casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Рыбопромышленный комплекс
Рыбопромышленный комплекс Печать E-mail

Среднегодовой общий вылов судов Мурманской области за 2000-2007 гг. составил 589,5 тыс. т

4.6. Рыбопромышленный комплекс

Рыбное хозяйство на Европейском Севере страны в советское время с самого начала формировалось как территориально-производственный комплекс. С 1920 г. в него входили государственные предприятия Мурманской и Архангельской областей, позднее были созданы три рыбакколхозсоюза, а с 1962 г. вошли предприятия Карелии. Создание территориально-производственного комплекса было обусловлено общими источниками сырья, технологической взаимосвязанностью, базированием на единый порт - Мурманск. Руководство рыбной промышленностью страны осуществляло союзно-республиканское Министерство рыбного хозяйства СССР.

В 1990 г. в состав «Севрыбы» входило 37 производственных объединений, предприятий и организаций. Промысловый флот насчитывал 397 ед., в том числе в Мурманской области - 269 ед. Переработка рыбы на берегу осуществлялась Мурманским рыбокомбинатом, в который входило 8 рыбозаводов, в Архангельской области и в Карелии действовало 10 рыбоперерабатывающих предприятий.

В 1990 г. общий вылов составлял 1,6 млн т, в том числе флотом Мурманской области - 1,2 млн т; производство рыбопродукции на судах - 1390 тыс. т; производство береговыми заводами - 141 тыс.; в том числе в Мурманской области - 100,9 тыс.; экспорт - 24 тыс. т. В региональном продукте Мурманской области на рыбную отрасль приходилось свыше 30%; численность занятых - 48,7 тыс. человек.

В результате рыночных преобразований, начавшихся в 1990 г., единый рыбопромышленный комплекс Северного бассейна распался по региональному признаку на четыре части: 1) Мурманская область; 2) Архангельская область; 3) Республика Карелия и 4) Ненецкий автономный округ, - которые лишь условно можно считать комплексами, так как они не обладают соответствующими признаками.

Руководство на федеральном уровне понизилось до федерального агентства рыболовства (ФАР), а в регионах его политику осуществляют Комитеты по рыболовству. В отличие от Минрыбхоза СССР и его бассейновых главков, в обязанность ФАР не входит решение производственных проблем, в том числе связанных с продовольственной безопасностью страны.

К настоящему времени рыбохозяйственный комплекс Мурманской области, наряду с другими базовыми отраслями и видами деятельности, сохраняет положение сектора производственной специализации региона. Основой его является рыбная отрасль, включающая добывающие и рыбообрабатывающие предприятия.

Ряд предприятий и производств промышленной и непромышленной деятельности относятся по специфике выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг к обслуживающим.

Рыбная отрасль Мурманской области обеспечивает примерно 1/5 общего объема вылова РФ (500-600 тыс. т). Значение области по вылову и производству рыбопродукции в Северо-Западном округе составляет около 50%.

Доля в валовом региональном продукте в 2000-х годах колебалась от 9,3% (2004 г.) до 14,5% (2001 г.).

Среднегодовая численность работников в 2007 г. составляла 10 358 человек, в том числе рыболовство - 8994 человек, береговая переработка - 1364 человек. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в рыболовстве - 251 151 руб., в береговой рыбообработке - 12 271,5 руб.

Налоговые платежи в бюджетную систему РФ (без учета ЕСН) составили: в 2005 г. - 1475,8 млн руб.; в 2006 г. - 2336,0 млн; в 2007 г. - 2439,4 млн руб. Основная их часть (соответственно 62,5%, 65,4% и 55,8%) - платежи за пользование природными ресурсами. В территориальный бюджет поступило: в 2005 г. - 644,2 млн руб. (43,6% общей суммы поступивших налогов); в 2006 г. - 1096,8 млн (47,0%) и в 2007 г. - 1192,5 млн руб. (48,9%). Это составляет 6,9% в налоговых поступлениях бюджета Мурманской области. Промышленный потенциал отрасли претерпел коренные изменения: количество добывающих организаций в океаническом рыболовстве с 12 в 1990 г. возросло до 83 в 2007 г., рыбоперерабатывающих - с 8 до 45. Численность промысловых судов с 269 ед. сократилась до 195 ед. При этом количество крупных и больших судов со 145 ед. уменьшилось до 31, а средних, наоборот, - с 72 ед. возросло до 136 ед.; средний срок службы судов около 24 лет, что выше нормативного.

С 1993 г. начал возрождаться прибрежный промысел, прекращенный в 40-х годах. В настоящее время прибрежный флот насчитывает около 70 малых судов длиной до 34 м, около 80 ед. маломерных с мощностью главного двигателя от 55 кВт и длиной от 10,7 м до 25,2 м.

Нормативный срок службы истек примерно у 80% прибрежных судов. Промысловое вооружение основной части флота состоит из ручных ярусов, удочек и тралов. Лишь 5 единиц имеют на вооружении автоматические ярусы.

Среднегодовой общий вылов судов Мурманской области за 2000-2007 гг. составил 589,5 тыс. т, что почти в 3 раза меньше высоких уловов 80-х годов. «Глубина» разделки рыбы на судах низкая: отношение общего объема выпущенной продукции к улову в 2000-х годах находится в пределах 80-83%, в то время как в 70-х и 80-х годах достигала 50%.

Доля поставок за рубеж в общем объеме производства пищевой продукции на судах в 2000-е годы возросла с 45,8 до 52,9%. 
При этом улучшения ассортимента экспорта за счет высокотехнологичной продукции не наблюдается: продажи филе с 12,3 тыс. т уменьшились до 10,6 тыс. т.

Среднегодовой выпуск рыбопродукции береговыми предприятиями Мурманской области составляет около 30 тыс. т (в 1990 г. - 100,9 тыс. т).

Исследование тенденций функционирования рыбохозяйственного комплекса Мурманской области показало, что состояние его с народнохозяйственной точки зрения следует считать неустойчивым, индикаторами этого являются:

- колебание объемов вылова, производства рыбопродукции и финансовых показателей, отсутствие устойчивого их роста (стабильности);

- низкий уровень рентабельности производства (изменение от 1,4 до 11,7%, в отдельные годы - убыточность);

- большой возраст промысловых судов (в среднем 23,5 лет), что превышает нормативный срок их службы;

- высокая энергоемкость добычи - на донном промысле в 1,6 раза выше, чем у норвежцев, на пелагическом - в 3,0 раза;

- устаревшее, требующее обновления производственное оборудование у большинства рыбоперерабатывающих береговых предприятий (около 90%);

- наличие незаконного промысла и выбросов некондиционной рыбы.

Наряду с изложенным, наблюдается нерациональное использование добытых биоресурсов: некомплексность использования уловов для производства рыбопродукции; низкий уровень разделки гидробионтов и добавленной стоимости; чрезмерный вывоз рыбопродукции за рубеж прямо с моря (доля поставок за рубеж в общем объеме производства рыбной продукции на судах достигла 58%, в то время как потребление ее в среднем по России примерно в 2 раза ниже рекомендуемых норм).

Потенциал развития комплекса в первую очередь связан с сырьевой базой промысла, кадровым обеспечением, технической политикой и нормативно-правовым обеспечением.

Сырьевая база

Из 13 основных объектов лова в Баренцевом море и сопредельных водах по трем промысловые запасы и квоты в 2009 г. и последующих годах могут незначительно увеличиваться (треске, пикше, сайде); для налаживания широкомасштабного промысла креветки необходимы специализированные суда, оборудованные для выпуска продукции в варено-мороженом виде, которых в настоящее время имеется 1 ед.; добыча мойвы возобновилась в 2009 г. с квотой для России в 152 тыс. т (для Мурманской области - 80-90 тыс. т) и прогнозируются дальнейшее увеличение ОДУ и квоты для России. В Норвежском море возможно сокращение ОДУ на путассу. В Северо-Западной Атлантике - состояние запасов рыб неудовлетворительное и существенного увеличения добычи ожидать не следует.

По шести наиболее значимым объектам промысла (треска, пикша, мойва, путассу, сельдь, скумбрия) общий объем установленных квот может составить около 1 млн т.

Для стабильной работы крупных судов необходимо наличие сырьевой базы за пределами Северной Атлантики и создание экономических условий для достижения среднего уровня эффективности промысла. Полагаем, что часть крупных судов могла бы работать на условиях государственно-частного сотрудничества в намеченной к созданию Корпорации для промысла в Южном океане.

Кадровое обеспечение

В среднесрочной перспективе будет нарастать конкуренция за кадры со стороны нефтегазовой отрасли на шельфе.

Эти факторы могут привести к перетоку кадров в крупные промысловые компании, а также на непромысловые суда, что создаст сложности с кадровым обеспечением промыслового флота.

Техническая политика

В среднесрочной перспективе, вероятно, будут созданы предпосылки и начнется процесс инновационного обновления флота, который в основном закончится к 2025 г.

Как показывают расчеты, Мурманской области для освоения биоресурсов Северной Атлантики вместо имеющихся 265 траулеров на океаническом промысле необходимо иметь 70-80 современных эффективных судов. Прибрежный флот в среднесрочном периоде следует оснащать пассивными орудиями лова и начать приобретать специализированные суда; в целом состав этого флота сформируется за пределами среднесрочного периода, и в значительной мере он будет определяться шириной зоны прибрежного рыболовства.

Нормативно-правовое обеспечение

Поправки, внесенные в ФЗ № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и в ФЗ № 52 «О животном мире», предусматривают увеличение эффективности и конкурентоспособности комплекса.

С началом действия нововведений у судовладельцев остался один серьезный повод не заходить в отечественные порты - необходимость оплаты пошлин и НДС за суда, приобретенные и отремонтированные за рубежом (около 26% стоимости). Это как раз те суда, которые осваивают большую часть доступных биоресурсов.

Очевидно, что государству для получения от нововведений ожидаемого положительного результата целесообразно пойти на отмену пошлин и НДС по вышеназванным судам. Наряду с ожидаемым положительным влиянием от изменений в законодательстве и нормативной базе, сделанных в последние 2 года, следует назвать и возможные издержки.

Существенным стимулом является снижение сборов за биоресурсы на 90% при доставке уловов в российские порты. Но поскольку в законе для получения этой льготы нет требования обязательной реализации продукции на российском рынке, то после декларирования она может быть экспортирована. Уменьшение сборов за биоресурсы на 90% приведет к потере бюджетных доходов на 500-700 млн руб.

Объемы экспорта рыбопродукции в первые 2-3 года действия нововведений, по нашему мнению, сократятся незначительно (долговременные соглашения, наличие крупных покупателей, надежность и простота взаимоотношений, адаптация к российскому рынку и т.д.). Государство получит доход в виде пошлин, но вынуждено будет возмещать НДС за товары и услуги, приобретенные на российской территории. Учитывая высокую стоимость топлива, промвооружения и другого снабжения, полагаем, что суммы НДС к возврату будут выше сумм пошлин.

Почти полная отмена платы за биоресурсы, входившей в себестоимость добычи, должна привести к увеличению прибыли и налога с нее. С другой стороны, рост операционных расходов, связанных с завозом рыбопродукции для декларирования в российские порты, увеличит себестоимость добычи и производства рыбопродукции.

Полагаем, что в итоге прибыль и налог на нее у Мурманских хозяйствующих субъектов изменится незначительно.

Большое влияние на развитие добывающих и перерабатывающих организаций оказывает система квотирования водных биологических ресурсов. Наделение организаций долями ОДУ на длительный период, как определено в настоящее время, создает устойчивые условия для хозяйственной деятельности, позволяет аккумулировать финансовые средства для обновления производственного аппарата. В то же время нынешняя система не стимулирует повышение эффективности использования биоресурсов, при недостаточном контроле создает условия для извлечения рентных доходов и их сокрытия. В целях совершенствования порядка наделения квотами и повышения экономического потенциала рыбной отрасли предлагается:

- при распределении квот ввести критерий эффективности промысла в респерспективном периоде, что позволит избавиться от неэффективных организаций (они выйдут из «тени»);

- не разрешать выбор квот несобственными судами; ввести ежегодный учет выбора квот и осуществлять их перераспределение.

Низкая экономическая эффективность рыболовства и недоосвоение квот в определенной мере являются следствием распыления их между большим количеством хозяйствующих субъектов (в океаническом промысле около 100). В целях экономического принуждения и консолидации целесообразно увеличить квоты, при которых разрешается выход в море, до величин расчетной производительности лова судов.

Рост производства рыбопродукции на береговых заводах из охлажденного сырья будет зависеть от правил, действующих в прибрежном рыболовстве, от наличия судов с незначительным циклом обработки. Достижение поставок сырья на береговые заводы по эффективным ценам в объеме 90-100 тыс. т (в последние годы  перерабатывается 35-45 тыс. т) возможно за счет:

- увеличения объемов добычи в прибрежной зоне и возврата к норме «поставок сырья только в охлажденном виде»;

- возобновления промысла мойвы и поставок ее в охлажденном виде сейнер-траулерами;

- налаживания добычи не осваиваемых в настоящее время в прибрежье гидробионтов (стимулирование квотами трески и пикши);

- переработки на филе мороженой трески, пикши и сайды.

Интеграция и укрупнение предприятий, приобретение новых судов позволят увеличить производительность труда и заработную плату не менее чем в 2 раза (за счет большей обеспеченности квотами имеющихся производительных судов и вывода из эксплуатации устаревших). 

Региональная особенность рыбной отрасли Мурманской области: способность достичь высокой конкурентоспособности за счет глубокой инновационной переработки донных видов рыб, в первую очередь трески. В этих целях целесообразно также разработать соответствующий рыночный бренд продукции из донных видов рыб, добытых в чистых водах Баренцева моря, воспитывать у рыбаков и приморского населения отношение к треске как к национальному достоянию.

Рыбная отрасль остается потенциальным мультипликатором финансовых средств для возрождения рыбопромышленного комплекса.

В настоящее время складываются благоприятные условия для запуска этого мультипликатора: запасы традиционных биологических ресурсов в Северной Атлантике находятся в хорошем состоянии и позволяют увеличить объемы добычи; принят ряд законодательных нововведений, стимулирующих выгрузки уловов на российский берег и увеличение продаж рыбопродукции, в том числе донных видов рыб на внутреннем рынке.

Проблема состоит в том, чтобы не допустить выхолащивания принятых решений, направленных на поворот рыбных потоков на российский берег.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи по теме "судов":

Экономия на топливе грузовых судов

Залог морских судов

Перерегистрация судов прибрежного лова

Кредиты под залог судов

Меры по стимулированию строительства промысловых судов

О проблемах, связанных с использованием маломерных судов при ведении прибрежного рыболовства


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

44.192.95.161

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������