Рожденные летать 6 |
Приказом начальника Главного управления ГВФ от 11 ноября 1936 года на Кольском полуострове был образован 235-й авиаотряд местных воздушных линий Северного управления Гражданского воздушного флота. Для организации нового предприятия руководство Северного управления ГВФ решило направить на Кольский полуостров помощника начальника управления по перевозкам В. С. Загорского. 5 апреля 1937 года Владимир Степанович прибыл в Заполярье, где в это время работала единственная авиаединица - экипаж Павла Овчинникова. А затем выехал в Мурманск. Здесь Владимир Степанович занялся, прежде всего, поисками места для создания Мурманской базы авиаотряда. Пока же было решено дислоцироваться на озере Имандра в районе Кировска, там, где находилось авиазвено Овчинникова. Выбор не случайно пал на озеро Имандра. Самый центр полуострова. Спрос на самолеты здесь особенный: стройки по всей округе - в Хибинах, в Монче-тундре, Кандалакше, Ёне. Именно здесь шло комплектование геологических партий и экспедиций. На огромной акватории Имандры можно без труда подобрать удобную губу для гидросамолетов. Зимой ледовый покров озера будет служить отличной взлетно-посадочной полосой. В районе Кировска - более устойчивая погода по сравнению с другими местами полуострова. И, наконец, в Кировске есть уже своя, хоть и крошечная, авиабаза. На первых порах можно расширить существующий пирс, построить маневровую площадку, оборудовать стоянки, построить кое-какие временные помещения. Итак, выбор был сделан. Место приписки 235-го авиаотряда найдено. В начале мая 1937 года в Кировск приехали пилоты Н. Г. Лопатко, С. С. Скоренко, С. И. Верезин, авиатехники Г. В. Дроздецкий, В. Черногоров, В. К. Гуревич, В. Н. Ноготков, В. Н. Дроздецкий. Заведующей медпунктом стала выпускница медицинского техникума Елизавета Веркина. Теперь это был уже настоящий авиаотряд. Павлу Овчинникову, старожилу отряда и старшему пилоту, пришлось много заниматься с вновь прибывшими, вводить их в строй. Очень скоро и летный, и технический состав были готовы к работе. Перед коллективом авиаторов стояли большие задачи: надо было связать Мурманск прочными голубыми нитями со всеми населенными пунктами Кольского полуострова, «сделать выход» на Ленинград, Архангельск, а в недалеком будущем - и на Москву. Вскоре С. И. Сироткин, до этого занимавший должность заместителя начальника Ленинградского управления ГВФ, стал первым командиром отряда, а начальником аэропорта - Д. В. Бессалыго.В управлении утвердили первый производственный план, согласно которому Кольским авиаторам предстояло в 1937 году налетать 900 часов. Цифра - немалая по тем временам.Отряд работал четко, слаженно. Росли постепенно партийная и комсомольская организации. К весне 1938 года в первичной партийной организации насчитывалось 15 коммунистов.В феврале 1938 года С. И. Сироткина сменил Константин Антонович Новиков - опытный пилот, принципиальный коммунист. Вот так выглядел список личного состава отряда в то время: 1. Командир отряда - С. И. Сироткин (К. А. Новиков) Они были первымиС. И. Сироткин - командир 235-го авиаотряда В 1930 году после стажировки в Научно-исследовательском институте ВВС Сергею Ивановичу присвоили звание «летчик-инструктор по аэронавигации». Несколько лет он трудился в эксплуатационно-технической службе Московского управления Гражданского воздушного флота, вел большую научную работу. В тот период им было написано учебное пособие для пилота «Наставление по аэронавигационной службе ГВФ», Сироткин возглавлял на общественных началах Первую Московскую планерную школу. В январе 1936 года его назначают заместителем начальника курсов Высшей летной подготовки в Батайске, а позднее - заместителем начальника Ленинградского управления ГВФ В апреле 1937 года С. И. Сироткина рекомендовали на должность командира первого в Заполярье авиаотряда. И. Н. Платошин - отрядный комиссар, заместитель командира по политической части В 1918 году Иван Платошин, сын крестьянина, был зачислен гвардейцем в комендатуру революционной