Главная Встречи с интересными людьми, окончание
Встречи с интересными людьми, окончание Печать E-mail

Читать предыдущую главу

Польша. Гданьск. 1978 год

Павел Иванович Батов, генерал армии, дважды Герой Советского Союза. Прибыл в Гданьск по случаю годовщины его освобождения. Город был укреплён немцами точно так же, как Кенигсберг, город-крепость. Оба города штурмовали гвардейцы генерала Батова. Есть что вспомнить. Встречаемся в нашем консульстве. После интереснейшей беседы, пошли покурить. Павел Иванович не высокий, подтянутый, худощавый. Простой в общении, наш современный Суворов. «Никогда не падай духом, держись, не позволяй хвори одолеть себя.

Окружающие не должны догадываться о твоих хворях! А ведь он весь изранен, да и на восьмом десятке. Настоящий воин. И человек простой в общении и приятный.

Адмирал ЖИЛЬЦОВ. Командир атомной подводной лодки «Ленинский комсомол», первой всплывшей из подо льдов на Северном Полюсе.

Встречается с работниками Консульства и Советскими специалистами, работающими в Гданьске. Адмирал Жильцов продолжает службу в Москве, но сохранил замашки командира-подводника. Запомнился разговор в курилке. С флотским матерком рассказывает о сложных условиях безопасности на первых атомных подводных лодках. Многое было ещё неизвестно. Матросы ветошью собирали просачивающуюся через уплотнения радиоактивную воду. В разной мере, но облучению подвергался весь экипаж. Но последствия были разные. А смелые и бесшабашные почему-то облучались меньше. Особенно те, кто потреблял спиртное. На подлодках особенно популярным является «шило», спирт, разведённый до соответствующей кондиции, а иногда и чистый. Полезным в этом случае оказывалось и пиво, промывавшее организм.

Плавание на подлодках второго и третьего поколения, по его словам, является курортным.

ПАПАНИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ. Знаменитый полярник, руководитель первой плавучей полярной станции «АП-1», а точнее «СП-1», адмирал, дважды Герой Советского Союза. Современное поколение почти не знает о нём, да и не только о нём.

Встреча была организована в нашем консульстве в Гданьске в 1979 г., На Северной верфи Гданьска строились суда для Академии наук, к которой Папанин имел отношение.

Это было формальным поводом для командировки. Ивану Дмитриевичу шел девятый десяток, но учитывая его заслуги перед страной, он ещё формально числился при Академии наук и был уверен, что приносит ощутимую пользу. Заслуги-то у него действительно были. Он отличился в войну как руководитель ледовых проводок по Севморпути. Но рассказчик-то он был никакой. Он вспоминал, как гонял беляков по степям под Одессой и Херсоном, это у него тоже было, переносился на Северный Полюс и наоборот. Слушатели начинали хихикать.

Консул Шарыкин пытался остановить его, вытирал с его лба пот. С трудом угомонил. К сожалению воспоминаний то мы и не услышали.

Гораздо позже в «Комсомолке» я случайно прочёл реплику известного журналиста Ярослава Голованова о Папанине. На мой взгляд, излишне резкую: «Я не встречал человека глупее». Трибуном он не был. Но заслуги перед государством имел большие.

БАДИГИН КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ, капитан дальнего плавания, Герой Советского Союза, писатель. Ещё до войны прославился тем, что был участником двухлетнего дрейфа парохода «Седов» во льдах Арктики. За этот знаменитый дрейф он и получил звание Героя. На «Седове» он был в должности старпома. Позже он подробно описал эту эпопею в своей книге. Очень интересна повесть «Путь на Грумант» и другие произведения, которые я прочитал ещё в школе. Я познакомился с Бадигиным в 1968 г. в Копенгагене. ПРТ «Апатит», где я был старшим механиком, пришел на верфь «Бурмейстер и Вайн» для гарантийного ремонта. Бадигин же в качестве капитана, приехал на приёмку вновь построенного ПРТ «Магнит» из той же серии. Он давно уже не ходил в море из-за преклонного возраста, был членом союза писателей, этим и занимался. На приёмке судна у капитана обязанности больше представительские. Основная нагрузка лежит на старпоме и старшем механике. Бадигину же, учитывая старые заслуги, позволяли иногда такие вояжи. Они давали возможность подзаработать дополнительно к не всегда богатому писательскому заработку. Да и впечатления новые не лишни.

Капитаном «Апатита» был Иван Тимофеевич Шаньков, тоже Герой, но Социалистического Труда. Двум Героям оказалось тесновато. Не прав был Шаньков как-то бесцеремонно назвавший Бадигина «капитаном прошлого века», заслуг у Бадигина было больше. Да и возраст солиднее.

Бадигин эти суда не знал и нуждался в консультациях по многим вопросам у специалистов, уже работавших на них. Он стал заходить ко мне, уже обладавшему достаточным опытом. Я оказался в несколько неловком положении. Из солидарности с Шаньковым, с которым у нас давно сложились дружеские отношения, и я бы не должен был поддерживать отношения с Бадигиным. Но мне был очень интересен этот человек и как моряк и как писатель. Он рассказывал о писательских делах. В то время как раз начиналась травля Солженицына. Естественно он тоже был солидарен с коллегами и осуждал его. А ведь тот только начинал писать по-настоящему, и кому было знать, что так далеко он пойдёт. Я сам иногда навещал его в гостинице, где он проживал вместе с приёмной командой, и слушал его рассказы. Позже я жалел, что не использовал до конца возможность общения с этим интересным человеком. Некоторые его книги я почёл под впечатлением этого знакомства.

Читать следующую главу

О друзьях, о море, о себе


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.235.40.122

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2023 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .