Рыбопромышленный комплекс |
Среднегодовой общий вылов судов Мурманской области за 2000-2007 гг. составил 589,5 тыс. т4.6. Рыбопромышленный комплекс
Рыбное хозяйство на Европейском Севере страны в советское время с самого начала формировалось как территориально-производственный комплекс. С 1920 г. в него входили государственные предприятия Мурманской и Архангельской областей, позднее были созданы три рыбакколхозсоюза, а с 1962 г. вошли предприятия Карелии. Создание территориально-производственного комплекса было обусловлено общими источниками сырья, технологической взаимосвязанностью, базированием на единый порт - Мурманск. Руководство рыбной промышленностью страны осуществляло союзно-республиканское Министерство рыбного хозяйства СССР. В 1990 г. в состав «Севрыбы» входило 37 производственных объединений, предприятий и организаций. Промысловый флот насчитывал 397 ед., в том числе в Мурманской области - 269 ед. Переработка рыбы на берегу осуществлялась Мурманским рыбокомбинатом, в который входило 8 рыбозаводов, в Архангельской области и в Карелии действовало 10 рыбоперерабатывающих предприятий. В 1990 г. общий вылов составлял 1,6 млн т, в том числе флотом Мурманской области - 1,2 млн т; производство рыбопродукции на судах - 1390 тыс. т; производство береговыми заводами - 141 тыс.; в том числе в Мурманской области - 100,9 тыс.; экспорт - 24 тыс. т. В региональном продукте Мурманской области на рыбную отрасль приходилось свыше 30%; численность занятых - 48,7 тыс. человек. В результате рыночных преобразований, начавшихся в 1990 г., единый рыбопромышленный комплекс Северного бассейна распался по региональному признаку на четыре части: 1) Мурманская область; 2) Архангельская область; 3) Республика Карелия и 4) Ненецкий автономный округ, - которые лишь условно можно считать комплексами, так как они не обладают соответствующими признаками. Руководство на федеральном уровне понизилось до федерального агентства рыболовства (ФАР), а в регионах его политику осуществляют Комитеты по рыболовству. В отличие от Минрыбхоза СССР и его бассейновых главков, в обязанность ФАР не входит решение производственных проблем, в том числе связанных с продовольственной безопасностью страны. К настоящему времени рыбохозяйственный комплекс Мурманской области, наряду с другими базовыми отраслями и видами деятельности, сохраняет положение сектора производственной специализации региона. Основой его является рыбная отрасль, включающая добывающие и рыбообрабатывающие предприятия. Ряд предприятий и производств промышленной и непромышленной деятельности относятся по специфике выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг к обслуживающим. Рыбная отрасль Мурманской области обеспечивает примерно 1/5 общего объема вылова РФ (500-600 тыс. т). Значение области по вылову и производству рыбопродукции в Северо-Западном округе составляет около 50%. Доля в валовом региональном продукте в 2000-х годах колебалась от 9,3% (2004 г.) до 14,5% (2001 г.). Среднегодовая численность работников в 2007 г. составляла 10 358 человек, в том числе рыболовство - 8994 человек, береговая переработка - 1364 человек. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в рыболовстве - 251 151 руб., в береговой рыбообработке - 12 271,5 руб. Налоговые платежи в бюджетную систему РФ (без учета ЕСН) составили: в 2005 г. - 1475,8 млн руб.; в 2006 г. - 2336,0 млн; в 2007 г. - 2439,4 млн руб. Основная их часть (соответственно 62,5%, 65,4% и 55,8%) - платежи за пользование природными ресурсами. В территориальный бюджет поступило: в 2005 г. - 644,2 млн руб. (43,6% общей суммы поступивших налогов); в 2006 г. - 1096,8 млн (47,0%) и в 2007 г. - 1192,5 млн руб. (48,9%). Это составляет 6,9% в налоговых поступлениях бюджета Мурманской области. Промышленный потенциал отрасли претерпел коренные изменения: количество добывающих организаций в океаническом рыболовстве с 12 в 1990 г. возросло до 83 в 2007 г., рыбоперерабатывающих - с 8 до 45. Численность промысловых судов с 269 ед. сократилась до 195 ед. При этом количество крупных и больших судов со 145 ед. уменьшилось до 31, а средних, наоборот, - с 72 ед. возросло до 136 ед.; средний срок службы судов около 24 лет, что выше нормативного. С 1993 г. начал возрождаться прибрежный промысел, прекращенный в 40-х годах. В настоящее время прибрежный флот насчитывает около 70 малых судов длиной до 34 м, около 80 ед. маломерных с мощностью главного двигателя от 55 кВт и длиной от 10,7 м до 25,2 м. Нормативный срок службы истек примерно у 80% прибрежных судов. Промысловое вооружение основной части флота состоит из ручных ярусов, удочек и тралов. Лишь 5 единиц имеют на вооружении автоматические ярусы. Среднегодовой общий вылов судов Мурманской области за 2000-2007 гг. составил 589,5 тыс. т, что почти в 3 раза меньше высоких уловов 80-х годов. «Глубина» разделки рыбы на судах низкая: отношение общего объема выпущенной продукции к улову в 2000-х годах находится в пределах 80-83%, в то время как в 70-х и 80-х годах достигала 50%.Доля поставок за рубеж в общем объеме производства пищевой продукции на судах в 2000-е годы возросла с 45,8 до 52,9%. Среднегодовой выпуск рыбопродукции береговыми предприятиями Мурманской области составляет около 30 тыс. т (в 1990 г. - 100,9 тыс. т). Исследование тенденций функционирования рыбохозяйственного комплекса Мурманской области показало, что состояние его с народнохозяйственной точки зрения следует считать неустойчивым, индикаторами этого являются:
- колебание объемов вылова, производства рыбопродукции и финансовых показателей, отсутствие устойчивого их роста (стабильности);
- низкий уровень рентабельности производства (изменение от 1,4 до 11,7%, в отдельные годы - убыточность);
- большой возраст промысловых судов (в среднем 23,5 лет), что превышает нормативный срок их службы;
- высокая энергоемкость добычи - на донном промысле в 1,6 раза выше, чем у норвежцев, на пелагическом - в 3,0 раза;
- устаревшее, требующее обновления производственное оборудование у большинства рыбоперерабатывающих береговых предприятий (около 90%);
- наличие незаконного промысла и выбросов некондиционной рыбы.
Наряду с изложенным, наблюдается нерациональное использование добытых биоресурсов: некомплексность использования уловов для производства рыбопродукции; низкий уровень разделки гидробионтов и добавленной стоимости; чрезмерный вывоз рыбопродукции за рубеж прямо с моря (доля поставок за рубеж в общем объеме производства рыбной продукции на судах достигла 58%, в то время как потребление ее в среднем по России примерно в 2 раза ниже рекомендуемых норм). Потенциал развития комплекса в первую очередь связан с сырьевой базой промысла, кадровым обеспечением, технической политикой и нормативно-правовым обеспечением. Сырьевая базаИз 13 основных объектов лова в Баренцевом море и сопредельных водах по трем промысловые запасы и квоты в 2009 г. и последующих годах могут незначительно увеличиваться (треске, пикше, сайде); для налаживания широкомасштабного промысла креветки необходимы специализированные суда, оборудованные для выпуска продукции в варено-мороженом виде, которых в настоящее время имеется 1 ед.; добыча мойвы возобновилась в 2009 г. с квотой для России в 152 тыс. т (для Мурманской области - 80-90 тыс. т) и прогнозируются дальнейшее увеличение ОДУ и квоты для России. В Норвежском море возможно сокращение ОДУ на путассу. В Северо-Западной Атлантике - состояние запасов рыб неудовлетворительное и существенного увеличения добычи ожидать не следует. По шести наиболее значимым объектам промысла (треска, пикша, мойва, путассу, сельдь, скумбрия) общий объем установленных квот может составить около 1 млн т. Для стабильной работы крупных судов необходимо наличие сырьевой базы за пределами Северной Атлантики и создание экономических условий для достижения среднего уровня эффективности промысла. Полагаем, что часть крупных судов могла бы работать на условиях государственно-частного сотрудничества в намеченной к созданию Корпорации для промысла в Южном океане. Кадровое обеспечениеВ среднесрочной перспективе будет нарастать конкуренция за кадры со стороны нефтегазовой отрасли на шельфе. Эти факторы могут привести к перетоку кадров в крупные промысловые компании, а также на непромысловые суда, что создаст сложности с кадровым обеспечением промыслового флота. Техническая политикаВ среднесрочной перспективе, вероятно, будут созданы предпосылки и начнется процесс инновационного обновления флота, который в основном закончится к 2025 г. Как показывают расчеты, Мурманской области для освоения биоресурсов Северной Атлантики вместо имеющихся 265 траулеров на океаническом промысле необходимо иметь 70-80 современных эффективных судов. Прибрежный флот в среднесрочном периоде следует оснащать пассивными орудиями лова и начать приобретать специализированные суда; в целом состав этого флота сформируется за пределами среднесрочного периода, и в значительной мере он будет определяться шириной зоны прибрежного рыболовства. Нормативно-правовое обеспечениеПоправки, внесенные в ФЗ № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и в ФЗ № 52 «О животном мире», предусматривают увеличение эффективности и конкурентоспособности комплекса. С началом действия нововведений у судовладельцев остался один серьезный повод не заходить в отечественные порты - необходимость оплаты пошлин и НДС за суда, приобретенные и отремонтированные за рубежом (около 26% стоимости). Это как раз те суда, которые осваивают большую часть доступных биоресурсов. Очевидно, что государству для получения от нововведений ожидаемого положительного результата целесообразно пойти на отмену пошлин и НДС по вышеназванным судам. Наряду с ожидаемым положительным влиянием от изменений в законодательстве и нормативной базе, сделанных в последние 2 года, следует назвать и возможные издержки. Существенным стимулом является снижение сборов за биоресурсы на 90% при доставке уловов в российские порты. Но поскольку в законе для получения этой льготы нет требования обязательной реализации продукции на российском рынке, то после декларирования она может быть экспортирована. Уменьшение сборов за биоресурсы на 90% приведет к потере бюджетных доходов на 500-700 млн руб. Объемы экспорта рыбопродукции в первые 2-3 года действия нововведений, по нашему мнению, сократятся незначительно (долговременные соглашения, наличие крупных покупателей, надежность и простота взаимоотношений, адаптация к российскому рынку и т.д.). Государство получит доход в виде пошлин, но вынуждено будет возмещать НДС за товары и услуги, приобретенные на российской территории. Учитывая высокую стоимость топлива, промвооружения и другого снабжения, полагаем, что суммы НДС к возврату будут выше сумм пошлин. Почти полная отмена платы за биоресурсы, входившей в себестоимость добычи, должна привести к увеличению прибыли и налога с нее. С другой стороны, рост операционных расходов, связанных с завозом рыбопродукции для декларирования в российские порты, увеличит себестоимость добычи и производства рыбопродукции. Полагаем, что в итоге прибыль и налог на нее у Мурманских хозяйствующих субъектов изменится незначительно. Большое влияние на развитие добывающих и перерабатывающих организаций оказывает система квотирования водных биологических ресурсов. Наделение организаций долями ОДУ на длительный период, как определено в настоящее время, создает устойчивые условия для хозяйственной деятельности, позволяет аккумулировать финансовые средства для обновления производственного аппарата. В то же время нынешняя система не стимулирует повышение эффективности использования биоресурсов, при недостаточном контроле создает условия для извлечения рентных доходов и их сокрытия. В целях совершенствования порядка наделения квотами и повышения экономического потенциала рыбной отрасли предлагается: - при распределении квот ввести критерий эффективности промысла в респерспективном периоде, что позволит избавиться от неэффективных организаций (они выйдут из «тени»); - не разрешать выбор квот несобственными судами; ввести ежегодный учет выбора квот и осуществлять их перераспределение. Низкая экономическая эффективность рыболовства и недоосвоение квот в определенной мере являются следствием распыления их между большим количеством хозяйствующих субъектов (в океаническом промысле около 100). В целях экономического принуждения и консолидации целесообразно увеличить квоты, при которых разрешается выход в море, до величин расчетной производительности лова судов. Рост производства рыбопродукции на береговых заводах из охлажденного сырья будет зависеть от правил, действующих в прибрежном рыболовстве, от наличия судов с незначительным циклом обработки. Достижение поставок сырья на береговые заводы по эффективным ценам в объеме 90-100 тыс. т (в последние годы перерабатывается 35-45 тыс. т) возможно за счет: - увеличения объемов добычи в прибрежной зоне и возврата к норме «поставок сырья только в охлажденном виде»; - возобновления промысла мойвы и поставок ее в охлажденном виде сейнер-траулерами; - налаживания добычи не осваиваемых в настоящее время в прибрежье гидробионтов (стимулирование квотами трески и пикши); - переработки на филе мороженой трески, пикши и сайды. Интеграция и укрупнение предприятий, приобретение новых судов позволят увеличить производительность труда и заработную плату не менее чем в 2 раза (за счет большей обеспеченности квотами имеющихся производительных судов и вывода из эксплуатации устаревших).
Региональная особенность рыбной отрасли Мурманской области: способность достичь высокой конкурентоспособности за счет глубокой инновационной переработки донных видов рыб, в первую очередь трески. В этих целях целесообразно также разработать соответствующий рыночный бренд продукции из донных видов рыб, добытых в чистых водах Баренцева моря, воспитывать у рыбаков и приморского населения отношение к треске как к национальному достоянию. Рыбная отрасль остается потенциальным мультипликатором финансовых средств для возрождения рыбопромышленного комплекса. В настоящее время складываются благоприятные условия для запуска этого мультипликатора: запасы традиционных биологических ресурсов в Северной Атлантике находятся в хорошем состоянии и позволяют увеличить объемы добычи; принят ряд законодательных нововведений, стимулирующих выгрузки уловов на российский берег и увеличение продаж рыбопродукции, в том числе донных видов рыб на внутреннем рынке. Проблема состоит в том, чтобы не допустить выхолащивания принятых решений, направленных на поворот рыбных потоков на российский берег. Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи по теме "судов":Экономия на топливе грузовых судов Перерегистрация судов прибрежного лова Меры по стимулированию строительства промысловых судов О проблемах, связанных с использованием маломерных судов при ведении прибрежного рыболовства
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 8131 |