капитана В. Е. Вербовского. На лове мойвы он выполнил годовой план на 363 процента. Успешно справлялись с принятыми на себя обязательствами коллективы коптильного, пресервного и водорослевого цехов. В соревновании добились победы молодые рабочие Г. Давыдова, Г. Коротяева, Н. Иванчик, И. Павлова, Т. Максимова, радовали своими трудовыми делами рыбообработчицы: М. К. Котряхова, В. И. Перевозчикова, 3. И. Горошко, И. В. Барабанова, сетевяз К. С. Ряськина и другие передовики-гвардейцы пятилетки. На мой вопрос, что побудило смоленского парня связать свою судьбу с морем, инженер-механик Николай Павлович Куксин ответил, что главной причиной для него, как стать моряком, явилась литература. В свободное время зачитывался книгами маринистов, одним словом, читал все, где рассказывалось о моряках. Так что никто в тельняшке в их село не приезжал, никто подростка морем не соблазнял. Что же касается желания стать механиком, то это связано с работой его отца - всю свою жизнь он трудился сельским кузнецом. В шестьдесят восьмом году, после окончания средней школы, поехал Николай в мореходную школу, поступил на судомеханическое отделение, потом работал на речных судах с выходом в Балтийское море. Потом были годы учебы в мореходном училище рыбной промышленности, которое располагалось на Каменном острове, в Ленинграде. В семидесятом году, перед самым окончанием учебы, приезжал из Беломорской базы приглашать их на работу работник отдела кадров В. И. Ефимов. Поехали тогда на работу в Беломорскую базу гослова более двадцати человек, все будущие судовые механики. Куксину повезло, попал на СРТ-4372 "Василий Солунин", где в те годы капитаном был Василий Трофимович Захаров, а старшим механиком трудился Владимир Александрович Трошин. Прошел Николай Куксин хорошую школу. Сделал всего лишь два рейса в должности третьего механика и был выдвинут на должность второго механика, который отвечает за работу главного двигателя. А в семьдесят седьмом году, благодаря заботам председателя колхоза Александра Васильевича Поташова, который на весь период учебы в высшей мореходке назначил механику Куксину пенсию в двести рублей, так как в тот период времени он был уже женат и имел детей. И вот в восемьдесят первом закончил высшую мореходку, получил диплом инженера-механика. И стал работать в должности старшего механика на СРТ-4371, где капитаном был так же как и Захаров, удачливый рыбак Василий Егорович Вербовский. Прибавилось и у него забот: после рождения дочери Ирины и сына Николая родилась дочь Виктория. Жили на Жил строе в деревянном доме, большие хлопоты были с дровами: с их заготовкой и хранением. Купил Николай Павлович по улице Новосельской дом и стал его обустраивать, даже имели молодые хозяева маленький клочок земли, на котором пытались выращивать картофель. В восемьдесят третьем году по рекомендации начальника флота Носницина инженер-механик Куксин стал работать на плавмастерской "Фреза" прорабом, а вскоре назначили старшим мастером, а несколько позже - корабельным инженером, и, наконец, заместителем и потом начальником механико-судовой службы. В период работы заместителем начальника службы основной упор делался на работу с кадрами, так что забот хватало, всегда в обрез было только личное время. За этим беглым пересказом биографических данных ветерана лежит огромный труд в достижении цели - достичь вершин профессионального мастерства. Отец большого семейства Николай Павлович славно потрудился в базе гослова, внес свой большой личный вклад в повышение уровня знаний судовых механиков, ибо его жизненный путь мог служить примером для всякого начинающего свой рыбацкий путь молодого парня и желающего стать высококвалифицированным судовым механиком. ...Когда базе гослова исполнилось тридцать пять лет со времени ее создания, о путях ее развития и планах на будущее рассказал в свое время начальник радиослужбы базы Владимир Григорьевич Фальковский, который после окончания Мурманского мореходного училища был направлен на работу радиоспециалистом в Беломорск. ...За относительно небольшой отрезок времени сравнительно малое промысловое хозяйство сформировалось в крупное промышленное предприятие Карелии и Северного бассейна страны, оснащенное современными рыбодобывающими судами, способными работать в любой точке Мирового океана. За эти годы флот обновился шесть раз (от МРТ до современных СТМ). Развивались и береговые рыбообрабатывающие предприятия, цех первичной обработки рыбы превратился в пресервно-кулинарный, который стал выпускать новые виды продукции, был построен новый холодильник, совершенствуется коптильное производство и технология обработки водорослей. Но развитие судоремонтных и перерабатывающих береговых производств шло более медленными темпами. В связи с установками из вышестоящих организаций на интенсификацию экономики эти проблемы стали перед коллективом базы первостепенными. Тогда на предприятии была создана строительная группа, занимающаяся реконструкцией и капитальным ремонтом береговых цехов, строительством жилья для работников. Поскольку не хватало рабочих на строительстве, коллектив базы принял решение отработать по четыре дня на строительстве объектов социально-культурного назначения. По велению времени необходимо ускорить научно-технический прогресс. В базе гослова такая работа ведется и ей уделяется особое внимание: внедрялись в производство механизированные коптильные печи, заметно оживилась работа рационализаторов и новаторов. Тогда в базе насчитывалось более ста рационализаторов, которые подали и внедрили 117 предложений с большим экономическим эффектом. Ведется должная борьба за сокращение потерь рабочего времени, укоренение трудовой дисциплины. Многие экипажи судов, труженики береговых участков заметно улучшили свое отношение к труду, успешно выполняли взятые на себя обязательства. Для организации досуга подростков при базе гослова был создан филиал республиканского клуба юных моряков. Базе гослова расти и развиваться. Основа дальнейших производственных успехов кроется в самоотверженном труде передовиков производства, таких, как В. В. Шмонин, В. С. Лаврикова, Герой Социалистического Труда Ю. А. Осташков, К. С. Миронов, К. А. Богданова, Н. А. Смоликова, Л. П. Руденя, Л. А. Ефремова, Т. В. Максимова и многих других. В самоотверженности, знаниях и энергии, в творчестве и инициативе четырехтысячного коллектива залог более быстрого развития предприятия. Как сказал поэт, "лет до ста расти нам без старости...". Отмечая своеобразный юбилей базы гослова, больших производственных успехов добился экипаж морозильного траулера "Ондозеро" под командованием опытнейшего капитана флота Вениамина Валентиновича Шмонина. Экипаж под его руководством задание последнего года одиннадцатой пятилетки значительно перевыполнил и сверх годового плана добыл 1509 тонн рыбы. Хорошо работал экипаж морозильного траулера "Олента" под руководством опытного капитана С. С. Клопова. К сожалению, невозможно перечислить всех передовиков флота, все же необходимо отметить старших мастеров добычи, которые стояли у истоков создания рыбопромыслового флота, освоения новых судов. Это признанные мастера лова: П. А. Крошка, Л. Н. Кузнецов, Н. С. Петрушкевич, М. А. Постнов, Ю. Б. Скачков, И. Г. Кузьменков, М. П. Мазок, А. 3. Янченко, В. С. Копанев, П. И. Ефимов, наставник по добыче В. И. Белокуров и другие. На Белом море и внутренних водоемах семь бригад досрочно справились с выполнением плана пятилетки, а бригада под руководством опытного рыбака В. И. Мядзеля выполнила два пятилетних задания. 750 тонн за пять лет добыл экипаж МСТБ-0129 (малый стальной траловый бот) под командованием потомственного помора К. С. Миронова. В целом пятилетний план добычи на Белом море и внутренних водоемах выполнен на сто двадцать процентов. Неплохо идут промысловые дела и у экипажей СТМ "Острына" (капитан В. А. Наенко) и у экипажа СРТР "Пове-нец" под руководством капитана М. А. Милькина. В тот период времени перед коллективом базы была поставлена задача - добиться лучшей результативности в работе промыслового флота, обеспечить максимальный выпуск высококачественной пищевой рыбной продукции с наименьшими затратами материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Улучшение использования промыслового флота требовало нового, более высокого уровня эксплуатации, организации процесса добычи и обработки рыбы. Технические особенности судов типа СТМ позволяли организовать проведение прицельного разноглубинного тралового лова во многих новых промысловых районах. В четкой организации труда в море и на берегу таится один из важных факторов высокорентабельной работы. Иными словами, новые суда, создав хорошие условия для улучшения работы и отдыха моряков, выдвинули на первый план требования инженерного характера к эксплуатационникам. Без твердых знаний навигационных и эксплуатационных возможностей этих судов успешная работа невозможна. Следовательно, необходимо провести соответствующую подготовку экипажей и береговых подразделений по эксплуатации новых судов, техническому их обслуживанию и ремонту. Эти меры в большой степени помогут дальнейшей успешной работе флота. ...