Закон о концессиях позволит запустить механизм инвестиций Печать

Объект концессионного договора может быть только реконструирован или модернизирован

- Мы запускаем новый инвестиционный механизм. Вступление в силу Закона «О концессионных соглашениях» позволит привлечь в жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное строительство, развитие социальной сферы порядка 3 миллиарда долларов год, - заявил спикер Госдумы Борис Грызлов, комментируя Федеральный Закон. Он подчеркнул, что многие развитые страны и страны с переходной экономикой успешно привлекают инвестиции, используя договорные отношения - концессионные соглашения - между государством и частным инвестором.

- Как свидетельствуют статистические данные, ежегодно на основе концессионных механизмов в мировую экономику инвестируется более 80 миллиардов долларов, - подчеркнул Грызлов и отметил, что в настоящее время в государственной и муниципальной собственности находится большое количество объектов недвижимости, которые не могут быть приватизированы, но вместе с тем нуждаются в постоянных и немалых денежных средствах.

Закон о концессиях, ликвидируя существенный пробел в российском законодательстве, позволит запустить механизм инвестиций в эти объекты, отметил глава нижней палаты парламента. При этом он подчеркнул, что в законе однозначно оговорено, что объект концессионного договора может быть только реконструирован или модернизирован. При этом не допускается изменений целевого назначения этого объекта.

Кроме того, в законе прописаны и вопросы земельных участков, на которых находится данный объект. Оговаривается, что земля не является объектом соглашения, таким образом, исключаются возможные махинации с земельными участками.

Для многих отраслей вступивший в силу в 2005 году Федеральный Закон «О концессионных соглашениях» открывает новые возможности привлечения дополнительных инвестиций. Особенно востребованной концессионная деятельность будет, скорее всего, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Заместитель руководителя Госстроя Юрий Тыртышов отметил, что Закон о концессиях открывает новые возможности в реализации национального проекта «Доступное жилье».

— Как известно, проект специального закона об инвестиционных соглашениях готовился в составе пакета законопроектов по формированию рынка доступного жилья. Затем было решено учесть интересы ЖКХ в общем Законе о концессиях. И это оправдало себя. Сняты барьеры, мешавшие бизнесу, частным инвесторам прийти в ЖКХ, в котором существуют три блока проблем: законодательный, социальный, тарифный.

Что касается социальной защиты потребителей - решение найдено через систему субсидирования. В тарифной политике приняты
экономически обоснованные стандарты, предусматривающие самоокупаемость оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

Закон о концессиях вносит большую ясность в правовую базу, на которой строятся отношения инвесторов с собственниками объектов. Иными словами, бизнес получил абсолютно прозрачные правила игры на данном рынке и может теперь определиться, куда, зачем и как вкладывать средства.

По различным экспертным оценкам емкость российского рынка жилищно-коммунального хозяйства для концессионной деятельности примерно два триллиона рублей. Но частный бизнес пока не спешит вставать в очередь за концессионным рублем. Претенденты на эти виды участия в обслуживании ЖКХ представлены главным образом «дочками» крупного бизнеса, претендующего на широкомасштабные проекты.

Прогрессивность же Закона о концессиях заключается еще и в том, что позволяет участвовать в них малому и среднему бизнесу, мелкому инвестору. В ЖКХ как раз очень много небольших объектов, в основном и вызывающих «головную боль» городских и поселковых властей.

На роль концессионера могут рассчитывать предприниматели, располагающие капиталом около полумиллиона рублей, если, например, речь идет о котельной или местном водозаборе, что вполне по плечу «олигарху» поселкового масштаба. Более того, в отрасли - огромное число отдельных узлов и агрегатов, по отдельности не требующих вложения крупных сумм. К примеру, группа жильцов объединенных в ТСЖ, может взять в концессию котельную, обслуживающую их дома. При этом Закон предусматривает три формы оплаты: денежную, услугами или имуществом, созданным в результате концессионной деятельности.

Стать концессионером проще, чем казалось раньше. Но быть им достаточно трудно. Госстрой исходит из 65 процентов износа основных фондов в ЖКХ. Для безынициативных людей - это повод опустить руки. Для настоящего бизнеса с высокой деловой активностью - обширное поле возможностей проявить себя и получить, скромно говоря, неплохие дивиденды на вложенный капитал. Два триллиона рублей все-таки взяты не с потолка. К тому же концедент-собственник вправе прервать отношения, если не соблюдаются договорные обязательства.

Концессионер призван заботиться не только о собственном кармане, хотя в этом - смысл его бизнеса. Он должен обеспечить высококачественную и эффективную работу доверенного ему концедентом объекта.

Предприятия ЖКХ обременены многомиллиардной кредиторской и дебиторской задолженностью. При этом многие из них изношены до предела, физически и морально устарели. Несмотря на убранные барьеры, согласитесь, брать такое наследство малопривлекательно. Именно потому парламенту целесообразно поскорее определиться с многострадальным законопроектом о финансовом оздоровлении жилищно-коммунального хозяйства. Необходимость реструктуризации долгов ЖКХ давно назрела и очевидна каждому здравомыслящему человеку.

Конечно же, надо провести своего рода «предпродажную» подготовку объектов, привести их в божеский вид. У государства накопилось изрядное количество невыполненных обязательств перед ЖКХ. Следовательно, потребуется усилить финансирование соответствующих разделов федеральной целевой программы «Жилище», что, надо надеяться, будет сделано в ближайшее время.

По сообщению пресс-службы Минтранса, заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Аристов заявил, что после вступления в силу Закона «О концессионных соглашениях» появилась возможность подключить к развитию транспортной инфраструктуры частные компании.

Важным посылом является привлечение инвестиций в создание и реконструкцию различных проектов транспортной инфраструктуры, которые в настоящее время испытывают дефицит бюджетного финансирования либо вовсе не финансируются. Закон предлагает реальный механизм эффективного привлечения частного капитала.

Независимые экспертные оценки показывают, что потенциальная емкость рынка частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры России оценивается на уровне 10-12 миллиардов долларов США в год. Инвесторы выражают заинтересованность в участии в инвестировании транспортной инфраструктуры. Серьезным препятствием для привлечения крупных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры являются несовершенство законодательной базы, низкая инвестиционная привлекательность отрасли. В последнее время

Минтрансом России совместно с другими заинтересованными ведомствами велась активная работа по разработке необходимой нормативно-правовой базы, выработке организационно-правовых и финансовых механизмов привлечения частных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты.

Однако во всем мире иного, кроме концессионного, эффективного механизма привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры просто не существует. Именно частный российский бизнес должен «засучить рукава» и поднять ЖКХ из разрухи.

Журнал "СЕВЕР строительный", № 6 июнь 2006 г.

Еще статьи на тему "Закон":

Закон для строителя

Разрабатывать закон надо с учетом мнения строителей

Подписан новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

О внесении изменений в Закон Мурманской области «О выборах Губернатора Мурманской области»

Закон Мурманской области «О патентной системе налогообложения»