Проблемы научно-информационного обеспечения рыбопромыслового флота Печать

Промысловая деятельность флота в ближних и дальних районах поддерживалась и обеспечивалась промысловыми разведками

Дмитрий КЛОЧКОВ, д. б. н.. директор научно-производственной компании «Морская информатика»

Руководством страны перед рыбной отраслью поставлены задачи значительного увеличения объёмов добычи, которые отражены в Морской доктрине РФ. В ближайшее время решение этих задач, с учётом острой нехватки и старения крупнотоннажного флота, возможны, во-первых, за счёт повышения доли вылова в дальних районах промысла. Во-вторых, за счёт расширения сырьевых исследований и увеличения присутствия отечественного флота в экономических зонах иностранных государств. В-третьих, за счёт более эффективного использования сырьевой базы в российской экономической зоне.

Эти цели могут быть достигнуты только путём повышения информатизации всех основных отраслевых направлений деятельности и процессов управления: разведка и исследование сырьевой базы; своевременный анализ результатов производства флота; повышение эффективности управления флотом на промысле.

Ежегодные потери промысловых флотов в Баренцевом, Норвежском, Гренландском морях и ряде районов Северной Атлантики из-за отсутствия оперативного обеспечения флота Северного и Западного бассейнов сырьевой базой оцениваются в 150-200 тысяч тонн ежегодно. Так, только в первом квартале 2009 г. на промысле мойвы флот потерял 20-25 тысяч тонн, потому что отсутствовала соответствующая информация о сроках и направлениях миграций скоплений рыбы.

Необходимо отметить, что в советское время промысловая деятельность флота в ближних и дальних районах поддерживалась и обеспечивалась такими структурами, как промысловые разведки и штабы промысловых районов, опыт работы которых в 90-х годах был полностью утерян.

В современных условиях эти функции могут быть восполнены на качественно новой информационно-технологической основе (компьютерные, мониторинговые, спутниковые технологии, судовые информационно-аналитические компьютерные комплексы). Разработками и внедрением этих технологий последние 5-7 лет занимаются научно-производственная компания «Морская информатика» (г. Мурманск) и мурманское отделение ФГУП «Нацрыбресурс». Эксплуатация этих технологий и новых методов краткосрочного (внутримесячного) рыбопромыслового прогнозирования на промыслах пелагических и донных рыб в северо-восточной Атлантике, Баренцевом море, а также в центрально-восточной Атлантике и на Дальнем Востоке показали, что применение их повышает эффективность работы добывающего флота в 1,3-1,6 раза за счет сокращения непроизводительных затрат промыслового времени.

Отрадно отметить, что часть вопросов, не решённых в ходе мойвенной путины 2009 г., в этом году решены. Например, создана группа по оперативному информационному обеспечению судов в море, организован штаб промысла, находящийся на ЛСС «Стахановец». Кроме того, в Баренцево-Беломорском территориальном управлении (ББТУ) создана специальная координационная группа по управлению промыслом мойвы, которая проводит регулярные встречи.

В этом году эффективный промысел мойвы начался на две недели раньше, чем в 2009 г. (рис. 1), благодаря прогнозам и рекомендациям научно-производственной компании «Морская информатика», калининградские суда (группа компаний ФОР) начали лов крупной рыбы уже 23 января с производительностью более 100 тонн в сутки. При этом, слаженность действий на берегу и на море позволила сейчас выйти на промысел на 5-6 крупнотоннажных судов больше, чем в прошлом году, а отечественный вылов на 26 февраля составил 39,4 тысячи тонн при квоте 110 тысяч тонн (в прошлом году за тот же период было выловлено только 19,7 тысяч тонн - рис. 2, 3). Это стало возможно с возобновлением опыта промысловой разведки по обеспечению промысла, но на новой информационно-технологической основе.

Из этого вытекает объективная необходимость создания в Мурманске Центра краткосрочного рыбопромыслового прогнозирования и обеспечения промыслового флота Северного бассейна сырьевой базой. Этот центр мог бы входить в территориальное Баренцево-Беломорское управление в системе Росрыболовства. Другой вариант организационного решения этой проблемы - создание открытого акционерного общества государственно-частного партнёрства с участием Росрыболовства, частных компаний, отдельных физических и юридических лиц, региональных властей.

ССодержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 1 2010 г.

Еще статьи на тему "Флота":

Роль Северного морского пути и ледокольного флота

Адмирал прибрежного флота

О состоянии и перспективах развития добывающего флота для работы в северо-восточной Атлантике

Город Мурманск - порт приписки атомного флота

1 июля - День работников морского и речного флота