Все начиналось с тралбазы |
Среди предприятий-орденоносцев Мурманска самая высокая награда у Мурманского морского рыбного порта.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1966 года он удостоен ордена Ленина. Так был оценен труд коллектива, отличившегося в годы семилетки в борьбе за высокую производительность труда, внедрение механизации погрузо-разгрузочных работ и досрочное выполнение государственного плана. Между тем, в местных краеведческих и исторических материалах о тружениках рыбной промышленности Заполярья информация о поистине героической работе портовиков весьма скупая. Даже маститые авторы в основном писали о трудовых и боевых подвигах рыбаков, забывая, что без надежного тыла, коим для рыбаков является порт, промысловики вряд ли смогли бы поражать страну рекордными уловами. У меня есть все основания говорить об этом. И не только потому, что мне много довелось писать о портовиках. Моя трудовая биография в Мурманске полвека назад начиналась в порту. В то время мы осваивали мощности только что сданного в эксплуатацию второго холодильного завода Мурманского рыбокомбината. С пуском его сразу ускорилась обработка траулеров, доставлявших в порт свежую рыбу. Тогда как раз и началось длившееся многие годы соревнование тружеников рыбного Мурмана под девизом «Берег - промыслу, промысел - берегу», способствовавшее резкому увеличению добычи рыбы и выпуску рыбной продукции. Инициатива, помнится, исходила от бригад портовых рабочих, в числе которых была бригада Валентины Черномор. В ту пору порт был уже самой крупной в стране специализированной рыбной пристанью. А начало ее истории связано с созданием в 1926 году траловой базы, являвшейся составной частью первого промышленного предприятия города - Мурманского морского торгового порта. Самостоятельность же рыбацкий порт получил только 3 июня 1934 года. В канун Великой Отечественной войны в нем базировались более 70 траулеров, 3 рефрижератора и много мелких промысловых, приемно-транспортных и вспомогательных судов. В годы войны большинство из них работало на оборону, а сам порт не только принимал промысловые суда, но и обрабатывал транспорты союзнических конвоев, доставлявшие оружие, технику и боеприпасы для Красной Армии. В сложнейших условиях прифронтового города, под частыми вражескими бомбежками только в 1942 году коллектив порта переработал 53788 тонн военных грузов. Позднее объемы работ стали быстро нарастать. В труде отличились женские бригады грузчиц Колесниковой, Саккулиной, Бойбородиной и Кретовой, а также работники автогужевого цеха Инюкина, Дядкинская, Басов, Крылов, Колганов и многие другие, имена которых, к великому сожалению, установить мне не удалось. На их долю выпало и участие в восстановлении разрушенного портового хозяйства в первые послевоенные годы. К 1958 году порт, закончив восстановление своего хозяйства, превратился в огромное береговое предприятие, без которого невозможна была бы успешная работа рыбной промышленности Мурмана. Началось планомерное внедрение большой и малой механизации на всех его производственных участках. Именно тогда появились созданные портовыми новаторами Г. Ляпиным и А. Сапожниковым столы-эстакады с регулируемой по высоте платформой, ускорившие перегрузку рыбы из трюмов траулеров в вагоны-рефрижераторы. Огромную помощь промысловикам оказывали водолазы порта, задействованные в ремонте плавбаз и больших морозильных траулеров. При загрузке вагонов начали использовать электропогрузчики. Деревянные причалы стали заменять на железобетонные. Эти и другие новшества в работе коллектива позволили в 1969 году снизить среднюю стоянку судов под грузовыми операциями на 2,7 суток. В том же году по заказу порта в Ленинградском институте «Гипрорыбпром» был разработан проект его реконструкции. Главной целью проекта было улучшение работы предприятия на основе механизации и укрупнения производства. Предусматривалось также освоение пневматической выгрузки рыбы с судов. К этому времени начала давать тепло новостройка - центральная котельная, работающая на мазуте, все производственные процессы в которой были механизированы и автоматизированы. Старую котельную, расположенную у восьмой проходной и работавшую на угле, снесли, построив на ее месте столовую. В результате всей этой работы порт в 1970 году впервые получил прибыль от реализации работ и услуг и перешел в разряд рентабельных предприятий. Его трудовые успехи были отмечены Ленинской юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Награды получили и многие портовики. Совершенствование хозяйственного механизма и организации труда продолжалось вплоть до распада Советского Союза. 7 марта 1974 года портовики подписали договор о социалистическом соревновании с рыбокомбинатом, фабрикой орудий лова, ЦПКТБ, ПИНРО и Гипрорыбфлотом. Договор имел цель помочь промысловикам, прежде всего траловому флоту, выполнять производственные задания. Так оно и получилось на практике. Пример в труде в те годы подавали укрупненные комплексные бригады Юрия Зарецкого, Петра Жолтова, Николая Омельченко, Нины Кириленко, Евдокии Барышкиной. Перестройка внесла серьезные перемены в жизнь портовиков. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики, пришлось осваивать новые, нетрадиционные виды услуг.В рыбном порту стали обрабатывать экспортно-импортные грузы, в том числе осуществлять перегрузку цветных и черных металлов, оказывать услуги по погрузке лесоматериалов и хранению на портовых площадках контейнеров с нерастаможенными грузами, выполнять множество других не свойственных такому предприятию видов работ. Коллектив выдержал суровое испытание рыночной стихией, сохранил свой костяк и лучшие традиции, заложенные первыми поколениями портовиков, говорил мне не раз бывший начальник порта Валерий Кусков. У истоков рождения предприятия стояли целеустремленные руководители - Арнольд Лаар, Михаил Маркелов, Константин Соболев. Помнят здесь и первого послевоенного начальника порта Георгия Тисленко, трудовая жизнь которого с 1930 года и до ухода на заслуженный отдых была связана с Мурманском, с рыбной промышленностью Северного бассейна. Добрую память оставили о себе и последующие руководители порта Яков Бургутто, Тимур Щербаев, Иван Шаньков и Валерий Кусков. Все они были отличными организаторами и знатоками рыбацкого дела. Этими качествами обладает и нынешний руководитель порта Владимир Соколов, под началом которого мурманские портовики постепенно, но уверенно возвращают предприятию его былую славу. Слагаемыми производственных успехов многотысячного коллектива здесь считали и считают не только сам труд людей, но и их быт, культуру, спорт. Еще в пятидесятые годы в порту было создано сильное спортивное общество, которое постоянно обновлялось и пополнялось. В 70-80-е годы был подготовлен 21 мастер спорта СССР, в том числе первые в Заполярье мастера спорта международного класса - биатлонисты Дмитрий Скосырев и Анатолий Грушевский, принесшие заслуженную славу всему Мурманску. Созданный усилиями профсоюзного комитета народный ансамбль неоднократно выходил победителем областных и зональных смотров художественной самодеятельности. Гордятся портовики и своей турбазой, расположенной на берегу Туломы. В лучшие времена ее ежегодно посещали, поправляя свое здоровье, до трех тысяч работников.Сегодняшний Мурманский морской рыбный порт - предприятие, состоящее из очень сложных и разнообразных по своему назначению служб и районов. Это и энергохозяйство, которое предназначено для обеспечения судов и расположенных на территории пристани малых предприятий электроэнергией, водой, паром, и железнодорожное хозяйство, и нефтебаза, и собственный флот. О бывшей тралбазе, давшей предприятию путевку в жизнь, теперь здесь ничто не напоминает. Да и само слово «тралбаза» давно уже вышло из обихода портовиков. Но что было то было. 14 февраля 2006 года порт преобразован в акционерное общество, но сохранил статус государственного предприятия. Это позволило коллективу выйти из сложнейшей финансово-экономической ситуации и постепенно набирать темпы экономического роста. В 2008 году впервые за последние 15 лет ему удалось выйти на положительные финансовые показатели и получить свыше пяти миллионов рублей чистой прибыли. Предприятие выполнило все взятые на себя социальные обязательства перед своими работниками. В следующем году началась реализация собственных инвестиционных программ по модернизации старых и строительству новых холодильников, обновлению причалов. К сожалению, обещанная мурманским портовикам помощь от государства в полном объеме так и не поступила в 2009 году. Так что им снова придется рассчитывать на собственные силы, прежде всего за счет более эффективного использования и развития ресурсного потенциала, укрепления деловых связей с партнерами по рыбохозяйственному комплексу Мурманска, считает генеральный директор порта Владимир Соколов.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1504 |