Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Сохранение жизнеспособности предприятия малого бизнеса после смены владельца
Сохранение жизнеспособности предприятия малого бизнеса после смены владельца Печать E-mail

Покупатель должен тщательно оценить влияние факторов на будущую доходность бизнеса


Приобретение действующего предприятия - далеко не простое дело. Продавцы бизнеса не всегда прибегают к услугам специалистов по оценке, и стоимость выставленной на продажу компании может значительно отличаться от справедливой цены.

Под справедливой ценой чаще всего подразумевают цену состоявшейся сделки купли-продажи бизнеса, когда продавец и покупатель сошлись в понимании стоимости компании.

На справедливую цену компании влияет очень много факторов как внешней, так и внутренней среды. Покупатель должен тщательно оценить влияние этих факторов на будущую доходность бизнеса и назначить цену с таким расчётом, чтобы она обеспечила жизнеспособность компании на среднесрочную перспективу.

Вот перечень ситуаций, которые могут возникнуть в первые месяцы после смены владельца компании:

1. Прежний владелец, приняв решение о продаже бизнеса, максимально сократил рекламно-маркетинговый бюджет. За время экспозиции (т. е. время, прошедшее с момента выставления бизнеса на продажу до сделки), приток клиентов осуществлялся «по инерции» или поддерживался минимальным объёмом рекламы. Было прекращено участие в выставках и презентациях. На текущих доходах это могло пока не отразиться, однако Вы будете вынуждены увеличивать расходы на маркетинговую и рекламную поддержку купленного бизнеса.

2. С закупкой нового оборудования или модернизацией старого может произойти точно такая ситуация. Поэтому тщательно проверьте техническую документацию на оборудование, сроки техобслуживания и планового ремонта и спланируйте и эту статью затрат.

3. Похожие проблемы возникают и с персоналом: вряд ли прежний владелец увеличивал расходы на оплату труда персонала, предполагая скорую продажу компании. Даже если он индексировал зарплаты с учётом инфляции, Вам наверняка придётся повышать мотивацию ключевых сотрудников с целью повышения их лояльности к новому владельцу.

4. Вполне вероятно, что Вам не понравятся схемы управления финансовыми потоками и минимизации издержек, в том числе налоговой оптимизации. Переход на менее рискованные схемы может сопровождаться уменьшением прибыльности бизнеса.

5. Также подумайте о создании резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций. Может случиться, что поставщики сырья (комплектующих, полуфабрикатов) не решатся сразу отпускать товар в кредит, как это делалось при старом владельце и попросят некоторое время оплачивать поставки по факту, чтобы убедиться в Вашей надёжности как контрагента.

6. Наконец, Вы же предприниматель и хотите бизнес развивать. Поэтому для удовлетворения амбиций и достижения успехов в конкурентной борьбе Вы будете продвигать новые идеи, продукты и проекты, что потребует дополнительных средств.

Помните, что, покупая готовый бизнес, Вы приобретаете ресурсы: материальные и нематериальные. Человеческий ресурс в виде квалифицированного персонала является основной составляющей нематериальных активов действующего предприятия. От того, насколько Вы сумеете сохранить имеющийся человеческий ресурс и грамотно использовать его в дальнейшем, будет зависеть будущая доходность бизнеса.


будущая доходность бизнеса будет зависеть от того, насколько Вы сумеете сохранить имеющийся человеческий ресурс


Большинство собственников так называемых семейных компаний изначально строят организационную структуру так, чтобы им лично было удобно управлять бизнес-процессами и контролировать персонал, мало задумываясь о таких понятиях как инжиниринг или функциональное моделирование.

Сильная зависимость повседневного функционирования предприятия от первого лица является одной из ключевых проблем малого и среднего бизнеса.

Знакомясь с построением организационной структуры и штатным расписанием компании, которую Вы рассматриваете в качестве объекта покупки, обратите внимание на существенные признаки так называемой «семейной» схемы:

1. Владелец (или один из владельцев) компании одновременно является директором.

2. Директор лично руководит финансовыми потоками и повседневной деятельностью компании. Если у него есть заместитель из числа наёмных менеджеров, которому он доверяет ежедневное руководство компанией, всё равно ключевых клиентов (поставщиков), отношения с контролирующими органами ведёт лично сам директор.

3. В компании обязательно есть люди, стоявшие у истоков бизнеса. Необязательно это родственники владельца, но зачастую он многим им обязан в моральном плане. Бывает, что такие сотрудники уже исчерпали свой творческий и менеджерский потенциал, но владелец продолжает им платить значительно больше, чем равноценным (или даже более квалифицированным) работникам.

4. Реальная заработная плата (доход) директора не отражается в платёжных ведомостях и иногда трудно оценить её размер.

5. Предпринятые в прошлом или предпринимаемые попытки нанять высококвалифицированного управленца даже за большие деньги не приносят успеха. Всё упирается в отсутствие доверия или некомпетентность наёмного топ-менеджера.

Существует риск того, что ключевой персонал, считающий себя частью команды старого владельца, уволится вместе с ним. Чтобы минимизировать этот риск, проведите работу по «переключению» персонала на себя в три этапа.

1-й этап: работа с документами и общение с продавцом

Внимательно изучите построение организационно-штатной структуры. Зачастую бывает так, что в компании не прописаны обязанности сотрудников на бумаге (это обязательно придётся делать вам), многие функции дублируются, а за некоторые «узкие» места никто не отвечает.

Проанализировав штатное расписание, выясните, почему сотрудники на равных должностях получают разные зарплаты. Также выясните у продавца, кто именно является ключевым сотрудником (т.е. его уход повлияет на прибыль бизнеса или поставит его под угрозу закрытия).

Постарайтесь оговорить и прописать условия, на которых ключевые сотрудники останутся работать хотя бы в переходный период, пока вы не подыщете замену.

2-й этап: подготовительная работа с персоналом

Как правило, сотрудники продаваемой компании до последнего момента не знают, что их компания продаётся. Это оправданная мера со стороны продавца и продиктована заботой о сохранении бизнеса. Иногда в тайну посвящены особо близкие к продавцу ключевые сотрудники или те, которые вовлечены в процесс продажи (например, главный бухгалтер, юрист).

Поступите следующим образом:

1) С началом процедуры передачи бизнеса попросите продавца собрать трудовой коллектив и объявить, что, допустим, в компании вводится новая должность заместителя директора и Вы будете потихоньку входить в курс дела. Или, к примеру, продавец планирует привлечь инвестиции под продажу части доли (не контрольного пакета), а Вы и есть новый соучредитель. Всё это преподносится как забота о развитии бизнеса в условиях усиления конкурентной борьбы.

2) Во время переходного периода постарайтесь переключать контакты с персоналом на себя, беседуйте с людьми, старайтесь, чтобы они к Вам привыкли. Пройдёт совсем немного времени, и после Вашего вступления в полное владение бизнесом работники будут воспринимать Вас как нового хозяина.

3) Постарайтесь не менять штатную структуру хотя бы 3-4 месяца после покупки компании и вообще не делать резких движений. Когда Вы поймёте, что коллектив Вам доверяет и у Вас есть на кого опереться, можно начинать «перетряску» структуры под себя.

Таким образом, осмотрительный и взвешенный подход покупателя к назначению справедливой цены бизнеса - гарантия сохранения его жизнеспособности в будущем. Однако вполне вероятно, что Вы не найдёте на рынке предложения, отвечающего всем вашим требованиям. В таком случае приобретайте ту компанию, в которой продавец готов совместно с вами работать над повышением жизнеспособности бизнеса в течение переходного периода или добивайтесь более выгодных для себя условий сделки.

Материал подготовлен БизТорг.ру

Автор: Алексей МОСКВИЧ, ведущий специалист "Компании ГУРУС"

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 8-9 2008 г.

Еще статьи на тему "бизнеса":

Кредитный кооператив - стартовая площадка для малого бизнеса

Конференция для представителей малого и среднего бизнеса

Очередная реально работающая схема бизнеса

Самые перспективные направления бизнеса в условиях кризиса

10 направлений бизнеса, которые будут расти в кризис

Поддержка малого бизнеса в Мурманске

Совместные действия власти, бизнеса и общества


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.81.96.11

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

.
Designed by Helion LTD