охраны Охтинского района Петрограда. Участвовал в разгроме войск Юденича. В 1920 году, вступив в большевистскую партию, ушел добровольцем в Красную Армию. В составе отдельного кавалерийского эскадрона сражался на Кубани с белогвардейскими бандами. В 1933 году, по окончании годичного института по подготовке партийных кадров при Ленинградском горкоме ВКП{6), Платошина направили в политотдел комбината ГВФ. В Заполярье Иван Николаевич приехал в 1938 году и проработал здесь в отряде шесть лет. Ныне «Отличник аэрофлота» И. Н. Платошин - персональный пенсионер республиканского значения. Живет в Ленинграде. В. С. Загорский - начальник штаба авиаотряда, организатор первого летного подразделения Член партии с 1919 года, участник Великой Октябрьской социалистической революции. В 1922 году, после демобилизации из рядов Красной Армии, по направлению Петроградского горкома партии поступил работать в Полномочное представительство военного округа. В Гражданском воздушном флоте Владимир Степанович с 1931 года. Занимал разные должности, в том числе начальника штаба Северного управления воздушных линий. В январе 1937 года Загорского перевели в штаб 235-го авиаотряда. Затем он некоторое время руководил коллективом Мурманского аэропорта. Сейчас В. С. Загорский находится на заслуженном отдыхе. Живет в Ленинграде. А. И. Морозов - бортмеханик, один из создателей авиаотряда Морозову и Овчинникову в составе экипажа первого самолета пришлось в невероятно трудных условиях прокладывать новые воздушные трассы. В Кировске Александр Иванович проработал пять лет. Во время войны Морозов был бортмехаником в полку дальней бомбардировочной авиации. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны (первой и второй степени), медалями. За период работы в системе ГВФ А, И, Морозов налетал 11 582 часа. В их распоряжении было четыре самолета «Ш-2» и пять «МБ-1». В один из февральских дней 1938 года отряд провожал Павла Овчинникова иа новое место работы - в Петрозаводск. Расставание с человеком, которому многим обязаны первые заполярные авиаторы, было трогательным, волнующим. После переезда в Карелию Павлу приходилось довольно часто навещать своих сослуживцев в роли прикомандированного специалиста. Но теперь он был лишь гостем в этих краях. Отряд мужал. Самолеты летали теперь во все уголки полуострова - в Хибины и Монче-тундру, в район Слюдянки и к Кейвским высотам. Доставляли геологам буровые станки и другое необходимое оборудование, перевозили тяжелые рюкзаки с образцами пород. Новые трассы пролегли в районные центры. Правительство утвердило первую на Кольском полуострове пассажирскую линию: Апатиты-Умба-Кузомень-Апатиты.Большим событием стали регулярные полеты из Ленинграда в Мурманск. Трассу открыл пилот Северного управления ГВФ А. П. Лебедев. Произошло это в июне 1938 года. А буквально через несколько дней на эту линию «вышли» местные пилоты Михаил Карабанов, Семен Березин и другие. Теперь Мурманск ежедневно получал свежие центральные газеты. Жители Заполярья охотно пользовались новым, пока еще непривычным видом транспорта. В 1940 году начались регулярные почтово-пассажирские полеты в Териберку, Гремиху, Поной, Ловозеро, Краснощелье, а также в Каневку. С каждым месяцем прибавлялись не только новые маршруты, но и новые виды летной работы: круглогодичное патрулирование лесных массивов, разведка рыбных косяков и наводка судов треста «Мурманрыба». Но самой «святой» обязанностью летчики 235-го авиационного отряда считали помощь людям, попавшим в беду. Тут никто не думал ни о капризах погоды, ни о тяжелой, сверхчеловеческой усталости. Чтобы обеспечить безопасность и регулярность полетов, в сентябре 1939 года в Умбе и Кузомени установили радиостанции, поддерживающие устойчивую связь с аэропортом. Сюда, в Кировск, постоянно поступали с Терского берега оперативные данные метеосводок. Теперь, зная о резком ухудшении погоды в пунктах посадки, можно было задержать рейс самолета, предотвратить неприятности.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3664 |