С восемьдесят третьего года база гослова начала заниматься строительством мидиевых плантаций в Кандалакшском заливе Белого моря. Культивирование этого моллюска направлено на поставку населению белка животного происхождения. Уже тогда было готово семь гектаров опытно-промышленных плантаций. Отрабатывалась биотехнология выращивания моллюска, сбор оптимального плота-носителя и другие вопросы инженерно-технического характера, неизбежно возникающие в суровых условиях Севера. Подготовительные работы не прекращались ни зимой, ни летом. Самая напряженная работа начинается с открытием навигации. Задачи были поставлены сложные, но выполнимые. Выполнение их зависело от четкой и слаженной работы службы и подразделений транспортного флота предприятия, сознания работниками важности нового дела. Беломорская судоверфь, которая на правах самостоятельного цеха влилась в базу гослова, имела к тому времени почти полувековую историю. Все эти годы совершенствовалось судоремонтное производство, формировался коллектив. Тогда в цехе трудилось много достойных передовых рабочих. Среди них и те, чей трудовой стаж был более тридцати лет. Это слесарь-судоремонтник С. К. Васильев, контролер ОТК А. М. Смирнова, машинист котельной Л. С. Прохоров, мастер судоподъемного участка Л. П. Русанов, о котором рассказала тогда технолог по судоремонту В. Масленникова: "В шестьдесят пятом году я пришла на его участок. Работала комплектовщицей (теперь и должности-то такой нет). Что поразило меня тогда? Спокойствие и порядок на участке. Исходили они от мастера - удивительно спокойного, скромного и очень обязательного человека. Никто не может его упрекнуть в неисполнительности, сбое, пусть даже незначительное дело он выполнял как надо, как велела совесть. Отчетность у него была на высшем уровне. Практик с незаконченным восьмилетним образованием, он тогда служил образцом исполнительной дисциплины, примером. Трудно и ответственно работать на слипе. В любую погоду, зимой и летом, надо выполнять кропотливую работу, если позволяли погодные условия, то красить, плотничать, поднимать и опускать суда. Непросто все это. А Леонид Петрович пришел сюда работать, когда и слипа-то не было. Суда поднимали с помощью ворота, потом трактором. Построили деревянный слип, а он затонул. Всякое было. В конце пятидесятых годов реконструировали цех, а позже - в шестьдесят пятом году - док появился. Но подводную часть судов по-прежнему ремонтировали на слипе. Сегодня на участке, которым руководит Л. П. Русанов, 12 человек: плотники, столяры, маляры. Все они объединены в одну бригаду, работающие с учетом коэффициента трудового участия. Дела в бригаде шли хорошо. Должный порядок и доброе взаимопонимание на судоподъемном участке установились во многом благодаря мастеру, который уважение работников заслужил своим добросовестным трудом". А вот что рассказала о своем детском ясли-садике его воспитатель Т. Максимова: "Парус" - так называется детский ясли-сад, в котором, в основном, воспитываются дети работников базы гослова. Располагается он в новом двухэтажном здании, которое построено строителями базы гослова. Чья семья лучше на выдумки? Узнать это помог конкурс родителей, организованный в средней группе. Нужно было сделать что-либо интересное из природного материала. Восхищенные взгляды детей говорили о гордости своими папами и мамами. Гордились они и собой, потому что работали все вместе. На выставке ребята рассказывали, как из невзрачного материала рождались чудесные поделки. Особенно удачным было признано творчество семей Черных, Милявских, Антипиных. Все были рады, что дети познали радость от творчества, увидели результаты совместного с родителями труда, а это очень важно для дальнейшего развития и совершенства трудовых умений и навыков". Право на легенду Владимир Бабуро
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1902 |