Наши партнеры

АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации»

 

Главная Этапы истории "Мурмансельди" - "Мурманрыбфлота" - "Мурманрыбпрома"
Этапы истории "Мурмансельди" - "Мурманрыбфлота" - "Мурманрыбпрома" Печать E-mail

1947 - 1949 гг.

Проведены три опытно-промысловые экспедиции по изучению перспектив промысла сельди в районе Исландии и Шпицбергена. Доказана возможность широкомасштабного океанического промысла.

1949 г.

Распоряжением Совета Министров СССР № 5816-Р от 26 апреля 1949 г. предписано на Севере создать специализированный сельдяной флот. 3 декабря 1949 г. приказом объединения "Мурманрыба" на основании приказа Министерства рыбной промышленности СССР от 29 сентября 1949 г. было создано управление "Мурмансельдь". Начальником флота назначен Дугладзе И. И., главным инженером - Бородулин Г. М.

На баланс предприятия передано 7 судов, это в основном СРТ, построенные на Мурманской судоверфи. На конец года в составе флота числятся 7 СРТ, 3 МРТ, 5 PC, плавбазы "Тамбов" и "Онега", 3 вспомогательных судна.

1950 г.

Первое большое пополнение флота - 42 немецких средних рыболовных траулера, предназначенные для лова рыбы дрифтерными сетями и тралами. Началась их модернизация для промысла в высоких широтах.

Организована сельдяная экспедиция в район Исландии, вылов составил 105 тыс. ц рыбы.

1951 г.

Флот начал пополняться СРТ, построенными в Клайпеде и Киеве. Началось оборудование судов радиопеленгаторами, эхолотами, акустическими станциями, палубными механизмами.

Годовой план по вылову сельди перекрыт в два раза. Выловлено 312 тыс. ц рыбы.

1952 г.

В управлении - 90 СРТ. Добыто 614 тыс. ц сельди. Освоен глубинный лов сельди, что позволило работать круглогодично. Флот пополнился плавбазой "Памяти Ильича", которая стала передовой (капитаны Кавалеров С. И., Корсак В.Н.,Есин В.П.).

Первое правительственное награждение рыбаков. Более 200 работников флота награждены орденами и медалями.

1953 г.

Флот состоит из 106 СРТ и ряда судов других типов. Промысел сельди идет на акватории от Шпицбергена до юго-запада Норвегии и Фарерских островов. СРТ-189 "Орочён" под командованием капитана Семенова А. И. впервые за год добыл 10 тыс. ц рыбы. Освоена выгрузка уловов с промысловых судов на плавбазы в море.

Флоту передан пансионат "Рыбак Заполярья", принимавший ежегодно 700 человек, и жилой фонд из деревянных домов в двух районах города Мурманска - Жилстрое и Больничном городке.

1954 г.

На флот пришли СРТ улучшенной серии 640 (ГД - 400 л. с), с хорошими бытовыми условиями, но с недостатком в конструкции лопастей.

Первые механики флота Белозеров Н. А., Ларионов П. П., Бахтияров А. В., Боровой Г. А., Новак А. Ф., Окулов А. И., Чекитин А. М. в нелегких условиях проявили мастерство в переоборудовании новых судов.

Восемь судов управления превзошли рубеж вылова в 10 тыс. ц рыбы. Среди них СРТ-4202 "Забияка" (капитан Ардеев К. В.), СРТ-346 "Белый" (капитан Бойко Г. А.).

Капитаны Ваганов П. А., Сухоруков М. Г., Тифанов Я. Г., матрос Родионов И. В., боцман Степин П. Ф., рыбмастер Кустов П. М., мастер лова Белко Н. Г. и еще около 200 моряков награждены правительственном.

Начальником управления назначен Я. А. Гунин.

1955 г.

В составе флота-141 СРТ, 8 плавбаз, 3 танкера. Добыча за год составила 889 тыс. ц рыбы.

1956 г.

На судах появились сетевыборочные, сететрясные машины, намного облегчающие труд рыбаков. Заслуженными рационализаторами РСФСР стали механики флота Селянинов М. И., Боровой Г. А., Хомутов Л. Д.

На флот пришла плавбаза "Памяти Кирова", которая имела трюмы для хранения охлажденной сельди.

1957 г.

Флот возглавил Бородулин Г. М.

В штат экипажей введены ремонтные бригады. Флот получил на баланс плавучую ремонтную мастерскую "Резец" (директор Васин С. Г.).

Предприятию присуждено Красное Знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС.

1958 г.

За год выловлено 928 тыс. ц сельди, сверх плана -100 тыс. ц. Передовые экипажи - СРТ-439 (капитан Васильченко Н. Д.), СРТ-831 (капитан Шиманский Л. П.), СРТ-4132 (капитан Дидерихс В. А.).

Развернулось движение "гагановцев" - капитаны передовых кораблей переходили на отстающие. Капитан Ардеев К. В. первый перешел на отстающее судно.

1958 г.

Началось пополнение флота СРТР типа "Океан", построенными в ГДР, имеющими рефрижерацию трюмов и современную по тем временам электрорадионавигационную и гидроакустическую аппаратуру. Начали поступать специализированные плавбазы типа "Северодвинск".

1960 г.

Флот насчитывает 166 судов, в том числе 25 СРТР, 10 плавбаз, 3 танкера и судно нового класса - морозильный СРТМ "Волгодонск".

Предприятие перешагнуло миллионный рубеж вылова сельди. Общий вылов рыбы составил 1342 тыс. ц. Наибольших успехов добились коллективы СРТР-703 (капитан Лямов П. И.) - 16 тыс. ц рыбы, СРТР-705 (капитан Полежаев А. А.) - 15 тыс. ц, СРТ-439 (капитан Ядрихинский Г. И.) - 14,95 тыс. ц.

Изготовленная технологами плавбазы "Антарктика" Градусовым А. И. и Щербаковым А. С. партия баночных пресервов из малосоленой сельди получила высокую оценку. Пресервными участками стали оборудоваться плавбазы и СРТР типа "Океан". Освоен выпуск сельди по методу прерванного посола.

1961 г.

Экспедиция судов типа СРТР "Океан" в Северо-Западной Атлантике (капитан-флагман Украинцев В. В.), работавшая по заданию ПИНРО, обнаружила крупные концентрации сельди в районе Джорджес-банки.

1962 г.

На флоте появились опорно-показательные суда, названные "рыбацкими академиями". Команды отлично работали сами и помогали отстающим экипажам.

1963 г.

За высокие показатели в работе 116 моряков флота награждены орденами и медалями. Капитанам Ардееву К. В. и Абакумову А. В. присвоены звания Героев Социалистического Труда. Флоту трижды присуждалось переходящее Красное Знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС. Наибольших результатов достигли экипажи СРТР-725 (капитан Овчаров С. А.) - 18 тыс. ц рыбы, СРТР-704 (капитан Богатырев В. П.) - 17,9 тыс. ц.

1964 г.

За год 74 судна пополнили "Мурмансельдь". СРТР-712 "Аист" переоборудован под кошельковый промысел сельди. Только в первом промысловом рейсе судно под командованием Аласа Г. Т. выловило за 3,5 месяца 5,5 тыс. ц рыбы.

Началось массовое переоборудование судов под кошельковый промысел. Из-за ухудшения сырьевой базы в Северо-Восточной Атлантике план по добыче рыбы не выполнен.

1965 г.

Управление "Мурмансельдь" передало плавбазы, транспортные суда и танкеры новому флоту "Севрыбхолодфлот".
Экспедиция из 5 судов принесла первый успех на кошельковом промысле сельди. Первый рекорд - у СРТ-726 (капитан Демьяненко В. Н.). При плане 15979 ц рыбы экипаж выловил 22163 ц.

Управление "Мурмансельдь" возглавил Шаповалов Н. X.

1966 г.

СРТР-712"Аист", используя кошельковый невод, добыл за один рейс 12 тыс. ц рыбы. Капитану Петрову В. Д. присуждено звание Героя Социалистического Труда.

Перед "Мурмансельдью" поставлена задача выхода в Мировой океан и освоения новых районов промысла.

1967 г.

Начало поступления на флот БМРТ типа "Лесков". Первым поступил БМРТ-439 "Муромск" (капитан Ардеев К. В.). В первом же рейсе в Юго-Западной Атлантике экипаж значительно перевыполнил плановое задание.

В течение года на флот поступили еще 3 БМРТ польской постройки -"Плутоний", "Кировск", "Олентуй", суда типа СРТМ. Флот превратился из сельдяного в универсальный.

1969 г.

За год выловлено 2014 тыс. ц рыбы. Это вторая значительная веха в истории "Мурмансельди". Со времени основания предприятия труженики сельдяного флота выловили 19 млн ц рыбы, в том числе около 15 млн ц сельди.

1970 г.

Добыча рыбы составила 2314,4 тыс. ц. Экипаж БМРТ-440 "Плутоний" добился максимального вылова - 102 тыс. ц. Капитан-директор Долгих В. А. награжден орденом Ленина.

1971 г.

На смену СРТ и СРТР типа "Океан" начинают поступать сейнеры-траулеры (СТР) типа "Союз", ставшие ударной силой на кошельковых мойвенных путинах.

На флоте внедрена прогрессивная система непрерывного технического обслуживания судов, что до 80 процентов увеличило эксплуатационное время БМРТ.

На судах созданы консервные цеха. Освоена технология выработки пресервов с печенью трески.

Развернулось соцсоревнование между предприятиями-смежниками под девизом "Берег-промыслу", что позволило на 35 процентов увеличить выработку пищевой продукции.

1972-1973 гг.

Боцман Коптяков Г. М. удостоен звания Героя Социалистического Труда. ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ наградили управление "Мурмансельдь" Красным Знаменем.

1974 г.

В управлении "Мурмансельдь" насчитывается 37 БМРТ, 24 СРТР, 9 СРТМ, 14 СТР. Массово поступают БМРТ проекта 394АМ.

1976 г.

В связи с постепенной переориентацией на общий вылов рыбы управление "Мурмансельдь" 1 сентября переименовано в Мурманское управление рыболовного флота "Мурманрыбфлот".

1977 г.

1 января на базе управления "Мурманрыбфлот" создано Мурманское производственное объединение рыбной промышленности "Мурманрыбпром". В объединение влилось управление морепродуктов и озерно-речного рыболовства.

Экипаж БМРТ "Мурмансельдь" (капитан Мятас В. И.) выловил максимальное за всю предыдущую историю флота количество рыбы -129 тыс. ц.

Отличился экипаж БМРТ "Новокуйбышевск" (капитан-директор Чурилин В. В.) - за один рейс изготовлено более миллиона банок пресервов при плане 262 тыс. банок.

В мире введены 200-мильные исключительные экономические зоны.

1978 г.

Поступило первое судно проекта В-408 - БМРТ "Иван Бочков" (капитан-директор Брейхман Л. С).

Активно ведется промысел мойвы в Баренцевом море. Ее вылов составил 54 % от общего вылова флота, что позволило снизить потери от введения экономических зон. Развернулось движение за максимальное использование сырья на пищевые цели. Экипаж БМРТ-347 "Кандалакша" добился присвоения рыбопродукции Знака качества.

1979 г.

Происходит поступление БМРТ типа В-408 польской постройки и освоение этими судами промысла ставриды в Тихом океане. Освоение промысла путассу в открытой части Северной Атлантики.

Ушел в металлолом последний из старых СРТ.

Передовыми признаны экипажи БМРТ-177 "Герои Заполярья" (капитан-директор Хилько И. Е.), БМРТ-324 "Петрозаводск" (капитан-директор Кухтин А. И.).

На "Резце" изготовлено оборудование для выпуска продукции "спинка путассу".

1980 г.

В новый район Юго-Восточной части Тихого океана впервые отправился БМРТ-005 "Иван Зимаков" (капитан-директор Васильченко Н. Д.).

В соревновании под девизом "Промысел - берегу" рыбаки с честью выполняли обязательства перед портовиками, рыбообработчиками, судоремонтниками.

На судах установлены комплексы спутниковой радионавигации.

На предприятии учреждены призы в честь ветеранов флота, выдающихся специалистов капитана Ваганова П. А., механика Максимова К. П., технолога Карзина М. И., мастера добычи Пайкачева А. Г., начальника радиостанции Максимова М. А., рационализатора СеляниноваМ. И..

1981 г.

За год добыто 449150 тыс. т рыбы и морепродуктов. Поступили 6 новых судов проекта В-408, и БМРТ-0025 присвоено имя капитана Ардеева К. В.

1982 г.

На предприятии работают более 9,5 тыс. человек. Сверхплановая прибыль составила около 2 млн рублей.

1985 г.

Вылов по флоту составил около 500 тыс. т. Флот возглавил Наумов Э. К.. В дальнейшем в память о нем было названо судно "Капитан Наумов".

1987 г.

11-ю пятилетку флот завершил успешно, количественные показатели выросли на 25% без увеличения численности работающих. Многие работники награждены орденами и медалями.

1990 г.

Орденом Дружбы Народов отмечен труд капитан-директора Конева В. В. За пятилетку экипаж БМРТ "Леонид Иванов", который он возглавлял, добыл 512 тыс. ц рыбы, выработал 272 тыс. ц пищевой продукции.

К концу года численность работающих на предприятии составила более 10,5 тыс. человек.

1992 г.

Начало 90-х годов для "Мурманрыбпрома" было трудным периодом, связанным с переходом к рыночным отношениям в экономике страны. 24 ноября предприятие преобразовано в акционерное общество "Мурманрыбпром".

1994-1995 гг.

Продано 26 судов, численность плавсостава сокращена.На базе кадрового состава и оставшихся судов флота создаются малые компании.
1996 г.

Продано 13 судов. 13 июня принят новый устав акционерного общества "Мурманрыбпром", где отсутствовала доля государства. В состав акционеров входили 11 компаний и свыше 4 тыс. физических лиц.

1998 г.

Год завершен с положительным балансом, однако прибылью погасили прежние долги предприятия. Значительно сокращен штат работников.

1999 г.

На флоте осталось 40 судов. Численность работающих - 2,5 тысячи человек. Перед руководством и коллективом стоит задача консолидации всех производственных сил для выживания флота.

2001 г.

С февраля имущество предприятия находится под арестом из-за долгов в бюджеты всех уровней. Количество работников - 985 человек.
14 сентября образована некоммерческая организация "Ассоциация рыбопромышленных предприятий "Мурманрыбпром".

2003 г.

В "Мурманрыбпроме" осталось одно судно. Работающих на предприятии - 56 человек.

Объявлено о банкротстве акционерного общества "Мурманрыбпром" (решение Арбитражного суда Мурманской области от 31 октября 2003 г.).

Проверено жизнью


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.224.168.206

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD