Аренда офисов в Мурманске

 

Главная 1994-й год
1994-й год Печать E-mail

Каждый из нас по-своему оценивает события.

- На мой взгляд, 1994-й год еще раз наглядно показал, что представители власти, еще совсем недавно с остервенением бившие себя в грудь и обещавшие своим избирателям изменения к лучшему в их жизни, совершенно не интересуются тем, как живет сегодня рядовой российский гражданин, страшно оказались они далекими от народа, вручившего им право на управление государством, - пишет Володя Кикинов в последнем номере газеты уходящего года. - Верно заметил поэт: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Но если отталкиваться от этой фразы, то к прошедшему году по праву можно отнести лишь вторую часть этого высказывания. Вакханалия цен, сумасшедший курс доллара по отношению к рублю большинство из северян поставили в положение неимущих, с грехом пополам сводящих концы с концами, выживающих только за счет известной русской привычки не поддаваться обстоятельствам...*

- Канул в Лету 1994-й год. Были в нем дни яркие, достойные истории, были и серые, тревожные...- делится своим мнением Павел Алексеевич Быстроумов. - Не зря в народе говорят, что плохое забывается, а хорошее помнится, греет душу. А как же иначе? Если бы плохое, не дай Бог, взяло верх, то и жизни любой из нас не был бы рад...*

Какие же события, по мнению нашего ветерана редакции, запечатлелись в памяти людской или, как говорится, в общественном сознании? И нашли свое место на страницах «Рыбного Мурмана».

В первую очередь - 50-летие Победы на Севере, знаменательная дата для жителей Кольского полуострова и Северной Норвегии. Давний автор газеты старший научный сотрудник музея КСФ Алевтина Васильевна Кривенко подготовила для читателей серию материалов под названием «Дерзкие атаки катерников», проследив боевой путь экипажей торпедных катеров Северного флота. Свою первую победу катерники одержали 11 сентября 1941 года, потопив транспорт и эсминец врага. Это был итог дерзкой атаки ТКА-11 и ТКА-12 под командованием Г.К.Светлова и А.О.Шабалина. Кстати, Георгий Константинович до войны преподавал в Мурманском мортехникуме, а Александр Осипович ходил штурманом на судах Мурманского тралфлота... Как был уничтожен немецкий крейсер «Тирпиц» и о боях на Кандалакшском направлении, о подвиге Анатолия Бредова и командующем Карельским фронтом К.А Мерецкове - эти и многие другие публикации подготовила редакция еженедельника. Финалом темы стал рассказ о праздновании 50-летия освобождения Северной Норвегии от немецко-фашистских оккупантов в Киркенесе, куда с мурманской делегацией выехал П.А.Быстроумов, сам участвовавший в составе Северного флота в боевых операциях полувековой давности.

Нельзя обойти вниманием материалы кандидата исторических наук С.Н.Дащинского «Советские партизаны в Лапландии». Это был взгляд с обеих сторон границы. Откровенный и правдивый. Настолько правдивый, что в бытность Станислава Наумовича редактором «Рыбного Мурмана» он вряд ли отважился опубликовать эти свои заметки. Активным автором еженедельника на протяжении многих лет был известный заполярный историк А.А.Киселев, который в 1994-м поведал со страниц газеты о том, как воевали мурманские рыбаки в годы войны. Под рубрикой «Советы старого капитана» поместил свои «нравоучения» молодым судоводителям Борис Зайцев20 ; о фермере из Финляндии рассказал читателям также давний друг газеты Свен Локко; оттачивал свое литературное мастерство капитан «Севрыбпромразведки» Алексей Колесов21 , «поставляя» нам отрывки из своего «Морского дневника»; с большим вниманием относились в редакции к письмам Федора Пономарева - уже почти легендарного архангельского помора. Его «Рыбацкие артели» и рассказы о зверобойном промысле уникальны как свидетельства очевидца об уже отдаленных по времени событиях...

Невозможно даже контурно обрисовать круг тем и основных публикаций, с которыми в 1994-м приходил к читателю «Рыбный Мурман». Многие материалы на экономическую тематику мною уже названы и процитированы в этой книге. Многие остались «за бортом» нашего повествования. Это очерки о людях рыбного Мурмана, таких, как радист «Севрыбхолодфлота» В.В.Бодров или исследователь Баренцева моря Н.А.Маслов; это газетные номера, посвященные юбилеям ведущих предприятий Северного бассейна - 60-летию рыбного порта и 70-летию судоверфи. Как всегда, самым «непоседливым» журналистом оказалась Инна Березюк, отправившись в составе научно-исследовательской экспедиции в командировку на Сахалин. Вместе с сотрудниками научно-технической фирмы «Комплексные системы» и ПИНРО она выявляла возможность создания на Дальнем Востоке надежных систем контроля за использованием сырьевых морских ресурсов.

Вернее, выявляли возможность они, а Инна Петровна подготовила серию материалов, сравнивая положение дел на двух морских бассейнах России - Дальневосточном и Северном.

Конечно, были в нашем еженедельнике и «проходные» материалы, те, что не задевали сердца читателей. Возмущение, даже судебные иски на те или другие публикации - это нормальная жизнь хорошей газеты. Если, конечно, ее редакция готова отстаивать свою точку зрения и защищать своего корреспондента до конца. Хуже всего - безразличие читателя. А каким он был, этот наш читатель? В основном рядовой мурманчанин, которого интересовала как экономика Северного бассейна, так и своя, семейная экономика-экономия. Он, наш читатель, прекрасно помнил времена, когда батон белого хлеба стоил в магазине 20 копеек, а к концу 1994 года цена хлеба доходила до двух тысяч рублей. Это же с ума можно сойти - рост в десять тысяч раз! А пресловутая потребительская корзина из 19-ти основных продуктов питания? Если в Москве в ноябре она тянула на 93 тысячи рублей, то на Севере в два раза больше. При этом прожиточный минимум мурманчанина в среднем был равен 219400 рублей. И в этот прожиточный минимум Минтруд, скорее всего, забил нормы не жизни, а вымирания.

Не от хорошей жизни писали люди в газету свое прощальное «прости-прощай» - многие, очень многие не могли себе позволить выписывать, а тем более покупать наш еженедельник. А мы, редакция, не могли без денег выпускать газету. Так и жили, надеясь на день завтрашний.

Что ж, времена не выбирают...

Перелистываю сейчас подшивку «Рыбного Мурмана» тех лет, перечитываю отдельные статьи и постоянно задаю себе один и тот же вопрос: а правильно ли мы, журналисты рыбацкой газеты, делали, что отвлекали столько сил и нервов, готовя материалы нерыбной тематики? И, как правило, навлекали этим на себя как гнев правоохранительных, околовластных органов, так и недовольство руководителей предприятий Северного бассейна. Первые были обескуражены тем, что какая-то ведомственная газетенка, обойдя по кривой «схваченные», контролируемые ими областные издания, ни на кого не оглядываясь пишет довольно-таки острые и болезненные для людей в погонах статьи. Вторые при каждом удобном случае начинали «ворчать», мол, «Рыбный Мурман» пишет обо всем, но лишь не о делах и заботах рыбаков. «А нужна ли нам такая газета?» - заявляли самые нетерпеливые на расправу. И не ведали, не задумывались о том, что лишь сильная, популярная, читаемая всеми жителями области, но при этом своя газета способна не только выдвинуть рыбацких представителей в выборные органы власти, но и защитить самих рыбаков в самых различных ситуациях.

• Прощальное «прости», «РМ» от 30 декабря 1994 года.

• На год минувший оглянувшись, «РМ» от 30 декабря 1994 года.

20 - ЗАЙЦЕВ Борис Григорьевич, в 1954-1966 годах капитан на промысловых судах Мурманского тралового флота, почетный гражданин Мурманска (1997). Родился в 1921 году в Мурманске, русский. С 1938 года учился в Мурманском морском рыбном техникуме, затем поступил в 1-е Ленинградское артиллерийское училище. С 1941 года на фронте. После войны работал в тралфлоте, с 1966 года - заместитель начальника флота. Его именем еще при жизни было названо промысловое судно.

21 - КОЛЕСОВ Алексей Иванович, капитан дальнего плавания, писатель. Родился в 1943 году в Тверской области, русский. Окончил Мурманское высшее инженерное морское училище (1968) и Ленинградский финансово-экономический институт (1986). Работал грузчиком в Ленинграде, матросом в Мурманском тралфлоте, четвертым, третьи, вторым, старшим помощником капитана на судах Мурмансельди. С 1975 года капитан-директор, капитан-наставник, капитан-флагман в «Мурманрыбпроме». С 1982 года капитан-флагман в «Севрыбпромразведке». Командовал всеми типами промысловых судов. Автор публицистических повестей и рассказов, сборника стихов.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.146.5.43

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

.
Designed by Helion LTD