Новые вызовы по управлению старыми рыбными запасами Северо-Восточной Атлантики Печать

Управление рыбными запасами высокочисленных объектов рыболовства в Северо-Восточной Атлантике

B.K. Зиланов, Руководитель Департамента рыбной промышленности Мурманской области, Мурманск, Россия

Рыбные ресурсы Северо-Восточной Атлантики с сопредельными морями - Балтийским, Северным, Норвежским, Гренландским и Баренцевом являются наиболее изученными по сравнению с другими районами мирового океана, и вот уже не одну сотню лет составляют основу рыболовства большинства стран Европы.

Общий вылов в этом районе за последние 10 лет составляет от 8,7 до 11 млн т в год при среднегодовом улове— 10,1 млн т. Основу продукции дают 12-15 объектов лова. Причем четыре из них -сельдь, путассу, мойва, треска - наиболее значимо представлены в рыболовстве. Так среднегодовые уловы каждого из этих объектов за последнее десятилетие составили: сельди - 1,9 млн т, путассу - 1,5 млн т, мойвы - 1,2 млн т, трески - 988 тыс. т.

До середины 70 годов XX века управление рыбными ресурсами Северо-Восточной Атлантики базировалось в основном на применении технических мер: ячея в тралах, в дрифтерных сетях и других орудиях лова; ограничение по районам и сезонам лова; через промысловые усилия и т.д. Эти меры применялись выборочно, и как правило к наиболее значимым в рыболовстве запасам. По существу для этого периода, а он в истории управления рыбными запасами Северо-Восточной Атлантики наиболее продолжителен по времени, колебания в выловы были обусловлены в основном природными факторами. И главный из них флюктуация численности наиболее массовых объектов рыболовства. В целом результативность промысла отражала кривую состояния запасов.

С принятием конвенции ООН по морскому праву 1982 год, которая обязывает осуществлять рыболовство в рамках научно-обоснованных общих допустимых улова (ОДУ) того или иного запаса, обеспечив сохранение и управление этими запасами, таким образом, чтобы не подвергать их опасной и чрезмерной эксплуатации (ст. 61,62). Изменилась и стратегия рыболовства.

Управление рыбными запасами высокочисленных объектов рыболовства в Северо-Восточной Атлантике и сопредельных морей, посредством управления ОДУ, стремительно нарастало в конце XX и начала XXI веков, достигнув в 2006 году своего максимума. Именно в конце 2006 года последний крупный запас - путассу гибридо-норвежского стада, - впервые на сезон промысла 2007 года также будет осуществляться посредством ограничения объема общего допустимого улова. Кроме того, в начале 2007 года была достигнута договоренность группой стран об осуществлении рыболовства в пределах ОДУ и по другому крупнейшему запасу - атланто-скандинавской весеннее нерестующей сельди, которая последние четыре года на практике не регулировалось, хотя ОДУ и рекомендовались.

Таким образом, с принятием этих двух важнейших решений по основным массивам рыбных запасов - путассу и сельди - наступила эпоха нового режима управления всеми морскими живыми ресурсами и рыболовством в Северо-Восточной Атлантике и сопредельных морях посредством регулирования, основанных на рекомендациях международного Совета по изучению моря (ИКЕС) по общим допустимым уловам и окончательного их принятия к практической реализации группой стран наиболее заинтересованных в эксплуатации этих запасов. Подобной системы нет ни в одном районе Мирового океана, где осуществляется рыболовство в столь больших объемах, охватывающих десятки объектов лова.

Установление с 2007 года упомянутого выше режима управления морскими живыми ресурсами Северо-Восточной Атлантики в сопредельных морях бросает новые вызовы как всей системе их управления, так и рыболовству в целом. К этим вызовам относятся два главнейших:

Насколько оправдано управление посредством ОДУ подверженных значительным природным колебаниям численности таких объектов как путассу, сельдь, мойва?

Не приведет-ли такой подход к недоиспользованию этих запасов в периоды увеличения их численности?

Монополия одного органа (ИКЕС) на формирование принципов и моделей расчета ОДУ, их рекомендаций для практического применения. Не приведет ли такой подход к подавлению конкурентности научных идей по этому направлению?

Ответ на первый вызов дает анализ рыболовства путассу за последние 35 лет, который осуществлялся без какого либо управления посредством ОДУ и он дал возможность промышленности устойчиво использовать природные факторы: с роста численности увеличился вылов, с ее снижением уменьшился вылов. Для этого запаса управление посредством ОДУ на данном этапе развития рыболовства и научных знаний об этом объекте по моему мнению приведет к потерям рыболовства.

Что касается монополии ИКЕС, как единственного органа, вырабатывающего рекомендации по ОДУ всех запасов Северо-Восточной Атлантики и сопредельных морей, то здесь комментарии излишни. Ответ очевиден. Достаточно проанализировать эти рекомендации по основным запасам в сопоставлении с результатами рыболовства -трески, окуней, сельди, мойвы, путассу и других объектов рыболовства в Северо-Восточной Атлантике.

Необходимо также иметь в виду, что в открытых районах Северо-Восточной Атлантики за пределами 200-мильных зон имеются недоиспользуемые рыболовством запасы пелагических и глубоководных видов.

Рыболовство в Северной Атлантике: реальность и перспективы

Еще статьи на тему "рыболовства":

Координация взаимодействия прибрежного рыболовства и береговой рыбопереработки

Есть будущее у прибрежного рыболовства!

Практические вопросы и проблемы исполнения законодательства РФ в области рыболовства

Зарубежный опыт развития прибрежного рыболовства

Районы прибрежного рыболовства

О вступлении в силу новых правил рыболовства

Есть будущее у прибрежного рыболовства!