Главная особенности «Карелрыбфлота»
особенности «Карелрыбфлота» Печать E-mail

В начале марта 1998 года генеральный директор «Карелрыбфлота» Б.Г.Житний, отвечая в «Рыбном Мурмане» на пришедшее в редакцию письмо по поводу выплаты зарплаты, заявил нашему корреспонденту Инне Березюк:

- Что касается долгов по зарплате, то заверяю: в марте полностью рассчитаемся. Раздробив предприятие, мы улучшили организацию производства, это помогает нам более-менее успешно производить расчеты. У нас нет долгов перед бюджетом Карелии и Мурманской области...*

- Разумеется, я и не подумала, что руководителю такого ранга можно не верить или, более того, проверять сказанное им, - напишет вскоре наша Инна Петровна. - Но уже утром в день выхода газеты телефон у меня не умолкал. Возмущению работников флота и их родных не было предела. Главное, что хотели узнать звонившие: в марте какого года господин Житний предполагает рассчитаться с моряками? Были и другие звонки. Меня крыли отборным матом и интересовались, за сколько купил меня Борис Григорьевич... *

Естественно, что журналистка вновь пошла в управление «Карелрыбфлота», у крыльца которого каждое утро толпились моряки.

От них она услышала немало упреков в адрес легких на слово флотоводцев:

- Мы пришли в октябре, и до сих пор ни денег, ни валютной доплаты. Только суточные получили, и все. А отпускные два года не получал...

- Третий год ждем. Даже через суд не можем получить заработанное...

- Сходил в рейс - тысяча долларов за 4 месяца. Семья. За учебу дочери платить надо. Малыш болеет. Надо вывозить на юг. А на что?

Выслушав моряков, Инна Березюк поднялась в управление.

Первым, кого она встретила, оказался председатель профкома В.Я.Кочегаров.

- У нас нет никакой надежды, что моряки получат заработанные деньги. Обращение трудового коллектива получили и генеральный директор, и департамент по рыболовству Карелии. Все молчат. У нас начальники - сами по себе, моряки - сами по себе. Первые - специалисты мирового уровня, вторые...

- Вторым, с кем мне довелось встретиться, - пишет журналистка, - был заместитель главного капитана «Карелрыбфлота» Виктор Сергеевич Мартюшев, человек, которого я знала еще когда он был капитаном траулера «Ондозеро». Тогда команда безоговорочно верила ему, зная - в обиду не даст никого. А теперь как он себя чувствует?

- Мерзопакостно смотреть на то, как моряки маются без денег, - говорит Мартюшев. - У нас не хватает штурманов. Хорошие специалисты ушли. А мы в бедственном положении...

Вдруг, выйдя из кабинета, нос к носу сталкиваюсь с заместителем гендиректора Н.Климашевичем. Далее последовал такой диалог:

- При вас я разговаривала с господином Житним. Вам я давала материалы на вычитку. Почему же вы все вместе ввели газету в заблуждение?

- О чем речь? Все вопросы к генеральному, а я лишь заместитель по кадрам...

- Так ваши «кадры» голодают!

- Где? Покажите мне голодающего.

- Пойдемте.

В этот миг Климашевича позвали в кабинет. Я вышла на улицу, чтобы моряки при мне сказали ему все сами. Вскоре вышел и Климашевич, но меня «не увидел». Я было придержала его за руку, он резко вырвался, сел в машину и уехал. Ошалев от такого отношения к прессе, я оглянулась на моряков. Они понимающе смотрели на меня. И мы снова говорили о полной безысходности. Кто-то вновь процедил сквозь зубы: «Да-а, автомат теперь бы - самое то...». Кто-то пытался горько шутить, мол, жена выгоняет, пойду в клуб «Кому за 30...», хотя и там дамы предпочитают кавалеров с деньгами».*

Очевидно, именно такую ситуацию просчитывали «невозвращенцы», те, кто решил остаться в Новой Зеландии. Да и дамы там, очевидно, не столь привередливы - берут наших мужиков и без денег. А если говорить серьезно...

Трудовые конфликты возникали на многих судах Северного бассейна. Особенно тех, чьи фирмы-судовладельцы входили в состав Союза рыбопромышленников Севе Трудовые конфликты возникали на многих судах Северного бассейна. Особенно тех, чьи фирмы-судовладельцы входили в состав Союза рыбопромышленников Севера. Это и ДО «Виктори», и ЗАО «Полар-Си», «Сапроинжстрой», «Баренцева лизинговая компания», и ПХФ ЗАО «Смена», и ТОО «Надин»... Беспредел в необоснованных требованиях по трудовым и финансовым вопросам со стороны членов экипажей судов, находящихся за границей, вытекал именно из факта пребывания за рубежом и использовался как политически-спекулятивный рычаг давления на судовладельцев.

Фактор времени для судовладельца-работодателя играл решающую роль: из-за простоя судна валютная составляющая непроизводительных расходов растет как снежный ком при попытке решать трудовые споры в установленном российским законодательством порядке. Поэтому судовладелец вынужден выбирать из двух зол меньшее и подчас, плюнув на все, идти на уступки незаконным требованиям. Расчет экипажами делается не на российские законы, а на шумиху, создаваемую в зарубежных СМИ. Затем незамедлительно реагируют посольства, консульства, административные органы, которые, стремясь загасить скандал, в свою очередь пытаются использовать административные меры воздействия к судовладельцам без оглядки на трудовое законодательство.

- Я бы назвал это одной из разновидностей так называемого политического экстремизма (шантажа), о котором в последнее время много говорится в стране, - заявил генеральный директор ЗАО ЭК «Сапроинжстрой» Роберт Тахненко. - Ущерб в первую очередь наносится авторитету страны за рубежом, а зачинщики ответственности не несут. На членов экипажа и вышестоящих организаций по-прежнему довлеет психология доперестроечного периода, где главенствующим принципом являются административные угрозы предпринимателю, а закон по труду не принимается во внимание. Проблему пора ставить с головы на ноги. Считаю, что надо создавать профсоюз работодателей. Его главной задачей будет защита трудовых прав работодателя; определение правовых границ, при которых забастовки за рубежом могут быть признаны правомерными; взаимодействие во время таких чрезвычайных ситуаций с мурманским областным и другими профсоюзами моряков...*

Правовая вакханалия, о которой говорит в начале этой главы А.А.Евенко, вне сомнений присутствует в данных конфликтах как со стороны работников-моряков, так и со стороны фирм-работодателей.

х х х

Подводя черту, хотелось бы обобщить сказанное. Возьмем «Карелрыбфлот». Именно его плавсостав, куда раньше стремились устроиться на работу многие, оказался самым бесправным среди других крупных флотов Мурмана. Потому что интересы флотоводцев, если можно так назвать сидящих в Петрозаводске чиновников, не совпадали с интересами живущих в Мурманске моряков. Карельские руководители проводили экономически жесткую и жестокую по отношению к людям политику. Они давно просчитали, что их республиканскому рыболовному флоту достаточно иметь два современных траулера, чтобы выбирать промысловую квоту. А на оставшихся без работы моряков можно смотреть сквозь пальцы, ведь они - в Мурманске, они - чужие, а в Карелии своих забот хватает. Если судить по законам рынка, то руководители «Карелрыбфлота» и отпочковавшихся от него фирм все делали правильно. Если по совести, то...

В том-то и закавыка, как говаривал «наш Президент» Ельцин. Может, надо было не работать «по нулям» в африканских и прочих рыболовных зонах, а, не мешкая, продать убыточные траулеры, сконцентрироваться, оставить на плаву лишь рентабельное производство?

На вырученные средства построить в Мурманске современные рыбоперерабатывающие заводы, чтобы в дальнейшем жить безбедно и богато. Без проблем. Но тогда пришлось бы оставить без работы тысячи и тысячи моряков, десятки тысяч вторых членов их семей, всех тех мурманчан, которые до сих пор никак не могут уехать с Севера, держась за слабую надежду не потерять работу и вконец подорванное здоровье...

· Стратегия - работать, «РМ» от 6 марта 1998 года.

· Моряки ждут раздачи оружия, «РМ» от 15 мая 1998 года.

· Моряки ждут раздачи оружия, «РМ» от 15 мая 1998 года.

· Против политического экстремизма, «РМ» от 12 марта 1999 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.238.107.166

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .