Главная Доклад о системе учета и таможенного оформления рыбопродукции (проект)
Доклад о системе учета и таможенного оформления рыбопродукции (проект) Печать E-mail

Доклад

Анализ правоприменительной практики реализации законодательной нормы об обязательности доставки уловов водных биоресурсов на таможенную территорию Российской Федерации и предложения по совершенствованию системы учета и таможенного оформления экспортируемой рыбопродукции, в том числе с использованием информационных технологий отчетности.

Согласно пункту 3.2 статьи 19 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под норму об обязательной доставке на таможенную территорию (далее - норма Закона) подпадает водные биоресурсы, добытые (выловленные) при осуществлении промышленного рыболовства.

В целях реализации нормы Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 24 декабря 2008 г. № 990 «О ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции».

В соответствии с указанным постановлением продукция морского промысла, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, доставляется для оформления и государственного контроля в морские порты в Российской Федерации.

19 марта 2008 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации», которым определен порядок и время оформления судов рыбопромыслового флота и продукции морского промысла в морских портах в Российской Федерации.

Анализ правоприменительной практики реализации законодательной нормы об обязательности доставке продукции морского промысла на таможенную территорию Российской Федерации показал следующее.

Основными задачами, которые ставились государством при принятии указанной нормы Закона было совершенствование учета уловов водных биоресурсов, контроль за экспортом продукции морского промысла, осуществление противодействия незаконному вылову и вывозу за рубеж водных биологических ресурсов и как следствие этих мер - увеличение поставок продукции морского промысла на российский берег.

При этом рыбопромысловые компании взяли на себя значительные дополнительные финансовые затраты на транспортировку продукции, уплату портовых сборов, сборов и пошлин за таможенное оформление и таможенный контроль судов и продукции, оплату услуг таможенных брокеров и т.д.

Положительным итогом реализации нормы Закона в 2009 году можно считать тот факт, что в соответствии с данными отраслевого мониторинга поставка продукции морского промысла на территорию Российской Федерации через морские порты составила 1112,84 тыс. тонн, что на 48% больше по сравнению с 2008 годом (751,5 тыс. тонн)

В тоже время количество российской рыбопродукции, поставленной в иностранные порты 2009 году, по сравнению с 2008 годом сократилась с 1356,8 тыс. тонн до 1235,6 тыс. тонн или на 9 %.

При этом удалось добиться выполнения требований постановления Правительства Российской Федерации № 184 о трехчасовом оформлении захода (выхода) судов рыбопромыслового флота в (из) морского порта комиссиями, состоящими из представителей контролирующих органов.

Вместе с тем, практика реализации нормы Закона об обязательной доставке продукции морского промысла на таможенную территорию Российской Федерации выявила целый ряд проблемных вопросов, в первую очередь, связанных с таможенным оформлением продукции морского промысла.

Необходимо отметить, что разработанный ФТС России порядок совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами (утвержден приказом ФТС России от 4 марта 2009 г. № 378) несколько упростил порядок таможенного оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввоз (вывоз) продукции морского промысла и продекларировал готовность таможенных органов действовать согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 года № 184 и утвержденного им порядка оформления судов и продукции.

Вместе с тем, до настоящего времени остались не решенными вопросы определения для таможенного оформления статуса уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, добытых (выловленных) и произведенных российскими рыбопромысловыми судами в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и иных районах Мирового океана и доставляемых на таможенную территорию Российской Федерации, а также вопросы взимания таможенных платежей и НДС.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 31 Таможенного кодекса Российской Федерации продукция морского рыболовства, полученная судном, и продукция, полученная на борту перерабатывающего судна исключительно из продукции, выловленной судном, признается продукцией, полностью произведенной в той стране, под юрисдикцией которого находится судно, т.е. в Российской Федерации. При этом Таможенным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, где должна быть выловлена (переработана) такая продукция. Определяющим фактором является принадлежность судна.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 14 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации.

В связи с указанным, такая продукция оформляется таможенными органами как импортируемая продукция в режиме выпуска для внутреннего потребления (ст. 163), несмотря на то, что согласно ст. 31 Таможенного кодекса Российской Федерации эта продукция считается продукцией, произведенной в Российской Федерации.

Режим выпуска для внутреннего потребления предусмотрен для тех случаев, когда ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются на этой территории без обязательств об их вывозе с этой территории. Это не ограничивает права лиц в последующем вывозить указанные товары на экспорт. В этом случае отдельно оформляется вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации для реализации иностранным покупателям.

Исходя из этого, складывается ситуация, при которой рыбная продукция, доставленная на таможенную территорию Российской Федерации во исполнение нормы Закона только с целью оформления её на экспорт, сначала должна быть доставлена на таможенную территорию Российской Федерации в режиме импорта, а затем вывезена с оформлением ее в режиме экспорта. Это создает для рыбохозяйственных организаций дополнительные административные и финансовые издержки по оформлению продукции.

В 2009 году от предприятий и ассоциаций рыбохозяйственного комплекса и от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не раз поступали обращения с просьбами и предложениями о внесении изменений в действующее законодательство, направленных на отмену процедуры таможенного оформления продукции морского промысла, полученной российскими рыбопромысловыми судами за пределами территориального моря Российской Федерации и ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации.
Калининградская областная Дума выступила с законодательной инициативой о внесении соответствующих изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации.

Росрыболовство поддержало данную инициативу, однако, поддержки со стороны федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в морских портах, данное предложение не имеет.

Определение статуса продукции морского промысла, добытой (выловленной) и произведенной в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и иных районах промысла, российскими судами рыбопромыслового флота как российского товара позволит разрешить эту проблему.

С этой целью необходимо внести соответствующие изменения в Таможенный кодекс, устанавливающие, что в отношении продукции морского промысла, добытой в указанных районах промысла, и доставленной в морские порты Российской Федерации в целях реализации законодательной нормы об обязательной доставке таможенное оформление не производится.

Решение данного вопроса является первостепенной задачей при подготовке предложений по совершенствованию таможенного оформления.

Кроме того, неурегулированность вопроса о статусе продукции, добытой (выловленной) в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации создает проблемы по выполнению обязанностей рыбохозяйственными организациями, связанными с уплатой НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Согласно ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров в таможенном режиме экспорта подлежит обложению НДС по ставке «0» %. При этом предприятие имеет право на возмещение из бюджета входного НДС по материалам, работам, услугам, использованным на производство этой продукции, при условии представления в налоговый орган пакета документов в соответствии со ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 4 п.1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что для подтверждения экспорта при вывозе продукции судами через морские порты среди прочих документов предусмотрено представление копии поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации.

В случае, когда судно доставило продукцию в российский порт и не выгружает её, а после декларирования ввоза транзитом вывозит за границу, таможенные органы не оформляют документ «поручение на отгрузку экспортируемых грузов». Это не предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации, поскольку фактической перегрузки не происходит. У предприятия возникают проблемы по представлению полного пакета документов в налоговый орган, подтверждающий реальный экспорт продукции, в связи с этим, предприятие не имеет права на возмещение из бюджета НДС.

Для решения указанной проблемы, по мнению Росрыболовства, необходимо внести дополнения в ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие исключение из перечня обязательных документов для подтверждения экспорта рыбной продукции поручение на отгрузку экспортируемых грузов в случае, когда продукция из районов промысла, находящихся за пределами 12-мильной зоны, ввозится в российский порт в режиме импорта, а затем без перегрузки, этим же судном вывозится в режиме экспорта.

Вопросы государственной политики в области налогообложения и таможенных платежей относятся к компетенции Минфина России, а вопросы применения таможенного законодательства и осуществления таможенного оформления - к компетенции ФТС России считаем целесообразным поручить указанным федеральным органам исполнительной власти совместно с Федеральным агентством по рыболовству в кратчайший срок рассмотреть указанный вопрос и выработать единую позицию о способах ликвидации противоречий таможенного законодательства в определении для таможенных целей статуса продукции морского промысла.

Значительные задержки таможенного оформления судов с продукцией морского промысла на экспорт, связанны с отсутствием методики определения цены на продукцию морского промысла, применяемой для расчета таможенной пошлины.

По мнению рыбопромысловых компаний цены на поставляемую продукцию, определяемые таможенными органами зачастую не имеют ничего общего с реальными ценами на мировом рынке, не учитывают сезонные колебания спроса на морепродукты и глубины её переработки (стоимость минтая б/г и минтая не разделанного разнится почти в 2 раза), размерного ряда и т.д.).

Кроме того, считаем, что ФТС России при реализации выборочного контроля в отношении судов рыбопромыслового флота и продукции морского промысла должен быть пересмотрен порядок, установленный приказом № 1604 от 24 декабря 2007 года «Об утверждении Порядка применения случайной выборки для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств», который бы основывался на получении таможенными органами данных о неблагонадежности рыбопромысловой компании.

2. По вопросу совершенствования учета экспортируемой продукции.

Решение вопроса об отмене таможенных процедур в отношении продукции рыболовства добываемой российскими рыболовными судами за пределами территориального моря мог бы значительно облегчить проблемы при оформлении экспорта. Рыбодобывающие компании, осуществляющие экспорт вынуждены проводить по сути «двойное» декларирование одного и того же товара в период нахождения в российском порту судна с уловом на борту. Таким образом, практически не возможно декларирование продукции на экспорт до фактического её прихода в порт.

Действующая нормативно-правовая база позволяет осуществлять оформление продукции морского промысла с использованием электронного обмена информацией. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность разработки технологических схем таможенного оформления крупных судов рыбопромышленных компаний, зарекомендовавших себя как добросовестных и эффективных пользователей водных биоресурсов. В этих соглашениях могут быть детально проработаны вопросы использования информационных технологий при передаче данных об экспортном грузе между контролирующими органами (ПС ФСБ России, ФТС России, Россельхознадзор, Росрыболовство). Практика разработки и использования технологических схем предусматривает использование инструкций по подготовке электронных уведомлений об экспорте, что должно способствовать сокращению непроизводительных затрат экспортеров и положительно отразиться на конкурентоспособности российской продукции морского рыболовства на мировом рынке.

В настоящее время информация об объёмах экспортируемой рыбопродукции поступает в Росрыболовство через отраслевую систему мониторинга в виде обработанных судовых суточных донесений капитанов рыбопромысловых судов (далее - ССД).

Однако текущий формат ССД и способы его передачи не гарантируют достоверности предоставляемой информации. А отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и состав передаваемой в ОСМ информации, не определяет ответственность капитанов за её достоверность.

В связи с вышеизложенным, целесообразно:

1. Разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок и состав предоставления в ОСМ данных о производственной деятельности рыбопромысловых судов и организаций рыбохозяйственного комплекса, предусматривающего, в частности, подачу сведений об объёмах и составе экспортируемой рыбопродукции.

2. Предусмотреть при передаче вышеуказанных сведений использование технологии электронно-промыслового журнала с использованием электронной цифровой подписи для придания юридической значимости передаваемой информации.

3. Доработать межведомственное соглашение об информационном взаимодействии с ФТС России в части необходимости получения сведений об объёмах и составе экспортируемой рыбопродукции.

Информация для руководителей предприятий


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.147.205.154

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .